Александр Акопов
Специфика книги как продукта производства и как товара, естественно, влияет на структуру и свойства книжного рынка. При этом книжный рынок России имеет свои особенности, связанные с предшествующими десятилетиями централизованной распределительной экономики, когда цена, стоимость, себестоимость, рентабельность и другие экономические категории формировались искусственно и не отражали истинное состояние отрасли по производству книг. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть эти особенности на основании тенденций развития в переломные 90-е годы и в настоящее время. При этом использованы результаты отличного (может быть, единственного в своем роде) исследования Б. Есенькина и Ю. Майсурадзе «Книжный рынок России: 1990-2000. Динамика, экономика, организация» (М., 2001) и статистические данные последних лет из трех источников: «Печать Российской Федерации в 2001 году»: Стат. сб. – М., 2002; «Российское книгоиздание в цифрах (2001-2002 гг.). К съезду Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) 13 марта 2003 г.» – М., 2003 и статистический обзор гендиректора Российской книжной палаты профессора Б. Ленского («Книжное обозрение». – 9 марта 2004. – № 9-10. – Прил. PRO, №138). К сожалению, официальные обобщающие и сравнительные данные всегда запаздывают, поэтому в статье иногда встречаются пробелы, а по отдельным позициям не хватает последних данных. Это, увы, неизбежно. Я пользовался только теми цифрами, которые опубликованы и доступны. (Естественно, не всегда цитируя, а лишь используя для своих подсчетов и рассуждений.) Однако главное, к чему я стремился как автор, это проследить тенденции развития нашего книжного дела и дать им объяснение.
Значительные изменения в отечественном книгоиздании связаны, прежде всего, с резким сокращением в 90-е годы выпуска книг, страшно произнести, на 1 миллиард экземпляров! Речь идет об уменьшении тиража всех издаваемых в России книг в течение года. Так, в 1991 году совокупный тираж книг, изданных в Российской Федерации, составил 1 млрд 629,9 млн экз., а в 1994 году, уже в новой России – 594,3 млн экз., в 1995-м – 475, в 1996-м – 421, в 1997-м – 436, в 1998-м – 407,6; в 1999-м – 421,5; в 2000-м – 471,2; в 2001-м – 542,3; в 2002 году – 591,3 млн экз. (Если брать за исходный показатель не 1991-й, а более ранние годы, то разница с 1994-2002 годы останется того же порядка.) Так что ежегодное падение общего тиража книг по стране в 90-е годы на миллиард экземпляров и выше, как видно из приведенных данных, оказалось весьма устойчивой тенденцией.
Психологически очень трудно было перейти от «самой читающей страны в мире» в разряд средних. По числу названий издаваемых книг Россия в 2002 году заняла примерно 10-е место в мире, по тиражам – приблизительно 30-е! Следует, однако, заметить, что тысячи раз на разные лады повторяемое в 70–80-е годы ХХ века выражение «самая читающая страна в мире» было преувеличением всегда. Во-первых, существовала разница в методике подсчетов. Например, иностранцы считали периодические издания как одно название. А мы – каждый выпуск. Поэтому, скажем, ежемесячный журнал у нас шел в статистику как 12 названий, а у них – как одно. Кроме того, мы умалчивали, что больше 40 % изданий были ведомственными, производственными, для внутреннего пользования, тираж которых составлял меньше 3 % от всей массы выпускаемой литературы. А многие страны такие издания в подсчет вообще не принимали. Так что, если быть честными, нужно признать, что и тогда мы не были, увы, самой читающей страной в мире. Не говоря уж о том, что выпуск и чтение – категории разные. И если выходили по 6 млн экземпляров материалы очередного съезда КПСС на русском языке и по 3 млн на украинском и узбекском, также в огромных тиражах на всех языках народов СССР, а в отдельности – доклад генсека и резолюции, то можно с уверенностью утверждать, что народ, по выражению Сергея Есенина, «…этих книг ни при какой погоде, конечно, не читал» (тем более, что до их выхода все тексты много раз публиковались в периодике!). Однако одной деидеологизацией тематики объяснять снижение тиражей тоже неверно. Снижение числа изданий и особенно тиражей произошло, увы, и за счет художественной, и образовательной, и производственной литературы. И тем не менее: в советское время, ничего не поделаешь, издавалось 10 книг на душу населения, к 2000-му этот показатель опустился до 3 (в 2003-м, правда, поднялся до пяти). Кстати, разрыв между изданием и продажей книг значительно уменьшился, что естественно, учитывая реальную материальную ответственность участников процесса. Из тех людей, которые книги приобретают, почти половина (47,5 %) покупают до 5 книг в год и лишь 14,3 % – свыше 10. (Данные, без сомнения, завышенные, поскольку приведены на основе опросов, проводимых возле крупных книжных магазинов, в среднем по стране результаты будут гораздо скромнее.)
