Коняев Н. М.
Память преп. Александра Свирского — 30 августа (12 сентября)
Один из приделов Покровского храма в Москве освящен во имя Василия Блаженного, а другой — во имя преподобного Александра Свирского…
Не случайно сошлись эти святые в храме, названном памятником Святой Руси. Не случайно сошлись они и во времени, являя собою горние вершины русской святости…
Трудами русских святых созидалась, оборонялась и разрасталась Святая Русь, и крепость ее становилась необоримой.
28 декабря 1480 года Москва колокольным звоном встречала возвращающиеся с Угры войска Ивана III Васильевича. "Стоянием на Угре" завершилось татаро-монгольское иго, начиналось собирание Руси.
На этом пути опасности подстерегали молодое, быстрорастущее Московское государство, как извне, так и изнутри. И едва ли не самой страшной из них была появившаяся тогда в Новгороде ересь жидовствующих, зародившаяся в 1470 году.
В Новгород прибыл тогда из Киева ученый иудей Схария — "дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению". Считается, что от него и начала распространяться учение, представляющее смесь тайного иудаизма, астрологии и черной магии. Отрицая основные православные догматы, приверженцы ереси стремились проникнуть в структуры Православной Церкви, чтобы разрушить Русскую Церковь изнутри.
С появлением в Москве новгородских священников Дениса и Алексия, определенных в 1480 году в кремлевские церкви Успения и Михаила Архангела, ересь начинает распространяться среди высшего московского общества. В принадлежности к этой ереси был заподозрен даже венчанный на Московское царство внук Ивана III Васильевича — Дмитрий Иоаннович.
Тревогу поднял в 1485 году Новгородский архиепископ Геннадий Чудновский, открывший ересь.
Однако митрополит Геронтий не пожелал "докучать" этим известием Ивану III Васильевичу, и Геннадий обратился за помощью в борьбе с ересью к Иосифу Волоцкому (Волоколамскому). Борьба развернулась не шуточная. Сторонникам ереси жидовствующих удалось поставить во главе Русской Православной Церкви своего человека - митрополита Зосиму, который сразу же воздвиг гонения на преподобного Геннадия Новгородского.
Борьба оказалась невероятно трудной и весьма опасной, и только через семнадцать лет после "открытия ереси" обозначился успех. В 1502 году Елена Волошанка была обвинена в сочувствии ереси и заточена в тюрьму. Вместе с нею подвергся опале и ее венчанный на Московское царство сын Дмитрий.
Окончательную победу в борьбе с ересью закрепил Собор 1503 года и "Просветитель" Иосифа Волоцкого, изобличивший ересь жидовствующих.
Так и была преодолена эти страшная опасность. Поэтому и говорим мы, что конец пятнадцатого века - это не только годы ратных подвигов замечательного русского полководца Даниила Щени, не только законотворческая деятельность дьяка Владимира Гусева, составившего первый русский "Судебник", но еще и годы духовной брани русских святых. Поражает, как сравнительно легко, их трудами и молитвами была отведена на этот раз от Православной Руси страшная беда...
Конец XIV — начало XV веков вообще счастливое время в истории русского православия. Кажется, совсем близко приблизилась тогда Святая Русь к "весям небесным".
В северо-восточной части Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в сохранившейся и до наших дней пещерке, вырубленной в скале, пятьсот лет назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский.
Пещерка невелика...
Когда проходишь в нее, плечи задевают за гранитные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить все пространство кельи. Кроме икон и лампады здесь только голый камень...
Несколько лет провел преподобный Александр в этой пещере. Как сказано в Житии, "от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения".
В пещерке на Святом острове и молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался голос Богородицы:
— Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!
И светло стало...
Преподобный выбрался из пещеры, и за стволами сосен, вставших почти на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял вдалеке, над Свирью...
На этот раз игумен не стал удерживать Преподобного в монастыре,
— Воля Господня да будет, чадо, над тобою! — сказал он.
В тот же день, не взяв с собою ничего кроме одежды, которая была на нем, преподобный Александр поплыл на материк.
Здесь, на берегу Рощинского озера, на том самом месте, где ночевал он на пути в Валаамский монастырь, преподобный и соорудил себе избушку.
Отметим, что в том 1484 году оборвался на Свири земной путь возвращающегося на Соловки преподобного Германа Соловецкого. Подвигший в свое время чудотворца Зосиму перебраться на Соловки, Герман пережил своего сподвижника и как сказано в Соловецком патерике, при игумене Арсении, преемнике святого Зосимы, был послан в Новгород по монастырским делам, в обитель святого Антония Римлянина. Возвращаясь, он и предал дух свой Богу. "Сопутствовавшие преподобному, за осенней бездорожицей, не решались везти его, и погребли в пустыне Яблоновой".
И вот получилось так, что кончина на Свири преподобного Германа, подвигшего Зосиму на основание Соловецкого монастыря на Белом море совпала с началом основания другого великого монастыря только теперь на Свири... И можно назвать случайным это совпадение, но что случайно в Божьем мире?
Семь лет спустя, когда его молитвенное уединение было прервано, преподобный Александр Свирский поведал, что задумал выйти из монастыря и поселиться на безмолвии в пустыне, чтобы плакать о грехах своих.
