Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Идеи русского просвещения в пьесе Фонвизина "Недоросль"

ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ "НЕДОРОСЛЬ"

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, "...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества".

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии "Недоросль", — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. "Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся". Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они "...не оставляют двора... двор им полезен", "...чины нередко выпрашиваются". Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. "Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится" — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные "...правила, которым следовать должны..." настоящие дворяне:

"...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".

"Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала".

"Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума".

"...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам".

"Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам".

"Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного".

"...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю".

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.


Похожие работы:

  1. • Литература XVIII века
  2. • Позиционные системы счисления
  3. • Тульский театр в XIX в. - начале XX в.
  4. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  5. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  6. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  7. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  8. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  9. • Охрана труда при работе на компьютере
  10. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  11. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  12. • Восточные славяне в древности
  13. • Технология HTML
  14. • Публий Теренций Афр
  15. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  16. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  17. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  18. • Основы латинского языка
  19. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com