Рефетека.ру / Иностранный язык

Топик: Словообразование

Разговорное словообразование обнаруживает меньшую зависимость от узуса, от разного рода грамматических и семантических ограничений. В процессе непринужденного общения собеседники нередко не воспроизводят существующие в языке слова, а производят, создают их «на случай», опираясь на продуктивные словообразовательные модели. В образованных таким образом словах актуализируется значение, подсказанное конкретной ситуацией: А где у нас прочищалка? Унитаз засорился/ надо бы прочистить// (вместо слова-термина вантуз говорящий употребляет неузуальное прочищалка, образованное от глагола прочищать). В разговорной речи имеются специфические способы словопроизводства – универбация и усечение. При универбации исходное словосочетание (производящая основа), состоящее из двух или более компонентов, сворачивается в одно производное слово, которое «вбирает» в себя значение производящей основы: гречневая крупа – гречка, «Комсомольская правда» – «Комсомолка», пятиэтажный дом – пятиэтажка; раскладная кровать – раскладушка. Еще один продуктивный способ разговорной деривации – усечение производящей основы. Усечению подвергаются существительные и прилагательные: магнитофон – маг, преподаватель – преп, бутерброд – бутер, госэкзамены – госы, примитивный – примитив, интимный – интим. В разговорной речи более активно проявляют себя способы словообразования, действующие и в книжно-письменном языке: суффиксальный (открывать – открывалка (консервный нож), врач – врачиха, старый – старьё, синхронный – синхронить (заниматься синхронным переводом) и мн. др.), префиксальный (У нее будет перезащита//;
Рассучи мне рукава!; Это антисуп/ настоящая каша// Никакой жидкости), префиксально-суффиксальный (ср. шутливые оборазования: У нас бесспичье/ забыли спичек купить//; Спасибо! Вы меня обутербродили//). Для разговорной речи характерны широта использования различных словообразовательных моделей, ослабление запретов на сочетаемость аффиксов с производящей основой. В качестве «исходного материала» могут выступать слова, обладающие самыми разными лексическими и грамматическими свойствами. Например, заимствования, аббревиатуры, междометия: кино – киношник, МГУ – эмгэушный, ой! – ойкать, бац! – бацнуть и мн. др. Производящей основой могут служить словосочетания и даже целые высказывания: Это тетикатин платок// (от тётя
Катя); [мать ребенку] Не лезь в лужу! А то бабушка божемойкать будет! (от
Боже мой!). В разговорной речи производное слово нередко связано с производящей основой лишь самым общим значением. В результате многие вновь образованные слова многозначны и непонятны вне контекста. Например, сердечник – это может быть и врач-кардиолог, и человек, страдающий болезнью сердца. Значения таких слов проясняются лишь в конкретной речевой ситуации.
Ср.: А. Он кто? Хирург? Б. Нет/ сердечник//; Мой отец сердечник/ три инфаркта перенес//. В процессе непосредственного диалогического общения стимулом к образованию неузуального слова может явиться предыдущая реплика собеседника: А. Я не люблю/ чтоб меня жалели// Б. Дело здесь не в жалении//; А. Хочешь щей? Я нащился//; А. Темирканов здорово «Кармен-сюиту» отдирижировал// Б. Да/ откарменил//.
|ful Зьїл»з |less Зьїл»з |
|artful |artless |
|careful |careless |
|colorful |colorless |
|faithful |faithless |
|fearful |fearless |
|forceful |forceless |
|fruitful |fruitless |
|graceful |graceless |
|harmful |harmless |
|hopeful |hopeless |
|meaningful |meaningless |
|…ness NOUN |
|appropriateness |
|cleverness |
|darkness |
|emptiness |
|faithfulness |
|happiness |
|hardness |
|kindness |
|politeness |
|richness |
|rudeness |
|selfishness |
|seriousness |

|ity |
|able ґЙ·ВАЦґВ |
| |
|accessible Бў±Щ°ЎґЙЗС |
|accountable ГҐАУАЦґВ, №ПА» |
|ёёЗС |
|active ґЙµїАыАО,|
|Заµї·В АЦґВ |
|ambiguous ѕЦёЕЗС |
|applicable Аыїл °ЎґЙЗС |
| |
|available АМїл°ЎґЙЗС|
| |
|communicable АьґЮ, Аьї°°ЎґЙЗС |
| |
|complex є№АвЗС |
|connective ї¬°бАЗ |
|feasible |
|fertile |
| |
|VERB |...tion NOUN |
|abort |abortion |
|accommodate |accommodation |
|accuse |accusation |
|acquire |acquisition |
|act |action |
|adapt |adaptation |
|add |addition |
|administer |administration |
|admire |admiration |
|admit |admission |
|adopt |adoption |
|apply |application |
|approximate |approximation |
|attend |attention |
|attract |attraction |


- er analyze announce bake bank blend
- ly abrupt actual approximate bad basic careful

| | | | | | | |
|Among |Was |There |Were |Out |Father |Look |
|Other |Water |Their |First |Brown |Garden |Through |
|One |Lot |Where |work | |basket |Good |
|Another |Long |Everywhere | | |after |Who |
|Hundred |Upon | | | | |Whom |
|Some |Walk | | | | |Should |
|Come |Along | | | | |Could |
|Cover |Stop | | | | |Couldn’t |
|Under |Call | | | | |Tool-shed |
|Run |Lost | | | | |Shoe |
|But |small | | | | |too |
|Bunny | | | | | | |
|Suddenly | | | | | | |
|Among | | | | | | |
|Young | | | | | | |
|jump | | | | | | |


Похожие работы:

  1. •  ... по совершенствованию словообразования глаголов у ...
  2. • Обучение словообразованию детей дошкольного возраста ...
  3. • Комплексные единицы системы словообразования
  4. •  ... пунктуационным способом словообразования, в средствах ...
  5. •  ... первого года обучения способами словообразования посредствам ...
  6. • Преодоление нарушений словообразования у детей ...
  7. • Словообразование. Имя числительное
  8. •  ... 6 лет с общим недоразвитием речи словообразованию в ...
  9. • Особенности навыков словообразования у детей 6 лет с ...
  10. •  ... по формированию навыка словообразования на этапе ...
  11. • Способы словообразования в немецком языке
  12. • Словообразование
  13. • Основные понятия словообразования
  14. • Морфологические способы словообразования
  15. •  ... словоизменения и словообразования у детей старшего ...
  16. • Аббревиация как способ словообразования во ...
  17. • Женская проза
  18. • Активные процессы современного словопроизводства
  19. • Сложение в текстах рекламных объявлениях
  20. • Словообразование в современном китайском языке
Рефетека ру refoteka@gmail.com