Андрей Завалишин долго расспрашивал тогда отшельника.
— Святый отче! — умолял он. — Не скрой от меня, расскажи, как пришел ты в эту пустынь? Какое твое имя и сколько лет ты обитаешь здесь? Более же всего открой мне твое добродетельное житие для душевной пользы моей!
Сильно опечалился святой Александр, что невозможно ему стало укрываться от людей.
— Чадо! — вздохнув, ответил он Завалишину. — Я человек грешный, по имени Александр. Раньше жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря и поселиться на безмолвии в пустыне, чтобы плакать о грехах моих. Обитаю тут, и до твоего прихода не видел ни единого человека. Питаюсь растущею здесь травой, хлеба же уже семь лет не вкушал.
Ответ этот поразил Андрея.
— Не было ли у тебя, отче, какой-либо болезни от такой суровой жизни и чрезмерного поста? — спросил он. — Не смущали ли тебя какие помыслы?
— Сначала трудно было... — сказал Александр Свирский. — Еще не привыкнувши был к пустынножительству. Пришлось пострадать и от нахождения помыслов... Заболел тогда сердечной болезнью, так что не мог, стоя, молиться... Лежа творил молитвословия, молитвенно притекая ко врачу и целителю душ и тел человеческих, Всемогущему Богу... И однажды днем, когда я особенно сильно страдал от внутренней боли, явился предо мною Преславный муж и спросил: "Что с тобою? Чем ты страдаешь?" Я показал ему место, где болело. Он же, положив руку свою и осенив меня крестным знамением, сказал: "Се здрав был еси, не согрешай, да не горше ти что будет, но работай Господеви Богу своему отныне и до века". И с того времени чувствую себя легко.
Монахи, уходя от мира, умирают для мира. Это не образное выражение, а реальность монашеского жития. Но тем, кто находит силы до конца пройти назначенный Путь, кто "возмогает" спастись еще в земной жизни, дарует Господь прозорливость и силу чудотворений, и иногда - по Божией воле - снова открываются эти дивные светильники миру.
Так случилось и с преподобным Александром Свирским...
Он прошел все ступени лестницы монашеского умирания для мира. И когда Господь снова явил его миру, узрел мир великого чудотворца и прозорливца, молитвенника и исповедника...
Однако прежде чем приступить к рассказу об Александре игумене, расскажем о детстве его и отрочестве, тем более, что они тоже проходили здесь, на берегах Свири...
Родители преподобного, крестьяне села Мандера, расположенного на берегу Ояти, часто молились в Островском Введения Пресвятой Богородицы монастыре о даровании им сына.
Здесь и услышали Стефан и Васса голос:
— Радуйтесь, доброе супружничество! Се бо услышал Господь молитву вашу и имате родити Сына утешения тезоименита, яко в рождестве его утешение церквам своим подати имать Бог.
И, действительно, когда пришло время, у Стефана и Вассы родился отрок, нареченный Аммосом.
Случилось это 15 июня 1448 года.
Подобно другому великому русскому святому Сергию Радонежскому, в детстве Аммос не отличался способностями и отставал в учении от своих сверстников.
"Было же это по смотрению Божиему, — говорит Житие, — да не от людей получит познание, а от Бога".
— Просвети, Господи, ум мой и очи сердечные светом Божества! — молился Аммос. — Дабы мог я разумети учение Божественного Писания.
И вот однажды все в том же Островском Введения Пресвятой Богородицы монастыре он услышал голос:
— Еже просил еси, имаше восприяти!
Все переменилось с того дня. Скоро Аммос превзошел всех сверстников и неустанно продолжал совершенствоваться в изучении Святого Писания.
Очень рано близкие начали замечать в Аммосе несвойственное его возрасту воздержание.
Мать даже беспокоиться стала.
— Зачем ты изнуряешь себя, дитя мое? — плакала она.
— Почто ты говоришь мне такое? — отвечал ей Аммос. — Зачем хочешь отлучить меня от сладкого мне воздержания? Ведь сказано в Писании: "брашно не поставит нас пред Богом".
Удивилась мать мудрому ответу.
— Как знаешь, так и делай, дитя... — сказала она, вытирая слезы.
Шли годы...
Аммос превратился в доброго и кроткого юношу. Со всеми он был приветлив. Как говорит Житие, "родители дивились, видя такое направление и благонравие в отроке, и считали его более от Бога данным, нежели рожденным от них".
К временам юности относится первая встреча будущего Преподобного с валаамскими монахами. Несколько иноков с Валаама жили тогда в соседней с Мандерой деревушке на берегу Ояти.
Часто приходил сюда Аммос, слушая рассказы старцев о жизни в монастыре, о святых отшельниках.
И так увлекли Аммоса эти рассказы, что, однажды воскликнул он:
— Вижу, отче, яко Бог, знающий все тайны, послал вас сюда, чтобы утвердить меня в помышлениях и исторгнуть мя, яко птицу, от сетей мирского жития! Что же сотворю, честный отче? Как мне убежать от мятежного мира и сподобиться ангельского жития?
— Почто бежать тебе, отрок? — спросил валаамский старец. — В монастырь не бегут, в монастырь уходят...
