Эссе
Чингиз Айтматов, роман «Плаха»
Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке
Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего
писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не
верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже
работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать
вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в
военное время».
Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР,
лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской
премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича
Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1990 г.
назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в
качестве посла республики Киргизия.
Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои — рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.
Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную— от первого лица, от «я».
Проведенный в конце 1998 года опрос общественного мнения показал, что
Айтматов считается третьим по популярности политиком - после президента
Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.
Основные действия в романе «Плаха» происходят на бескрайних просторах
Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. Главные действующие лица: Авдий
Каллистратов, гонцы за анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Автор
для решения основных проблем романа, раскрытия психологии героев использует
внутренние монологи, диалоги, сны и видения, образы-символы и их сравнение.
Авдий Каллистратов - одно из важнейших звеньев в цепочке героев
«маюнкумских» глав «Плахи». Будучи сыном дьякона, он поступает в духовную
семинарию и числится там «...как подающий надежды...» Однако, через два
года его изгоняют за ересь. После исключения из духовной семинарии Авдий
работает внештатным сотрудником комсомольской газеты, редакция которой была
заинтересована в таком человеке, так как бывший семинарист являлся
своеобразной антирелигиозной пропагандой. Кроме того, статьи героя
отличались непривычными темами, что вызывало интерес у читателей. Для того,
чтобы собрать подробный материал об анашистах, понять психологию опасных
для общества людей, Авдий проникает в их среду, становится гонцом. Он хочет
объяснить им, что дело, которым они занимаются, приносит страдания другим,
однако его не понимают и жестоко избивают. Авдий выживает, однако вскоре,
попав снова в «плохую» компанию, «выполняющую план по сдаче мясозаготовок»,
отстреливая антилоп-сайгаков из пулемётов, погибает за свои убеждения, за
веру в хороших людей...
Последним действующим лицом «маюнкумских» глав, в приложении к
которому исследуется проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев.
Сюжетная линия персонажа переплетается с линией волков. С Авдием
Каллистратовым герой никогда не встречается на страницах романа, но, тем не
менее, его жизнь наполнена идеями Христа ХХ века. Бостон «...аккумулирует в
себе накопленные за тысячелетия народом здоровые навыки и принципы бытия и
своего пребывания на земле,...учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает
устремления к реальному гуманизму.»
Деградация человека и жестокость, усилившаяся в обращении с природой,
окружающими людьми становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что
Базарбай, его сосед, разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу
Бостона. Досаждающие Бостону волки, ставшие полностью непредсказуемыми
после потери потомства, вынудили его покончить с ними. Убив волка, а затем
и волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую
мудрость и разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути
потери свободы Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным
человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над
Базарбаем, тем самым преступив закон.
Отдельная сюжетная линия, связывающая судьбы Авдия и Бостона, повествует о судьбе волчьей пары: Акбары и Ташчайнара. Их несчастье в том, что они жили не во времена их предков, когда всем управляли законы природы, а в веке, когда вершителями судеб стали люди, старающиеся подчинить себе всё на Земле. Трагедия волков, выразившаяся в потере трёх потомств, смене традиционных мест обитания, и, в итоге, гибели, показывает всё обостряющуюся проблему необратимого влияния человека на Природу, которая становится глобальной.
Роман «Плаха» - призыв автора к пересмотру человечеством своих ужасных поступков, осознать всю страшную угрозу, которую человек несёт окружающему миру, а следовательно и себе самому... Но вот воспользуется ли человек возможностью изменить жизнь, спасти МИР, в котором живёт – на это сложно ответить, ведь жить, когда всё зависит от тебя, гораздо проще...