Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: свадебный обряд Пинежья

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ПИНЕЖЬЯ

(курсовая работа)

Выполнила студентка

музыкально - художественного

факультета 205-ФР

Щигалева Н.С.

Проверил Михно О.

Челябинск

2000 год

Введение.

Свадьба как обязательный семейно - бытовой обряд зародилась в глубокой древности. Находясь в прямой зависимости от общественного уклада, она исторически развивалась и в русском крестьянском быту постепенно превратилась в многосоставное "действо" - своеобразную театрализованную игру, длившуюся несколько дней. Свадебный обряд во все времена занимал в жизни народа важное место. Без него брак не получал признания. Даже привнесенное христианством церковное венчание не ослабило в свадебном обряде ведущей роли народной традиции. Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден православный церковный обряд, но не было традиционного свадебного обряда, общественное мнение отказывалось принимать брак.

Ритуал церковного венчания разделял "сценарий" свадебной игры на две части. Вторая, после венца, - это собственно свадебный пир - "красный стол" или "княжий стол". Основная же драматургия свадебной игры развивалась в первой части; здесь были сосредоточены главные решающие моменты обряда: просватанье, девичник, сговор, прощание невесты с "красной красотой", традиционная баня, благословение, а затем встреча и проводы свадебного поезда. Народ верил, что с помощью этих действий обеспечит счастье и благополучие будущей семьи, и в этом, собственно говоря, заключался смысл обряда.

Сходные моменты лежат в основе свадебных традиций всех русских местностей. Но есть и некоторые отличия. В данной работе мы рассмотрим свадебный обряд Пинежья, записанный фольклорнымиэкспедициями филологического факультета МГУ в Пинежском районе Архангельской области в
1970 - 72 годах. Наиболее полно свадебный обряд был записан в деревне
Кушкопала.

Свадебный обряд Пинежья.

(Записан от жительниц деревень среднего течения Пинеги от Нюхченского до Труфаногорского сельсоветов).

Свадьбы в этой местности делали в большинстве между Ивановым днем и
Покровом. До сватовства родители невесты дают задаток - платок шелковый или гарусовый, или шаль. Это значит, что согласны невесту отдать. Тут же договариваются о сватовстве, которое назначается дней через 3-5, чтобы можно было немного подготовиться.

Свататься приходили втроем: жених, его отец, крестный. Женщины обычно не ходили свататься. Сваты, войдя в избу, проходили под матицу, на середину избы и начинали диалог:

- Проходите! Садитесь.

- Мы не сидичи, а ходячи. У нас жених, у вас невеста, можно ли в одно место свести, да род завести?

После этого помолятся, самовар ставят. Отец идет к невесте, спрашивает согласна она или не согласна (согласна, не согласна - все равно отдают).
После этого выводят невесту к столу, она здоровается, за стол садится.
Сватов за стол сажают, угощают. Когда все сидят за столом, угощаются, то
"чужая сторона" пела песню "Матрена, матренушка" (№ 1). За столом договариваются, когда свадьба, много ли даров за невестой, какие дары.
Обговорят все, обрядятся, да и домой идут. А невеста отцу с матерью в ноги падает и причитает:

Я спрошу у вас да не лестью,

Вы скажите мне да не тайна,

Что у вас то были за люди,

Что у вас то были за гости?

Звонко громко да приезжали,

На нову поветь да заезжали,

В нову горенку да зоходили,

За дубов стол да садились,

Меня, красну девушку, да спросили,

Среди полу дубового да становили,

Мне стоять то велели, да не шататься,

Мне глядеть то велели, да не смеяться.

Я стояла - то да не шаталась,

Я глядела - то да не смеялась,

После этого невеста начинает бить поклоны: молится и причитает каждому, кто есть в семье- братьям, сестрам, и в конце причитает о себе.

Посидки

Когда узнают, что невесту просватали, подружки ее все идут к ней домой или в этот день, или на другой день, если сватовство поздно кончилось. На посидки невесту выводят две женщины, кругом девки сидят. Когда невесту просватают, на нее надевают повязку и закрывают платком, она должна причитать. Если девка шла за любимого или не умела причитать, ей глаза натирали луковицей, что бы слезы бежали. Если девушка не плакала- так осуждали: "Эта то, значит, хочет замуж". После просватанья, когда девушка невестит (бывает дня два, а бывает две недели), много причитали. Невеста сидит на лавке и падает в ноги каждому, кто войдет и причитает. Попричитает родным, потом к девушкам обращается, своим подружкам. Про себя рассказывает, плачет, а потом советует, чтоб они замуж не торопились. Целую неделю невеста причитала и каждый день в новые платья переодевалась.

