Каждый год 11 декабря в столицу Мексики город Мехико со всех штатов съезжаются два миллиона паломников. Они проводят здесь два дня с тем, чтобы посетить храм Марии-де-Гваделупа.
Культ Пресвятой Девы Гваделупской - это часть более широкого культа Девы Марии, который распространен на всей территории Латинской Америки. С 1540 г. до наших дней этот культ господствует в церквях и даже целых городах, представляя Деву Марию как посредника между людьми и Богом-Отцом.
Согласно мексиканскому преданию, Гваделупская Дева явилась простому индейцу в 1531 г. на холме Тепиак. Это случилось ровно 10 лет спустя, после того, как столица ацтеков Теночтитлан пала перед силами Кортеса. Когда индеец Хуан Диего рассказал о видении священникам, они тут же высмеяли его, считая, что мать Иисуса не может явиться какому-то там индейцу. Испанцы считали, что у индейцев не было души и их можно убивать, не опасаясь за состояние своей. Тогда Хуан Диего вернулся на холм, чтобы попросить помощи у Девы Марии. Та сказала ему на науатле, языке индейцев, чтобы он сорвал розы ближайшего куста и спрятал их под своей накидкой. Хуан Диего так и сделал. Когда он пришел домой и развернул накидку, на ней проявился чудесный образ Гваделупской Девы, окруженный сияющей солнечной короной. Хуан Диего отнес накидку архиепископу Мексики, и после этого изумительное чудо было признано. Вместе с признанием чуда испанцы признали наличие души и у индейцев. А на месте явления Девы было решено построить собор.
Сегодня самая величайшая базилика Мексики ежедневно посещается тысячами верующих, приходящих посмотреть на хранящуюся под стеклом накидку с чудесным образом Девы Марии. Некоторые идут сюда сотни миль пешком, а последний отрезок пути проходят на коленях, произнося молитву.
Место видения Хуана Диего совпадает со священным холмом, связанным с культом ацтекской богини - матери Тонанцин. В Мексике существует множество местных образов Пресвятой Девы: Пресвятая Дева Лос-Ремедиос, Пресвятая Дева Канделариа Сан-Хуан де лос Лагос, Запопанская Дева. Но Дева Гваделупская занимает особое место, так как объединяет индейцев и испанцев, метисов и индейцев, испанцев и метисов в общество единой веры.
Мы можем видеть различные образы и значения, связываемые с Гваделупской Девой в течение долгой истории ее культа в Мексике. Во-первых, она кормящая мать, любящая народ Мексики. Она прощает грехи, добра и любвеобильна. Во-вторых, она замечательный посредник между людьми и Богом-Отцом, к которому обращаются за помощью. В-третьих, она может стать и женщиной-воином, символом революции. В образе Пресвятой Девы Гваделупской прослеживается определенная синкретическая связь. Она - и индианка и испанка. Она - мать-земля и Богоматерь. Она - и утешитель и революционер. Она магнит для паломников и сама паломница. Мария-де-Гваделупа странствует, входя в сердце каждого, кто нуждается в ее покровительстве, как нуждался в нем бедный индеец Хуан Диего в далеком 1531 г.
Ученые-химики подвергли мексиканскую святыню тщательным исследованиям. Природу проявления образа Гваделупской Девы на накидке индейца установить так и не удалось.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/