МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РФ
Кафедра статистики, учета и аудита
Информационно-аналитическая справка на тему:
«Бюджетирование в системе финансового менеджмента»
Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО 3 ак. гр. Симонян Алина
Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.
Москва, 2001
Содержание
§1. Понятие бюджетирования 3
§2. Процесс бюджетирования 3
§3. Виды бюджетов 6
Задание 1. 9
Задание 2. 13
§1. Понятие бюджетирования
Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.
Главные цели бюджетирования:
1. Планирование и контроль.
Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде.
Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.
2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
3. Оптимизация.
Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
4. Мотивация персонала.
Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.
§2. Процесс бюджетирования
I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора.
II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.
III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж +
+ требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода.
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без
стоимостного).
На основе бюджета производства разрабатываются:
- бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении;
- бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.
Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.
После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные
накладные расходы планируются следующим образом:
- производственные – на основе данных об объеме производства;
- коммерческие – на основе данных об объеме продаж.
Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.
Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.
IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:
- планируемый Отчет о Прибылях и Убытках;
- планируемый Баланс;
- планируемый Отчет о Движении Денежных Средств.
Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.
Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов.
Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках.
Выручка х
Производственные издержки
Запасы сырья и материалов на начало периода х
Закупленное сырье и материалы х
Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_
Себестоимость израсходованных сырья и материалов х
Прямые затраты труда х
Производственные накладные расходы
[постоянные и переменные] _х_
Себестоимость произведенной продукции х
Запасы готовой продукции на начало периода х
Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_
Себестоимость проданной продукции _(х)
Валовая прибыль х
Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы
[постоянные и переменные]
(х)
Операцонная прибыль х
Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами.
Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств.
Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в
качестве примера – для активных счетов):
Конечное сальдо по счету = начальное сальдо +
+ оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый).
Например, прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода =
= дебиторская задолженность на начало периода +
+ прогнозируемая выручка (по отгрузке) –
– прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.
§3. Виды бюджетов
3.1
В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:
1) фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets);
2) фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets);
3) гибкие (Flexed budgets).
В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.
Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.
Пример. Разрабатываются следующие бюджеты:
А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц;
Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц;
В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц.
Данный способ применяется, когда
? значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:
|Затраты | | |
| | | |
| | |
Объем производства
?наблюдается эффект экономии на масштабе производства;
?закупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и
т.п.
«Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства
по сравнению с прогнозируемыми.
Пример.
Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья – 3 кг на 1
единицу. Всего планируемые затраты сырья – 30000 кг.
Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг
сырья.
Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг – 30000 кг = 12000 кг.
Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами
будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000
кг 45000 кг – 42000 кг = 3000 кг.
Процесс составления «гибкого» бюджета:
- изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;
- в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.
Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных.
3.2
В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения
ожиданий, бюджеты бывают:
1)периодические (periodioc budgets);
2)скользящие (rolling budgets).
Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.
Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем
добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или
квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель
данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью
предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию
на ближайшие 12 месяцев.
Пример (скользящий бюджет)
1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г.
1 февраля 2001 г:
? сравниваются фактические и плановые показатели за январь;
? если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка
бюджета на оставшиеся 11 мес.;
?разработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г.
Задание 1.
Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация:
Запасы на начало Планируемые продажи Продажная периода, шт. в июне, шт. цена
Стулья 63 290 120
Столы 36 120 208
Кресла 90 230 51
Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за
соответствующий месяц.
Для производства мебели требуются следующие ресурсы:
Дерево, Пластик, Неквалифиц.
Квалифиц. кубометры кубометры труд, часы труд,
часы
Стулья 4 2 3
2
Столы 5 3 5 8
Кресла 2 1 2
-
Стоимость ед. 12 7 4
6 затрат, руб
Запасы материалов на начало периода: дерево – 142 м пластик –81 м
Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть
достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции.
Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда.
Требуется:
1) составить на июнь бюджет (а) продаж;
(б) производства;
(в) расходования материалов;
(г) трудовых затрат;
(д) закупки материалов.
2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь.
(1) Операционные бюджеты
(а) Бюджет продаж
| |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
|Количество, ед |290 |120 |230 | |
|Стоимость, руб |34 800 |24 960 |11 730 |71 490 |
(б) Бюджет производства, в ед продукции
| |Стулья |Столы |Кресла |
|Продажи |290 |120 |230 |
|Запасы на конец |87 |36 |69 |
| |377 |156 |299 |
|Запасы на начало |(63) |(36) |(90) |
|Объем производства |314 |120 |209 |
(в) Бюджет расходования материалов
| |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры |
|Стулья |314*4=1256 |314*2=628 |
|Столы |120*5=600 |120*3=360 |
|Кресла |209*2=418 |209*1=209 |
|Итого |2274 |1197 |
(г) Бюджет трудовых затрат
| |Неквалифиц. труд, |Квалифиц. труд, |
| |часы |часы |
|Стулья |314*3=942 |314*2=628 |
|Столы |120*5=600 |120*8=960 |
|Кресла |209*2=418 |- |
|Итого, часов |1960 |1588 |
|Итого, руб |1960*4=7840 |1588*6=9528 |
(д) Бюджет закупки материалов
| |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры |
|Расход в производство |2274 |1197 |
|Запасы на конец пер. | | |
|50*(4+5+2) |550 | |
|50*(2+3+1) | |300 |
| |2824 |1497 |
|Запасы на начало пер. |(142) |(81) |
|Закупки, кубометры |2682 |1416 |
|Закупки, руб |2682*12=32184 |1416*7=9912 |
2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб)
Выручка 71490
Производственные затраты
Дерево 27288
Пластик 8379
Неквалифицированный труд 7840
Квалифицированный труд 9528
Накладные расходы (1960+1588) 3548
|56583 |
Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
|71838 |
Запасы готовой продукции на конец пер.* (16578)
| |
Себестоимость готовой продукции (55260)
| |
Валовая прибыль 16230
*Расчет себестоимости запасов
(руб)
| |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
|Себестоимость ед | | | | |
|Дерево |12*4=48 |*5=60 |*2=24 | |
|Пластик |7*2=14 |*3=21 |*1=7 | |
|Неквалифиц. труд |4*3=12 |*5=20 |*2=8 | |
|Квалифиц. труд |6*2=12 |*8=48 |- | |
|Накладные расходы |1*5=5 |*13=13 |*2=2 | |
|Всего |91 |162 |41 | |
|Запасы на начало пер. |5733 |5832 |3690 |15255 |
|Запасы на конец пер. |7917 |5832 |2829 |16578 |
Проверка:
Валовая прибыль
Стулья 290*(120 – 91) = 8410
Столы 120*(208 – 162) = 5520
Кресла 230*(51 – 41) = 2300
|16230 |
Задание 2.
Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта
2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация:
1) Политика компании в отношении запасов:
-запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж;
-на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства;
-запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца.
2) Ожидаемые издержки на ед продукции (руб):
| |А |Б |
|Материалы | | |
|Х (1,4 руб за кг) |56 |112 |
|У (7 руб за кг) |21 |28 |
|Труд | | |
|квалифицированный (28 руб в час) |28 |56 |
|неквалифицированный (8 руб в час) |8 |24 |
|Накладные расходы |35 |70 |
3) Ценовая политика компании: цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля).
4) В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж:
-А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц;
-Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем.
Требуется:
1) составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты
(а) производства;
(б) закупки материалов;
(в) трудовых затрат;
(г) продаж;
2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца.
1) Операционные бюджеты
(а) Бюджет производства (в ед)
| |Март |Апрель |Май |Июнь |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|Запасы на нач.|- |- |(2200) |(1100)|(2400)|(1210)|(2600) |(1331)|
|Продажи |2000 |1000 |2200 |1100 |2400 |1210 |2600 |1331 |
|Запасы на кон.|2200 |1100 |2400 |1210 |2600 |1331 |2800 |1331 |
|Производство |4200 |2100 |2400 |1210 |2600 |1331 |2800 |1331 |
(б) Бюджет закупки материалов
Материал Х
| |Март |Апрель |Май |Июнь |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|Запасы на нач. |- |- |(96000|(96800|(104000|(106480| | |
| | | |) |) |) |) | | |
|Расход в пр-во |16800|168000|96000 |96800 |104000 |106480 |112000|106480|
| |0 | | | | | | | |
|Запасы на кон. |96000|96800 |104000|106480|112000 |106480 | | |
| |26400|264800|104000|106480|112000 |106480 | | |
| |0 | | | | | | | |
|Всего в мес., | | | | |
|кг |528 800 |210 480 |218 480 | |
|Всего в месяц, | | | | |
|руб (*1,4/кг) |740 320 |294 672 |305 872 | |
Материал У
| |Март |Апрель |Май |Июнь |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|Запасы на нач. |- |- |(7200) |(4840)|(7800) |(5324)| | |
|Расход в пр-во |12600 |8400 |7200 |4840 |7800 |5324 |8400 |5324 |
|Запасы на кон. |7200 |4840 |7800 |5324 |8400 |5324 | | |
| |19800 |13240 |7800 |5324 |8400 |5324 | | |
|Всего в мес., | | | | |
|кг |33 040 |13 124 |13 724 | |
|Всего в месяц, | | | | |
|руб (*7/кг) |231 280 |91 868 |96 068 | |
(в) Бюджет трудовых затрат
| |Март |Апрель |Май |Всего |
|Вид трудовых |квалиф|неквал|квалиф|неквал|квалиф|неквал| |
|затрат |, |, |, |, |, |, | |
| |часы |часы |часы |часы |часы |часы | |
|Продукт А |4200 |4200 |2400 |2400 |2600 |2600 | |
|Продукт Б |4200 |6300 |2420 |3630 |2662 |3993 | |
|Всего часов |8400 |10500 |4820 |6030 |5262 |6593 | |
|Всего, в руб | | | | | | | |
|*28 руб/час |235 | |134 | |147 | |517 496 |
| |200 | |960 | |336 | | |
|*8 руб/час | |84 000| |48 240| |52 774|184 984 |
(г) Бюджет продаж
| |Март |Апрель |Май |Всего, |
| |ед |руб |ед |руб |ед |руб |руб |
|Продукт А |2000 |356 |2200 |391 600|2400 |427 200| |
| | |000 | | | | | |
|Продукт Б |1000 |348 |1100 |382 800|1210 |421 080| |
| | |000 | | | | | |
|Всего | |704 | |774 400| |848 280|2326 680|
| | |000 | | | | | |
Расчет цен
(руб)
| |А |Б |
|Полная себестоимость |148 |290 |
|Плюс 20%-ная наценка |29,6 |58 |
|Всего |177,6 |348 |
|После округления |178 | |
2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца
(руб)
Выручка 2 326
680
Производственные затраты
Материал Х закупка 1 340 864 запасы на конец периода
[(112000+106480)*1,4 ] (305 872)
Материал У закупка 419 216 запасы на конец периода
[ (8400+5324)*7 ] (96 068)
Затраты неквалифицированного труда 184 984
Затраты квалифицированного труда 517 496
Накладные расходы 646 870
|2 707 490 |
Запасы готовой продукции на конец периода
[2600*148+1331*290] (770 790)
| |
Себестоимость проданной продукции (1 936
700)
| |
Валовая прибыль 389
980