В ту неделю, когда девушка просватана, да и во все время до самой свадьбы, много девушки песен поют, по деревне вдоль ходят- поют, и в доме невесты поют, и на повети. Очень часто пели песню про обманщицу "Аннушка - обманщица" (№ 2).

Расплетание косы

Утром, перед заручением, начинают топить баню. В доме невесты собираются гости. Когда баня готова, невесту наряжают в длинную рубашку, ставят ее возле шкафа. Девки под руки ее держат, а сзади старухи поют. У невесты на голове бисерная хазовая повязка. Когда приходит время косу расплетать, она повязку снимает и держит в руках. В косе ее иголка, колючки разные, вся коса спутана, веревками перевязана. Девки начинают косу расплетать, невеста не дается, просит брата отогнать подружек. Брат девушек держит, которые должны косу расплетать. Невеста причитает. Уж как расплетут косу, невеста так причитает, что плачут все, кто есть в избе:

Уж вы милые подружечки,

Порядовные соседушки,

Уж вы что да наделали:

Мои русы волосы да растрепали,

Мою русу косу расплетали.

А куда вы меня снаряжаете,

Куда вы меня сподобляете?

Баня

Когда косу расплетут, снова надевают повязку ей на голову и одевают в рукавицы, шубу, шаль (даже летом). Оденут ее так, она сядет на лавку, обхватит мать и причитает ей. Потом, причитая, просит брата истопить баню.
В баню невеста обычно идет с двумя подружками, которые расплетали ей косу.
На волосы наложена повязка, невеста закрыта платком. По пути в баню она причитает, обращаясь к подругам:

Уж вы милые мои да подружки,

Пойдемте в парну да жарку баенку

Помыться да попариться,

Смысть тоску да кручинушку,

Сполоснуть да слезы горючие

С бела лица да румянова,

С ретива сердца да желанного,

На моем веку да не впервую,

А на девьем веку да в последнюю.

Понячасалась я буйной головушки гладехонько,

Наплялась я боле русой косоньки да малехонько,

Наскладалась да алых ленточек,

Трех аршинных да трех полтинных,

Они не дороги были да мне хороши.

В девицах я была да не первая,

У ребят была да не последняя.

В бане невеста с подружками по настоящему моется. Подружки веники заметят и зовут какую - нибудь девку веник тащить. Вытянет невесты веник - замуж выйдет, а женихов - еще посидит в девках.

После бани мать встречает невесту на передызе с ковшом или братыней в руках, подает ей воду. Через порог пить нельзя, невеста порог переступит и выпьет. К дому подойдет брат или отец, какой в доме есть мужчина, она им причитает. Брат откроет ворота и впустит девушек. После бани вечером, молодежь собирается у невесты дома, и поют простые песни, частушки.

Заручение (белила)

После бани заручать приезжают, женихов встречает невестин брат родной да зятья: сперва приезжих пивом обнесут, потом вином. Вином обносить и значит заручать. Тут и поют "Белокаменные палаты да грановиты" (№ 3). Потом брат и зятья жениховы просят: "Выведите княгиню". Вот ее и выведут на поветь под руки. Невестка с одной стороны держит, сестра с другой. На невесту одеты сарафан, полушубочек, на руке шаль повешана, на плечах и на шее за лямками сарафана три платка, бусы висят, цепи серебряные, янтари, на руках браслеты, кольца, в ушах чушки серебряные, в перчатках цветных, вязаных - голыми руками не здороваются, на голове повязка, а сверху повязки венок золотой их бисеринок. Женщины ее держат, она стоит, глядит на жениха, не моргнет. А жених подойдет, поздоровается, дернет ее за косу: "Чья дочь?". Если жених строгий, так сильно дернет, больно, да тут же и на ногу наступает. После того как невеста ответит: "Олексеевна" - жених целует ее в губы и на свое место отходит. В это время песню поют "Иван - то Марье на белила дает". Невеста обносит всех вином. Рюмок много на подносе стоит, у богатых то человек тридцать жениховой родни приезжает. Первому подносят жениху, он отопьет и кладет в рюмку золото. Невеста допивает из рюмки и берет золото, надо чтоб не уронила. Затем обносят остальных, все выпивают, ничего не едят тут и не закусывают, только и едут, что б один раз обнесли.
Когда всех обнесут, невесту ведут в избу, она причитает. Гости собираются уезжать. Если далеко живут - не отъезжают, а остаются у соседей на ночь, коней выпрягают. Девки вечером собираются будить жениха.

