Ильина И. А.
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Псковский областной Дом детства и юношества «Радуга»»
Образовательная программа дополнительного образования «Народное пение».
Рекомендована для обучающихся старшего школьного возраста.
Срок реализации 2 года
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Учебно-тематический план (I год обучения).
4. Учебно-тематический план (II год обучения).
5. Образовательные технологии.
6. Результаты образовательного процесса.
7. Способы отслеживания и фиксации результатов.
8. Обеспечение образовательного процесса.
9. Примерный песенный репертуар
10. Список литературы.
11. Приложения
Пояснительная записка.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Потому данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.
Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры исключительно важное, значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций Псковской земли – одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и форм древнерусской культуры. Научная, историко-культурная, художественная ценность разнообразных в жанровом, стилевом отношениях явлений на Псковщине, их диалектная самобытность издавна отмечены исследователями и собирателями.
Песни Псковской земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии русского народа. Их притягательная сила – в сокровенной искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в интонационной правде и чистоте песенных форм, в жизненной энергии музыкальных ритмов.
В голосах псковских песен, ведущих повествование от начальных веков Древней Руси, возрождается легендарное прошлое. Вместе с песнями старины мы обретаем связующее времена чувство причастности к трудам и славе ушедших поколений, сознание своего долга перед Отечеством.
Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.
Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.
В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю.
Представленная программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.
Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не требуется специальных знаний и умений.
Данная программа рассчитана на два года обучения:
I год обучения – 13-15 лет,
II год обучения – 15-17 лет.
Предпочтительная продолжительность занятий:
I год обучения – 4 раза в неделю по 2 часа,
II год обучения – 3 раза по 3 часа
Цель программы.
Способствовать сохранению и утверждению исконных народных культурных традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего и будущих поколений; дать идейно-художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства.
Задачи программы:
Развивающая – развить творческие способности детей, фантазию, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, чувство ритма, умение импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, жанрах вокально-хорового творчества), способствовать утверждению индивидуальности обучающегося.
Обучающая – научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости.
Воспитывающая – воспитывать и формировать характер посредством народной мудрости. Воспитывать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.
Учебно - тематический план. (I год обучения)
Раздел I – Вводное занятие
Тема 1. – Введение в предмет.
Содержание – Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами. План обучения. Перспективный план обновления репертуара. Расписание занятий.
Тема 2. – Общая характеристика понятия «Русское народное творчество».
Содержание – Планирование репертуара. Вариантность в народном творчестве. Сравнительный анализ вариантов песни. Древность и современность народного искусства. Значение русского народного творчества (музыкального) в русской мировой культуре.
Раздел II – Игры с песнями и хороводами.
Тема 1.- Народные игры - хороводы.
Содержание – овладение народной лексикой, развитие музыкальной памяти, освоение навыка пения песен с движением, хороводом, пляской, воспитание активности, сноровки, сообразительности в игре.
Тема 2 – Обрядовые игры.
Содержание – разучивание обрядовых игр, развитие певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции, идущей от естественной манеры произнесения слов. Разучивание песен-игр, освоение навыка обыгрывания песен.
Тема 3 – Слушание музыки.
Содержание - прослушивание методической кассеты, составленной из материалов фонда-архива областного Центра русского фольклора и этнографии г. Новосибирска «Русские народные игры».
Раздел III – Народные календарные праздники.
Тема 1 – Знаете ли вы праздники?
Содержание – Для чего существуют обряды и праздники? Как праздновать святые дни?
Тема 2 - Осенние праздники, обычаи и обряды, связанные с ними.
Содержание – Сведения об осенних праздниках, их значение обрядность, традиции.
- Жатва
- Праздник последнего золотого снопа
- Покрова
Изучение обрядовых песен, хороводов, игр, примет.
Тема 3 – Зимние обряды и праздники.
Содержание – Рождество
- Святые вечера
- Крещение
Цикл занятий настраивает детей к участию в Рождественских праздниках. Вокально-хоровая работа по изучению зимних хороводов, игр, обрядовых действий.
Тема 4 – Весенне-летние праздники.
Содержание
– Масленица
- Красная горка
- Семик
Вокально-хоровая работа над изучением песен, весенних хороводов. Весенние игры, танцы. Слушание музыки. Обязательное использование регионального компонента.
