ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»
Тема: ”Культура древней Японии”.
Луганск 2000
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху
Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну
неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления
доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а
потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные
факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня
каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском
языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов
Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части
Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает
солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна
восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в
изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.
Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным комплексом. Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно- демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.
Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного потенциала. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру. Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа. С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.
Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных
отношений, стало главной основой социальной структуризации японского
общества. Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная
собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых форм
власти, были вытеснены имущественными различиями, возникновением большого
землевладения и рабовладельства. Ярко иллюстрирует эти перемены появление
среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато (III
– IV ст.), который широко использовал труд рабов. Необходимо добавить, что
исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу
выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни.
Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе
общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные
общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких
производителей и выделение своим привилегированным положением
профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и
других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при
дворе.
Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической
мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и
общественное развитие. Процесс расклада родового устройства был
значительно ускорен введением прогрессивных форм орошения и обработки
земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением
чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало
крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой
централизованной державы. В результате политической борьбы знатных родов
верховный правитель племени Ямато был провозглашён императором, активно
распространялась легенда про его божественное происхождение. Вся страна,
приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была
раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и
важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и
старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции. Феодальным
кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая
система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии
относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную
централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем
на 500 лет. Развитие материальных основ феодальной системы вызвало
длительное существование феодальной раздробленности и численности
междоусобных войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при
Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе
объединения страны. Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном,
владельцев наибольшего из княжеств. Правительство (сёгунат) находился в
Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё). В
тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со
своим двором в Киото на правах затворника.
В период Токугава, что длился более 250 лет, сложилась жестокая социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленники и купцы. С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, Защиты от какого либо влияния Запада. К западу так или иначе подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого основали класс буржуазии.
В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота
возле берегов Японии страна открылась для внешних взаимоотношений, что,
безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических
взаимоотношений. Это вызвало протест участий служивого дворянства,
зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под
лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом Токугава.
Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом так называемой
«революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое правление), что ликвидировало
феодальную систему и создало единое национальное государство, и
возвращённый на престол император в решении государственных вопросов
руководствовался решениями новосозданного кастово-аристократического
правительства.
Обеспечение национального единства требовало повышение престижа
императора, пропаганда исключительности японского государственного
устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституцией 1889 года
власть императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся
ему полностью, несущественные демократические права декларировались только
формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное
положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой
войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия,
но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий.
Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2
сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что
соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила
отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо
вооружённых сил.
Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ государственности и единства народа», не имеет фактической власти. Роль наивысшего органа государственной и законодательной власти исполняет парламент.
Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон
«VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов
человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних
представлениях о мире. Это время прорыва из жестокого существования в
творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и
керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и
символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении
соответствующего космогоничного кода. Обожествление творческого акта
породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о
происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества,
рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам.
С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта –
путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир
через чувства удовлетворения от общения с миром.
Синтаист стал чисто японской религией, которая даже после
проникновения в страну других религиозных направлений оставалась значимой,
всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя.
Соответственно в ней японцы с давних времён видели своё предназначение в
гармонизации мира. Уже в одном из ранее законодательных документов
«Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в
Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило –
не действовать наперекор». Гармония заняла особое место в системе японской
культуры как главный организационный признак человеческой
жизнедеятельности. Как определяют японисты, чувство органичного слияния с
природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее
прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в
природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё –
от былинки до Вселенной. Убеждённый в живой связи всего со всем японец
знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и
соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что
родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на
восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало
всеобщее согласие о мироустройстве благодаря активности богов и вождей.
Этот стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского
континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного
земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших
масс людей в поселениях, появление излишнего продукта, имущественное
расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими
властными структурами. Тенденция концентрации власти, что появилась с
приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой
японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе
рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи и
Китае. Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких
явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного
культа, трансформированного в условиях нового социально-политического
устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца
Аматерассу. Уникальным культурным приобретением того времени стала
культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным
предметом, связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на
найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых
шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений,
высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной конфигурации,
исполненных под влиянием континентального гончарного искусства.
