Волгоградский институт экономики, социологии и права
Факультет Экономический
Кафедра Финансы и кредит
Курсовая работа
По предмету: Экономическая теория
На тему: История развития банковского дела в России
Выполнил: ст.гр. ФД-232
Андреев Александр Юрьевич
Проверил: ст.преподаватель
Лаврушина Ольга Александровна
Волгоград 2004
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1. История развития банковского дела…………………………………7
2. Современные представления о сущности банка……………………13
3. Пассивные, активные и комиссионные операции банков…………15
4. Банковское регулирование……………………………………………17
5. Коммерческие банки: сущность и функции………………………….19
6. Принципы регулирования банковской сферы……………………….21
7. Тенденции развития банковской системы…………………………...22
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………32
Введение
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Деньги, кредит дают обществу значительный стимул для развития, порождают целую систему особых отношений, особого порядка и высокой степени организации. С их помощью человечество становится богаче. Известно, однако, и другое: неумелое обращение с деньгами, использование правил обращения с ними неизбежно вызывает негативные последствия,
Между тем, с помощью банков происходит аккумуляция временно
неиспользуемых свободных денежных средств, их перераспределение, «обмен
веществ», использование «энергии» окружающей среды интересах общего блага.
Деньги и кредит как факторы роста общественного богатства способны делать
нации более богатыми, однако лишь в том случае, если управление деньгами и
кредитом основывается на четких правилах, их нарушение может стать тормозом
экономического роста и процветания хозяйства.
Банки имеют специфическое назначение, выполняют определенную функцию.
Будучи предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения,
выполняющими многообразные банковские и иные операции, банки подчиняются
экономическим законам, общим и специальным законодательным нормам. Банки
имеют свою только им присущую технологию.
Банковское дело не является застывшей наукой. Банки способны адаптироваться к окружающей среде. Они сохранили самобытность, свой облик, свое место в народном хозяйстве именно потому, что обладают свойством к саморегулированию. Реагируя на изменяющиеся потребности рынка, приспосабливаясь с современной жизни, учитывая новые явления в экономике, политике, политическом устройстве общества, банковское дело дает описание той технологии, которая должна использоваться в конкретных экономических ситуациях, на стадиях кризиса или подъема, при стабильной или неустойчивой обстановке.
Банковское дело развивается по законам общественного развития, по линии восхождения от простого к более сложному. Было бы противоестественным сравнивать древний прототип аккредитива как запись в торговой книге с современными модификациями. Нельзя вообще сопоставить древний банковский дом с его уровнем осуществления операций с современным банком, оснащенным современными коммуникациями и каналами связи. Как «живой организм» банк отражает те требования, которые предъявляет к нему современный образ жизни.
Банк является реальной производительной силой. Его деятельность
напрямую связана с экономикой, обеспечением непрерывности и ускорениям
производства, приумножением богатства общества. Банки способны сделать
многое для увеличения материального производства и обмена продуктами труда.
По состоянию экономики судят об активности баков. Верно, однако, и другое:
по состоянию банков судят в целом об экономическом развитии общества.
Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной рои не звучит с должной убедительностью.
Рассматривая сегодняшнюю ситуацию в экономике России, говорят, как правило, о спаде промышленного производства, упуская из виду состояние банковской сферы денежного обращения. Банковская деятельность является наиболее характерным индикатором состояния финансовой системы, движения денежных потоков, уровня расчетных операций, степени защищенности интересов вкладчиков, устойчивости финансового рынка.
На современном этапе рыночных преобразований экономики России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой - энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.
Банковский сектор России на 1 января 1999г. «был представлен 2481 действующей кредитной организацией, из которых: 2461 – банки, 30 – небанковские кредитные организации.»
Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
Вопрос о том, что такое банк, не вялятся таким простым, как это
кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с
тем данное и подобное ему житейское толкование банка не только не
раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном
хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова
банк ("банко" - скамья, на которой совершались денежные и кредитные
операции) а также такие современные выражения, как банк данных, банк
растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого
отношения.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная
сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки
занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют
денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется
финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа
ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление
имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов,
участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику,
имеют свои подсобные предприятия.
В своей работе я попробую показать сущность банка с разных общественных позиций, типы банков , банковскую систему России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения, тенденции развития банковской системы в России.
1. История развития банковского дела
Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.
Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о
вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под
письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки
отмечали, что в 8 в. до н.э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по
ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты. Выделялась
деятельность банкирского дома Игиби, игравшего роль вавилонского
“Ротшильда”. Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им производились
на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов,
принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся кредит, за что
кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника,
выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве
поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо
было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего
вкладчика.