Раздел IV – Заключительное занятие
Тема 1 – Подведение итогов.
Содержание – Участие детей в итоговом концерте. Поздравление с окончанием учебного года, благодарность родителям. Закрепление всего пройденного материала.
Учебно-тематическй план (2 год обучения)
Раздел I – Вводное занятие.
Тема 1. Основные понятия фольклористики.
Содержание – Родительское собрание. Инструктаж по технике безопасности. Объяснение целей и задач предлагаемого курса.
Раздел II – Народный костюм.
Тема 1. – История народного костюма.
Содержание – Костюмы разных регионов России, их отличия и сходства. Значение цвета, орнамента костюма. Составные части народного костюма. Просмотр книг, альбомов с народным костюмом.
Тема 2 – Одежда жителей псковского края.
Содержание – Сходные и отличительные черты Псковского и общерусского костюма.
Тема 3. – Псковский сарафан.
Содержание – Праздничный и повседневный сарафан. Сарафаны «раздувай», «москвич», «косеклинный». Украшение костюма.
Тема 4 – Псковский традиционный головной убор.
Содержание – Разновидности головного убора. Просмотр фотоснимков, зарисовок с головными уборами. Свадебный головной убор.
Раздел III – Семейный быт. Обряды жизненного цикла
Тема 1. – Родильно - крестильная обрядность.
Содержание – Обряд рождения и крещения ребенка. Детская колыбель, пестование. Питание и одежда для детей. Воспитание ребенка.
Тема 2. – Свадебная обрядность.
Содержание – Девичество, прощание с косой. Приготовление к венчанию и свадебному застолью. Просмотр видео материалов.
Тема 3. - Песни свадебного обряда.
Содержание – Жанровое многообразие свадебных песен. Песенно-хронологический разбор свадебного обряда.
Раздел IV – Этнография песенных традиций псковского края.
Тема 1 – Песенные традиции Псково- Печорского обозерья.
Содержание – Распространение традиции, характерные отличия звука, обрядность. Слушание музыки. Материалы Н.Л. Котиковой, А.М. Мехнецова и СП-б консерватории.
Тема 2 – Северно – Псковская песенная традиция.
Содержание – Сходство и различия с Псково – Печорской традицией, характер звучания, обрядность. Слушание музыки. Материалы Н.Л. Котиковой, А.М. Мехнецова и СП-б консерватории.
Тема 3 – Южная традиция пения.
Содержание - Характер звучания, обрядовость. Слушание музыки. Материалы Н.Л. Котиковой, А.М. Мехнецова и СП-б консерватории.
Раздел V – Заключительное занятие.
Тема 1 – Подведение итогов.
Содержание – Подведение итогов пройденного за учебный год. Викторина по пройденному материалу. Поощрение учащихся. Итоговый концерт.
Образовательные технологии.
Педагогическая технология – наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Знакомство детей с народным творчеством необходимо начинать с младенчества, еще с колыбели, затем продолжать в детских садах, школах, центрах. Такая преемственность будет способствовать сохранению и передачи традиции от поколения к поколению.
Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:
1. Развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. При этом я учитываю все возрастные особенности детей, стимулирую их творческую инициативу и базирую все воспитание на доступном дидактическом и методическом материале.
2. Творческих заданий на одноголосие и двух-трех голосие (импровизация попевок на заданный ритм).
3. Работы над певческими навыками. Необходим точный показ голосом.
4. Участие в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
Для правильного исполнения необходимо:
Проговаривать фразу в разговорной манере
Проговаривать эту же фразу на распев
Делать тоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом
Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь
В работе над песней необходимо:
Прочесть внимательно текст песни
Выявить структуру и ритмические особенности
Проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность
Выбор действующих лиц и их роль в «предлагаемых обстоятельствах» и поведение персонажей
Обдумать ход действия
Спланировать хореографию, музыкальное сопровождение
Обдумать художественное оформление
Разучить текст песни и мотив с детьми
Объяснить свой творческий замысел детям.
