Содержание
Введение 2
Глава I. Личные права и свободы 5
1.1 Право на жизнь 6
1.2 Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность 7
1.3 Право на частную жизнь и охрану жилища 8
1.4 Национальная принадлежность 10
1.5 Свобода передвижений и места жительства 10
1.6 Свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова 11
Глава II. Политические права и свободы 12
2.1. Свобода печати и информации 12
2.2 Право на объединение 14
2.3 Право на мирные собрания и публичные манифестации 15
2.4 Право участвовать в управлении делами государства 16
Глава III. Экономические, социальные и культурные права 18
3.1 Право на экономическую деятельность 19
3.2 Право частной собственности 20
3.3 Трудовые права и свободы 21
3.4 Социальные права 22
3.5 Культурные права и свободы 24
Глава IV. Конституционные гарантии прав и свобод 25
Заключение 29
Библиографический список 32
Введение
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве.
Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола
государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.
В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового
понимания свободы. Отправной точкой этому может служить Декларация прав
человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции 27 августа
1791 г., преамбула которой гласила следующее: «Представители французского
народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение
прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами
общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в
торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права
человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех
членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности;
чтобы действия законодательной и исполнительной властей при возможном
сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения
встречали большее уважение; чтобы притязания граждан, основанные отныне на
простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к
всеобщему благополучию»[1].
Менее чем через месяц, 25 сентября 1791 г., Конгресс США принял Билль о правах в качестве десяти поправок к Конституции, которые были ратифицированы штатами к концу этого же года.
Оба документа - Декларация прав человека и гражданина и Билль о правах
- юридически воплотили и закрепили существовавшую много веков идею о том,
что люди не являются достоянием государственной власти. Они имеют права,
которые государство обязано соблюдать.
Если в конце XVIII века все провозглашаемые и законодательно
закрепляемые права, относящиеся к категории "естественных и неотчуждаемых",
концентрировались вокруг идеи свободы, признаваемой высшей ценностью, то в
XX веке появились права "второго поколения", призванные гарантировать жизнь
не только свободную, но и относительно обеспеченную.
Социально-экономические права второго поколения внесли достаточно существенные коррективы в юридическую модель отношений личности и государства. Если гражданские и политические права были призваны оградить личность от произвольных действий властей, "поместив" ее в охраняемое законом "пространство свободы", то социально- экономические права определенным образом "привязывали" человека к государству, обязывая последнее помогать тем, кому грозит опасность утонуть в "море свободы".
Первым из таких актов была Всеобщая декларация прав человека, принятая
10 декабря 1948 г. Наряду с расширением спектра гражданских и политических
прав (запрещение рабства, пыток, право на свободу передвижения, право на
получение и распространение информации и т. д.), Всеобщая декларация
провозглашала также, что «каждый человек, как член общества, имеет право на
социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его
достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической,
социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и
международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами
каждого государства»[2].
Независимо от степени и формы юридического закрепления социально- экономических прав, существование развитого института частной собственности, а также устоявшихся структур гражданского общества служит надежной преградой использования государством «перераспределительных» полномочий в ущерб политическим и гражданским свободам.
Это обстоятельство игнорировалось советской пропагандой, пытавшейся
доказать, что западный мир был вынужден считаться с достижениями
«социалистической демократии» и маскировать свою антинародную сущность,
провозглашая «жалкие и урезанные» социально-экономические права.
В действительности же, при внешнем сходстве социально-экономические права, содержащиеся в международных актах, зарубежных Конституциях, с одной стороны, и статьях Конституции СССР - с другой, различны по своей сущности, назначению и порождаемым ими последствиям.
Прежде всего в советских конституциях отсутствовало одно из важнейших политических и экономических прав человека - право быть частным собственником. Указанное обстоятельство имело своим следствием особый подход к определению размера вознаграждения за труд, и построению сложной системы льгот и привилегий материального характера. С учетом того, что все материальные блага были жестко связаны с социальным статусом, а не с качеством деятельности лица, обладающего им, то оценка уровня профессиональной квалификации носила, как правило, субъективный и зачастую идеологически окрашенный характер.
Таким образом, если западный мир расширил спектр прав человека за счет обязательств государства обеспечивать соответствующие реально существующим возможностям общества уровень социальной защиты и помощи, то советские конституции, закрепляя социально-экономические права, создавали идеологическое оформление монополии государства на распределение материальных и нематериальных благ.
В данной курсовой работе рассматривается структура прав и свобод граждан, прописанных в ныне действующей Конституции России. Это рассмотрение определяет задачу работы. В соответствии с общепризнанной концепцией права человека подразделяются на политические, экономические и личные. Исследованию каждой из указанных категорий прав посвящена отдельная глава. Наконец, в последней главе дается общий обзор мер, обеспечивающих конституционную защиту прав и свобод граждан.