Кто же занимается книгоизданием в России? Что мы имеем на сегодняшний день? Производителями книг в современной России являются: 1) 2500 издательств, из которых крупными можно считать лишь 100; 2) учреждения, выпускающие учебную и научную литературу узкого профиля, в основном вузы и НИИ; 3) 1000 издающих организаций, выпускающих ведомственную производственную литературу для собственных нужд; 4) 2000 частных лиц, издающих по 1-2 книги в год. Естественно, что основными издателями, по объему продукции и ее значению, являются издательства. Что касается тематики и целевого назначения выпускаемой литературы, то конъюнктура рынка потребовала в 90-е годы значительных изменений в их структуре. В результате общего обвала российского книгоиздания сильно пострадали учебная и научная литература. Так, число названий учебной и методической литературы с 3645 в 1991 году упало до 2946 в 1992-м и 2859 – в 1993-м. Тиражи также упали с 19 млн экз. до 7,8 млн экз. и 7,4 млн экз. соответственно. Потом начался постепенный рост, и в 1999-м вышло 8252 учебных издания тиражом 16,7 млн экз., в 2002-м – 21815 изданий тиражом 236,8 млн экз., в 2003-м – 25602 издания тиражом 248,5 млн экз. Такие же тенденции наблюдаются и в издании научной литературы: 7608 названий книг тиражом 28,7 млн экз. в 1991 году и 8934 названий тиражом 7,5 млн экз. в 1999-м. Но затем рост и названий и тиража возобновился: в 2002 году вышло 14589 научных изданий тиражом 11,1 млн экз., в 2003-м – 16584 названий тиражом 15 млн экз.
Изменения по отраслям и тематике с 1991 по 1999 годы выглядят так. Политическая и социально-экономическая литература вдвое сократилась по числу изданий и втрое – по тиражам; естественно-научная – в полтора раза по числу изданий и почти вчетверо по тиражу. Наибольшее падение тиражей наблюдается в издании технической литературы – в семь раз! Однако и в области искусства тираж изданных книг упал в 6 раз – с 660 до 102 тыс. экз., в области культуры и образования – в 3,5 раза – с 797 до 324 тыс. экз. Резко возросло издание переводной литературы – с 3763 до 5809 названий, хотя тиражи все же (за этот период) сократились. Основными из издаваемых переводных книг стали переводы с английского. Следующие за ними по численности изданий переводы с французского и немецкого, вместе взятые, уступали переводам с английского в несколько раз. Приведенные данные свидетельствуют о трудных процессах формирования книжного рынка России в 90-е годы. Статистика самых последних лет (см. ниже) свидетельствует о начале стабилизации российского книгоиздания в начале в XXI веке.
Бесспорно, одним из характерных явлений формирования книжного рынка России является его монополизация узким кругом издательств и издательских корпораций, чрезмерно высокий уровень концентрации книжного бизнеса. Достаточно отметить, что, по данным статистики за 2003 год, только 5 крупных издательств (из более чем 6 тысяч издательств, организаций и частных лиц!) – АСТ, Эксмо, Просвещение, Олма-пресс и Дрофа – выпускают 13 % названий книг в стране и свыше 30 % от общего тиража!
Еще одна особенность – слишком высокая концентрация издательской индустрии в столице страны и в крупных городах. Больше половины издательств страны находятся в Москве. А в Москве и Санкт-Петербурге в общей сложности издается 75 % названий и более 50 % тиражей всех издаваемых в стране книг!