— Ах, святой отче! — вздохнул Аммос. — Родители собираются женить меня. А я не хочу, чтобы сластолюбие мира коснулось моей души... Я бы убежал, но пути не ведаю. Да и родителей своих боюсь опечалить.
— О, чадо... — сказал валаамский старец. — Естественна любовь родителей к детям, а детей к родителям... Но Владыка и родителей преобидети нам повелевает, а крест свой взять на плечи и следовать за Ним тесным и прискорбным путем... Велит нам Владыка небесный не искать славы мира сего, не добиваться телесного покоя, а в наготе, алчбе, бдению и молитве прилежати. Поспеши, чадо, совершить свое доброе желание, да не когда злых сеятель посеет плевелы в сердце твое и покрыет ими пшеницу твою...
Валаамский старец рассказал, как добраться до Валаамского монастыря, и скоро Аммос отправился в неблизкий путь.
Родители дали ему благословение, думая, что он идет в деревню Заостровье и скоро вернется назад.
Однако Аммос не вернулся из Заостровья в Мандеру.
Переправился здесь на другой берег Свири и побрел по указанному старцем пути…
Ночь застала его на левом берегу Свири, возле небольшого озера, расположенного верстах в восьми от реки.
Помолившись, чтобы Господь наставив его на путь спасения, Аммос уснул.
И тотчас услышал во сне голос:
— О, человече! Во обитель Всемилостивого Спаса на Валааме, добре ти путь строится. Иди с миром. Там поработаеши Господеви, а потом вернешься на сие место и сотворишь здесь обитель. Мнози спасени тобою будут.
В Житии святого рассказано, что Господь послал Аммосу спутника по безлюдной местности — своего ангела.
"И путь этот, который другие проходят с трудом, во много дней, они прошли очень скоро, под направлением доброго спутника".
Преподобному было двадцать шесть лет, когда он принял в Валаамском монастыре монашеский постриг и стал иноком Александром.
Днем он находился в монашеских трудах, ночью же пребывал в молитвенном бдении. "И видимо было житие его, не как человеческое, но как ангельское".
Родители Александра Свирского только через три года узнали, что сын стал иноком. Тогда Стефан, "распалившись отеческою любовью" отправился на Валаам, чтобы увидеть Александра и "успокоиться о нахождении его".
Не лишенная психологической остроты сцена встречи отца с сыном исполнена глубинного духовного смысла, который преобразует житейскую драму в святоотеческое повествование.
Вначале инок Александр долго отказывался от беседы с отцом и не соглашался даже выйти к нему на крыльцо своей кельи, но потом, уступая уговорам игумена, согласился на встречу.
Стефан, увидев сына истомленного трудом и постом, одетого в худую одежду, начал уговаривать его вернуться домой.
— Чадо мое возлюбленное! — говорил он. — Послушай отца твоего, иди в дом твой и утешь печаль родителей твоих! Твори по воле своей в дому своем, только не отлучайся нас, родителей твоих. Егда же перейдем от жизни во оную жизнь, ты, чадо, да послужиши нам при погребении, и будеши наследник имению нашему, и тогда, якоже хощеши, тако сотвориши!
Предложение отца было неприемлемо — не мог инок оставить монастырь и вернуться в мир. Но и противоречить отцу тоже было нельзя. Положение складывалось безвыходное, но преподобный сумел найти правильный ответ. Не возражая отцу, он начал уговаривать его самого уйти в монастырь.
— Глаголю же ти! — сказал преподобный, — иди ныне в дом твой с миром, и вся, елика обещал еси мне собранная имения твоя, продаждь и раздай нищим, и имете имаши сокровище неоскудеваемое на небеси... Устрой о дому своем еже ти изрекох, и иди в монастырь Пресвятыя Богородицы во Остров, и туда пострижешися, и спасение души своей получиши...
Стефан не ожидал такого ответа от сына.
Не говоря сыну ни слова, развернулся он и отправился в монастырскую гостиницу.
Александр не останавливал его. Вернувшись в келью, он погрузился в молитву, испрашивая помощи Господа, чтобы последовал отец его совету.
И услышана была молитва преподобного Александра.
"Человеколюбивый Бог, желающий всем спастись, скоро услышал молитву его, и страх Свой вложил в сердце отца и умиление в душу его. После чего, горя огнем божественной любви, пришел к сыну своему, преподобному Александру, говоря: "Се, чадо, отсели вся повеленная тобою сотворю, якоже рекл еси; разумех бо от поучения твоего, яко ничтоже есть свет сей маловременный: он бо вселися во утробу мою, и вся внутренняя моя распалишись от любве Божия, и ктому не нареку тя сына, но отца своего и учителя".
Так вместо возвращения сына, родители Александра сами ушли в монастырь и, приняв имена Сергия и Варвары, закончили свою земную жизнь в Островском Введения Пресвятые Богородицы монастыре, где некогда молились о даровании сына.
В 1820 году в Мандере была поставлена часовня.
Надпись на ней гласила: "Здесь было жительство родителей святого Преподобного отца нашего Александра Свирского Чудотворца схимонаха Сергия и схимонахини Варвары и рождение Преподобного".
