ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
4. Современные подход к типологии государств
2. Формы государства
1. Понятие и виды форм государственного правления
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
3. Терминология
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей,
населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому
-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою
территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.
Постоянное население данной территории, как правило, имеет
устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства
и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Государственная власть распространяется и на находящихся в стране
иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса,
особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом
управления и принуждения, существующим специально для выполнения
этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная
власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее
«материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения
- является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства
/8,стр6/.
Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока: форму правления , форму национального и административно- территориального устройства , политический режим.
1.Типология государств
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии
государственно-организационного общества у различных народов в различное
историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты
, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого
обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного
строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств
являются:
1. Количество властвующих в государстве
2. Осуществляемая государством цель.
По первому признаку он различал правление одного , правление немногих
, правление большинства. По второму признаку все государства делились на
правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них
преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени
, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере
государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов
(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.
Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы
зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в
другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в
развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.
Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу
смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении
государственной власти и человека.
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно- экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой
происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и
замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического
базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.
Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и
права.
Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории
, выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей
экономической основой , обусловленной господством данного типа
собственности на средства производства. Единство экономического строя
различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства
производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного
класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой
экономический базис это государство защищает , интересам какого
господствующего класса оно служит. При таком подходе государство
приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры
экономически господствующего класса.
Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства : рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .
Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате
социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной
собственности и основанную на данных отношениях государственную машину .
Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (
классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и
развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества
, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода
социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во
всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему
общественного коммунистического самоуправления и социальных норм
коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной , полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая основа этих государств.
Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических , социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.
Первопричина смены исторических типов государств считается социально
– экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую
общественную систему и кладет начало господству нового способа производства
, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип
государственности и права . Смена одного исторического типа государства
другим происходит в результате социальной революции.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по- разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств ,
марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.
В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство
представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда
основные черты государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего
времени был единственным. Типом государства называется «совокупность
государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно –
экономической формации классового общества и характеризующихся единством
классовой сущности и экономической основы». «Исторический тип государства
( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков ,
свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно –
экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем
классового общества, соответствующей ему классовой структурой ,
эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его
классовой сущностью.
Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом.
Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов.
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств
Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .
Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от
характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По
этому признаку выделяют два типа государственности : демократия и
автократия. Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных
государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места
, которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа
государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,-
налицо демократия , если нет – автократия .
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый
Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа :
1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения
2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.
Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие..
4. Современные подход к типологии государств
Это прежде всего подход, являющийся симбиозом предыдущих.
Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).
В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.
Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.
Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства.
Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства.
Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.
Термин государство употребляется в научной литературе в трех
значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная
организация народа (населения). Во-вторых, государством называется
обособленная от народа организация политической власти на определенной
территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти.
В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация
классового господства в обществе.
Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.
Государство как политико-территориальная организация народа
(общества) является следствием развития противоречия между политической
властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества.
Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность
(общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического
фактора, который может быть положен в основу политологической типологии
государства.
Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.
И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.
Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.
Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории непосредственных политических типов относятся три типа государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Обращает на себя внимание многозначность употребляемых в научной литературе понятий - монархия, демократия и аристократия, что, конечно, не случайно. Ведь монархия, демократия и аристократия - это и особые формы государства, и элементы любой формы государства, понимаемой как организация и устройство государственной власти. Вместе с тем монархия, демократия и аристократия - это и особые типы государства, а именно, непосредственные политические типы государства, поскольку каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).
Всякая политическая власть в собственном смысле слова основывается на
территории и частной собственности. Специфика непосредственных типов
государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность
в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их
(т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее
политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная
монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины
(непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными
собственниками (непосредственная аристократия).
Указанные непосредственные политические типы государства представляют
собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в
определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы
государства являются предельным случаем развития соответствующих форм
государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу.
Можно выразиться иначе: тип государства - это классическое выражение формы
государства в определенный период всемирной истории. Например, демократия
как форма государства, отличная от других его форм (монархических и
аристократических), существовала в любую историческую эпоху и в различных
странах, но в качестве непосредственного типа государства она проявилась
только в рабовладельческую эпоху в Греции и Риме.
Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.
Наиболее плодотворным, на мой взгляд, является определение
цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи
варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде
"цивилизованного варварства".
Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается
совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности
культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности
взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными
(идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими
факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные
характеристики государства, на его структурные особенности и функции.
Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют
уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы.
На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты
цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства
аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.
Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.
Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке
как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в
сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века
произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией
и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая
характеризуется господством в экономике и политике монополистического
капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел
мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны
образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны,
начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-
технической революции. Развертывание НТР сопровождается
интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом
взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.
Вследствие этого возрастает значение международных организаций,
увеличивается их число, повышается роль международного права, оно
демократизируется.
Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других
связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их
сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США,
страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют
различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях
универсального и глобального закабаления народов всего остального мира.
Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и
значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его
"партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим
(тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю
другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей,
выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими
новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху
понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую
категорию передовых демократических национальных и многонациональных
государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим
государствам.
В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.
Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
2. Формы государства
2. Понятие и виды форм государственного правления
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .
Форма государственного правления позволяет уяснить :
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
- В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых
захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или
соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той
достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в
итоге нелитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными
службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ .
Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную
форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и
другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с
организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками
( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие
культовые служители.
Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки.
Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней
политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по
самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей
полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в
государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным
ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на
судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и
может распространятся на различные сферы государственной деятельности.
Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической
и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки
злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.
Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в
общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта
. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только
государственные рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой
парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы
и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :
- Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах;
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ;
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой
государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.
организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в
соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует
подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские
органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую
государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например
: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты
законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая
нарушение законов .
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее
особенности и значительный демократизм обусловливались социальной
структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием
коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось
эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета
пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего
судебного и политического органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) .
Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из
представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть
осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных
аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех
государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они
рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы
внешней политики , осуществляли набор войска.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной
властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо
уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались
народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената
являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица
республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен
шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он
распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира ,
назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а
позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от
злоупотребления властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .
Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с
феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате
укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми
признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы
, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (
сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан
для военной службы.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция ,
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в
Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он
формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми
полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия
главы государства и главы правительства. Характерные черты:
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления
, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции.
Основные особенности :
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ;
- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма;
- В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
- Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;
- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России.
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму
организации власти и выделяет следующие ее признаки:
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.
Советская и народно – демократическая формы правления полностью
отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти
. Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной
формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы
классов.
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает:
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
- Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство – это единое цельное государственное
образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые
подчиняются центральным органам власти и признаком государственного
суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками:
- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
- В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .
Они не имеют своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .
Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности.
- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене.
- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти .
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство.
В федерации существует два уровня государственного аппарата :
федеральный , союзный и республиканский . На высшем уровне федерации
характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного
парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации.
При ее формировании используется принцип равного представительства вне
зависимости от численности населения . Другая палата формируется для
выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В
федерации может также существовать государственный аппарат и на местном
уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного
гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и
гражданином соответствующего государственного образования . И это
закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и
свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого
субъекта федерации он проживает , один и тот же.
В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции
между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств
показывает что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на
основе трех принципов :
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения.
2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.
Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России
(1937-1985 г.).
3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.
Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в
1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР
закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из
равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное
федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода
из федерации.
Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в целом и России в частности.
Национальные федерации характеризуются более сложным государственным
устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей ,
имеет основные признаки :
1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями.
2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта.
3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.
4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации.
5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.
Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут установить дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.
В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что такое государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов , как национальных , так и территориальных.
Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств ,
созданный для обеспечения их общих интересов.
1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , характерных для федерации.
2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого гос. бюджета.
3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе.
4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.
5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз
1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-
1918гг.)
Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться
, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности ,
интеграция хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-
вторых , права ( уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство
имеет и правовой статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых ,
культура (иногда культурная общность имеет единое происхождение , иногда
достигается путем взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции
иных , чужеродных элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но
содружество – это не государство , а своеобразное объединение независимых
государств . В основе содружества , как и при конфедерации , могут лежать
межгосударственный договор , декларация и другие юридические документы .
Цели , выдвигаемые при создании содружества , могут быть различными . Они
затрагивают важные интересы государств , что не позволяет их отнести к
разряду второстепенных . Члены содружества – это полностью независимые ,
суверенные государства , субъекты международных отношений.
Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество
государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор .
Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к
государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает
интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют
в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов – государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.
Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения - конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных государственных образований ( Например , в России в состав входят республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и насильственные.
2.3 Понятие и виды форм государственного режима
Форма государственного режима представляет собой совокупность
способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим
– важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.
Современная теория государства различает два основных типа
политических режимов : демократический и тоталитарный. Эта
классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо
«наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию;
последняя, если пользоваться современной терминологией, есть
тоталитаризм .