Одна из основных составляющих книжного рынка – реализация, главным образом, книжная торговля. Эта составляющая в последние годы стала одной из главных в формировании рынка. При этом торговля книгами имеет разнообразные формы и осуществляется различными предприятиями. Основным реализатором книг (половина всего объема по стране) являются независимые книжные магазины, которые имеют прямые договора с издателями. Наиболее крупные магазины – муниципальные предприятия «Московский Дом книги» и «Санкт-Петербургский Дом книги» с сетью филиалов; частные – Торговый дом «Библио-Глобус», «Москва», «Молодая гвардия». Каждый из них продает от 20 до 50 тысяч книг в год и имеет до двух тысяч поставщиков. Значительную часть книг также продают государственные книжные магазины и книжные магазины издательств и полиграфических предприятий. Издательства «АСТ», «Терра», «Олма-пресс», «Эксмо-пресс», «Инфра-М» создали сеть своих магазинов и собственную систему торговли. Кроме того, реализация производится магазинами «Книга-почтой» по подписке. Существенным сегментом рынка продаж является продажа через Интернет. Эта система распространяется в мире с 90-х годов и в 1999 году достигла 120 млрд долл. объема продаж, в 2003-м превысила 1 триллион долларов! В России этот рынок стал развиваться позднее: в 1999-м – 33 млн долл., в 2003-м – 5 млрд долл. В настоящее время в российском Интернете имеются десятки сайтов по продаже книг. Наиболее рейтинговые из них в системе Rambler – Top-100: «Русские книги в Америке» – www.kniga.com/store , «Все книги России» – www.books.ru , «Colibri» – www.colibri.ru , «Bolero» – www.bolero.ru , Издательский дом «Питер» – www.piter-press.ru , торговый дом «Библио-Глобус» – www.mistral.ru , «Boomerang» – www.boomerang.ru .
Одна из распространенных форм реализации печатной продукции – книжные ярмарки . В мире эта форма существует давно. Первые книжные ярмарки в Европе возникли еще в XIII веке. Сейчас наиболее значительными считаются: Франкфуртская, Лондонская, Парижская, Иерусалимская, Лейпцигская и специализированная на детской литературе ярмарка в Болонье. В России самыми крупными являются две ежегодные книжные ярмарки – «Книги России», проводимая весной, и «Московская международная книжная выставка-ярмарка», проходящая с 1974 года на ВДНХ в первой декаде сентября. Последняя собирает представителей 2000 фирм из 70 стран, на ней заключается три четверти соглашений по продаже тиражей. Книжная торговля осуществляется также с лотков и киосков, количество которых достигло 20 тысяч. Объем этой торговли по сравнению с другими невелик и составляет менее 5 % от всех видов торговли. Наконец, продажа осуществляется через книжные клубы, отдельные объединения, группы и в непрофильных магазинах.
На тенденции национального рынка, естественно, накладываются мировые. Общее число издаваемых книг в мире растет и перевалило за миллион новых изданий. При этом возникли и распространяются новые виды электронных изданий. Это: звуковая книга – Audio Book , мультимедийная книга – CD-Book , сетевая книга – E-Book . Однако, усиленно развиваясь в конце 90-х годов минувшего века, они, вопреки оптимистическим прогнозам, с 2000 года стали снижать тиражи. Население планеты по-прежнему предпочитает покупать привычные бумажные книги. Если посмотреть на структуру издательских расходов в России и их уровень в сравнении со среднемировыми ценами, то, по данным из вышеупомянутой работы Б. Есенькина и Ю. Майсурадзе, они выглядят так. Авторский гонорар в России составляет 10-20 % от мирового уровня, редакционные расходы (работа над рукописью в издательстве) – 10-15 %, расходы на различные сторонние услуги, аренду помещений, электроэнергию – 10 %, маркетинг (реклама, промоушн) составляет 50 %, а печать, в особенности цветная, достигла мирового уровня (что понятно в связи с использованием зарубежных технологий и оборудования). Стоимость материалов уже превышает мировые цены, причем это превышение достигает 30 %!