Наконец, есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром
Игиби - роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода
актов и сделок. Кроме того, в Вавилоне зародились ростовщичество и
меняльное дело.
Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В
основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также
давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты.
Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять лет
из расчета 10% годовых.
Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли.
Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.
В античный Рим банковское дело было “завезено” из Греции. Как и в
Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме.
В Англии, ставшей в 17 в. самой передовой индустриальной страной,
первыми банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после
того, как началось использование в сделках золота, стало очевидным, что как
покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно каждый раз при
заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото.
Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам,
которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату
предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал
вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых
дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму
бумажных денег.
Бумажные деньги (квитанции), находившиеся в обращении, полностью обеспечивались золотом. Видя готовность людей принимать квитанции в качестве бумажных денег, золотых дел мастера начали осознавать, что хранимое ими золото редко востребуется, поэтому количество еженедельно и ежемесячно вкладываемого золота превышало количество изымаемого. Затем какому-то сообразительному золотых дел мастеру пришла в голову идея, что выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Он стал направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая под процент ссуды торговцам, производителям и потребителям. Так зародилась банковская система частичных резервов.
Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.).
Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные
вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.
До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами.
Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил
обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был
национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел
Центрального управления Народного банка РСФСР.
В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству), слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.
До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.
В 30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система “подгонялась” под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.
Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно- административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего у министра финансов.
Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система
сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования.
Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком
смысле слова и переход на административную систему управления.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы
1987 г., были: отсутствие вексельного обращения; выполнение банками по существу роли второго госбюджета; списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве; операции по перекредитованию всех сфер хозяйства; потеря банковской специализации; монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных
источников кредита; низкий уровень процентных ставок; слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных
сфер экономики; неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний
административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее
олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк,
Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них
были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались
лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной; сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов; реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов; не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками; продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали; банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность; не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата; возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов; реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных кредитных источников.
Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.
Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.
В последние годы российская банковская система претерпела серьезные изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов. Очень быстро прогрессировали многие новые банки, возникшие “на ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки.
Кризис на рынке МБК в августе 1995 года обострил конкуренцию между банками за первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. Все же банки продолжали создаваться и расти «как на дрожжах». До августа 1998 года, казалось, все благополучно.
Но 17 августа 1998 г. произошел кризис, государство отказалось отвечать по своим долговым обязательствам, ценные бумаги были заморожены, а банкам пришлось отвечать по пассивам. Клиенты стали уходить из банков, и платить им было, естественно, нечем.
2. Современные представления о сущности банка
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.
К раскрытию сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и
экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие
“банковские операции”. В их перечень включаются такие, которые в
соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской
деятельности. Сюда относят: операции по приему денег во вклады,
предоставлению различных видов кредита, покупке векселей и чеков,
комиссионные операции с ценными бумагами, операции с ценностями,
приобретение обязательств по ссудам до наступления срока платежа,
проведение безналичных платежей и расчетное обслуживание.
При всей важности юридического аспекта проблема сущности банка, однако, остается открытой. Вскрытие сущности - это не только соотнесение деятельности банка с законом. Не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, ему дозволенные, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки. Не случайно в закон попадают такие операции, которые выполняют другие учреждения. Сомнительно поэтому, что чисто банковскими считаются такие из них, как операции инвестиционных обществ, приобретение обязательств по поручительствам и гарантиям, консультационные и другие услуги.
Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно, банк - это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
3. Пассивные, активные и комиссионные операции банков.
В деятельности банков выделяют следующие виды операций: пассивные, активные и комиссионные, включающие посреднические операции.
При помощи пассивных операций банки аккумулируют необходимые для
своего функционирования денежные средства - собственные, привлеченные и
эмитированные. Источником собственных средств являются: взносы учредителей
(долгосрочная ссуда); выручка от продажи акций и облигаций; отчисления от
текущей прибыли в резервный фонд; нераспределенная прибыль. Привлеченные и
эмитированные средства образуются банками за счет вкладов клиентов на
текущие, срочные и сберегательные счета, а также в результате эмиссии
кредитных денег. Важную роль в привлечении денежных средств играют
межбанковские ссуды, учет и переучет векселей.
Собственные средства составляют малую часть фондов, которыми располагают банки. Обычно у крупных банков доля собственных средств не превышает 10%, причем, чем крупнее банк, тем меньше удельный вес его собственного капитала в сравнении с привлеченным.
