Выполнила Иванова Нина Григорьевна, учитель истории Шевелевской о/о школы
Курский областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования.
Кафедра гуманитарного образования
2005 г.
Когда-то давно, в годы учебы в школе, я никак не могла определиться с выбором своего жизненного пути. Что стану учителем, я знала еще с детства. Учила сначала кукол, потом соседних малышей, работала няней в детском саду, вожатой в пионерских лагерях. Но у меня было две страсти: история и литература. Благодаря И.А.Болотову, который вел у меня историю в Рыльском педагогическом училище выбор был сделан в пользу истории. А вот любовь к литературе сохранилась.
Волей судьбы я стала учителем в сельской основной общеобразовательной школе. Веду историю, уроки музыки, рисования. И на каждом из них я пытаюсь осуществить синтез истории с этими предметами и, конечно же, с литературой. Ведь история с литературой вообще идут рука об руку. Литература решает те же задачи исторического познания, но иными, только свойственными ей средствами – средствами образного, картинного отображения прошлого и настоящего. Используя этот синтез, я работаю уже 28 лет над темой: «Воспитание нравственно-ответственной личности педагогикой сотрудничества».
К преподаванию истории я привлекаю разнообразные по форме и жанрам произведения: романы, повести, поэмы, стихотворения. При отборе внимательно оцениваю историческую достоверность материала, воспитательную значимость, доступность языка и формы.
Как учитель истории я не могу не быть пропагандистом исторической книги. Я приучаю детей к домашнему чтению, чтобы оно стало их повседневной потребностью. Чтение исторической литературы дает навыки самостоятельного анализа событий и документов, учит умению делать простые сопоставления и обобщения, пробуждает к активности на уроках, развивает воображение, помогает закрепить и повторить пройденное. Оно формирует политические убеждения, воспитывает нравственно.
“Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.”
В.О.Ключевский
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Вы спросите: “Почему?” Да потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Остановимся на конкретном примере. Есть в курсе истории 5 класса тема “Брестская крепость”. На уроке мы с ребятами говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.
“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Возле машины.
Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”1
Мне никогда не забыть широко раскрытых детских глаз, в которых в этот момент можно было прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. И я спрашиваю себя в этот момент: “Разве бы мог школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?” И сама себе отвечаю: “К сожалению, нет”.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? И в пятом, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.
“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва…”1
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.
“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”2
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
Отбирая произведения художественной литературы для уроков истории, я учитываю два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П.Бородин подчеркивал, что вымысел “должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности”1 . Во-вторых, его высокую художественную ценность.
Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:
1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой;
2. образы исторических деятелей и изображение народных масс;
3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.
Т.е. художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.
Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Поэтому необходим критический подход к художественному произведению. Яркими примерами таких произведений являются “Слово о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. Или “Сказание о Мамаевом побоище”, посвященное Куликовской битве.
Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения.
Необходимо, чтобы учащиеся умели различать эти группы произведений. И здесь должна быть четкая позиция учителя. Например, на уроке истории в 8 классе, давая характеристику Макарьевской ярмарке начала XIX века, я прочитаю отрывок:
“… перед ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.”1
При этом будет отмечено, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но в то же время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитывая отрывок из “Бориса Годунова”, стоит отметить, что Пушкин не являлся современником тех событий.
Необходимо каждый раз на уроках истории воспитывать у учащихся различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи - с другой, находить в этих произведениях исторический материал, связывая его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в курсе истории в школе.
Иногда учащиеся мне говорят: «Посмотрели кинофильм. Сколько же в нем «исторических ошибок». Прочли книгу, а там тоже недостоверные факты». Объясняю – это и есть беллетристика. И очень хорошо, что мои ученики самостоятельно замечают эти неточности.
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения.
Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в пятом классе по курсу древнего мира “Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея””. Или урок в седьмом классе по теме “Развитие литературы и искусства”, когда часть урока отводится изучению книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Или “Движение под предводительством Емельяна Пугачева” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки несомненно проходят “на ура”. Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время.
Несколько проще включить образы художественной литературы в изложение на уроке. И тогда материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения. Так, например, на уроке в седьмом классе по теме “Полтавская битва”, описывая решающий момент сражения, я всегда цитирую Пушкина:
“И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.”1
Этот отрывок очень органично вплетается в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает.
Очень часто на уроках я использую такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. Так, например, на уроке в пятом классе по теме “Религия древних египтян” уместно использовать пересказ книги И.Рака “В царстве пламенного Ра” (мифы Древнего Египта).
Стараюсь заинтересовать учащихся, зачитывая отрывок из художественного произведения, остановиться на самом интересном. После этого урока книг в нашей школьной библиотеке не хватает.