Если же учесть, что продажные цены на книги, несмотря на их дороговизну в отечественном представлении, составляют от 5 до 20 % от мировых, то становится очевидным, что в среднем по стране российскому книжному бизнесу с трудом удается оставаться на уровне рентабельности. Развитию национального рынка может способствовать его интеграция в мировую систему книготорговли , взаимодействие с внешним книжным рынком. Этот процесс в последние годы ускоряется и расширяется по разным направлениям: путем продажи готовых тиражей книг, изданных в России на иностранных языках, и импорта литературы на языке оригинала, за счет уступки прав на издание и переиздание наших книг за рубежом, продажи лицензий на издание произведений российских авторов и приобретения лицензий за рубежом, экспорта литературы на русском языке и т. п. Этим занимаются внешнеторговые организации, наиболее крупными из которых являются: существующее много лет с советских времен объединение «Международная книга», «Юпитер-Интер», «Релод», «Ниола-пресс», «Центрком». Активно занимается продажей иностранных книг Торговый дом «Библио-Глобус», объем продаж которого из стран дальнего зарубежья превысил 2 млн экз., из стран ближнего – 5 млн экз. Образованная в 1990 году компания «Релод», специализирующаяся в основном на образовательной литературе, приобретает свыше 6 тысяч названий книг, имеет отделения в 300 городах России.
Если рассматривать общие объемы издания книг с 1992 года, то можно отметить тенденцию увеличения числа названий и сокращения тиражей. Так, число названий выросло с 28716 в 1992 году до 70332 в 2001-м. Выпуск других печатных изданий в том же 2001 году составил: журналы – 3316 названий тиражом 405,5 млн экз.; газеты – 5532 назв. тиражом 5,8 млрд экз. Впервые снижение наступило в 2002 году – 69749 названий, но в 2003-м снова наблюдалось повышение – 80971. Общий тираж издаваемых книг, напротив, снижался с 1313 млн экз. в 1992 году до 591 млн экз. в 2002-м (702,3 млн экз. в 2003 г.). При этом резкое падение тиражей наблюдалось до 1998 года (408 млн экз.), после чего пошел рост. Средний тираж издаваемых в стране книг снижается. В 1996-м он составлял 11628 экз., в 1997-м – 9682; в 1998 и 1999 годах – 8830; в 2000-м – 7913; в 2001-м – 7710; затем некоторое повышение: в 2002 году – 8477 и в 2003-м – 8674 экз.
Больше всего книг в стране (по данным 2002 г.) издается маленькими тиражами (по нашим меркам, конечно, не привыкли мы к этому): до 1000 экз. – 31710 названий тиражом 12,5 млн экз. (из них до 500 экз. – 25225 назв. тиражом 6,4 млн экз).
Затем данные распределились так:
от 1001 до 5000 экз. – 15641 назв. тиражом 57,9 млн экз.;
от 5001 до 10000 экз. – 11506 назв. тиражом 107,6 млн экз.;
10-50 тыс. экз. – 7223 назв. тиражом 197,6 млн экз;
50-100 тыс. экз. – 943 назв. тиражом 80,2 млн экз;
свыше 100 тыс. экз. – 412 назв. тиражом 135,6 млн экз.
По издательствам картина выглядит таким образом. В 2002 году свыше миллиона экземпляров книг и брошюр в год выпустило 43 издательства (в 2003-м – 83). Их доля в совокупном тираже книг России – 65,7 % (в 2003-м – 71,3 %). Монополисты российского издательского бизнеса достойны того, чтобы быть упомянутыми здесь…
Перечень 10 издательств, выпустивших наибольшие общие тиражи книг в убывающем порядке (с округлением до 0,1 млн):
Перечень 10 издательств, выпустивших наибольшее число названий книг:
Примечание: Все издательства, кроме указанных, – московские.
Показательно распределение изданных книг по тематическим разделам: сколько и какими тиражами издаются, какова доля каждого раздела в общем выпуске и тенденции выпуска литературы по темам. Об этом дает представление нижеследующая таблица. Издания распределены по убывающему числу наименований (первые 5 разделов).
Выпуск книг по числу изданий и тиражу по разделам в 2003 году
и сравнение с 2002 годом
Статистические данные способствуют более эффективному исследованию всякого явления, усиливают аргументацию исследования, позволяют выявить тенденции развития анализируемого явления. Так и приведенная выше таблица наводит на различные размышления (особенно, если рассмотреть статистику прежних лет).
