Вешние воды русского искусства.
Почти 130 лет назад (в декабре 1871 года), из Петербурга отправилась в
путь по России первая передвижная выставка. Это событие вызвало большой
общественный резонанс. Передвижники - художники-реалисты – порвали с
академизмом и как бы поставили зрителя лицом к лицу с Россией. В искусстве
передвижников мы наблюдаем подчас мучительный поиск идеала. Он чаще всего
воплощается в образе передовых интересов той поры, в стихийной мощи народа.
Но нередко он выступал в образе природы, в размышлениях о жизни.
Вершину развития русской пейзажной живописи представляют собой искусство
И.И.Левитана. Своим творчеством он как бы подвел итог основным тенденциям
развития пейзажа 19 века, выразившийся в редком многообразии мотивов и тем
его искусства, в разнообразии живописных приемов, составляющих творческий
метод художника. В картинах Левитана нет людей. Художник пейзажем и через
пейзаж передавал свои мысли и свое настроение. Но критика отмечала, что,
хотя «в пейзажах Левитана почти никогда нет фигур.., невольно приходит
мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из
передвижнической живописи».
И.И.Левитан – создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство
поэтических ассоциаций, мажорность, раскрытие тончайших состояний природы,
тонко нюансированная живопись. «Картины Левитана требуют медленного
рассматривания»,- писал К.Паустовский. Зритель учится по-новому видеть, по-
новому любить их, он учится новому для себя отношению к родной природе.
Среди его работ, отмеченных особым лиризмом восприятия жизни русской
природы, одно из первых мест по праву занимает картина «Весна-большая
вода». Уже сам ее мотив – широкое весеннее половодье – вызывает активное
лирическое переживание у зрителя, рождая поэтические ассоциации.
«Должна быть дружная весна,
Снега осядут разом,
И солнце, встав из-за гумна,
Весь мир окинет глазом».
(«Перед весной» П.А.Радимов, русский художник-пейзажист, поэт.)
« Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас
с непривычной силой»,- эти слова написал А.В.Луначевский об этой картине.
Этот мотив мастерски разработан художником. Да, весна перед нами. Еще не
зазеленели почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая
вода вышла из берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Эта весна еще
не зеленая – она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной студеной воды
отражаются тонкие, как свечки, белые стволики берез. Тени голых деревьев
падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Тени – голубые – лежат на
поверхности голубой воды. Но это не стихийное бедствие – это радость –
весна!.. Земля пробуждается!.. И если разотрешь пальцами еще сухую и
мертвую на вид березовую почку, услышишь резкий радостный запах: сок
струится по оттаявшим стволам деревьев. В весне всегда таится надежда – на
хорошее лето, на урожай, на счастье.
Краски, которыми пользуется художник, легки и прозрачны. Как нельзя лучше
передают они прозрачность воды и воздуха, светлую голубизну небес и
ласковость весеннего солнца. Природа почти дематериализована: вода и небо,
солнце и воздух. Деревня где-то далеко, она едва видна, а мельканье белых
стволов берез вместе с их отражением в тихой глади воды создают ощущение
чего-то зыбкого, непостоянного. Лишь крепкий ствол дуба, одиноко и прямо
торчащий среди гнущихся, словно вибрирующих березок, да легкий челнок у
края воды связывают изображение с земным, материальным, напоминающим о
людях, живущих среди этой прекрасной и на сегодня лишенной тревог и
волнений природы. Подобное «очеловечивание» природы очень характерно для
творчества И.И.Левитана.
Пейзажи Левитана пленяют зрителя большой музыкальностью. Поразительно
музыкальна и «Весна-большая вода». Мягкие сочетания голубого и золотистого
в картине, четкий ритм чередования плавно изгибающихся березок создают
нежную, чистую мелодию чарующей прелести русской весны. «Школой любви к
Родине» называют живопись Левитана.