Применительно к библиографии, посвященной данному вопросу, можно
отметить следующее. Раздел «Права и свободы граждан» является составным для
систематических курсов основ конституционного права, в этой связи при
написании работы в значительной степени использовались учебные издания.
Особо здесь следует выделить учебник Баглая M. В. «Конституционное право
Российской Федерации» ([3]). Кроме того, рассматривается данный вопрос и в
правовой периодике.
Глава I. Личные права и свободы
Личные права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.
Предварительно имеет смысл ввести различия между понятиями «права человека» и «права гражданина»[3]. Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а отрава гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод.
1.1 Право на жизнь
Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению
убийства — это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.
Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и
особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат
системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности;
охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-
транспортных происшествий и др.
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке
Конституции РФ ряд общественных и религиозных организаций настаивали на
конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран. В
полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но
перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена ("впредь
до ее отмены"). В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней
встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено
Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и
основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности органы
государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены
этой меры наказания и осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В
настоящее время действует мораторий на применение смертной казни, введенный
Президентом РФ.
1.2 Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность
Достоинство человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных ценностей.
Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный
принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте
ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,
научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы
Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни,
защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о
частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.
Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).
Новшеством российской Конституции явилось установление такой важной
гарантии свободы и личной неприкосновенности, как судебный порядок ареста,
заключения под стражу и содержания под стражей. В отличие от прежнего
порядка теперь арестованный вправе предстать перед судом и лично
протестовать против ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.
Безусловно, это более высокая гарантия охраны личных прав, но она требует
серьезного укрепления состава судов, порядка и оперативности их
деятельности. Эта норма начинает функционировать с июля 2002 г.
1.3 Право на частную жизнь и охрану жилища
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он
в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это — своеобразный
суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания".
Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то
антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное
стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых
интересов, скрытый от чужих глаз.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом, оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных
гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции, а специально
— в ст. 23 и 24. Это - право человека на личную и семейную тайну, на защиту
своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Для того чтобы закрыть источники возможной информации, нежелательной
для человека, закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной
жизни человека, которой обладают врачи, судьи, следователи, нотариусы.
Специально охраняется тайна исповеди — священник не подлежит уголовной
ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным на
исповеди.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, — такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов — основное содержание неприкосновенности жилища, ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) — это в сущности обычные преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением.
1.4 Национальная принадлежность
Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику
многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного
населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность
давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом
("американец", "француз", "немец"). Но в России принадлежность к
определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и
в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека,
хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так
как родились от смешанного брака.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
1.5 Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской
Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в
нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это
право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим
гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких
пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе
место жительства.
Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти управомочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.
Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно
выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.
Такое положение согласуется с содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного
пакта о гражданских и политических правах и других международных актах
установлениями о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою
собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в
эту страну.
1.6 Свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28).
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке.
Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения
— не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в
Международном пакте о гражданских и политических правах прямо
устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для
охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и
нравственности населения.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же
устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного
или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к
идеям, способным взорвать здание общественного согласия.
Глава II. Политические права и свободы
Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как
индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный
(личный) характер носят, например, право обращаться в государственные
органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как
право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или
организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их
именно в таком качестве.
2.1. Свобода печати и информации
Без всякого преувеличения можно сказать, что свобода печати и
информации - коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет
ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность
общества и каждого человека — залог экономического и культурного прогресса.
Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя
общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и
соблюдения конституционного строя.
Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29
Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию.
Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и
общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о
своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону
государственной тайной.
Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение принадлежит массовой информации, которая реализуется через информационные агентства и различные средства (СМИ) — газеты, журналы и т. д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий
принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом
(включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и
распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную
тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои
материалы с каким-либо государственным органом (например, с Государственным
комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им
от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными
информационными агентствами, направлять за рубеж собственных
корреспондентов. Согласно Конституции цензура (этот страшный бич прошлых
лет) запрещается.
2.2 Право на объединение
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо
объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций,
способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы.
Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к
самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем без вмешательства
государственной власти.
По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность
создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно:
политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других
общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти
общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже
созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить
из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с
реализацией этого права. а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно,
граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской
Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и
другие общественные организации, поскольку Конституция РФ не
предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на
основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62).
Исключение составляют также некоторые категории граждан (военнослужащие,
судьи и т.д.) б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За
исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции,
государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений,
вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без
предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими
самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его
органах. в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение
или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность
вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо
принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть
условием занятия должности в государственной организации и вообще служить
основанием для ограничения прав и свобод человека.
Во всех развитых странах подробно регламентируются создание и деятельность политических партий. В Конституции РФ о них не упоминается. В соответствии с Законом о чрезвычайном положении их деятельность может быть приостановлена в условиях чрезвычайного положения.
Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция
которых в отношении субъектов этого права определена конституционно: "для
защиты своих интересов". Такая формулировка позволяет профсоюзам
практически преследовать любые цели, в том числе и политические.
Государство оказывает также поддержку молодежным и детским общественным
объединениям. Специальными законами регламентируются благотворительная
деятельность и благотворительные организации, а также деятельность
некоммерческих организаций.
2.3 Право на мирные собрания и публичные манифестации
Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.
По существу это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации — в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта.
2.4 Право участвовать в управлении делами государства
Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и
реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так
и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3
Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный,
декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на
участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть
избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления,
иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться
в государственные органы и органы местного самоуправления.
Право избирать и быть избранными стоит в центре всех процессов
формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер.
Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного
самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную
возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены
правителей.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не
содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы
включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что
порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться
федеральными законами.
Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно
предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам
участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном
законе об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации от 6 декабря 1994 г.
Равный доступ к государственной службе очень важен для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. В правовом государстве должны действовать надежные гарантии против возрождения такого специфического явления прошлых лет, как "номенклатура". Равный доступ на государственную службу призван обеспечить нормальную сменяемость и обновление чиновничества, недопустить его превращения в касту.
Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии.
Право участвовать в отправлении правосудия призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы
местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с
просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному
лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на
это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и
общественные. Право обращений включает возможность коллективных обращений
(петиций).
Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц.
Глава III. Экономические, социальные и культурные права
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.
3.1 Право на экономическую деятельность
Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).
Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,
обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую
деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может
создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в
договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться
собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать
предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть
на нее цены (если пределы не регулируются законодательством).
Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового
законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу
предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями,
открывать счета в банках.
Признание права на экономическую деятельность порождает для
государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права.
Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в
регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом
и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с
государственной собственностью. Всей своей экономической политикой
правительство правового государства содействует и помогает частному
бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств.
Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных
органов, подлежит возмещению. В то же время это право подлежит определенным
ограничениям (запрет на определенных виды экономической деятельности,
регулирование экспорта и импорта, требование финансовой отчетности и т.д.)
3.2 Право частной собственности
Это право с одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и экономических прав, и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — одной из основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.
Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно
не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как
правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому
обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную
собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с
Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими
лицами (ст. 35). Это право находится под охраной федерального закона, и
никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не
могут менять его статус.
Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством.
3.3 Трудовые права и свободы
Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.
Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.
Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право
каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,
не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной
ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д.
Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.
Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с
нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода
труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии
предпринимательской деятельностью и т. д.
Поступление человека на работу в основном определяется договором с
работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных
Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям
безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы
то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и
гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред,
то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и
уголовную ответственность.
Кроме указанных, комплекс трудовых прав затрагивает право граждан на забастовку как форму разрешения трудовых споров, право на отдых и ряд других прав.
3.4 Социальные права
Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и
детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым
признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а
имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки.
Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является
естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны
общества и государства" (ч. 3 ст. 16). Из общего конституционного положения
вытекают семейные права граждан, и прежде всего — определенные права матери
и ребенка.
Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и
детством, закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря
1995 г.
В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или
старости не в состоянии это делать. Недостаточно предприимчивые люди,
одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются
нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д.
Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает
государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное
обеспечение) за счет общества.
Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из права на жилище вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий.
Центр тяжести в осуществлении права на жилище постепенно перемещается сегодня с государственного обеспечения на самообеспечение людей — за счет своих средств, кредитов и т. д. Но есть категории граждан, которые выделяются Конституцией как имеющие право на приоритетное и льготное обеспечение жилищем. Речь идет о малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище гражданах, которых государство обязуется обеспечить из государственных, муниципальных и других фондов бесплатно или за доступную плату. Право на жилище для таких лиц осуществляется за счет общества с целью социальной защиты определенной части населения.
Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку
медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные,
экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и
профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах
своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих
обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии
общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.
Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.
Образование — важнейший фактор экономического, социального и духовного
прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его
культуры и благополучия. Закрепляя право на образование, Конституция РФ
(ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов
образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов)
и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях является общедоступным и бесплатным.
Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако
Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня
образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной
основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном
образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый
гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное
заведение без всяких ограничений со стороны закона.
3.5 Культурные права и свободы
Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации). Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.).
Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены от незаконного использования их произведений, т. е. демонстрации фильмов, исполнения музыкальных произведений, продажи копий картин, распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т. д. без оплаты авторского гонорара. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты творческой деятельности. Объекты интеллектуальной собственности весьма многообразны, чем и объясняется большое число законов, охраняющих соответствующие права. Среди них: законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о товарных знаках, о патентах и др.
Право на участие в культурной жизни распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др.
Глава IV. Конституционные гарантии прав и свобод
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках.
