Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Мотив игры и театра в романе "Война и мир"

МОТИВ ИГРЫ И ТЕАТРА В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР"

Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога,
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.
Н. Гумилев

Слово "театр" имеет множество значений. Это и театр как театр, это и жизнь, также театр военных действий.

Принято считать, что наша жизнь — это игра, сцена. Избитая, пошлая фраза — "что наша жизнь — игра" (Германн, опера "Пиковая дама"). Почему мотиву игры и театра в романе уделяется так много места?

"Война и мир" — это проекция нашей жизни. Роман был задуман как большая книга, содержащая в себе откровения и заветы, притчи, гармонию и красоту, веру в Бога и любовь. Это даже не роман, не эпопея, а именно книга, точнее Библия. То есть — наша жизнь. В нашей жизни (в настоящее время) мы ходим в театр, чтобы получить дополнительное образование; удовольствие от хорошей игры актеров в интересных нам произведениях. В театр у Толстого любят ходить отрицательные герои — представители светского общества. Стены, отделанные бархатом и золотом, красивые хрустальные люстры, дамы в роскошных туалетах, слащавые мужчины во фраках, французская речь — все это создает впечатление ненатуральности, лжи и лицемерия. Это все — театр, то есть игра на зрителя. Бестолковые разговоры о внешности и поведении, сплетни. Перед спектаклем актеры репетируют, заучивают роль, накладывают грим, и вот настает их час и они показывают свой спектакль зрителям. Причем точно таким же актерам.

И Анна Павловна Шерер, и Анатоль Курагин, и Элен, и многие другие — все они играют друг для друга бессмысленный спектакль. Интересна сцена, когда Наташа присутствует в театре. Начинается спектакль, и зрители "с жадным любопытством устремили все внимание на сцену", Наташа тоже стала смотреть. Но она ничего не понимала: все удивляло ее, она не видела ничего, кроме крашеных стен, странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших. Она понимала, что должен был представлять собой спектакль, но все это ей казалось настолько "вычурно-фальшиво", ненатурально, что порой ей становилось смешно. И глядя на лица зрителей, она видела в их глазах выражение опять же ложное. В какой-то момент ей даже стало дурно, она как будто задохнулась в этом мертвом воздухе. Наташа была слишком естественна, чтобы жить и играть по правилам светского общества. Также и князь Андрей (горячо любимый мною) не любил ходить в театры, он чувствовал двойственность такого существования.

Театр — театр военных действий. Князь Андрей считал, что войну надо понимать и воспринимать как общее, "самое гадкое дело в жизни", а не играть.

"Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость". Для князя Андрея война не игрушка, он считает, что с этим бедствием можно справиться только "всем миром". "А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей..." Солдаты — актеры, а главнокомандующий — режиссер; такое восприятие войны ложно. Невозможно решить проблему страны простым спектаклем.

Тушин воспринимал театр военных действий как свой фантастический мир. Для него неприятельские пушки были трубками, муравьями представлялись ему французы, а самого себя представлял огромного роста, мужчиной, "который обеими руками швыряет французам ядра". Он был настолько увлечен своим спектаклем, что не услышал команды "отступать".

Святки в доме Ростовых — тоже своего рода театр. Торжественные и скучные поздравления соседей, новые и роскошные платья... Опять же все это было ненатурально. "И в этом не было ничего особенного, ознаменовывающего святки". И только в безветренном морозе, в зимнем свете звезд ночью, в ярком солнце днем чувствовалась истина.

Тема игры связана с игрой в карты Долохова и Николая Ростова. Долохов обыграл Николая, предчувствуя невезение в любви: 30 серебреников + 13 (сумма возрастов Долохова и Сони; чертова дюжина). Многие люди считают жизнь игрой в карты. Кому-то везет, кому-то —. нет. Некоторые люди играют честно, а кто-то "мухлюет".

Вообще, всякое действие или проявление чувств человека можно назвать игрой. Конечно, существуют люди, которые естественны, живут "постоянной жизнью". Но какая женщина — не актриса?! А кокетство? А умение вести себя в обществе мужчин? Все это актерское мастерство. Но нельзя говорить, что женщина — только актриса, в смысле — притворщица. Это происходит непроизвольно, это даже нравится мужчинам.

И мы не задумываемся над тем, что это — лишь игра... А если так, то человек должен понимать, что его спектакль, может быть, будет неинтересен, что он должен нести ответственность за свое творение.

Как наш мир — творение Господа Бога.
Множатся пытки и казни...
И возрастает тревога,
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!


Похожие работы:

  1. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  2. • Позиционные системы счисления
  3. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  4. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  5. • Восточные славяне в древности
  6. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  7. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  8. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  9. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  10. • Охрана труда при работе на компьютере
  11. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  12. • Технология HTML
  13. • Публий Теренций Афр
  14. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  15. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  16. • Основы латинского языка
  17. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  18. • Проект концептуального анализа развития туризма в ...
  19. • Способы отрицания в современном немецком языке
  20. • Changes and specimens of the English language
Рефетека ру refoteka@gmail.com