Шпаргалки по экономике
Теория реализации общественного продукта К. Маркса.
Маркс, преодолев «догму Смита», впервые в эк. науке классифицирует все отрасли в 2 подразделения: 1) производит средства пр-ва, т. е. инвестиционные товары, элементы простого капитала (С); 2) производит предметы для личного потребления и предметы роскоши. Задача: отоваривать денежные доходы. В любой эк-ой модели какие-то величины принимаются за константу. У Маркса: 1) внешняя торговля; 2) класс крестьянства (3-и лица), берется чистый капитализм – капиталисты и наемные рабочие; 3) колебания цен (инфляция); 4) технический прогресс, органическое строение капитала С/V=const; рост степени эксплуатации m’=m/v. Маркс пытался решить проблему: при каких условиях, пропорциях возможна полная реализация товара и –повторения процесса пр-ва в неизменном масштабе?
Схема простого В
4000c+1000v+1000m=6000
2000c+500v+500m=3000
При простом вся m идет на личное потребление. Из 6000 единиц инвестиционного товара внутри 1подр найдут спрос на сумму 4000с, остались не реализованными на сумму 1000v+1000m. В 2подр из 3000 ширпотреба у себя внутри 2подр – на сумму 500v+500m. Остается не реализованного на 2000с. Остальной продукт реализуется через обмен. Условия реализации: 1) (v+m)1=c2; 2) t1=c1+c2; 3) t2=(v+m)1+(v+m)2.
Для капитализма типично расширенное В. m распадается на 2 фонда: накопление (Dс и Dv) и потребление. Импульс к расширению производства дает 1подр, предпосылками к расширению являются: 1) (v+m)1=c2; 2) t1>c1+c2; 3) t2