Тимократия и олигархия были историей преодолены ( первая
- полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный
режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное
толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века противопоставляет демократию как политическую форму,
обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической
реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения
«наилучшего государства». Правда, тирания ( платоновский
эквивалент современного тоталитарного режима), в этой градации
занимает последнее место и потому страдает наибольшей
вырожденностью.
Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков.
«Наилучшее государство» - идеал, отличающийся стабильностью.
Тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием
собственнических интересов и конкуренции. «Скопление золота в
кладовых у частных лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они
прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого
перетолковывают законы, мало считаясь с ними». Возникает конфликт
между добродетелью и богатством. «Когда устанавливаются порядки, по
которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного
имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной
силе или запугивании», т.е. посредством политического насилия, как
сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии создает предпосылки
для начала гражданской войны между олигархиями и беднейшими слоями.
Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к
демократии, в результате чего противники уничтожаются или
изгоняются, остальные уравниваются в гражданском состоянии и
возможностях занимать государственные должности. Устанавливается
«царство свободы» и как следствие этого - беззаконие. Реакцией на
истолкованную таким образом демократию является тирания - незаконная власть одного /10,стр.550/. Сравнение платоновской концепции
политических режимов (государств) с современным государствоведением
свидетельствует, что в ней содержится в зародыше практически все
элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня
формируются политические теории : типология политических режимов
(государств), их историческая последовательность, закономерность их
смены, формы перехода от одного типа государства к другому
(например, революция, гражданская война), и даже указание на
источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и
то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.
Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.
Политическими предпосылками этого режима являются:
1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;
4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально - экономической конкуренции внутри гражданского общества;
5) существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций , митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.
Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим.
Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание
населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе
единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством
монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой,
культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство
обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем.
Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства
массовой информации, печать. В методах управления преобладает
политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.
Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.
Политический режим авторитарного типа - третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.
Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные политические режимы появляются на авансцене
истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным
реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху»
(например, переход в Испании от фашистского строя к
демократическому в последний период правления каудильо Франко,
начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях
авторитарных режимов).
Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.
Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.
По другой классификации существуют другие антидемократические режимы,
имеющие следующие признаки:
- Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти , это соотношение государства и личности . Если государство в лице его различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .
- Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.
- В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
- В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.
- В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни.
- В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата
, военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.
- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований , особенно национальных меньшинств.
- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная
власть ) . Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть
осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом .
Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в
правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его
подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно , захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал , построена на произволе , подчас терроре о геноциде.
Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для
авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без
опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –
вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные
органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В
политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии
должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в
противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и
граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и
незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически
не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они
и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она
лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.
Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и
поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя
демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.
Либерально – демократический, как разновидность демократического
обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной , рыночной
организации экономики. Рынок требует равноправных , свободных , независимых
партнеров . В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода
слова , мнений , форм собственности , дается простор частной инициативе.
Права и свободы не только закрепляются в конституции , но и становятся
осуществимыми. Таким образом , экономическую основу либерализма составляет
частная собственность.
При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и от финансового положения партий.
Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это
одна из разновидностей либерального режима , основанного на признании
равенства и свободы всех людей , участии народа в управлении государством.
Конкретно режим демократического государства выражается в следующем :
1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности , которая составляет материальную основу благополучия.
2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина , его возможность выражать собственное мнение .
3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.
4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия .
5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.
6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности населения.
7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.
8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.
9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах
, которые отражают объективные потребности развития личности и общества , поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень преступности .
Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов : форма правления , форма государственного устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.
3. Терминология
|абсолютизм |-форма феодального государства, при которой |
| |монарху принадлежит неограниченная верховная |
| |власть |
|аристократия |-форма государственного правления, при которой |
| |власть принадлежит представителям родовой знати |
|бюрократия |-специфическая форма социальных организаций в |
| |обществе, в которых центры исполнительной власти |
| |практически независимы от большинства их членов, |
| |слой, оторванный от масс и стоящий над ними |
|вотум |-мнение, выраженное голосованием |
|деспотия |-форма самодержавной неограниченной власти |
|иерархия |-расположение частей или элементов целого в |
| |порядке от высшего к низшему |
|олигархия |-режим, при котором политическая власть |
| |принадлежит узкой группе лиц |
|статус |-правовое положение гражданина или юридического |
| |лица |
|субъект права |-физ. или юридическое лицо, наделенное по закону |
| |способ- ностью иметь права и принимать на себя |
| |юр. обязанности |
|типология |-научный метод, основа которого - расчленение |
| |систем объектов и их группировка с помощью |
| |обобщающей модели или типа |
|тирания |-власть, установленная насильственным путем и |
| |основанная на единоличном правлении |
Заключение
В заключении я хочу сказать что бывший СССР как тоталитарное государство пошло по пути развития формы государаства, - крайне противоположному- демократии. Для лучшего понимания сути процессов перехода к новой России рассмотрим возможные варианты форм посттоталитарного государства их особенности и перспективы.