Активные операции направлены на использование образованного денежного
фонда с целью получения прибыли. Они подразделяются на кредитные и
инвестиционные. В свою очередь, кредитные операции классифицируются по: признаку срочности - на ссуды до востребования (онкольные),
краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные
(свыше 5 лет); характеру обеспечения - на учет векселей, ссуды под залог векселей
(вексельные), под залог товаров и товарных документов (подтоварные),
недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (фондовые и без обеспечения
(бланковые)).
В зависимости от способа погашения выделяют ссуды с единовременным погашением и с возвратом в рассрочку. Выплаты процента производятся сразу при выдаче ссуды, по частям на притяжении всего срока либо в момент погашения. Наряду с кредитом, имеющим фиксированную ставку процента, получил развитие средне- и долгосрочный кредит с плавающей процентной ставкой. Ссуды классифицируются также по типу заемщика: ссуды предпринимателям, государству, населению, посредникам фондовой биржи, банкам.
Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты, гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей и чеков, прием на хранение ценных бумаг.
Посреднические операции, тесно переплетаясь с кредитными, породили такую комплексную форму банковского обслуживания, как факторинг; кроме того, значительное развитие получил лизинг.
Факторинг - перепродажа права на взыскание долгов; коммерческие операции по доверенности; услуга, связанная с получением денег за продажу в кредит. Лизинг - форма долгосрочного договора аренды.
4. Банковское регулирование
Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора: достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам); качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.; качество менеджмента (квалификация управляющих); ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов); доходность;
ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит, прежде всего, за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.
Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила
“четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум
двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е.
различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и
злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В
ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения
управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего
комиссара.
Государство может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения акционерного капитала с заемным.
Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.
Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-
кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе
специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ
(обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон.
Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому банковскому законодательству.
Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению,
устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту клиентов и т.д.
Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика
основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном
законе.
В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств для послекризисной российской финансово-кредитной системы имеет огромное значение.
5. Коммерческие банки: сущность и функции
Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый
ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности.
Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии
банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и
специализированные банки.
Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.
Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной. К специализированным банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.
Основными функциями коммерческих банков являются:
1) привлечение временно свободных денежных средств;
2) предоставление ссуд;
3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; 4) выпуск кредитных средств обращения;
5) консультирование и предоставление экономической и финансовой информации;
Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.
Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков.
Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики.
При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в виду, что: кредитные операции способствуют увеличению объема и бесперебойности производства и реализации продукции потребителям; расчетные операции опосредуют осуществление процессов оплаты продукции потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных операций; операции с ценными бумагами увеличивают приток средств для развития производственной и торговой деятельности; кассовые операции и их регулирование позволяют улучшать снабжение оборота наличными деньгами.
Принципы регулирования банковской сферы
Основным регулятором банковской сферы является Центральный банк
РФ.
Банк России считает, что система регулирования банковской сферы должна
строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со стороны Банка
России, а также самоорганизации и самоограничении участников банковского
сообщества.
Банк России является основным органом, регулирующим банковскую сферу, и, конечно, он не может делегировать банковскому сообществу решение всех проблем регулирования. Однако есть сферы, где Банк России не только готов разделить с банками бремя регулирования, но и встречно призывает банки разделить с ним ответственность за это.
Банк России старается сделать банковское регулирование устойчивым и предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание мнение как банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение отдельных банков.
В соответствии с действующим законодательством ЦБ осуществлял регулирование быстро расширявшейся системы коммерческих банков. Главная цель здесь состояла в обеспечении надежности и устойчивости работы банковской системы, защите интересов вкладчиков. При этом ЦБ старался избегать излишнего регламентирующего вмешательства в их деятельность, хотя при явной необходимости такие меры осуществлялись. Наиболее значительная из них была связана с требованием повышения минимального капитала, что повлекло перестройку структуры коммерческих банков в сторону повышения удельного веса крупных и средних банков, а также увеличения числа банковских филиалов
7. Банковские «болезни» и тенденции развития банковской системы.
Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики, и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит акционирование государственных банков. Как грибы после дождя начинают появляться новые коммерческие банки.
За период 1990-1993 годов число коммерческих банков на территории
России возросло более чем в 18 раз…
То, что произошло с российской банковской системой после 17 августа 1998 г. и что собой в настоящее время она представляет, известно всему банковскому сообществу. Нужна ее реструктуризация. Для этого необходимы, но оценкам независимых экспертов, значительные средства. Известно также, что в настоящее время ни бюджет, ни Банк России, ни кто-либо другой выделить соответствующие средства банкам не могут.
Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) выделяется 10 млрд. руб. В реально сложившейся в стране ситуации и это немало, но для решения проблемы в полном масштабе явно недостаточно. Поэтому сейчас актуальна задача отбора банков, которые перейдут под управление Агентства для восстановления их нормальной работоспособности. Отбирать предполагается банки, значимые для экономики России и конкретных регионов. Основными показателями при отборе будут размер активов, инвестируемых в экономику, объем привлеченных вкладов населения, количество филиалов, которые могут обеспечить стабильное проведение платежей, при этом в качестве важного критерия будет учитываться финансовое состояние банка.