Кроме этого, иногда на уроках я использую краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, цитирую О.Берггольц:
“Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам”2
И здесь уместно вспомнить высказывание Вольтера:
“Есть мысли, из которых просвещенный человек может извлечь пользу и которые, будучи крепко связаны в сильные стихи, легко удерживаются в памяти”3
Помимо краткой цитаты на своих уроках я использую пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть: восьмой класс “Бородинское сражение” и чтение отрывка из “Войны и мира” Л.Н.Толстого; девятый класс “Русско-японская война” и цитата из романа А.Степанова “Порт-Артур” и т.д. Чтение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов пропаганды книги. Ведь не секрет, что наши дети сейчас больше заняты “телеками”, “видиками”, компьютерами и т.д. и т.п. Читают же они крайне мало. А на таких уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащаются представления о прошлом.
Но чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому часто я ограничиваюсь напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указывается конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися.
Пожалуй, стоит поговорить и еще об одном из приемов использования художественной литературы на уроках истории. Это разбор литературного памятника. Проводится он либо методом комментированного чтения, либо методом развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Прочитываем вслух источник, а затем анализируем его по частям, ставим вопросы. Таким методом мы разбираем тему “Экономическое развитие России” в восьмом классе. Разбираем отрывок из “Евгения Онегина”, где дается описание кабинета Онегина, в котором имелось:
“Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.”1
А затем учащимся предлагаются вопросы: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозились в Россию и кто был их покупателем? С какими странами торговала Россия?
Не так давно я стала использовать на своих уроках еще один прием. Как правило, на повторительно-обобщающих уроках. Учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле. Например:
пятый класс: “Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.”
Н.Кончаловская “Наша древняя столица”
шестой класс: “Ослепленный полководец,
На возу бесстрашно стоя,
Голосом, подобным грому,
Направляет ярость боя.”
Н.Ленау “Ян Жижка”
В седьмом классе задание может быть усложнено. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме “Смутное время в России” я предлагаю учащимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок.
Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.
Игра для ребенка в любом возрасте интересна. Она должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь ребенка интересным содержанием. Игра – это путь детей к познанию. Причем она не похожа на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение знаний, установление сходства и различия между отдельными событиями.
Но самое важное – это то, что по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала. Она заставляет учащихся мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее - отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. Сейчас очень много выпущено задачников по истории, всевозможные тесты. Любимые игры у моих ребят на компьютере «Цивилизация», «Кто хочет стать миллионером?». При всей сегодняшней технике, я все же хочу, чтобы мои ребята любили книгу. Поэтому использую опять таки художественные произведения. Например, игра «Поймай дату».
1)1147 год.
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.
2)1380 год.
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И, хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрием Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
С помощью стихотворной формы можно «воспроизвести» и события 1242,1480,1606-1607,1649,1667-1671 годов.
Существует еще немало игр: игра по истории нашего края, с использованием художественных произведений Носова, Гайдара, игра «Ветер в рукописи».
Хотелось бы подчеркнуть еще одну важную черту познавательных игр, превращающих себя в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся мобилизуют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Изучая раздел IV Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945гг), в свои уроки обязательно включаю стихи О.Берггольц, Б.Окуджавы, К. Симонова, Седьмую симфонию Д. Шостаковича и многие другие произведения. Большие возможности к сближению истории с литературой открывают многообразные формы внеклассной работы с учащимися: исторический кружок, тематические выставки и вечера, встречи, поездки, экскурсии и т.д. Поэтому использую уроки- повторения, кружок, внеклассную работу. Особенно в этом 2005 году, в год 60-летия Великой Победы. Весь год насыщен подготовкой к празднику. Это урок – блок по музыке «Песни, опаленные войной», урок – блок по рисованию «Война глазами советских художников». Конкурс рисунков «Тебе мой защитник, посвящается». Встреча с ветеранами ВО войны «Живые, пойте о нас», встреча со вдовами «Еще не погасла свеча». Уроки – блоки по истории «Дорогами войны», «Курская огненная», «Это надо не мертвым, это надо живым»… Составление интервью «Мой разговор с участником войны».
Этап. Составление плана: О чем я хочу узнать?
о семье
о наградах
о роде войск, в котором служил
о самом близком друге на войне
самый страшный случай на войне
самый забавный случай на войне
Этап. Формулировка вопросов.
где родились?
как узнали о войне?
где воевали?
как часто писали письма с фронта?
где встретили победу? и т.д.