Внутри часовни, в виде иконостаса, висел поясной образ преподобного Александра Свирского, а по бокам во весь рост были изображены схимонах Сергий и схимонахиня Варвара. Эти изображения в прежние времена находились на сенях над гробницами родителей преподобного.
Сама же могила родителей Александра Свирского бережно сохранялась в Островском Введения Пресвятые Богородицы монастыре, пока большевики не разорили обитель. Многие храмы монастыря были тогда взорваны, а надгробную плиту с могилы схимонаха Серия и схимонахини Варвары положили в фундамент строящегося скотного двора...
Сейчас могила преподобных Сергия и Варвары восстановлена...
Превращение родителей Стефана и Вассы в иноков Сергия и Варвару – первое из известных нам чудес, совершенных преподобных Александром.
По свидетельству Жития, "Преподобный Александр, узнав о смерти родителей, довольно поплакал о них; затем возложив надежду на Бога, размышлял в себе, говоря: "И аз смертен есмь"...
С тех пор он начал увеличивать подвиги свои, "труды к трудам прибавляя".
"Был он, — говорит его Житие, — послан от Игумена в пекарню, где пребывал смиренно, всех превосходя трудом; носил воду и таскал из леса дрова, утомляя тело свое. Итак трудился ежедневно, непрестанно, а ночью неленостно молился Богу. Иногда выйдя из кельи и обнажив тело свое до пояса, стоял так до утреннего пения; так что все тело его бывало покрыто множеством комаров и мошки; на утро же, ранее всех являлся в церковь, где всегда стоял на своем месте, не переступая ногами и не входя в разговоры, но всем умом своим возвышаясь на высоту Богомыслия"...
Братия монастыря дивилась подвигам молодого монаха, и это более всего беспокоило преподобного. Видя себя почитаемым и прославляемым от людей, он обратился к игумену с просьбой благословить его удалиться в пустыню и там поработать Единому Богу.
— Ни, чадо! — ответил игумен. — Не глаголи сего, юну ти сушу. Еще не пришло время тебе верховных степеней уединенного молчания касатися. Опасаюсь, что коли найдет на тебя искушение от дьявола, не сможешь ты противу него удержаться и тогда все мы поругаемы будем от общего врага.
Преподобный Александр не стал перечить настоятелю. Продолжал свое житие в монастырском общежитии, с каждым днем увеличивая подвиги.
Пищей ему служили только вода и хлеб.
Преподобный Александр Свирский прошел все ступени лестницы монашеского умирания для мира. И когда Господь снова явил его миру, узрел мир великого чудотворца и прозорливца, молитвенника и исповедника...
Андрей Завалишин — "аще сии умолчат, камение возопиют" — не сдержал слова, данного преподобному, рассказал о своей встрече с ним.
Скоро к святому отшельнику начали стекаться люди.
Среди первых насельников создаваемой обители были и родной брат преподобного — Иоанн; инок Афанасий — сподвижник святого по Валааму; сам Андрей Завалишин, принявший в монашеском постриге имя Адриана...
Многим из них в дальнейшем самим предстояло стать основателями новых обителей, светом которых озарилось все пространство между Онегой и Ладогой...
Монастырь стремительно рос...
Монашеские кельи строили на берегу Святого озера (в 24 километрах от Лодейного Поля), а сам преподобный жил в прежней хижине, вокруг которой было устроено братское кладбище — Отходная пустынь.
В 1507 году, на двадцать третьем году пребывания в Пустыни, святой Александр Свирский, во время своей ночной молитвы увидел трех Мужей в белых одеждах, сияющих "невыразимым светом".
— Не бойся, мужу желаний! — услышал преподобный Александр. — Яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести.
Услышав это, преподобный опять пал на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство.
Господь опять воздвиг его, говоря:
— Стани на ногу твою, возмогай, и укрепися, и сотвори все, еже повелел ти.
Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть ему храм. Господь ответил:
— Возлюбленные, якоже видиши в трех лицах глаголюща с тобою, созижди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти.
После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и ставшего невидимым.
Сам Господь почтил святого Троическим снисхождением-посещением.
"Александр Свирский, — заметил Архимандрит Макарий (Веретенников), — пожалуй, единственный православной святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица...
Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной.
Известен такой случай…
Строили мельницу на протоке между двумя озерами. Когда раскопали перешеек, вода из верхнего (Святого) озера устремилась в нижнее (Рощинское) озеро, напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки. Казалось, что их уже не удастся спасти, но преподобный, помолившись Богу, призвал имя Христа и правою рукою начертал Крестное знамение на быстрине вод и — вот оно чудо! — течение остановилось.
Столь же велика была и прозорливость святого Александра Свирского…
Однажды, после освящения построенного в монастыре храма в день сошествия Святого Духа, богомольцы делали свои пожертвования. Был среди них и Григорий, приехавший в монастырь из Пидьмозера. Когда Александр Свирский проходил возле него, Григорий хотел положить свой вклад в фелонь преподобного, но святой оттолкнул его руку.
После службы обиженный Григорий подошел к Александру Свирскому и спросил, почему он не принял его приношения.
— Ведь ты меня не знаешь! — сказал он.
