Варианты организации уроков-практикумов различны. Целесообразно, например, первый урок по водной тематике провести 22 марта, в международный День воды, затем подготовить весеннюю экскурсию, а после нее провести обобщающий урок с подведением итогов, разработкой планов практической работы и, наконец, сами природоохранные мероприятия.
Ниже предложена разработка вводного и обобщающего уроков, а также конкретные задания для выполнения во время экскурсии.
Вводный урок
Тема: вода живая и мертвая.
Цель: вызвать интерес к проблеме, раскрыть основные экологические понятия,
настроить школьников на экскурсию, рассказать о правилах поведения во время экскурсии, объяснить, как проводить наблюдения.
Методически урок разбивается на ряд этапов.
Первый этап - актуализация знаний учащихся. Это может быть фронтальная беседа о гидросфере и ее отличительных особенностях, о воде как непременном условии и факторе жизни (с привлечением знаний, сформированных в курсах "Природоведение", "Естествознание" и "Экология"). Во время беседы учителю важно сделать акцент на том, что для нашей планеты ВОДА равнозначна ЖИЗНИ, и на таком уникальном свойстве воды, которое обусловливает ее влияние на основные процессы, происходящие в биосфере, как неисчерпаемость этого вещества, этого природного ресурса.
Рассказывая о том, как с незапамятных времен человек селился именно по водным путям, расширял свои владения, как богатели города, расположенные на крупных реках, подвести к выводу о том, что с ростом народонаселения, развитием науки и промышленности росло и потребление воды, которое перевалило за полтонны в сутки на душу населения. Чтобы школьник более ярко и образно осознал сегодняшнюю проблему водопотребления, важно привести в доказательство конкретные цифры, факты и сравнительные данные. Так, например, для выпуска 1 т стали по современной технологии нужно 50 т воды, а 1 т капрона требует уже 2500 т воды - целое озеро. Или: среднегодовой сток Волги - 250 км3, мировое водопотребление - около 4000 км3 в год (почти 16 годовых стоков Волги, в том числе США потребляют немногим меньше трех годовых стоков Волги, а Россия - около одного).
Используя эти и другие примеры, важно подвести учащихся к тому, что вода - важный экономический ресурс. Это доказывает и рост цен на воду, да и сам факт продажи питьевой воды в пластиковых бутылках, ставший обычным делом. Природная чистая вода становится важнейшим национальным достоянием.
Второй этап урока - сообщение новых знаний об антропогенных факторах. Важно не только закрепить опорные понятия, но и дать представление о новых экологических понятиях, рассказывая о роли антропогенных факторов в эвтрофикации вод, например. Выделяя четыре компонента (загрязняющее вещество, источники загрязнения, следствия загрязнения и результаты загрязнения), при рассмотрении конкретной проблемы учитель последовательно раскрывает суть каждого компонента и вместе со школьниками заполняет таблицу.