МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ
Кафедра статистики, учета и аудита
Информационно-аналитическая справка на тему:
«Бюджетирование в системе финансового менеджмента»
Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭ
О 3 ак. гр. Симонян Алина
Научный руководитель:
проф. Пучкова С.И.
Москва, 2001
Содержание
§1. Понятие бюджетирования 3
§2. Процесс бюджетирования 3
§3. Виды бюджетов 6
Задание 1. 9
Задание 2. 13
§1. Понятие бюджетирования
Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.
Главные цели бюджетирования:
Планирование и контроль.
Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.
Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
Оптимизация.
Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
Мотивация персонала.
Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.
§2. Процесс бюджетирования
I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора.
II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.
III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала):
планируемый объем производства = планируемый объем продаж +
+ требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода.
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).
На основе бюджета производства разрабатываются:
бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении;
бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.
Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.
После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:
производственные – на основе данных об объеме производства;
коммерческие – на основе данных об объеме продаж.
Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.
Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.
IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:
планируемый Отчет о Прибылях и Убытках;
планируемый Баланс;
планируемый Отчет о Движении Денежных Средств.
Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.
Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов.
Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках.
Выручка х
Производственные издержки
Запасы сырья и материалов на начало периода х
Закупленное сырье и материалы х
Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_
Себестоимость израсходованных сырья и материалов х
Прямые затраты труда х
Производственные накладные расходы
[постоянные и переменные] _х_
Себестоимость произведенной продукции х
Запасы готовой продукции на начало периода х
Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_
Себестоимость проданной продукции _(х)
Валовая прибыль х
Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы
[постоянные и переменные] (х)
Операцонная прибыль х
Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами.
Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств.
Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера – для активных счетов):
Конечное сальдо по счету = начальное сальдо +
+ оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый).
Например,
прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода =
= дебиторская задолженность на начало периода +
+ прогнозируемая выручка (по отгрузке) –
– прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.
§3. Виды бюджетов
3.1
В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:
фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets);
фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets);
гибкие (Flexed budgets).
В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.
Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.
Пример. Разрабатываются следующие бюджеты:
А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц;
Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц;
В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц.
Данный способ применяется, когда
● значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:
Затраты | |||
|