В своем объединении мы работаем над элементами народного танца, бытовой хореографии. Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх хороводах, плясках обязательно их гармоническое соединение. Также большое внимание мы уделяем слушанию музыки, просмотру видеоматериалов. Посредством предлагаемого материала передать детям подлинно народную манеру исполнения, всю образность фольклорного творчества во всех формах воплощения. При помощи аутентичных исполнителей дети более точно и правдиво достигнут поставленных задач в обучении и работе над репертуаром.
Формы проведения занятий:
1. Учебное занятие – беседа, на котором я излагаю теоретические сведения иллюстрируя свой рассказ музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалом. Мы вместе с детьми анализируем. Дети сами задают и отвечают на вопросы.
2. Практические занятия, на которых дети разучивают песни, играют в традиционные игры, осваивают основы хореографии.
3. Учебное занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываю концертные номера, развиваю актерские способности детей, провожу необходимый для каждого занятия подготовительный разминочный курс. Это учебное занятие можно проводить индивидуально с каждым ребенком.
4. Заключительное учебное занятие, учебное занятие, завершающее тему. Учебное занятие - концерт, обряд. Провожу для самих детей, приглашаю гостей. Иногда провожу такие занятия на природе.
5. Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий.
Основные качества детского голоса – легкость, звонкость. Необходимо избегать плечевого дыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Объяснить детям из каких понятий складывается качество голоса: тембр, диапазон, ровность звука, техника владения голосом – а не громкость. Процесс пения должен протекать осмысленно. Надо научить детей петь на «опоре» ровным непрерывным звуком, нельзя кричать, нужно тянуть звук, как можно дольше без перенапряжения организма.
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Как правило, специальные методы обучения вокалу в традиции отсутствуют. Однако отдельные принципы и приемы существуют.
Основные принципы и приемы развития певческого голоса у детей:
- Четкое произношение слогов, утрирование твердых согласных. Избегать крика – это может повредить хрупкому детскому голосу
- Формирование у детей устойчивой потребности в речевой гимнастики, добиваясь ясности произношения слов. Упражнения на дыхание.
- Многократное повторение звука или попевки формирует связь через уши.
- Постепенное развитие и включение мышц, участвующих в пении гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса.
Для правильного исполнения необходимо:
Проговаривать фразу в разговорной манере
Проговаривать эту же фразу на распев
Делать тоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом
Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь
Обучающихся необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса, цель которого развитие голоса и навыков пения.
Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс:
Речевая или дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражнений нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, звуков – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах.
Дыхательная гимнастика – формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное.
Распевание – цикл упражнений для голосового аппарата. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации.
Результаты образовательного процесса.
1 год обучения – Обучающиеся умеют правильно брать дыхание, петь спокойно, без выкриков. Владеют унисонным пением. Точно воспроизводят традиционные календарные праздники. К концу учебного года владеют разнообразным певческим, игровым и танцевальным материалом. У детей развилось чувство ответственности за коллектив.
2 год обучения – Обучающиеся умеют петь с сопровождением и без музыкального сопровождения, своевременно начинать и заканчивать мелодию, эмоционально передавать игровые образы, петь, прерываясь на разговорную речь. Обучающиеся различают певческие традиции Псковской области. Могут проанализировать жанровые особенности и ее обрядовую принадлежность. Усовершенствовалась система ценностных ориентаций. Повысился общекультурный уровень обучающихся. Возросла активность обучающихся, ликвидировалось асоциальное поведение, повысилась успеваемость. Появилось чувство ответственности перед Родиной.
Способы отслеживания и фиксации результатов.
Отслеживание результата – это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата – это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, поставленные в программе, ориентированы на воспитание и развитие детей. С каждым этапом занятий у обучающихся появляется потребность в познании культурного наследия нашего края.
При работе по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях объединения с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования (см. пр. №1; 1а). Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля могут быть традиционные (игровые программы, концертные выступления и т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме). При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности (см. пр. № 2). Оптимальном вариантом итогового контроля в фольклорном объединении могут стать проведение игровых программ по пройденному материалу, а так же анализ концертного выступления в форме беседы (см. пр. № 3; 3а).
Организация образовательного процесса.
Необходимая материально-техническая база
1. Кабинет для занятий
2. Стулья
3. Аудио магнитофон 2-х кассетный
4. Видео магнитофон
5. Проигрыватель
6. Цветной телевизор
7. Пианино
8. Трещотки, гармошка, балалайка
9. Костюмы для детей.
