Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).
Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!
Обработка результатов:
Взаимный выбор
Число взаимных выборов: 20
Хитрова (1) – Белоногова (1);
Голованова (1) – Артамонова (3);
Голованова (2) – Колесникова (3);
Голованова (3) – Альбикова (3);
Веркина (1) – Биккулова (2);
Веркина (2) – Нафиева (2);
Артамонова (1) – Колесникова (2);
Артамонова (2) – Альбикова (2);
Янина (1) – Левицкова (1);
Янина (2) – Попова (2);
Будаева (1) – Игошина (1);
Шанин (1) – Гаврильчев (1);
Карпенко (1) – Головин (1);
Макарова (3) – Нафиева (1);
Колесникова (1) – Альбикова (1);
Нафиева (1) – Биккулова (1);
Левицкова (2) – Попова (1);
Уфимов(1) – Улитин (1);
Ефимова (1) – Андреева (1);
Андреева (3) – Биккулова (3).
Таблица 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
1. Хитрова Юля | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
2. Голованова Люда | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||
3. Веркина Марина | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||
4. Бондарь Саша | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||
5. Артамонова Оля | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
6. Янина Даша | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||
7. Будаева Надя | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||
8. Шанин Данил | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
9. Карпенко Олег | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
10. Макарова Настя | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
11. Колесникова Алена | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
12. Нарбеков Наиль | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
13. Альбикова Эльвира | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
14. Живицы Миша | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
15. Головин Антон | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||
16. Игошкина Кристина | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||
17. Нафиева Эльвира | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||
18. Левицкова Маша | 1 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||||
19. Уфимов Роман | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
20. Улитин Игорь | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||
21. Гаврильчев Сергей | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
22. Ефимова Маша | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
23. Андреева Наташа | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||
24. Попова Лида | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||
25. Белоногова Наташа | 1 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||||
26. Биккулова Женя | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Итого: |
2 | 9 | 4 | 3 | 11 | 8 | 4 | 4 | 1 | 3 | 17 | 7 | 8 | 3 | 1 | 1 | 16 | 7 | 4 | 5 | 3 | 5 | 8 | 11 | 1 | 11 |
Выводы:
Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.