Буженье жениха

Сразу после заручения девки с ребятами играют в откупленном доме.
Играют недолго, а ночью идут будить жениха. Обычно будят ночью или рано утром, часа в три утра, пойдет будить человек двадцать - девки, женщины и ребята. Колотят в ворота поленом, пинают и поют "Под часы …" (№4). Долго так колотятся, жених не открывает, потом идет открывать ворота: "Заходите, пожалуйста, гости дорогие!". Тут все быстрее в избу заходят, он приглашает за стол. На столе вино, пиво приготовлено. Когда за стол усядутся, сестра невесты отдает жениху подарок от невесты - какую - нибудь кулебяку. После этого жених сам всех обносит. Сперва повязочниц - тех, кто в повязках, богатых девок, их повыше посадят, а остальных на скамейку пониже в угол. За столом минут десять сидят. У жениха подарочек приготовлен дорогой - шаль или материал, или сарафан. Подарок подает сестре невестиной: "Вот тебе Анна
Петровна, подарочек от князя- Григория Васиьевича, поднеси княгине Ирине
Петровне".

Подарок беру, несут невесте. Девки все в избу заходят, невеста на подарочки причитает. Потом невеста спрашивает позволения взять гостинцы.
Сначала у отца:

Уж да красной мой солнышко,

Да родимой мой татонька,

Да уж ты велишь, благословишь ли

Уж те гостиночки да приняти,

Сладки прянички да в руки взяти

От чужого да чужанина?

Отец отвечает: "Бери, бери". Она к матери обращается, к брату, сестре с теми же словами, только начинает по -другому.

Матери:

Уж ты родима моя маменька,

Уж ты желанна да моя кормилица …

Брату:

Ох, ясненькой соколочек,

Сизонькой да голубочек,

Да любимой мой брателко …

Сестре:

Уж и белая моя да лебудушка

Уж и сизая моя да голубушка,

Любима, родима да сестричушка …

Все говорят ей: "Бери, бери". Она принимает гостинцы причитая. Сестра невесты принимает гостинцы в платок - пряники, конфеты жених ей с подноса в платок высыпает.

Девишник

Утром свадебницы девишник собирают. Девушки собираются в доме невесты, наряжены в повязках, платках. Божаточка (крестная мать) и сестра держат невесту за руки, когда выводят ее на девишник, она причитает. Когда она попричитает, ей начинают на блюдо класть подарки. Невеста всем вместе причитывает на подарок, тем, кто сидит за столом:

Полюбовные да суседушки,

Любимы да племеннички,

Уж сродны да сестричинки,

Любимы да сватьюшки,

Уж вам не всем да поименно,

Уж вам всем да воедино,

Вам чело большо да спасибо

На большом честном да приносе

А всем, кто приносит отдельно, отдельно причитает, народу тут немало приходит, приносят много подарков. Невеста не любит, когда приносит повойник. Бросает его нарочно в какую - нибудь девушку, что бы она замуж вышла. Причитает на повойник. Отец и мать приносят подарки последними.
Когда они принесут - обнимутся все вместе да сядут на лавку, невеста долго
- долго ревет, посудачит им все. Весь девишник так и причитает, а девушки
"Калину" поют, ей причитать помогают песней. Когда наплачется, тогда и косу ей расплетают (если после бани заплели). А перед тем как косу расплетать, она причитает на повязку. Причитает любимой подруге. Если у невесты была младшая сестра, то ей она отдавала свою повязку и причитала:

Родимая ты моя сестрица,

Уж носи ты девью красоту,

Уж носи да наслаждайся,

Уж гуляй да веселися

Да в моей да в девьей красоте.

Когда на девишнике второй раз косу расплетают, то невеста уже не сопротивляется. Подружке ленточку отдают. Девишник проходил недолго - час, два. Жених рано приезжал, часов в семь - восемь утра. Иногда невеста и наплакаться не успеет, жених уж приедет.

Приезд жениха со свадебным поездом.

Когда жених собирался ехать за невестой, сестра чесала ему голову. Тут пели песню "На огрубушке купавы" (№5). Когда жених едет, ему дорогу закрывают жердиной, держат ее стоя. Жених должен откупиться калачами да деньгами, тогда дальше едет. Поезд состоял из двух, трех лошадей, если свадьба богатая, так все четыре, пять. Первая лошадь, где жених сидит - с колокольцем. Девки и молодые женщины встречают их песней "Конь бежит" (№6).
Отец, зятья, братья встречают, здороваются. Все заезжают на поветь, их пропускают караульщики - специально взятые мужики. На повети вином угощают.
А невеста все плачет сидит.