Таким образом, решение проблемы реструктуризации банковской сводится как
бы к отбору банков, в которых вместо старых команд начнут управлять новые и
которые смогут обеспечить их платежеспособность, бесперебойное проведение
расчетов, а главное - кредитование реального сектора экономики и населения.
Но не все так просто в решении проблемы. Есть внутренние причины
банковского кризиса, которые могут привести АРКО, да и Банк России к
неудаче, если они не будут учтены вовремя.
Характеристика существующих проблем российской банковской системы
была дана в известном официальном документе "О мерах по реструктуризации
банковской системы Российской Федерации", одобренном Советом директоров
Банка России и Президиумом Правительства Российской Федерации. В качестве
основных проблем были названы следующие.
1. Низкий уровень банковского капитала.
2. Значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего
существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и
иммобилизованной.
3. Высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных
бюджетов.
4. Чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской
деятельности, которые приносили немедленный, в основном "спекулятивный"
доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологии,
5. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся
одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных
групп.
6. Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в
отдельных случаях - личная заинтересованность банковских менеджеров в
проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и
акционеров.
7. Политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых
крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении
ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно
банковского дела.
8. Недостаточная жесткость надзорных требований.
9. Недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих
юридических, аспектов деятельности банков, осуществления банковского
надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации
процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.
Первое. Следует отметить, все указанные проблемы не являются независимыми друг от друга.
Второе. Их можно разделить на две группы. Это внешние по отношению к
банкам проблемы, решение которых практически не зависит от самих банков
(выделены курсивом), и внутренние, связанные с непосредственной
деятельностью банков.
Третье. Внутренние проблемы условно можно разбить на три группы.
Сформулированные в перечне четвертая и шестая проблемы возникли как
следствие недостаточной квалификации или низкого качества работы высших
руководителей конкретных коммерческих банков. Пятая и седьмая - в
результате сочетания недостаточного контроля за работой банков со стороны
акционеров и несовершенства банковского надзора. Первая и вторая - как бы
итог совместного влияния двух названных ранее групп. Такая классификация
позволяет сделать интересный вывод
Таким образом, данный анализ дает основания утверждать, что одной из
главных причин падения крупных российских банков является низкое качество
управления, а не какие-либо внешние причины. В этом плане представляется
неполным определение исходных причин, обусловивших кризис банковской
системы России, данное правительством Российской Федерации и Банком России
в указанном выше документе. В нем эти причины сведены лишь к
"неудовлетворительному состоянию реального сектора экономики и
государственных финансов, выразившемуся в спаде производства и хроническом
дефиците государственного бюджета". Эта исходная причина действительно
серьезная, но нельзя лишь этой, внешней по отношению к банкам, причиной
объяснять кризис банковской системы. Именно не менее серьезной внутренней
причиной, его породившей, является низкое качество управления во многих
крупных коммерческих банках, что вызвало паралич системы расчетов.
Корни кризиса скрыты глубоко. Если проанализировать уровень непосредственного руководства банковским сообществом, то руководители и эксперты констатируют, что причиной банковского кризиса явилось неудовлетворительное состояние банковского менеджмента, и это, на наш взгляд, соответствует действительности. Но правомерно задать вопрос, почему системы управления в крупных российских банках пришли в состояние, когда они не смогли адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, т. е. выполнять свои основные функции.
Сразу после 17 августа 1998 года руководители ряда банков дружно возложили всю вину за свое падение на государство. Действительно, вроде бы толчком к резкому обострению ситуации в банковской сфере стали, как известно, принятые в августе решения о приостановлении выплат по ГКО-ОФЗ и последовавшая масштабная девальвация рубля. Но, как совершенно справедливо отметил В. В. Геращенко, корни столь серьезного кризиса гораздо более глубокие. Причины заключаются в недостаточно квалифицированном управлении банковскими рисками, в первую очередь - валютным и кредитным, в недостаточности капитала многих российских банков и чрезмерном увлечении операциями на финансовом рынке, в том числе и чисто спекулятивными, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором экономики.