Процессы классовой дифиренциации общества способствовали
формированию японской литературы, которая отделилась от фольклора, а с
появлением письменности стала самостоятельным видом художественного
творчества. Значительную роль в этом сыграла «вера в душу слова», его
магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая обрядность.
Древнейшие из известных письменных памятников книги «Кудзики»(620
год), «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), посвящённый истории,
догматизму и ритуалу синто, демонстрирует переход обрядов, которыми
сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных работ, в
мифы. Кроме того, их важнейшей функцией было укрепление государственного
строя, поэтому мифологическая часть эпоса должна была дополнять
историческую, что, например, в «Кодзаки» ведёт читателя от времён
легендарного императора Дзимму до правления императрицы Суйко (593-628гг).
Последующая литературная обработка не лишила ранние эпические произведения
их первоначальных черт: последовательного изложения представлений о
мироустройстве, силы природы и общественные нормы тогдашней жизни. Общей
тенденцией этих литературных памятников является последовательный переход
от богов к героям и земным правителям; от космогонии до истории:
устанавливается прямая наследственность власти японских императоров от
богов, что позднее с политической целью широко использовалось официальной
идеологией. И всё же перед нами прекрасные образцы старинной поэзии, где
песни органично входят в прозаический текст и повязаны с ним по смыслу.
Они не имеют ещё чёткой метричной системы, характерной для классического
японского стихосложения, к тому же им присуще фольклорные формы
художественной выразительности и настоящей народной мудрости. Не случайно
мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца Аматерасу, которая спряталась в
небесной пещере, а потом снова явила себя миру, есть не просто рассказ про
смерть и воскресенье, а фиксацией факта понимания диалектической природы
бытия. Первой литературной памяткой того времени стала великая
политическая антология «Манёсю» (вторая половина 8 столетия), что через
разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь того
времени в процессе его развития. Анализ данного материала свидетельствует,
что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной
ментальности, стало открытым в широком восприятии наработанного в контактах
с другими народами, которые создали на континенте достаточно сложную,
развитую культуру. Открытостью способствовал поиск новых форм государства
на отмену от исторически первого его варианта – «Общества удзикабане»
(аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения и имя
«кабане», что указывало на их общественное положение), где власть над
человеком как своё природное право осуществлял каждый аристократ отдельно.
Потребности дальнейшего развития общества, которое входило в феодализм,
требовали быстрейшей централизации правительственной власти. Кроме того, в
пределах государства Ямато этническое общество, которое опиралось на
кровнородственные связи и систему военной демократии, последовательно
преобразовывалось на народность, объединённую общественной теорией,
экономики, языка и культуры.
Длительная экспансия на северный восток, захват чужих земель
способствовали кристаллизации японской народности относительно тамошних
жителей – варваров и одновременно создавали новую, служивую знать, которая,
реально работая на государство оттеснила от руля старую родовую
аристократию. Сведением табелей о рангах, которые присваивались в
зависимости от личных заслуг, началось формирование бюрократической
системы, принципиально отличавшейся от системы удзикабане. Отправлением в
Китай посла и группы студентов и ученных монахов (607 – 608 года) возникает
планомерное заимствование континентальной культуры. Благоприятным фактором
для этого становится привлечение к японскому языку китайского письма
(завезенное в страну примерно в 400 году она осталась приобретением не
многих) и его широкое практическое применение. Буддизм, который проникает
в Японию одновременно с китайской письменностью и в начале там
воспринимается не однозначно, теперь имеет успех у аристократии как способ
защиты существующего режима на ряду с идеей необходимости для каждого
достичь образованности «сатори». Культура данного периода почти полностью
формируется под его воздействием.
Литература
1. «История мировой культуры. Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред.
Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.
2. Бродский В. Искусство Японии VI-XVI вв. // Всеобщая история искусства. Москва 1964.
3. Иофан Н. А. Культура древней Японии. Москва, 1974.
4. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и
Африки. Москва 1982.