— Верно! — ответил святой. — Я тебя не знаю, и лица твое не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее смрад идет. Зачем ты мать свою старую бьешь?
Великий страх объял тогда Григория, тщательно скрывавшего этот грех. Он попросил наставления, как ему быть, как исправиться. Преподобный посоветовал идти и прежде просить прощения у матери…
За несколько лет до смерти святой Александр заложивший основание церкви Покрова Божией Матери, молился ночью Пречистой Владычице о помощи и заступлении обители.
С ним был его духовный сын Афанасий…
— Чадо, — сказал ему Преподобный. — Трезвись и бодрствуй, поскольку хочет быти в сей час посещение чудно и ужасно.
И тотчас прозвучал голос:
— Се Господь грядет и Рождшая Его!.
Выйдя из келии, иноки увидели над обителью великий свет.
Над фундаментом алтаря, держа на руках Младенца Спасителя, восседала на престоле Царица Пречистая, а вокруг предстояло множество ангельских чинов.
От невыразимого света преподобный пал на землю, но Владычица мира обратилась к нему:
— Восстань, избранниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкви Моея, потому что услышася уст твоих молитва, и к тому прочее да не скорбиши!
И святой Александр увидел множество иноков с кирпичами, камнями, инструментами, которые шли к основанию церкви.
Божия Матерь между тем продолжала:
— Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкви Моея, во Имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея.
Когда видение окончилось, преподобный поднял лежащего Афанасия, который, припав к ногам святого, рыдая говорил:
— Объясни, отче, что означает сие чудное и страшное видение? Дух мой едва не разлучился с телом от этого, неизреченного блистающего света?
Вот такие чудеса, свидетелями которых было множество людей, происходили в основанной Александром Свирским обители.
Но не менее дивной была и скромность преподобного.
Пример величайшего смиренномудрия являет нам Александр Свирский…
Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, к нему пришел монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.
— Я празден... — отвечал преподобный.
Взял топор и отправился в лес.
Преподобный Александр Свирский — столп Русского православия. Среди его учеников — преподобные и преподобномученики...
Геннадий и Никифор Важеозерские, Адриан Андрусовский (Андрей Завалишин), Афанасий Сяндебский, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Иоасаф Машеозерский, Кассиан Соломенский, Макарий Оредежский. Иона Яшеозерский — все они начинали свой Путь в обители Александра Свирского под его мудрым наставничеством. Все они основали потом свои обители, озарив дивным светом православия глухие пространства между Ладогой и Онегой по обоим берегам Свири.
Геологи утверждают, что Свирь — молодая река.
Она образовалась около пяти тысяч лет назад, когда, в результате подвижки геологических пластов, качнулись великие северные озера, и вода полилась из Онеги в Ладогу.
Что-то подобное происходило здесь и в пятнадцатом веке.
Как могучая река, разливалась святость между двумя великими озерами.
Сам преподобный Александр Свирский, устроив свою обитель, 30 августа 1533 года, завершил земной путь на 85-ом году жизни.
Его погребли в Отходной пустыни возле Преображенской церкви, по правую сторону от алтаря.
Лицо преподобного, когда его отпевали, не было похоже на лицо умершего человека - оно светилось, как и при жизни…
Когда всматриваешься в дни земной жизни наших русских святых, ясно видишь, что они были лучшими людьми своего времени. Лучшими — и по уму, и по талантам, и по мужественности своей. Но все эти, столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования наши святые считали несущественными и незначащими. Главным для них было смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божией, служение Господу.
И Церковь наша, когда прославляет своих святых, руководствуется отнюдь не их земными заслугами, как бы велики они не были, а их заслугами перед Богом.
И тут уже не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи.
Не кончается вместе с погребением жизнь — после кончины своей продолжают святые участвовать в земной истории, являясь на помощь тем, кто всем сердцем обращается к ним.
Сразу после кончины преподобного, начались чудеса исцелений у его гроба.
В книге "Житие и Чудеса преподобного и богоносного отца нашего Александра, игумена, Свирского чудотворца", изданной в 1905 году в Александро-Свирском монастыре, описание этих чудес занимает около шестидесяти страниц убористого текста.
На могиле преподобного прозревали слепые, начинали ходить расслабленные, излечивались бесноватые.
Двенадцать лет спустя после кончины Александра Свирского новый игумен монастыря Иродион, по указанию Всероссийского митрополита Макария, составил Житие своего великого учителя.
"Списано же бысть житие се у Живоначальней Троицы в обители преподобного отца Александра в созданием от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великого князя Ивана Васильевича Всея Русии самодержца повелением господина преосвященнаго Макариа митрополита всея Русии и по благосостоянию господина преосвященного Феодосиа, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова".
А через два года на Соборе русских архиереев Александр Свирский был причислен к лику святых.
"По всем святым монастырем, и по всем священным церквам великого царства Российского... — постановил Собор, — праздновати повсюду августа в 30 день новому чудотворцу Новгородскому преподобному Александру Свирскому".
Живущие сейчас, мы еще не до конца очнулись от сна атеистического равнодушия и не всегда ясно понимаем значение этих святынь для нашей страны. В отличие от нас, враги России и сейчас, и в те далекие годы совершенно отчетливо понимали, с чем они борются.
