1. Книжная графика.
В книге, являющейся одной из важнейших духовных потребностей современного
человека, органически сочетается труд художника, издательских работников и
полиграфистов. На долю художников книги выпадает ответственная задача
воплощения средствами изобразительного искусства идейно-художественного
замысла, содержание литературного текста и создание художественно-
декоративного облика книги. Только гармоническое сочетание этих двух сторон
книжной графики создают полноценную книгу.
Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с
полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического
производства.
Исходя из основных задач книжной графики ее подразделяют на оформление и
иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее
украшения, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение
текстового набора и т.д. Иллюстрирование книги решает задачи образного
раскрытия литературного текста при помощи рисунков.
Существуют различные виды литературы и различные типы книг. В Зависимости
от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, какие
цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, степень и характер
оформления и иллюстрирования.
Художественная литература составляет один из самых обширных разделов
книгоиздательства. По своей природе она органически связана с
изобразительным искусством, она оформляется и иллюстрируется широко и
разнообразно.
Содержанию политической литературы соответствует простое и строгое
оформление. В качестве иллюстративного материала не редко привлекаются
фотографии.
Детская книга, как правило, отличается богатством оформления, нарядности,
большими форматами, четким, легким для чтения шрифтом.
Научная и техническая литература, большинство учебников и словарей
отличаются очень скупым, скромным оформлением.
Особую группу составляют специальные издания, так называемые уникальные
книги. Оформление и иллюстрирование таких изданий поручается лучшим
мастерам. Используются редкие и дорогие материалы, которые не применяются
для массовых изданий. Такие книги называют еще библиофильскими
(книголюбие).
Сложный организм книги состоит из многих элементов.
Обложка – художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный
блок. Решение обложки должно быть условно-декоративным, ясным, придавать
книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику
книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке
должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные.
Титульный лист – правая половина первого разворота книги. Титул содержит
более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские
данные. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация,
или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом.
Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше
декоративное значение.
Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части,
разделы книги. На шмуцтитуле помещается заголовок и несложный
орнаментальный мотив или рисунок.
Суперобложкой называется художественно решенное бумажное покрытие книги
поверх обложки. Главная задача – привлечь внимание к книге и на некоторое
время предохранить обложку от повреждения.
Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст,
подчиненные содержанию и стилю литературного произведения.
Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде
рисунка, открывающего какой-нибудь раздел текста.
Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий
последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.
Инициал – начальная буква в тексте книги, созданные художником.
Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей
называется спуском или спусковой полосой. Таков краткий перечень элементов
книги.
Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но
также уметь их видоизменять существующие шрифты и создавать новые –
соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного
произведения. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично
связаны с плоскостью бумаги, с полосой набора. Работая, например, над
иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет
сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот
книги.
В современной книжной графике распространены штриховые и тоновые
иллюстрации. Встречаются иллюстрации, исполненные в объемно-
пространственном плане и условно-плоскостной трактовке.
В книге существуют свои принципы разработки светотени, объемов и
перспективы, свои масштабы и приемы композиции. Вот почему обычные
графические станковые произведения, если их даже уменьшить до книжных
форматов не могут служить иллюстрациями и будут лишь репродукциями,
вклеенными в книгу. Необходимо подчеркнуть особо выдающуюся роль торцовой
гравюры на дереве в искусстве книги.
История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного
искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в
создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и
рисунков. В России первые рукописные книги с изображениями относятся к 10
веку. С изобретением книгопечатанья в середине 15 века и широким
распространением книги роль художников все более возрастает и задачи его
становятся все более глубокими.
2. Плакат.
Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи
наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы
и инструктажа.
Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое
производство.
Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств,
приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его
размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно
короткое время, должны отличатся четким и ясным языком. Плакат должен
привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно
краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель.
Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов.
Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется
особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-
декоративные приемы как обобщение изображения, упрощение цветовых
отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения.
Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не
должен механически приставляться к изображению, а органически входить в
него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо
читаться.
Виды плаката разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько
групп.
Политический плакат – является одной из самых действенных форм политической
агитации, воплощает изобразительные средства политические задачи и лозунги.
Необычайно широка тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за
мир, направлены на разоблачение врагов и т.д.
Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных
событий и т.д. Большое значение приобрели сатирические плакаты.
Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о
разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы –
ознакомления потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены
театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования
спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу
стиль, творческое устремления его авторов.
Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний,
методов труда, различных правил и т.д. В отличие от других видов плаката,
содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и
предназначается для более длительного использования.
Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера,
расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в
витринах. В Германии 16 века они были известны как «летучие листки». Широко
распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных
революций 17-18 веков в Англии, Франции и Голландии. С изобретением новых
способов размножения и развитием полиграфии тираж агитационных листов все
увеличивался. В конце 19 века появились плакаты, близкие современным по
назначению и виду.
Министерство образования Республики Беларусь
Витебский государственный технологический университет
Кафедра дизайна
Реферат
Тема: Виды графики
Выполнила:ст. Гр.4и-27
_____________
Проверила:
_____________
г.Витебск.2004г.
Литература
1.
2.