Некоторые права закреплены декларативно ("каждый имеет право на жилище"),
другие — как гарантия ("гарантируется свобода массовой информации"), третьи
— как объект охраны или защиты со стороны государства или закона ("право
частной собственности охраняется законом", "материнство и детство, семья
находятся под защитой государства"). Различие формулировок не умаляет
признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое
действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная
его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако
формулировка "гарантируются" звучит более весомо, она чаще встречается в
тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить
права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43)
о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется,
и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех
граждан, а получить высшее образование только "каждый вправе", поскольку
бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии.
Формулировки "охраняются государством" и "находятся под защитой закона" по
существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным
законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их
обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность
сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).
Однако наряду с таким "попутным" решением проблемы гарантий прав
Конституция содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающие
гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно
разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека
и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность
государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и
свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов
по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и
защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять
меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства
РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы.
Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм
государства, все органы государственной власти.
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод
существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны:
обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой
информации, использование правозащитных организаций и общественных
объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с
помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г.
предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия
(охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на
приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни,
здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней
необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не
подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних,
кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и
свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому
человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия
(или бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом
обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления
Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за
законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед
любыми акциями государства.
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46).
Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров
Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства
правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу
во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах — Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. и др. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только
тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать
законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст.
55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы,
отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны
издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит
постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена,
пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод
требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Заключение
Произошедшие в нашей стране общественные перемены не могли не выдвинуть на первый план гражданские и политические права. Под их знаменем, начиная с шестидесятых годов, шла борьба за демократизацию общественной жизни.
Однако тут же необходимо отметить, что хотя правозащитное движение было основной, если не единственной формой сопротивления государственному произволу, оно никогда не приобретало массового характера. Более того, оно было не в силах сколько-нибудь заметно поднять политическую культуру населения, повысить уровень его правосознания. В результате признание особой ценности «пространства свободы» проявилось прежде всего на декларативно-митинговом уровне, а массовое сознание преимущественно осталось верным представлениям о правах как обязанности государства обеспечивать минимально необходимые жизненные блага.
Формирование посткоммунистической концепции прав человека, которая в
явном или неявном виде лежит в основе провозглашаемых политических программ
и лозунгов, происходит не только под воздействием факторов политического,
экономического и социально-психологического характера. Немаловажное
значение имеет то обстоятельство, что граждане, не имея поддержки от
горизонтальных структур, т е. достаточно развитого гражданского общества,
продолжают зависеть от определенных услуг со стороны государства.
Социальная инертность, унаследованная от времен коммунизма, пассивность
общества совмещается с беспомощностью отдельной личности и ее зависимостью
от государства.
В силу того, что социальные нормы, т. е. общепринятые правила поведения, в досоветский и, особенно, в советский период истории нашей страны не совпадали, а иногда и прямо противоречили законодательно закрепленным, отсутствовал широкий общественный интерес к вопросам правовой культуры, в частности, к гражданским и политическим правам.
Следует учитывать также, что в России отсутствует традиционная для западного общества веры в такие фундаментальные понятия, как человеческое достоинство, право на свободу выбора жизненного пути и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что, говоря о концепции прав
человека, необходимо иметь в виду ее неразрывную связь с социокультурными
традициями и ценностями. Другими словами, реально действующая концепция
прав человека как фундамент принимаемых законодательных и политических
решений, не может быть разработана лишь теоретическим, кабинетным путем.
Такая концепция становится идеологическим ориентиром общества не только и
не столько благодаря широкой пропаганде тех или иных идей, но, прежде
всего, таких изменений условий жизни, которые актуализируют потребность в
отстаивании гражданских, политических, экономических и других прав.
Разумеется, сказанное не отрицает важности правового просвещения, юридической помощи, а также широкого спектра иных мер, способствующих повышению правовой и политической культуры населения.
Наиболее важными направлениями повышения уровня правосознания является преодоление не только юридического невежества, т. е. неосведомленности о правах, предоставленных законом, и порядке их судебной защиты, но и пассивности пострадавших от нарушения прав, их добровольного отказа от каких-либо попыток защитить свои законные интересы.
Наконец, необходимо предостеречь от иллюзий достигнуть такого состояния, когда все права будут детально и непротиворечиво закреплены законом, субъекты, обязанные их соблюдать, перестанут допускать разного рода злоупотребления и ошибки, а граждане станут свято исполнять свои обязанности.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). М.: Бек, 1996.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1994.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М,
1998.
4. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.:
АСТ, 1996.
5. Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юрист, 1999.
6. Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2000.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист,
1997.
8. Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С. 24-26.
9. Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.
10. Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы //
Государство и право. – 2001. - № 5. – С. 89-100.
-----------------------
[1] Цит. по: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.,
1997. С. 17.
[2] Цит. по: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.,
1997. С. 31.
[3] См., напр.: Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально- гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.