Этап. Конкурс статьи о ветеране. «Расскажи о жизни ветерана ВО войны» (лучшие посылаю в районную газету). Вот одна из них:
«Каждый участник Великой Отечественной войны свой рассказ о боевом прошлом начинает по-разному. Память солдатская особенная, необычно восприимчивая. Она не просто заполнялась неожиданными, острыми впечатлениями фронтового быта. У этих фронтовых впечатлений, как у осколков снарядов, у разрывных пуль, «режущие края». Забыть эти врезавшиеся в душу суровые картины невозможно порой и много лет спустя.
Василий Яковлевич Полянский-ветеран той жестокой войны - исключительно интересный собеседник. О своих друзьях, о своем селе может говорить долго, а вот о себе все больше умалчивал.
Родился Василий Яковлевич 14 января 1925 года в селе Шевелево, Обоянского района, Курской области. Семья Полянских – надежного крестьянского рода. Отца своего он не помнит. Рос с отчимом. Учиться в школе не довелось.
Василий Яковлевич – один из Обоянских юношей, кто ушел на фронт в свои неполные 18 лет. Ему было всего 16, когда в село ворвалось это жуткое слово «война». Плакали женщины, поникли старики. А они, мальчишки, разносили повестки на фронт по селу и хуторам.
В 1943 году Василий Яковлевич сам получил повестку. В это время он болел тифом. Дали отсрочку. А 20 мая 1943 года повезли новобранца Полянского в далекую Чувашию. Два месяца готовили простого крестьянского парнишку владеть оружием. А потом повела его судьба фронтовыми дорогами: Москва, Киев, Днепр. Полтора года служил в зенитной части на Днепре. Немец уже отступал, но постоянно совершались налеты на Киев. Задача зенитчиков – сохранить мосты через Днепр. Здесь и получил Василий Яковлевич свое первое боевое крещение. Два легких ранения в левую руку. Зацепило осколком, но в госпиталь не поехал, остался в строю.
- Знаете, даже трудно выделить какой – то бой. Дни как – то похожи, сливались воедино. Все время на передовой стоит в воздухе гул, идет стрельба. К этому не привыкнешь. Но надо идти вперед, отвоевывать каждую пядь земли, - говорит ветеран.
Довелось воевать Василию Яковлевичу в Румынии, Венгрии, Австрии. Суждено было стать пулеметчиком.
По – дружески звал он своего верного помощника « Максимкой». И вот уж как получилось, что трое друзей: Анапенко Сергей из Киева, Андросов (имени не помнит) из Курской области прошли всю войну вместе. На войне такое редко.
- Закончится бой, кричу: «Жив, Серега?»
- Живой.
В Австрии еще одно легкое ранение. Медсанбат. И снова в бой.
… В тот день фашисты были особенно агрессивны. Атака за атакой. Немцы пошли в атаку, но у молодого бойца хватило выдержки подпустить их на близкое расстояние. И вот Василий Яковлевич уже четко видел довольные рожи наступающих.
Тихо сказал сам себе: «Не подведи, Максим!». И застрочил из пулемета. Через две – три минуты цепь залегла, фрицы стонали. Тяжелейший бой, казалось, длился вечность. Не достигнув успеха, гитлеровцы отступили. Вместе с другими пулеметчиками Василий Яковлевич отсекал пехоту от танков. После боя построили бойцов для поверки и награждения. Многие были награждены орденами и медалями посмертно. За мужество, стойкость проявленные в данном бою Василий Яковлевич получил орден Славы 3 степени.
Война близилась к концу. Каждый солдат мечтал дойти до стен Рейстага. Мечтал об этом и Василий Яковлевич. Однако их молодых, горячих чуть придерживали. Для него война закончилась в Австрии на границе с Германией. Весть о Победе молниеносно разнеслась по части. В этот день бойцам вручали медали «За победу над Германией». Радости не было предела: «Домой!» Да нет судьба распорядилась по – иному: шесть месяцев в Германии в саперной роте , не меньше в Румынии, затем снова Германия.
И только в апреле 1949 года вернулся Василий Яковлевич на Родину.
Поездом до Бреста, с Киева через Ржаву на Обоянь. Вот они родные до слез его Курские соловьиные края, вот за леском его малая родина – село Шевелево. Как долго длилась разлука с родными и как сладка радость встречи! Ему было всего двадцать четыре, а он уже пол- Европы прошагал. В боях за безымянные высотки, небольшие населенные пункты под его огнем нашли бесславный конец десятки вражеских солдат и офицеров. Вот это судьба: трудная, горькая не многовато ли для одного Полянского? Да уж, постарались с лихвой и ведь не убила в человеке самого главного – веру в жизнь. На фронт шел с верой в победу, сидел в лютый мороз в траншее – с верой, раненый – верил, и вот так всю жизнь.
