РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений
Принят Государственной Думой 14 апреля 2000 года
Одобрен Советом Федерации 19 апреля 2000 года
Статья 1
Ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических
наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года,
далее именуемый Договором СНВ-2, включая являющиеся его неотъемлемой
частью:
Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по
тяжелым бомбардировщикам в связи с Договором между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3
января 1993 года;
Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых МБР, и о
процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых установок
тяжелых МБР, в связи с Договором между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических
наступательных вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков в связи с
Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о
дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных
вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
Протокол к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных
вооружений от 3 января 1993 года, подписанный в городе Нью-Йорке 26
сентября 1997 года.
Статья 2
К исключительным обстоятельствам, дающим Российской Федерации в соответствии со статьей VI Договора СНВ-2 право в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из этого Договора, наряду с иными, относятся:
1) нарушение Соединенными Штатами Америки Договора СНВ-2, способное
привести к возникновению угрозы национальной безопасности Российской
Федерации;
2) выход Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских
Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении
систем противоракетной обороны, подписанного в городе Москве 26 мая 1972
года, далее именуемого Договором по ПРО, либо нарушение Договора по ПРО и
связанных с ним соглашений;
3) наращивание стратегических наступательных вооружений государствами, не являющимися участниками Договора СНВ-2, таким образом, что это будет создавать угрозу национальной безопасности Российской Федерации;
4) принятие и реализация Соединенными Штатами Америки, другими
государствами или союзами государств, включая Организацию
Североатлантического договора, таких решений в области военного
строительства, которые создадут угрозу национальной безопасности Российской
Федерации, в том числе размещение на территориях государств, вступивших в
Организацию Североатлантического договора после подписания Договора СНВ-2,
ядерного оружия;
5) развертывание Соединенными Штатами Америки, другими государствами или союзами государств вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении;
6) возникновение чрезвычайных обстоятельств, в том числе
экономического или техногенного характера, делающих невозможным выполнение
Российской Федерацией Договора СНВ-2 либо способных привести к
возникновению угрозы экологической безопасности Российской Федерации.
Статья 3
1. При исключительных обстоятельствах, указанных в статье 2 настоящего
Федерального закона, а равно иных исключительных обстоятельствах, ставящих
под угрозу высшие интересы Российской Федерации, Президент Российской
Федерации: а) принимает политические, дипломатические и иные меры в целях
устранения исключительных обстоятельств или нейтрализации их последствий; б) обеспечивает проведение незамедлительных консультаций с палатами
Федерального Собрания Российской Федерации и с учетом результатов таких
консультаций принимает решения, касающиеся Договора СНВ-2, с внесением при
необходимости предложений, предусмотренных Федеральным законом “О
международных договорах Российской Федерации”.
2. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если
они сочтут, что возникли обстоятельства, которые относятся к категории
исключительных в смысле статьи VI Договора СНВ-2, направляют Президенту
Российской Федерации предложение о проведении консультаций либо высказывают
ему свои рекомендации, или предпринимают иные действия, предусмотренные
Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.
Статья 4
Президент Российской Федерации обеспечивает проведение консультаций с
палатами Федерального Собрания Российской Федерации и с учетом результатов
таких консультаций принимает решения, касающиеся Договора СНВ-2, с
внесением при необходимости предложений, предусмотренных разделом V
Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”, в
случае, если до 31 декабря 2003 года не будет подписан новый договор между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам
дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных
вооружений, обеспечивающий:
1) сохранение и дальнейшее укрепление стратегической стабильности при
пониженных уровнях стратегических наступательных вооружений Российской
Федерации и Соединенных Штатов Америки;
2) сохранение для Российской Федерации возможности многовариантного
подхода к строительству своих стратегических ядерных сил, включая их
структуру и состав вооружений, обеспечивающего национальную безопасность
Российской Федерации с учетом существующих экономических условий;
3) исключение возможности быстрого наращивания количества ядерных боезарядов на носителях всех видов базирования;
4) предоставление участникам договора равных прав и возможностей при ликвидации и утилизации ядерных боезарядов;
5) экономически оптимальное использование существующей инфраструктуры стратегических ядерных сил Российской Федерации, существенное снижение затрат на реализацию программ ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений, а также расширение возможностей использования сокращаемых компонентов стратегических ядерных сил Российской Федерации и их инфраструктуры в интересах развития отечественной экономики;
6) учет всех видов и систем стратегических вооружений.
