Камчатский Государственный Педагогический Университет
Кафедра географии
Шпаргалка по дисциплине почвоведение
Тема : роль высших растений в почвообразовании.
Петропавловск-Камчатский
2000 год
Основную роль живого вещества суши составляют высшие растения, среди которых
древесная растительность имеет большую массу, чем травянистая.
Образование органического вещества связано с фотосинтезом, который осуществляется в зеленых частях растений при участии хлорофилла.
Пространственная и генетическая связь высших растений и определенных почв давно обращала на себя внимание.
От многолетних древесных пород ежегодно поступает в почву лишь незначительная масса в виде опада отмирающих частей. Кустарниковая растительность ежегодно теряет значительно большую часть своей биомассы, а наземная часть трав отмирает почти полностью.
Для оценки органического вещества в системе растения-почва применяются следущие показатели:
Биологическая масса-общее количество живого органического вещества растительных обществ.
Мертвое органическое вещество-количество органическоо вещества , содержащегося в отмерших частях растений, а также в накопившихся на почве продуктах опада.
Годовой прирост- масса органического вещества, нарастающая в
подземныхи надземных
частях растений за год.
Опад-количество ежегодно отмирающего органического вещества на
еденицу площади.
(обычно в центнерах на гектар.)
Существует четкая связь между количеством органического вещества
на поверхности
почвы и интенсивностью микробиологической деятельности.
Растительность расматривается как главный источник органических веществ, пос- тупающих в почву.
Своей жизнедеятельностю растения обуславливают важный процесс- биогенную миграцию химических элементов.
После отмирания органическое вещество опступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Затем часть элементов усваивается ратениями, а часть задерживается в почве. Происходит циклическая миграция химических элементов в системе почва-растительность-почва, получившая название биологического круговорота.