В этом очерке мы уже говорили о ереси жидовствующих, поразившей нашу страну в конце XV — начале XVI веков. Ересь очень легко проникла в Москву, начала распространяться по Волге, но на север, находящийся в непосредственном ведении Новгородской епархии, не пошла. Неприступными крепостями оказались для нее монастыри, воздвигнутые святым Александром Свирским и его учениками…
И этим тоже объясняется та злобная целеустремленность, с которой разрушали свирские обители в конце XVI — начале XVII веков шведы, немцы и поляки. Они стремились стереть до основания храмы и монастыри Присвирья, словно это были не пустыни удалившихся от мира иноков, а стратегические объекты, военные сооружения.
Только почему же — "словно"?
Монастыри и храмы, действительно, были той линией, по которой проходила оборона Православной Руси. И для того и затаптывали иноплеменники светильники, возженные здесь русскими святыми, чтобы снова захлестнула край безразличная ко всему тьма.
Мы читаем у митрополита Макария в "Истории русской церкви":
"Введенский монастырь на реке Ояти, который в 1581 году совершенно выжгли "немецкие люди", так что шесть человек братии жили за монастырем в пустоши на острову"...
"Ильинский по Ояти, в котором все 16 келий были оставлены старцами по случаю набега тех же немецкий людей"...
"Андрусов Николаевский, или Андреева новая пустынь, на берегу Ладожского озера... выжженный немцами"...
"Вознесенский на реке Свири с 20 кельями, которые все пожгли немецкие люди"...
"Николаевский по реке Шуе, в котором и церкви и все десять келий пожгли немецкие люди"...
Скорбен этот список.
Разорен Александро-Свирский монастырь и Задне-Никифоровская пустынь. Часть иноков убита, имущество разграблено, церкви сожжены...
Повторим, что все это было попущено Божиим Промыслом.
И одолеть напасть тоже удалось с Божией помощью.
О чуде Казанской иконы Божией Матери мы уже сказали.
Не менее знаменательная история связана с Чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в 1613 году.
Когда монахи затворили ворота перед шведами, командующий шведским войском Делагарди пришел в ярость и приказал сравнять святую обитель с землей.
Шведы пошли на приступ, а молодые иноки вместе с ратниками бились со шведами на стенах, пожилые же монахи молились в храме перед Чудотворной иконой.
И был глас повелевший пронести Икону по стенам монастыря.
— И узрите милость Божию!
Паника, которая началась в шведской армии, когда с молебным пением понесли Икону по стенам, никакому рационалистическому объяснению не поддается.
Смущенный страхом, обуявшим его войско, Делагарди дважды еще пытался помериться силою с Божией Матерью.
Третья такая попытка кончилась для шведов совсем печально. Как рассказывали потом пленные, они увидели бесчисленное войско, окружающее их со всех сторон, и бросились бежать, давя друг друга. Все окрестности монастыря были усеяны брошенным шведами оружием...
Схожая история, хотя и меньшего масштаба, произошла и по другую сторону Свири в деревне Торос-озеро в 28 верстах от Олонца.
Когда к деревне подошел шведский отряд, жители спрятали в часовне Николая Чудотворца имущество и укрылись в лесу.
Шведы, заметив часовню, решили посмотреть что там, но проникнуть внутрь не смогли. Когда один из шведов ударил топором в дверь, чтобы сделать отверстие и заглянуть внутрь — тут же ослеп. Так же ослепли и другие.
Чудотворный образ Святителя Николая бережно сохранялся жителями Торос-озера еще в начале нашего века. Считалось, что он помогает при болезни зубов и глаз…
Подобным историям и преданиям, связанным с польско-шведским нашествием, несть числа. В памяти стирается порою и названия монастырей, а чудесные рассказы о польской шайке, завязнувшей в болотах под стенами его, сохраняется до наших дней.
Забываются названия обителей, но не уничтожим свет, который несли с собою святые отшельники. И значит и сами они не ушли из нашей земной жизни со своей кончиной…
Подлинным торжеством православия стало первое обретение мощей преподобного Александра Свирского в апреле 1641 года.
Согласно царскому повелению, иноки разбирали ветхую церковь над гробницей святого, чтобы поставить на этом месте новую, каменную.
"15 Апреля, в четверг Вербной недели вечером, сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала вдруг, как обыкновенно бывает, а падала на землю и осиявала на долгое время. Тоже самое явление повторилось и в Пятницу вечером. А 17 Апреля, - в Субботу Праведного Лазаря, друга Божия, во время Божественной Литургии, рабочие на месте бывшей церкви копали ров, для стен новой каменной - Благолепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа - церкви с двумя приделами: по правую сторону во имя Святителя Христова Николая Чудотворца и по левую во имя Преподобного Отца нашего Александра Чудотворца. Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной церкви, обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.
В это время случилось мимо их проходить священноиноку Елисею, который, увидев, что земля на подобие пещеры стояла над гробом, ничем не поддерживаемая, - оградил себя крестным знамением и, весьма осторожно открыв немного верхнюю доску гроба, увидел во гробе целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны, пришел в великий страх.