Гостей в избу заводят с пивом. Когда жених идет с повети, спускается в передызье (сени, коридор между избой и поветью), невеста прячется в чулан или клеть и высматривает, что увидит. Руки высмотрит у жениха - так драться будет, а если ноги наперед или голову - не будет драться. Жениха за стол сажают, а невесту идут наряжать.

Потом невесту поведут на поветь и посередке повети поставят. А мать невесты будет в это время женихову родню дарить: кому фаты, кому платы, сестрам жениха - шалюшки. Потом поезжане пойдут на поветь отдаривать невесту. Сколько стоит плат, подаренный им матерью невесты, столько стараются отдать. На повети батька стоит с вином, наливает каждому, а невеста подает. Вино выпьют, деньги в стакан положат, а стакан невесте отдадут. Она высыпает деньги на блюдо, которое держит сватья. Потом идут все за стол. На столе постелят белый плат, за стол девушки сядут и песни поют. "На крюках открывалися …". В плат колотят (кулаками стучат). Кто- нибудь из поезда кладет мелочь в углы стола и рубль на середину. Девушки говорят: "Наша невеста не этого стоит" - и повторяют песню, стучат кулаками по столу. Женихи добавляют, девушки собирают деньги в платок. Раз стол выкуплен, песню прекращали. Когда за столом сидят, опевают жениха "Князь молодой" (№7). Если получают от жениха хороший подарок, то благодарят его:

Ты умное дитятко да разумного батюшка,

Да сумел нас рублем подарить,

Да сумел нас пожаловати.

Свадебницы поют, ходят с тарелкой, опевают костей, чтоб деньги положили. "Тысяцкой, тысяцкой" (№8).

Невеста в это время все на повети. Потом поезжане выйдут из - за стола и понесут невесте от жениха гостинцы. Она стоит закрыта платком, когда подарки принесут, она причитает гостям. Мать велит ей принять подарки, невеста не хочет брать, причитая"

Как приму я эти гостиноцки,

Запродам свою буйну голову,

Не за сто рублей, не за тысячу,

За удалого добро молодца.

А девки - свадебницы настаивают: "Прими гостиночки от нашего князя
Ивана Васильевича". Она будет брать левой рукой, девки ей не дают. Она стоит держит правую руку у сердца и причитает: "В леву ручку да не давается, права ручушка от сердца не относится". Опять спрашивает отца, братьев, сестер. Кто скажет: "Прими", а кто "Пускай еще постоя". А поезжане не отступаются: "Принимай скорее". Невеста гостинцы примет и заплачет.
Потом гостинцы идут разбирать, чего там накладено у жениха. Мало чего положат - вид только сделают.

Смотренье.

После этого невесту уводят с повети, долго ее наряжают в самое лучшее, а потом выводят на смотренье. Выводят невесту две женщины. Жених сидит за столом, невеста подносит ему рюмку и сама выпивает, здоровается с женихом через стол и он ей в руку ложит деньги. Она за стол не заходит, стоит только у стола. Тысяцкий спрашивает: "Есть ли у вашей невесты резвы ноги?".
Она подходит к столу. "Есть ли у вашей невесты белы руки?". Она начинает угощать всех вином.

Потом невесту ведут в избу и начинают наряжать, чтобы отдать жениху. К венцу ее одевают в сарафан и рубаху. Сарафан простой - синий, без нашивок
(здесь принято - в чем венчают, в том и хоронят).

Женихова родня просит вывести невесту. Хозяева говорят: "Пейте, ешьте, выведем невесту". Свадебнецы выносят кашу, маленькую чашечку из пшена или риса, чтобы гости ели. Гости просят невесту опеть, тут им поют песню "Вьюн на воды". Отец или брат, если отца нет, выводят невесту. Родители благословляют ее иконой.

Отъезд к венцу.

Невесте к лямке сарафана одним углом привязывают плат, и отец ведет ее за этот плат к поезжанам, она причитает. У невесты на руке икона, коврига благословлена в скатерти заверчена, свеча в руке. Жених сразу накрывает ее шалью нарядной, покрывалом. А если нет покрывала, то божатка накрывает своим. Лица у невесты почти не видно, а она видит сквозь кисти. Жених с невестой стоят и все гости стоят. Отец подводит невесту к гостям и спрашивает у них и у жениха:

- Что вы за люди, что за бояре?

- Мы люди божие - государевы.

- Зачем приехали?

- За князем.

- А ты, князь, зачем?

- За твоей поеной, за своей кормленной. Ты поил - кормил, а мне Бог сулил.