Если мы обратимся к статистике по выпуску литературы по целевому назначению, то увидим, что научная, учебная и учебно-методическая литература занимают в общем выпуске книг первые места, значительно превосходя объемы художественной литературы, и растут по всем показателям, что не может не радовать. Это видно из нижеприведенной таблицы:
Выпуск книг по целевому назначению в 2003 году и сравнение с 2002 годом
Определенную картину дают данные об издании книг по языку и месту издания. Число изданий на русском языке в 2001 году составило 68319, на английском – 631, на татарском – 249, башкирском – 114, чувашском – 56, украинском – 37. Последняя цифра вызывает удивление, учитывая численность украиноязычных жителей России. Переводные книги с иностранных языков составили 5996 изданий, из них с английского переведено 4477, с французского – 445, с немецкого – 388, с итальянского – 99, с польского – 87, со шведского – 36, а вот с болгарского – 9, с украинского – 8, с арабского – 7. Интересно и это распределение по языкам переводной литературы (и их тематика), это стоит проанализировать.
Привожу в качестве примера численность изданных книг в Южном федеральном округе с распределением по конкретным регионам: в Ростовской области – 1398 названий, в Волгоградской – 448, в Краснодарском крае – 408, в Ставропольском – 283, в Кабардино-Балкарии – 274 и т. д., по убывающей. Замыкают перечень Ингушетия – 2 книги и Чечня – 1 книга (!). Как видно, самые проблемные регионы России не удостоились внимания с точки зрения книгоиздания. Почему, интересно: безусловно, факт, требующий анализа. Правда, не нужно забывать, что все приведенные данные – за 2001 год…
Любопытно и показательно с точки зрения изучения конъюнктуры книжного рынка рассмотреть издание книг по авторам. Приведем перечень 20-ти самых издаваемых авторов в России на 2002 год по числу названий в убывающем порядке с указанием тиража (с округлением до 1 тыс. экз.) и места в этой же двадцатке по тиражу:
Самые популярные авторы детской литературы распределяются так (по числу изданий в убывающем порядке с указанием тиража):
Составляя статистические данные, сотрудники Российской книжной палаты отделили сверхплодовитых авторов (это ж подумать только – 64 книги за год выпустить, с ума сойти!) от детских и «российских писателей». Так что насчет терминов – не ко мне…
Издатели со стажем помнят, как Госкомиздат ограничивал выпуск одним автором одного названия в стране. Следил за этим отдел координации. (Чиновники объясняли: «неэтично» или – «а как это возможно, написать больше, если это свое и новое» и пр.) Нынче же – от одной крайности, как всегда, в другую. Говорят, рынок диктует. Если бы не покупали, то и не издавали. Но в приведенной ниже таблице все же выделили писателей . Тоже любопытно. (В особенности, если сравнить такие же списки с началом и серединой 90-х, я бы сказал: отрадно…)
Самые популярные российские писатели по числу названий и тиражу их книг, изданных в течение 2001 года (с округлением до 1 тыс. экз.):
Если подытожить сказанное выше, можно заключить, что по всем внешним показателям книжный рынок России, как видно, пережил кризис 90-х годов и в последние два года выправляется. Недаром анализ профессора Бориса Ленского в «Книжном обозрении» по результатам 2003 года красноречиво называется «На круги своя». Во время недавно прошедшей Московской книжной выставки-ярмарки главный национальный канал ТВ показал француза, восхитившегося тем, что мы уже 80 тысяч названий преодолели (за год рост на 16,2%!), мол, Францию переплюнули… Я подумал: а мы уж и рады! Но это если не знать, что Китай, США и Великобритания 100 тысяч перемахнули. К тому же, подумалось: а так ли уж надо это вечное наше стремление в количественном первенстве преодолевать? Неужто других проблем нет? Давайте, хотя бы наспех, рассмотрим некоторые…
Вопрос «Что издавать?» является в конечном итоге самым главным. После десятилетий жесткой централизованной системы планирования издательской деятельности, при стопроцентной государственной монополии на номенклатуру и содержание выпускаемой продукции, вхождение издательств в свободный рынок ознаменовалось мрачным нашествием масс-культуры. Низкопробные произведения, в угоду коммерческой выгоде, заполонили прилавки и книжные развалы.