Игумен в то время служил Божественную Литургию. Причастив братию Божественных Тайн Тела и Крови Христовых, он отправился сам посмотреть на чудесное явление. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей Преподобного, так что все место то исполнилось благовония, каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело Преподобного Отца Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога Прославляющего Святых Своих.
И приказал Игумен принести новый гроб, (так как старый весь иструхнул) и облачившись вместе с иеромонахами в священные одежды, положили честные мощи Преподобного в новый гроб, при пении псалмов, и на плечах своих принесли в храм великого Святителя Божия Николая, находящийся там же, в отходной пустыне Преподобного. И было много исцелений от различных болезней с верою приходящим ко святым мощам Преподобного Александра".
С тех пор Александро-Свирский монастырь обретает все большую известность, превращаясь в важный духовный центр России.
Сама обитель, как мы и говорили уже, составилась из двух отдельных монастырей — Троицкого и Преображенского, отстоящих друг от друга на расстоянии 130 саженей.
В XIX веке в Александро-Свирском монастыре закончил свою земную жизнь схимонах Феодор, ученик святого Паисия Величковского. Считается, что старец Феодор и святой Лев Оптинский, тоже пять лет подвизавшийся в Александро-Свирском монастыре, стоят у истоков возрождения на Руси старчества.
Здесь, в Свято-Троицкой обители, проходил послушничество и святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский.
Самые большие торжества проходили в монастыре на Троицу и Духов день. Просторный Свято-Троицкий храм в эти дни не вмещал всех богомольцев. Многим приходилось довольствоваться службами в других монастырских церквях.
По окончанию всенощной совершался молебен перед мощами Александра Свирского в Преображенском монастыре, после чего мощи Преподобного из раки, в которой постоянно находятся, перекладывались в другую, пожертвованную Благоверным Царем Михаилом Федоровичем, и выставлялись на средине храма для поклонения всех прибывших на праздник.
Утром с 4-х до 8 часов в разных монастырских церквях совершалось три ранние литургии, а в 8 часов звонили уже к поздней, перед началом которой настоятель монастыря в сослужении десяти священников и иеромонахов и четырех диаконов, снова совершали молебное пение преподобному Александру…
После этого нетленно почивающие мощи святого выносились из церкви. Начиналось торжественное шествие крестного хода.
— Преподобно Отче Александре, моли Бога о нас! — пели тысячи голосов.
Мы не знаем наверняка, известно ли было большевикам, пришедшим в 1917 году к власти, что преподобный Александр Свирский — единственный православный святой, которому так же, как праотцу Аврааму, являлась Святая Троица.
Но это и не важно.
Тем силам Тьмы, чью волю исполняли большевики в растоптанной России, этот факт жития святого был, безусловно, известен. Поэтому-то сатанинскую компанию по ликвидации, фальсификации и дискредитации русских святых, развязанную большевиками в 1918 году, и решено было начать именно с мощей Александра Свирского.
В Олонецкой ЧК не замедлили с исполнением приказа.
29 сентября 1918 года чекисты вызвали в Олонец настоятеля монастыря архимандрита Евгения, казначея иеромонаха Варсонофия, гостинника иеромонаха Исайю, и арестовали их. Ну, а в Александро-Свирский монастырь тем временем отправился отряд чекистов под командой Августа Вагнера.
Братия монастыря пыталась противодействовать надругательству над святыми мощами, но чекисты не церемонились.
30 сентября 1918 года монастырь был ограблен, а рака с мощами преподобного Александра Свирского вскрыта.
Это было первое вскрытие большевиками святых мощей...
Сохранность тела преподобного, завершившего земной путь четыре столетия назад, настолько изумила Августа Вагнера, что он не придумал ничего лучше того, чтобы назвать святые мощи "восковой куклой". И хотя это противоречило очевидности, именно так и именовал мощи Вагнер в своем отчете.
Тем ни менее он не решился выставить их, как полагалось по инструкции, "для разоблачения поповского обмана", а поспешил перевезти в Лодейное Поле. Здесь в глубокой тайне, под строжайшей охраной мощи были спрятаны в больничной часовне.
Точно не известно, когда были расстреляны арестованные чекистами иноки. Возможно, что расстрел архимандрита Евгения, иеромонахов Варсонофия и Исайи, а так же студента Казанской Духовной Академии священника Алексея Перова и секретаря местного комитета деревенской бедноты Василия Ствальбовского - этих "элементов злого пошиба", как изволил именовать их палач Вагнер, был произведен в ночь с 29 на 30 октября 1918 года. А возможно это случилось 5 ноября 1918 года — в тот самый день, на который и было назначено уничтожение великой русской святыни - мощей преподобного.
Господь, однако, не попустил этого...
Попутно отметим, что поход на Александро-Свирский монастырь завершился для чекиста Августа Вагнера весьма печально.
Осквернение мощей преподобного и ограбление монастыря вызвало сильнейший резонанс по всей России… Святитель патриарх Тихон обратился в Совнарком и ВЦИК с протестом.
От Олонецкой ЧК затребовали разъяснения.
Начальник Олонецкой ЧК ответил, что считает "все свои действия и распоряжения вполне обоснованными, верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли".