Отец передает плат, за который вел невесту жениху. Невеста начинает причитать, жених ставит ее по левую руку от себя, они становятся за столом.
Стольник берет каравай, нагибает им головы и караваем три раза обводит. В это время поют "Золото с золотом свивалось" (№ 9). После этого гостям подают по стопке вина и невесту с женихом выводят: тысяцкий ведет жениха, жених - невесту, с другой стороны невесту ведет божатка. Все соединены и держатся за два платка. Тысяцкий хранит жениха, а божатка - невесту.

Когда выведут жениха с невестой во двор, вся родня готовится ехать.
Жених сам должен невесту в сани или в тарантас посадить. Жених с невестой порознь в сани садятся. Невестина лошадь идет следом за жениховыми санями, жених ее за повод держит. Так и едут венчаться. Невестина родня на венчание не едет, все дома остаются.

Приезд молодых от венца.

В жениховой деревне молодых встречают песней "По мосту, мосточку" (№
10). Свекр и свекровка их встречают на повети. Свекровка дает молодой в руки узелок, где завязано жито и шерстка от овец, чтоб жилось богато.
Невестка зайдет в избу и падает свекровке в ноги:

- Ирина Петровна, как ты мне велишь звать?

- Матушкой.

Потом свекру в ноги падает, тот отвечает: "Батюшкой". После этого молодые идут за стол, угощаются, тогда им поют "Гордёну" (№ 11).

За свадебным столом опевали тысяцкого, свата, сваху, других гостей "Уж ты сват ле ты, сватищо" (№12). Жену тысяцкого, сватью, на ступе мелют.
Ступа выдолблена из сосны, из чурки, в ней бруснику толкли деревянным пестом. Посадят сватью на ступу и за рукоятку ее на ступе кружат:
"Тысяцкий, выкупай!". Тысяцкий кинет трешку, они и отступятся. Долго угощаются, часа три просидят, а потом расходятся. Когда все разойдутся, невесту с женихом спать ведут в отдельную комнату. Сватья ее валит и приговаривает:

Сколько в лесу пеньков -

Столько вам сынков;

Сколько в лесу кочек -

Столько вам дочек.

Бужение молодых.

Утром свекровка будит молодых: "Вставайте, молоды, придут люди избу пахать!". Если невеста не девушкой замуж вышла, то когда родители на хлебины приедут, молодой в пироге ножом или пальцем дыру проделает, посмотрит сквозь нее и передает своему отцу, а тот невестиному отцу отдаст.
Невестин отец говорит: "Вы люди не глупы, а делаете по глупому, нечего вам смеяться, если гоже, так сидите, а не гоже - уходите". Они положат пирог да и утихнут.

Поедят молодые, а потом уж пузырянники идут избу сорить. Пузырянники - люди чужие, не родственники, не званные на свадьбу. Накладут они перьев, порево в горшок, несут под шубой, под полой. Запнутся нарочно об порог, горшок сломается - вот сору то в избе. Молодка должна пахать от порога.
Дадут ей веник, он обрублен, один комель - мести нечем. Она падает свекрови в ноги: "Богоданна моя матушка, научи меня пахать!". Свекровь принесет мягкий веник, покажет: "Вот так у нас пашут, молодушка!". Молодка паше - паше - оглянется: еще больше сору! А пузырянники ходят, у них из за пазухи все сыплется. Тут она мужа просит: "Выкупи меня из неволи!" Он всех вином обносит.

В этот же день едут на хлебины, невеста в ноги родителям падает:
"Богоданный батюшка, поедемте на хлебины!" И матушке тоже падает в ноги.

Хлебины.

На хлебины к невестиной стороне едет вся родня. Гостей встречают на крыльце, они проходят в избу, не раздеваюстя. У порога их обносят вином, потом пивом, потом приглашают раздеваться. Молодая кланяется за столом каждому отдельно и приглашает откушать тятенькиного добра. Так кланяется все застолье, ей и присесть не удается. Песен уже не поют, только пьют, да едят. Пузырянники приходят смотреть молодых. Часа три свадебники сидят, а пузырянники приходят и уходят. В конце застолья стольник приносит кашу, накрытую платком, ставит на стол, не открывает. А остальные поют:

Стряпуха - то кашу варила, варила

Да мутовкою шевелила, шевелила,

Да мутовку изломала, изломала,

Да она кашу на стол выносила, выносила,

Да против молодого князя становила, становила,

Каша пошла в колупанье

Ой да и Марья пошла в целованье.

Да Василий Марью целует,

Да Иванович Петровну милует

Да через пуговки золотые,

Да через петелки шелковые.

Да уж ты, Марьюшка, не стыдися,

Да еще мы молоды бывали,

Да и нас маолодых целовали,

Да у нас подол загибали,

Да из портков да ключ вынимали,

Да у нас коробы отмыкали.