Примерный песенный репертуар.
«А мы просо сеяли» - весенний хоровод; «Подай, Божа, ключик» - веснянка; «Шла утка лугом» - круговой хоровод; «Гори, гори ясно» - хоровод; «Заинька во садочке» - хоровод; «Жил я у пана» - шуточная; «И шел козел дорогою» - шуточная; «На горе-то мак» - хоровод: «Ходит царь» - хоровод; «Селезень» - шуточный хоровод; «Масленичные выкрики, припевки, песни» - Псковская область (Северно-псковские традиции); «Весенние окликания птиц» - Псковская область; «Колядки» - Псковская область; «А мы просу сеяли, сеяли» - Псковская область (Гдовский р-он); «Я по жердочке шла» - Псковская область.
1. Байтуганов В., Мартынова Т. Хрестоматия Сибирской народной песни. Детский народный календарь. «Книжница» Новосибирск 2001.
2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). ООО «Издательство РОДНИКЪ» Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Москва 1996.
3. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству часть II (3-4 год обучения) ООО «Издательство РОДНИКЪ». Москва 1999
4. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М.: «Дружба народов», 1991.
5. Науменко Г.М. Хоровод - круглый год. Народные праздники и обряды. М.: ВЦХТ, 1999.
6.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000.
7.Науменко Г.М. Этнография детства. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998.
8.Новицкая М.Ю. От осени до осени (хрестоматия). М.: Центр Планитариум, 1994.
9.Историко-этнографические очерки Псковского края. Псков: ПОИПКРО, 1998.
10. Пушкина С.И. Сценарии народных праздников. М.: «Родник», 1999.
11. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян –старожилов верхнего приобья (конец XIX – начало XX вв.). Издательство института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 1997.
12.Хренов Н.А. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1999.
13. Мехнецов А.М. Песни псковской земли выпуск I (календарно-обрядовые песни). Ленинград Всесоюзное издательство «Советский композитор» ленинградское отделение ,1989.
14. Народная традиционная культура Псковской земли. Обзор экспедиционных материалов. Санкт-Петербург – Псков, 2002.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух книгах. Книга 1. М.: ВЛАДОС, 2001.
16. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: институт практической психологии, 1998.
17. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Ярославль, 2000.
Первичная анкета (по профилю)
1. Нравится ли петь?
2. Имел ли опыт сольного пения?
3. В каком возрасте начал петь?
4. Занимался ли в вокальном коллективе? (если да, то в каком?).
5. Занимался ли постановкой голоса?
6. Владеете ли нотной грамотой?
7. Какой репертуар исполнял?
Приложение № 1а
Первичная анкета по воспитанию
1. Ф.И.О._____________________________________________________
2. Возраст_____________________________________________________
3. Домашний адрес, телефон_____________________________________
4. Ф.И.О. родителей:
Мама________________________________________________________
Папа_________________________________________________________
5. Где работают родители:
Мама________________________________________________________
Папа_________________________________________________________
6. В моем характере от мамы______________________________________
7. В моем характере от папы_______________________________________
Приложение № 2
Творческое задание на карточках:
Карточка №1
Разучить с коллективом музыкальную народную игру (на свое усмотрение).
Карточка №2
Разучить с коллективом весенне-летний круговой хоровод (на свое усмотрение).
Карточка №3
Провести с распевание коллектива перед основной репетицией
Карточка №4
Рассказать коллективу о народном празднике «Масленица»
Карточка №5
Показать коллективу особенности псковского традиционного исполнения песен.
Приложение № 3
Анкета
Общий уровень освоения образовательной программы
(закончи фразу)
1. Традиционная культура это_______________________________
2. Народное пение это______________________________________
3. Народные традиционные игры это__________________________
4. Я знаю народные календарные праздники ___________________
__________________________________________________________
5. Я знаю обряды жизненного цикла___________________________
__________________________________________________________
Приложение № 3а
Анализ концертного выступления
(устный опрос)
1. Какие задачи вы ставили для себя перед концертным выступлением?
2. Выполнили ли вы эти задачи?
3. Какие на ваш взгляд были допущены ошибки?
4. Какие выводы вы делаете для себя?
5. Какие задачи ставите на будущее, над чем нужно работать?