Очевидно, что подобное разъяснение вполне удовлетворяло большевистское руководство в Москве, но в ходе переписки выяснилась пикантная подробность. Август Вагнер оказался не только кровожадным борцом за коммунистическую идею и социалистическую мысль, но еще и весьма нечистым на руку человеком. Он изъял из монастыря сорок пудов серебряных изделий, а в Москву сдал только девять. Остальное серебро — тридцать один пуд! — было якобы передано им "в комитет бедноты Александро-Свирской слободы для распространения между нуждающимися".
Провести кремлевскую верхушку таким разъяснением, разумеется, не удалось.
Началось специальное расследование...
Одновременно с поиском украденного серебра, решено было проверить, какую это "восковую куклу" изъял в монастыре вороватый чекист Вагнер.
19 декабря 1918 года Президиум исполкома Северной области поручил "Комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей". Комиссия была создана и она установила, что мощи – не "восковая кукла и не скелет в тапочках", а нетленная человеческая плоть.
После этого местные власти вынуждены были передать решение судьбы мощей преподобного Александра Свирского на усмотрение Центра. Пытаясь соблюсти видимость законности, чекисты запросили ученых специалистов, являются ли останки преподобного — исторической реликвией или же местные товарищи могут поступить с ними по своему усмотрению. Запрос попал к академику Петру Петровичу Покрышкину, который ответил: "Признавая мощи прп. Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в Храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности" (Как сообщается в книге "Святой преподобный Александр Свирский" (М. "Паломник", 2003), академик П.П. Покрышкин вскоре ушел "в один из нижегородских монастырей, прислав оттуда письмо, в котором сообщает, что отказывается от всех научных званий и почестей").
Кажется, это было последнее известие о мощах преподобного, далее след их теряется в пучине лжи и умолчаний.
28 июля 1998 года в Санкт-Петербурге произошло знаменательное в истории Русской Православной Церкви событие. Здесь были обретены мощи великого русского святого преподобного Александра Свирского.
Событие это знаменательно и тем, что именно с вскрытия раки преподобного Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская компания по ликвидации, фальсификации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вскрыты и вывезены из церквей и монастырей шестьдесят три раки со святыми мощами.
Милостью Божией все они обретены сейчас Русской православной церковью вновь.
И воистину великий мистический смысл скрыт в том, что последними обретены мощи преподобного Александра Свирского, утраченные нашей церковью в самом начале — ровно восемьдесят лет назад. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской православной церкви Благодать Господня снова возвращается в многострадальную Россию?
История поиска святых мощей преподобного Александра Свирского, предпринятых в наши дни инокиней Леонидой, заслуживает отдельного повествования.
Основная часть документов была уничтожена, и собирать необходимые для поисков сведения приходилось по крохам.
— Наш поиск мощей преподобного, — рассказывает матушка Леонида, — был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами... На вере в то, что эти мощи находятся под особым покровительством Господа...
В ходе поисков удалось выяснить, что 31 января 1919 года мощи преподобного Александра Свирского были увезены из Лодейного Поля в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии.
Эти данные совпадали со свидетельствами сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА о том, что в годы революции у них в музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах музея.
На основе архивных изысканий, антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный "экспонат" музея представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям полностью соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1614 году.
Подтверждали принадлежность "экспоната" к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков.
Необычное положение правой ноги также полностью соответствовало сделанному в 1614 году описанию: "ноги же лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону..."
Мы рассказывали, какое воодушевление вызвало первое обретение мощей преподобного, какое духовное подспорье обрели тогда русские люди.
Нынче другое время и другие люди...
Но снова обрушилась беда на Россию, и снова, как всегда, когда особенно трудно нашей стране, являются нам на помощь и утешение наши великие святые.
Никому не ведомо было, где затерялись святые мощи Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского… Но настал день и явились они из тьмы, и мы все сподобились стать свидетелями этого Божьего чуда.
И случайно ли, что именно в те дни, когда, вопреки советам и пожеланиям епископата Русской Православной Церкви, в Петропавловской крепости происходило ритуальное захоронение останков, объявленных останками царственных мучеников, здесь же, в Санкт-Петербурге, произошло великое чудо явление мощей преподобного Александра Свирского…
Когда в рентгенологическом кабинете Судебно-медицинской экспертной службы совершали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием.
"Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления..." — говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
"Слава Богу за то великое милосердие и любовь к Святой Православной Церкви и к России..." — начертал на рапорте Владыка.
Засвидетельствовать чудесное благоухание, разливающееся от святых мощей преподобного Александра Свирского, могут и многочисленные петербуржцы, посетившие в эти дни храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек, где временно, до перенесения в монастырь, покоятся мощи.
"Ублажаем тя, преподобный отче наш Александре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов!" - как и триста лет назад, звучит здесь многоголосый, "едиными усты" поемый тропарь.
Чудо, великое чудо вершилось в эти дни в Санкт-Петербурге.
465 лет спустя после своей кончины, снова вернулся к нам, грешным, великий святой...
И возвращение его было подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи…
"О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподбне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являй многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотрёбная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя. Верных рабов Его, в скорби ипечали день и нощь вопиющих к Нему, многоболёзненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и в благостроении зиждется отечество наше, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, а помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосёрдый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное.
Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь".
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/