Проблема не только и не столько в том, что происходит опасный перекос в воздействии на читателя, сколько в резком падении тиражей и количества изданий классической, детской, научной, элитарной литературы. Конечно, такие виды литературы, как правило, убыточны. Для покрытия расходов и минимальной коммерческой целесообразности цена такой продукции резко возрастает. Книга становится недоступной читателю.
Однако и детские, и научные книги издавать необходимо. Что же делать? В то же время возникает и другой вопрос: нужно ли регулировать поток издаваемой литературы и до какой степени? Нужно ли запретить часть изданий? Тут и возникают различные проекты, которые нужно рассматривать и предлагать.
Но дело не только в тематике, но и в содержании. И здесь подстерегает серьезная опасность. Система внешнего рецензирования, осуществляемая как издательствами, так и Госкомиздатом, при всех элементах цензуры, тем не менее, преграждала путь низкопробным, общественно вредным произведениям с ошибочно или умышленно искаженными фактами, псевдо-научным, сенсационным и т. п. содержанием. Особенно опасно появление такой литературы в сфере науки и образования. Тем не менее, появляются и даже используются в школах учебники и учебные пособия, искажающие историю страны, представления об ее общественном развитии и культуре.
В связи со многими ситуациями, сложившимися в период перехода издательств к свободному рынку, возникает необходимость в проведении анализа экономических показателей в сочетании с общественной потребностью в той или иной продукции. Подлежит анализу структура рынка печатной продукции, ее стоимость и себестоимость, стоимость материалов, цены и др. Однако, сколько ни крути, а выбор у издателя пока остается небольшой: либо в угоду массе выпускать всякую дребедень из сферы масс-культуры, либо перебиваться с хлеба на воду, периодически вообще становясь банкротом. Ну, невыгодное это дело оказалось, невыгодный вид бизнеса пока в России. Однако и здесь все не так просто, как кажется. Есть у акул капитализма всякие приколы, как все же в выгоде оказаться.
Например, встречался когда-то на одной из московских выставок-ярмарок с молодыми и очень шустрыми немцами из команды Шпрингера. Подивился я поначалу тому, что сам Шпрингер оказался человеком умным, глубоким, эрудированным и совсем не таким идеологизированным, как нам представлял Я. Засурский в своей книге «Зарубежные теории журналистики», и уж совсем не таким, как в журнале «Журналист», где печатали его фотопортрет через объектив «рыбий глаз». Шпрингер и его компания издавали научные монографии высокого профессионального уровня. Когда шпрингеровский парень говорил со мной на чистейшем русском без акцента, я мало удивился (ну, ладно, я – темный, но у нас в компании тоже был Саша Авеличев, директор издательства Московского университета, который на трех языках говорил, как на русском, и еще на трех чуть похуже, но тоже прилично). Когда немец показал эрудицию в научной информации и вузовских делах, я тоже не так уж был удивлен, но когда он спокойно и так, между прочим, назвал мне шесть (!) фамилий лучших математиков Ростовского университета, где я работал и, будучи директором университетского издательства, знал, что список этот абсолютно точен, тут уж я просто раскрыл рот, постаравшись все же, как нас воспитывали, не показать свое восхищение чужеземцу.