Парламентская республика, скорее всего, окажется недееспособной. В парламенте, сформированном не на партийной, а на индивидуальной основе, вряд ли сложится устойчивое большинство и оппозиция. Фракционная структура находится в зачаточном состоянии : политические течения не устоялись, фракции малочисленны, количество их велико, а персональный состав подвижен, внутрифракционная дисциплина отсутствует, межфракционные отношения нестабильны. В таких условиях неизбежны постоянные правительственные кризисы (если правительство вообще удастся сформировать), частые смены кабинета, а следовательно, и курса. Общество может совсем потерять управляемость, а там недалеко и до реставрации тоталитаризма.
В президентской республике правительство более независимо от раздираемого противоречиями парламента, а потому способно к
радикальному реформированию. Президентская республика также
соответствует традициям посттоталитарных обществ, но в этом и
кроется ее основная опасность. У президента и правительства велик
соблазн не тратить время на поиски компромиссов с парламентом, а,
превратив его в чисто декоративный орган, быстро проводить реформы.
Но от усиления авторитарности рукой подать до новой диктатуры. И
все же при отсутствии в обществе ясно выраженных социально -
политических интересов и нормальной партийной системы президентская
республика кажется более предпочтительной, если не единственно
возможной, формой посттоталитарного государства. Необходимо лишь,
чтобы исполнительным структурам не удалось полностью «подмять» другие ветви власти.
Серьезные потрясения переживает посттоталитарное национально-государственное устройство. В многонациональных унитарных государствах неизбежное в переходный период ослабление центральной власти и межрегиональных экономических связей вызывает самоизоляцию административных единиц: игнорирование местными руководителями законов и распоряжений правительства, переход в режим натурального хозяйства. Но по мере возникновения рыночных связующих механизмов и усиления новых государственных структур эти тенденции ослабевают и государственное единство постепенно восстанавливается.
В многонациональных федерациях центробежные процессы
осложняются стремлениями наций к подлинному внутреннему, а часто и
внешнему, самоопределению. Проявляются ранее подавляемые силой
различные (в том числе территориальные) споры и противоречия.
Помочь сохранить единое государство способно, как это ни
парадоксально, неразбериха в национально - государственном устройстве - использование различных политико - правовых режимов для субъектов,
претендующих на разный уровень самостоятельности: автономия,
федеративные или даже конфедеративные отношения. Тогда между всеми
«самоопределяющимися регионами» остаются определенные связи, а
главное - снижается опасность военного разрешения конфликтов.
А в общем основная цель посттоталитарного национально - государственного устройства бывших федераций - не сохранить государственное единство (это часто нереально), а избежать крови при распаде. Возникающим новым национальным государствам надо уделять особое внимание обеспечению прав национальных меньшинств и неуклонно придерживаться принципов нерушимости границ, пусть даже проведенных прежним режимом крайне неудачно, случайно, а то и просто абсурдно (по крайней мере, до тех пор, пока новые поколения не станут воспринимать территориальные проблемы менее болезненно).
Политический режим посттоталитаризма можно назвать становящейся демократией. Большинство западных демократических конструкций, оттачиваемых веками, не могут быть реализованы сразу и в «чистом» виде. Их приходится адаптировать к посттоталитарным реалиям. Процесс адаптации - дело чрезвычайно деликатное. Важно, чтобы необходимые модификации не выхолостили демократического содержания.
Список использованных источников
1. Аристотель. Политика. М., 1911.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1999.
3. Геродот. История в девяти книгах. Л.,1982.
4. Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948.
5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. С.Пб., 1908.
6. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т.33
7. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.
8. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.13
9. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.21
10. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1, С.Пб. ,1907.
11. Платон. Государство. с.с. , М., 1968 - 1971., т.3.
12. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
13. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.
14. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.
15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
16. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
17. Энциклопедический политологический словарь. М., 1993.
18. Лившин Р.З. Государство и право в современном обществе //" Теория права : новые идеи ", 1991г.
19. Бутенко А.П. Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки //
"Государство и право” 1993г. №7 стр.12-20
20. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н. Мухамедшин Ф.Х. Конституционное право РФ
Москва ,1996г “Российский федерализм” 1994г