Статья 5
Реализация Договора СНВ-2 осуществляется на основе следующего:
1) сохранение потенциала стратегических ядерных сил Российской
Федерации на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
2) приоритетное финансирование стратегических ядерных сил Российской
Федерации, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации
стратегических наступательных вооружений;
3) соблюдение Соединенными Штатами Америки Договора о сокращении и
ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного в городе
Москве 31 июля 1991 года, далее именуемого Договором СНВ-1;
4) сокращение подпадающих под действие Договора СНВ-2 стратегических наступательных вооружений Российской Федерации с учетом сроков их эксплуатации;
5) поддержание боевой готовности стратегических ядерных сил Российской
Федерации при любых вариантах развития стратегической обстановки,
сохранение необходимых лабораторно-испытательной базы и производственных
мощностей;
6) обеспечение безопасности эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений;
7) обеспечение равенства прав и возможностей сторон Договора СНВ-2 в
осуществлении инспекций и контрольных мероприятий, а также сохранение и
совершенствование национальных технических средств контроля Российской
Федерации за соблюдением Соединенными Штатами Америки Договора СНВ-1,
Договора СНВ-2 и Договора по ПРО.
Статья 6
Выполнение Российской Федерацией обязательств по Договору СНВ-2 осуществляется с соблюдением настоящего Федерального закона, а также иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих действия и процедуры, необходимость в которых возникает при реализации Договора СНВ-2.
Финансовое обеспечение стратегических ядерных сил Российской
Федерации, а также производство, эксплуатация, ликвидация и утилизация
ядерных вооружений осуществляются в соответствии с федеральными законами.
Президент Российской Федерации в течение двух месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает федеральную программу развития стратегических ядерных сил Российской Федерации и направляет ее в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации на утверждение федеральную целевую программу ликвидации и утилизации вооружений и техники стратегических ядерных сил Российской Федерации, предусматривающую возможность использования сокращаемых компонентов и инфраструктуры в интересах развития отечественной экономики.
Статья 7
В процессе выполнения Договора СНВ-2:
1. Президент Российской Федерации: а) определяет основные направления государственной политики в области
развития стратегических ядерных сил Российской Федерации и ядерного
разоружения, порядок и сроки выполнения мероприятий по реализации Договора
СНВ-2, обеспечивая при этом сохранение потенциала стратегических ядерных
сил Российской Федерации и поддержание их боевой готовности на уровне,
необходимом для гарантированного сдерживания агрессии против Российской
Федерации и ее союзников; б) принимает решения о сроках и порядке вывода из боевого состава и
деактивации стратегических наступательных вооружений, подлежащих сокращению
по Договору СНВ-2, а также о вводе в боевой состав новых образцов
стратегических наступательных вооружений; в) определяет российскую концепцию дальнейших международных
переговоров в области стратегических наступательных вооружений и
противоракетной обороны, проводит консультации и переговоры с
руководителями других государств в целях укрепления стратегической
стабильности и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации: а) обеспечивает в соответствии с федеральными законами и федеральными
целевыми программами приоритетное финансирование стратегических ядерных сил
Российской Федерации, работ по безопасной ликвидации и утилизации
стратегических наступательных вооружений, а также мероприятий по выполнению
Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2; б) обеспечивает сохранение и развитие лабораторно-испытательной базы и
производственных мощностей, необходимых для поддержания ядерного потенциала
и боевой готовности стратегических ядерных сил Российской Федерации; в) в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона
регулярно направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации
доклад о состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе
выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО; г) представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации
данные, предусмотренные Меморандумом о договоренности о зачислении
боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам в связи с Договором СНВ-
2; д) обеспечивает эффективное использование национальных технических
средств контроля за соблюдением положений Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и
Договора по ПРО, их техническое совершенствование, а также проведение
контрольных процедур, предусмотренных указанными договорами; е) принимает меры по обеспечению безопасности при эксплуатации,
хранении, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений,
ядерных боезарядов и ракетного топлива, а также по исключению
несанкционированного доступа к ядерным боезарядам; ж) принимает меры по использованию экономически оптимальных методов и
способов ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений; з) по поручению Президента Российской Федерации осуществляет
внешнеполитические мероприятия в области сокращения и ограничения
стратегических наступательных вооружений и нераспространения ядерного
оружия; и) приглашает (по согласованию) представителей палат Федерального
Собрания Российской Федерации к участию в рассмотрении хода переговоров в
области стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны.
3. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации: а) при ежегодном рассмотрении проекта федерального закона о
федеральном бюджете участвуют в принятии решений об объемах финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области
стратегических наступательных вооружений, закупок стратегических
наступательных вооружений, строительства (ремонта, модернизации) основных
объектов базирования стратегических ядерных сил Российской Федерации и
управления ими, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации
стратегических наступательных вооружений и мероприятий по выполнению
Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2; б) участвуют в разработке федеральных законов и федеральных целевых
программ, принимают федеральные законы, необходимые для поддержания
стратегических ядерных сил Российской Федерации на уровне, обеспечивающем
национальную безопасность Российской Федерации, а также для выполнения
мероприятий в области сокращения ядерных вооружений; в) рассматривают ежегодный доклад Правительства Российской Федерации о
состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе выполнения
Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО и принимают
соответствующие решения; г) при необходимости дают поручения Счетной палате Российской
Федерации о проведении проверок расходования средств, выделенных на
выполнение Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2; д) в необходимых случаях принимают меры в соответствии с разделом V
Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”.
Статья 8
После вступления в силу Договора СНВ-2 Правительство Российской
Федерации ежегодно, не позднее 1 октября, направляет в палаты Федерального
Собрания Российской Федерации доклад о состоянии стратегических ядерных сил
Российской Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и
Договора по ПРО, содержащий информацию по следующим вопросам:
1) изменение в составе и структуре стратегических ядерных сил
Российской Федерации, финансовое обеспечение и результаты выполненных работ
по сохранению их потенциала и боевой готовности;
2) выполнение Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки обязательств по Договору СНВ-1, Договору СНВ-2 и Договору по ПРО;
3) ход ликвидации и утилизации выведенных из боевого состава стратегических наступательных вооружений Российской Федерации, состояние финансирования мероприятий по выполнению Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2, в том числе использование международной помощи;
4) экологическая обстановка в местах хранения, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений, прежде всего ядерных боезарядов и ракетного топлива;
5) ход переговоров по заключению новых соглашений в области сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений, а также в области противоракетной обороны;
6) состояние работ в Соединенных Штатах Америки, других государствах и союзах государств в области стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны, ситуация в области нераспространения ядерного оружия, ракет и ракетных технологий.
Статья 9
Обмен грамотами о ратификации Договора СНВ-2 Российской Федерацией
произвести после завершения Соединенными Штатами Америки процедуры
ратификации Договора СНВ-2, включая Протокол к нему, подписанный в городе
Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, а также Меморандума о договоренности в
связи с Договором по ПРО, подписанного в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997
года, Первого согласованного заявления в связи с Договором по ПРО,
подписанного в городе Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, Второго
согласованного заявления в связи с Договором по ПРО, подписанного в городе
Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, Соглашения о мерах укрепления доверия в
отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися
стратегическими баллистическими ракетами, подписанного в городе Нью-Йорке
26 сентября 1997 года.
Статья 10
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации
В. Путин.
Москва, Кремль
4 мая 2000 года
№ 56-ФЗ