Стольник обносит семейные пары, дает им с ложки каши, отогнув край платка. Те говорят: "Безсолоя каша, подсолить надо" - и целуются друг с другом. Начинается учеба молодых. Так обходят всех гостей, начиная со свекра и свекрови и заканчивают молодыми. Как молодые поцелуются, после этого все гости из за стола выходят и прощаются. Молодые остаются ночевать у родителей молодой.

Спровожаты.

На утро молодые собираются ехать к мужу совсем. Везут приданое.
Родители спровожают молодку. Когда приедут к свекру и свекровке, молодая падает им в ноги: "Богоданный батюшка, пустите меня с приданым!" Если хороший свекр, то скажет, чтоб сразу в амбар несла, а нехороший говорит:
"Вынеси на поветь, а то, может, у тебя мыши есть". Если к строгим приедут, то все приданное показывают. Пересмотрят все и пойдут гостей угощать, опять кашу солят. Только тут уж не долго сидят. Родители молодой уезжают домой.

Список использованной литературы:

1. Обрядовая поэзия Пинежья. Материалы фольклорных экспедиций МГУ в

Пинежский район Архангельской области. 1970 - 1972 г.г. Под ред.

Н.И.Савушкиной /Издательство Московского университета, 1980 год.

2. П.С.Ефименко. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, ч.1. М. 1877 год; ч.2. М. 1878 год.

3. Лирика русской свадьбы. Изд. подгот. Н.П.Колпаковой. Л., 1973.

4. Песни Пинежья. Материалы фонограмм архива АН СССР, собранные и разработанные Е.В.Гиппиусом и З.В. Эвальд. М. - Л., 1937.

Приложение
№ 1 Матрена, Матренушка.

Матрена, Матренушка, да
Ты сама до вины дожила.
Ты чама до большой доросла, да
Ты сама вину сделала.
Ты сама вину сделала, да,
Молода князя на сени созвала, ой!
Молода князя на сени созвала, да,
Со сеней - в нову горенку.
Со сеней - в нову горенку, да
За дубовый стол посадила.
За дубовый стол посадила, да,
Чаём - кофеём напоила.
Чаём - кофеём напоила, да,
Колачами его накормила.
Колачами круписчетыма, да,
Пряниками розсыпчетыма.
Пряниками розсыпчетыма,
Да конфетамы медовыма.
Ну, конфетамы медовыма,
Да орехамы заманчетыма.
Да орехами заманчетыма, да,
На добра коня посадила.
На добра коня посадила, да,
Повода в руки не подала.
Повода в руки не подала, да,
Шолкову плетку в руки подала
Шолкову плетку в руки подала, да,
Как повез его добрый конь.
Как повез его добрый конь, да,
Не путем, не дороженькой.
Не путем, не дороженькой, да,
Все лёсамы дремучима,
Все лёсамы дремучима,
Да болотамы зыбучима,
Да осотамы резучима.
Да остосамы резучима,
Да тропамы звериныма.
Да тропамы звериныма, да,
Хоботамы змеиныма.
Хоботамы змеиныма, да,
Как привез его добный конь,
Как привез его добный конь,
Да на улицу широкую.
Да на улицу широкую,
Да ко терему высокому.
Да ко терему высокому,
Да ко тестю ко ласковыму.
Да ко тестю ко ласковыму,
Да ко теще приветливоё.
Да ко теще приветливоё,
Да ко шурьям, ко ясным соколам.
Да ко шурьям, ко ясным соколам,
Да ко своичкам, ко белым лебедям.
Да ко своичкам, ко белым лебедям, да,
Ко души, ко красной девице.
Ко души, ко красной девице, да,
Ко Матрёне Ивановне.

№ 2 Аннушка - обманщица.

Аннушка да обманщица,
Зла - то велика подговорщица (2 р)
Да обманула да нас, подружечек.
Да как со горочки шла, нам то сказала,
Нам то сказала, что замуж не пойду,
Да на другой - от год не думаю,
Да на третий - от год во пустынь пойду,
Да во пустынь да пойду, да во девий монастырь,
Наших подружечек с собою возьму, (2 р)
Да задушевных за собой поведу (2 р)
Да ты пошла - то, пошла, Аннушка,
Да ты пошла - пошла, Никаноровна,
Да во сыры - ти бора невесела,
Повинну - от голову повесила,
Да не чесана буйна голова,
Да не заплетена трубчатая коса,
Да не вплетена ала ленточка,
Не положена красна девья повязочка
Да еще бисерна присадочка.
Да как - то пошла - пошла Аннушка,
Да как - то пошла - пошла Никаноровна.
Да не за боярина, за того же крестьянина.