После войны трудился Василий Яковлевич в родном селе. Шестнадцать лет работал прицепщиком, десять лет – трактористом. Вырастил двух сыновей и дочь. Выросли внуки, есть уже правнуки. В свои 76 лет он старается всем помочь.
И за каждый раз, когда его премировали за доблестный труд, он стоял смущенный тем вниманием, речами, к которым не привык, потому что считает, что человек должен отдавать все делу, к которому приставлен. Так он поступал на фронте, таким его знали на работе. Скромным и трудолюбивым.
Болезнь притупила память ветерану, с трудом вспоминает боевых товарищей, их имена. Позабыл названия поселков, городов. Да мало ли их было на его солдатском пути с 1943 по 1949 годы. Но ужасы войны не забыть солдату. Может поэтому в любую погоду спешит Василий Яковлевич к стеле в честь погибших воинов односельчан.
- О чем молчишь, о чем думаешь, старый солдат?
Не будем тревожить его душу. Пусть хоть на миг забудет о войне.
Оглянемся мысленно назад: обо всем ли я сумела рассказать? Нет, конечно. Всего не охватишь, да и задача сложная: рассказать о жизни солдата. Но это ведь целая жизнь… А у нее должно быть только начало…»
А со 2 мая по 10 мая провожу ежегодную «Неделю памяти»
2 мая – игра
2 мая – Работа у памятника (уборка, посадка цветов)
3 мая – Просмотр кинохроники и викторина по ВО войне
4 мая – Посещение ветеранов ВО войны и оказание им помощи
5 мая – Посадка деревьев в память тех, кто умер в 2004 году
6 мая – Конкурс патриотической песни
7 мая – Конкурс рисунков и фотографий
8 мая – «41-45» конкурс стихов по произведениям писателей и поэтов, участников ВО войны.
9 мая – «Линейка славы», концерт в СДК, спортивные мероприятия на стадионе.
10 мая – Подведение итогов «Недели славы»
На таких мероприятиях и межпредметная связь и нравственно ответственная личность воспитывается.
Изучая в 9 классе раздел «Новая история» на обобщающем уроке прочла своим ученикам «Послевоенную доктрину Алена Даллеса»:
«Посеяв в СССР хаос, - сказал в 1945 году американский генерал Ален Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший в последствии директором ЦРУ, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокоренного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отлучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и понимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводить в добродетель.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать.
И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».1
Читала медленно, чтобы каждое слово было понятно ребятам. После непродолжительной паузы они вдруг сказали: «Так вы же прочитали нам о том, как мы сейчас живем». Обсуждали бурно. А главное сделали вывод: «Нельзя уничтожить страну, где народ не утратил свои нравственные ценности: чувство собственного достоинства, чувство долга, патриотизм».
Чтобы эти ценности сберечь, надо знать историю своего Отечества, любить свой народ, беречь свои традиции.
1 «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forum histori.ru
Для меня история – это наука без знания которой, просто трудно дышать. Она воспитывает человека, гражданина, патриота. Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.
В.А.Сухомлинский считал чтение обязательной составной частью воспитания и обучения учащихся. Он писал: «Трудно представить полноценное воспитание без того, чтобы ребенок не зачитывался до полуночи книгой о нравственном величии, чтобы его сердце не забилось учащенно от чувства восторга. Нравственный идеал рождается в сердце тогда, когда человек как бы всматривается в самого себя, сравнивает себя с тем, кто является в его представлении образцом моральной красоты – верности убеждениям, мужества, стойкости, непоколебимости перед трудностями».1
Я считаю, синтез истории с литературой интересен и весьма полезен для учителя и учащихся. Проверен собственным многолетним опытом, хотя любой учитель, может свой урок творчески переструктурировать.
1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.
1. Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. – стр.9
2. Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000г изд.Вагриус, стр. 528-529
3. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 2002
4. Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220
5. Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1991
6. Ворожейкина Н.И., Егорова В.И., Клокова Г.В. и др. 1000 вопросов и ответов по истории. - М. «АСТ» 1999.
7. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994
8. Колесниченко Н.Ю. Методическое пособие по истории России конец XVI-XVIII века. - Волгоград, издательство «Учитель» 2005.
9. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М. «Просвещение» 1983.
10. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989
11. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №5-6, 2001
12. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 8 класс. – М. «ТЦ Сфера» 2002.
13.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.
15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. «Владос» 2000.
16. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.- М.: Просвещение, 1999изд. дом ТТТ. - стр. 432
17. «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forum histori.ru
1 Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173
2 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240
1 Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000г изд.Вагриус, стр. 528-529
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 341
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 120
2 Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. - стр. 126
3 Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1991 изд. дом ТТТ. - стр. 432
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 194-195