Дальнейшее общение показало, что это совсем уж безнадежное дело, в смысле рентабельности, – научное книгоиздание – можно, тем не менее, сделать выгодным с точки зрения бизнеса. Просто серьезные издатели научной литературы глубоко и всесторонне изучают и выявляют самые актуальные научные проблемы и самых перспективных ученых по всему миру, заказывая им, как авторам, книги, либо выкупая право на переиздание у их отечественных книгоиздателей. Но это – полдела, другая, более важная часть успеха, заключена в реализации уже изданных книг. И тут немцы потрясли меня окончательно: они не только всех ученых знали наперечет, они также знали поименно всех потенциальных читателей! Вот в чем была зарыта собака: найти и реализовать именно адресное распространение! В том-то и проблема была, что книгу по узкой математической проблеме продавали наудачу в крупных магазинах столицы и областных центрах, иногда в городах, где ни одного ученого-математика вообще не было. И это в то время, когда иной ученый чудак, всю жизнь посвятивший одному уравнению, готов был отдать за нее отрезать указательный палец! Немцы же знали точно (у них был список): этой проблемой интересуется два человека в Австралии (есть адреса) и так далее, по всему миру. Они считали всех возможных покупателей, когда решали, издавать книгу или нет, и австралийцы, при малом их числе в перечень вошли…
При всей этой гигантской работе тираж все равно не получался большим, но что поделаешь, как бы говорили издатели читателям-покупателям, ведь издавать надо, иначе наука остановится. Читатели заочно как бы соглашались (все же лучше, чем палец отрезать), и издатели считали стоимость экземпляра, исходя уже из сложившейся рыночной конъюнктуры. Конечно, стоимость экземпляра научной монографии становилась немыслимо высокой (не только по нашим нищенским, но по их представлениям), но ученые соглашались, другого выхода не было, иначе, именно без этой научной информации, заключенной в этой книге, которую предстояло купить, годы собственного труда могли бы уйти впустую!
Конечно, никакая такая деятельность не даст таких прибылей, как публикация бестселлера, но зато радость от сути своей деятельности накладывается не на шаткую почву морального удовлетворения, а на вполне нормальное коммерческое предприятие…
Приведенный пример – просто штрих к большому разнообразию бизнес-планов, которые можно грамотно составить и осуществить буквально по каждому виду литературы (в том числе, и учебно-методической), если подойти к этому профессионально.
Пока же отечественные бизнесмены от книжного дела идут по легкому пути, спешно хватая лишь то, что на поверхности; стремятся достичь успеха при малых (в том числе – интеллектуальных) затратах.
Современные издатели, в большинстве своем, нарушают все. Даже простое перечисление их «грехов» на этом фронте заняло бы слишком много места. Мне известно одно издательство, которое по объему выпуска весьма заметно в отечественном книгоиздании. Общий стиль его деятельности заключен в том, что оно постоянно издает компилятивные книги, нанимая студентов, которые беспардонно монтируют фрагменты самых разных развлекательных, научно-популярных и даже профессиональных текстов из числа изданных ранее чужих успешных книг, отобранных для этой цели издательством. Эти горе-издатели смотрят на книгу цинично, как на вещь, как на товар, и главное – только так! Воровство, плагиат, поставленные на конвейер, не всегда проходят бесследно, наши люди постепенно привыкают судиться, хотя очень этого не любят. Но издателей это не смущает: также цинично они подсчитали, что несколько десятков проигранных судебных процессов в год – это мелочи в общем потоке прибылей.
Другой обман – с авторскими гонорарами. Заключая договор с автором, издательство подписывает обязательство выплатить гонорар, исходя из процента от реализованного тиража. Однако, обозначив тираж в объеме, например 1000 экземпляров, издательство на деле реализует в 100-200 раз больше, распространив продукцию в отдаленных районах страны. Или: тайно уступает права (за высокий процент прибыли, естественно) далеким коллегам в надежде, что не дойдет до автора. В 95% случаев это не бывает, а когда случается, начинаются долгие тяжбы, иногда заканчивающиеся мизерной оплатой автору.
Оплата этим издательством работ по редактированию, корректорской работе и другим процессам подготовки книги – также образец цинизма по отношению к квалифицированным коллегам…
Не стану утомлять читателя даже самым поверхностным анализом проблем, связанным, например, с бумагой и другими материалами для производства книг, технологиями полиграфического производства, торговлей и распространением книжной продукции, качеством книг в широком смысле этого слова. Для этого, видимо, придется писать другую статью. Круг рассматриваемых проблем, естественно, может быть расширен. Каждая из них заслуживает серьезного исследования, выходящего за рамки данной публикации, целью которой является, прежде всего, привлечение внимания к такой важнейшей отрасли культуры, какой является книгоиздание. Печально только, что в новое, уже капиталистическое, время во всей издательской периодике (просмотрел почти за два года «Книжное обозрение», «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Полиграфист и издатель») практически нет проблемных статей и анализа ситуации. Наверное, теперь это – «коммерческая тайна»!