№ 3 Белокаменны палаты грановиты.

Белокаменные палаты да грановиты, грановиты,
Не дубовы - ти столы да пошатились,
Не бердещаты - ти скатерки да зашумели, зашумели,
Не пщёничини - то ковриги да сокатились, сокатились,
Не серебряны подносы да забренчели, забренчели,
Не полуженны братыни да соплескались, соплескались,
Не хрустальни - ти стаканы да сощелкались, сощелкались,
Во первых - то наша Анна снарядилась, снарядилась.
Во первых - то наша Александровна сподобилась, сподобилась:
Во белые - то белила да набелилась, набелилась,
Она во алые румянцы да румянилась, румянилась,
Среди - то полу дубового да становилась, становилась,
Она всем князьям - боярам - то да поклонилась, поклонилась,
Молодому - то ведь князю да всех пониже, всех пониже.
- Уж вы кушайте, гости, да не сидите, не сидите,
Уж вы рушайте гуся, да не студите, не студите,
Еще нашей - то княгины да не стыдите, не стыдите,
Еще нашей - то первображной да не соромьте, не соромьте.
Еще наша - то кнагина нестыжена, нестыжена.
Еще наша - то первображна нестрамлена, нестрамлена.
Э - э не пора ли тебе, кнагинушка, да воротиться, воротиться?
Не пора ли тебе, Ивановна, да во задоски, во задоски?
По тебе стары - ти старухи да прихрапелись, прихрамелись,
По тебе молоды молодки да прижалились, прижалились,
По тебе красны - те девки да приревелись, приревелись.

№ 4 Под часы.

Под часы, под часы*
Да все под колоколы,
Ходили - будили
Да молодого княза
Да княза Василия
Да Ивановича
- Встань - пробудись
Василий - молод князь
На море корабль
С чистым серебром ушел
На синем червлен
С красным золотом
Он как спит
Не пробудится
- Встань - пробудись
Да Василий - молод князь.
На море корабль
Да и с Марьей ушел
На синем червлен
Да с Ивановной
Он как встал
Он вскочил - побежал
В море забрел
Да до колена воды,
Глубже того - да до пояса.
- Стой-воротись,
Да и марья краса,
Стой - воротись,
Да Ивановна
Я для тебя
Да испроторился:
Пиво варил,
Да зелено вино курил,
Яствы закупал
Все сахарные,
Гостей созывал,
Гостей с гостьюшками.

* Каждая строка повторяется два раза.

№ 5 На огрубушке купавы

На огурбушке купавы,
Диво, ли лё, рано моё*
Да добры молодцы удалы,
Александровы бояра
Да Степановича большие
Да гладко головы чесали,
Да кудрей - то да завивали
Да во золото колечко,
Да во серебряный пруточек.
Да Раисьюшка княгина
Да Васильевна большая,
Да на ключ по воду ходила
Да с молодым да поключарем.
Да Раисьюшке навстречу
Да коней - то бежит стадо,
Да бояр - то идёт толпа.
Да в среди толпы еде
Да сам молод князь Александр,
Да молодой князь Степанович.
Да тут спроговорил Александр - от,
Да тут Степанович промолвил:
- Да уж постой, постой, девица,
Да ты девица - душа красна,
Да княгина первображна,
Да и по имени Раисья,
По изотчине да Васильевна,
Да дай мне воды испити.
Да тут спроговорит Раисья:
- Да не велел мне родной батюшко
Да на дорожке постояти,
Да с молодцом речь говорити,
Столько велел мне родной батюшко
Да в терему да побывати,
Да в высоком да посидети.
Да с высока попримечати,
Да сер камень поразбивати,
Да все горе поразжигати.
Да в терему - то побывала,
Да в высоком - то посидела,
Да с высока попримечала,
Да сер камень поразбивала,
Да все горе поразжигала,
Да нету в камени - то ядра,
Нету в молодце правды.

* Повторяется после каждой строки
.

№ 6 Конь бежит.

№ 7 Князь молодой.

Князь молодой,*
Александр да Степанович,
Да ты послушай - ко,
Мы про тебя
Да стоим песню поём.
Песню поём,
Да тебе честь воздаем.
Честь воздаем,
Да подаренья ждем.
Будешь дарить,
Дак мы будем хвалить,
Не будешь дарить,
Дак мы будем бранить.