Не противоречит этой точке зрения и позиция исполнительного вице-
президента АРБ В. С. Захарова. Свое видение внутренних причин кризиса в
банковской системе он связывает, прежде всего, с низким уровнем
менеджмента, отсутствием в ряде банков, особенно самых крупных, систем
управления, адекватных объему выполняемых операций. Эти банки стали
жертвами так называемого неконтролируемого роста, при котором расширение их
операций происходило без создания соответствующего контроля за их
проведением. Отмечается, что во многих банках плохо налажено управление
рисками, нарушались размеры риска на одного заемщика. К обычным банковским
добавлялись риски, связанные с владением промышленными и другими
предприятиями. Некоторые банки не соблюдали элементарные принципы
бережливости; без учета доходов осуществлялись расходы на строительство
дорогостоящих офисов, приобретение престижных иномарок, содержание
управленческого аппарата. Перечислив указанные выше причины, руководитель
АРБ делает важный вывод - причины кризиса накапливались задолго до его
начала.
Следовательно, и главой Банка России, и руководством АРБ фактически
делается общий вывод, что корни банковского кризиса находятся глубоко
внутри нашей системы, поэтому их выявление и устранение внутренних причин
должно стать важнейшей задачей проводимой реструктуризации банковской
системы. В ходе решения данной задачи представляется особенно важным
установить нормальные отношения между банками и реальным сектором, ибо
"можно воспроизвести прежнюю банковскую систему с нацеленностью многих
банков на спекулятивные операции".
Падение крупных банков - не неожиданность. Нынешний финансово- экономический кризис не только нанес стране ощутимый ущерб, но и принес, на наш взгляд, определенную пользу. Так, рухнули некоторые усиленно культивировавшиеся мифы, в частности, что крупные банки более устойчивы, чем мелкие. Причем в докризисный период Банк России упорно стремился поднять планку минимального размера собственного капитала для банков, обрекая на фактическую потерю самостоятельности или ликвидацию множества хорошо работающих малых банков. Аргументы специалистов в пользу существования малых банков не принимались в расчет.
В благополучных по сегодняшним меркам 1995 -1996 гг. многим казалось, что
наши крупнейшие банки непотопляемы и их в будущем ждут многие лета
безоблачного процветания. Крупные банкиры, завтрашние олигархи, а
послезавтрашние банкроты, делали оптимистичные прогнозы и раздавали
жизнерадостные интервью. Если считать, что крупным банкам, росшим как на
дрожжах, в то время действительно ничего не грозило, - это одно; а если же
тогда угроза уже существовала, но банкиры о ней не знали или не
воспринимали всерьез, это совсем другое дело.
Системы управления крупных банков состоят из довольно большого количества
элементов и связей. Учитывая, что качество таких систем, включая их
надежность, определяется состоянием наиболее слабых элементов, становится
понятным, что эта задача, решаемая даже крупнейшими банками в лучшем случае
на интуитивном уровне, имеет немного шансов на действительно хорошее
практическое решение. Таким образом, небольшие и средние банки при условии
целенаправленной концентрации своих усилий имеют возможность выйти на более
высокие параметры качества и надежности функционирования своих внутренних
систем.
Заключение
История развития кредитных отношений и основного их звена - банка -
насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и
приспосабливались под существовавшие экономические и политические
структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от
меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой
валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни
услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось
государство, формируя банковскую систему, экономически и социально
приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял Центральный
Банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков.
Банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики, и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизация управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.
Возможности экстенсивного расширения банковской сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях.
- Развитие процессов концентрации в банковском деле. Банки способны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты.
- Расширение круга услуг, предоставляемых банками своим клиентам, диверсификация в самом широком смысле. Потребности хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг еще далеко не исчерпан.
Работа по совершенствованию банковской системы России еще в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и положительные результаты.
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно
осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения
надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения
банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение
банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со
средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам.
Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая
предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не
только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для
финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических
финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики.
Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые
либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.
Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение
сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими
учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки
Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с
нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской
конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.
Банковское дело затрагивает, в конечном счете, ожидания, чувства и
планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции
должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились
реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной,
нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той
основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и
Клиентов.
Список литературы
1. Банковсое дело в России/ Под общ.ред. Уткина Э.А. - М, 1998г.
2. Банковское дело/ Под ред. Лаврушина О.И., 1998г.
3. Большой экономический словарь. - М.,1994
4. «Экономика и жизнь», 2000г, № 2.
5. «Деньги и кредит», 1999г., № 5, № 11
6. «Банковское дело» 1994г., №1-12
7. "Банковский портфель - 1", Москва, Соминтэкс, 1994г.
8. "Банковский журнал", Москва, N3, 1995г.
9. "Вестник банка России", Москва, N15, 1995г.
10. Большой экономический словарь, Москва, Фонд "Правовая культура",
1994г.
11. Морозан В.В. История банковского дела в России (вторая половина
XVII - первая половина XIX в.). – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского
университета, 2001.