* Каждая строка повторяется два раза.
№ 8 Тысяцкой, тысяцкой

Тысяцкой,*
Да ты богатой гость,
Во поли
Да ты шатром стоишь,
На мори
Кораблем бежишь,
Где - ко тысяцкой сидит,
Там не надь свечки светить,
Светит на ём
Дорогой костюм.
Хотел бы нас Иван,
Нас, певиц, подарить,
Васильевич
Да нас пожаловать.
Нас ведь, певиц,
Да немножко,
И не сорок певиц,
Две певицы,
Не сорок певиц
Две певицы.

* Каждая строка повторяется два раза.

№9 Золото с золотом свивалось.

Золото с золотом свивалось, да свивалось,
Жемчуг с жемчугом сокатался, сокатался
Да Иван с Марьюшкой сходились, да сходились
Да за единый стол - от становились, становились.
Да еще наше золото получше, получше,
Да и наш - от жемчуг подороже, подороже.
Да и Марья Ивана получше, получше,
Да она возрастом еще побольше, побольше,
Да она лицушком покрасивее, покрасивее,
Да она беленьким побелее, побелее,
Да у ей ясны очи пояснее, пояснее,
Да у ей черны - то брови почернее, почернее.
Да не наши по ваше ходили, ходили -
Еще ваши по наше ходили, ходили,
Да они семь комоней истомили, истомили,
Да и семеро полозьев истерли, истерли,
Да они семеро подошв истоптали, истоптали,
Да до нашей - то Марьи доходили, доходили,
До Егоровны доступали, доступали.

№ 10 По мосту, мосточку.

По мосту мосточку
Диво ли ле, рано моё*
Да по калинову мосточку
Да едет брат с сестрою,
Да родной - от то с родною.
Да у брата сестра плачет,
Да у родного родна тужит,
Да брат во гусельцы играет,
Да брат сестрицу утешает:
- Да ты не плачь, не плачь, сестрица,
Да ты не плачь, не плачь, родима,
Да ведь от батько везут к батьку,
Да ведь от матки везут к матке,
Да тут спроговорит Раисья,
Да тут Васильевна спромолвит:
- Да еще свекр, черт, не батька,
Да свекровка, черт, не мати,
Да мене будет настояться
Да все у жернова уступы,
Да у поганого корыта,
Да мене будет да проситься
Да рукоданого кусочка.

* Посторяется после каждой строки.


№ 11 Гордёна.

Еще у броду, броду
О, редиди рано*
У князей перевозу
Да у бояр переезду,
Да тут стояло коней стадо,
Да коней стадо лошадино.
Еще все кони под крышей,
Еще все под коврами.
Да один конь не под крышей,
Да один не под ковром.
Еще всех коней любят,
Еще всех коней навидят,
Да одного коня не любят,
Одного коня ненавидят.
Да Василий коня любит,
Да Михайлович навидит,
Да он кругом коня ходит,
По ребрям коня дрочит,
- Да уж ты, конь ли мой, комонь,
Ты ходил, комонь, далеко,
Да ты пристал, комонь, порато,
Да ты привез, комонь, гордёну,
Да гордёнушку гордливу,
Да ломлёнушку ломливу,
Да спесливу, ересливу
Да Васильевну Анну.
На дворик - то не идет,
Да в избушечку не зайдет,
В нову клетку не заглянет.
Во дворике грязненько,
Да во избушке копотненько,
Да во клетке комарненько.
Да на эту бы грязь бы,
Да лопатой бы снегу,
Да на эту бы копоть,
Да три снопки соломы,
Да на этих комарочков
Да дымокуру горшочек,
Да эту бы княгиню
Да шелковая плетка
Да с семи бы узлами,
Да с девятима был кистями,
Да где плетка - то хлыстнет,
Да горяча кровь пробрызнет.
Тут княгиня - то сплачет,
Да тут и Аннушка сгорюет,
Да не у батюшки воля,
Да не у матушки нега.

* Повторяется после каждой строки.

№ 12 Сват ли ты, сватищо.

Уж ты сват ле ты, сватищо, да
Ты лихой супостатищо!*
Да кабы тебе, сватищо?
Да не ездить, не свататьсе.
На кушкопальских - то девушках,
Да на Анниных подружецках.
Да кабы тебе, сватищо, да
Во лесу бы заблудитисе, да
Во снегу забротитися.
Да кабы тебе сватищо!
Да тресло бы тя, повытресло
На пеци бы тя под шубами, да
Под трёма бы под тулупами, да
Под четвертой - одеяльницою,
Да кабы тебе, сватищо?
Да скрозь печь провалитисе,
Да во щах заваритисе!
Да косьем наколотисе,
Да пирогом задавитисе.
* Каждая строка, кроме последней, повторяется два раза.


Рефетека ру refoteka@gmail.com