Рефетека.ру / Право

Шпаргалка: Закон об охране и использовании памятников истории

ЗАКОН РСФСРот 15 декабря 1978 годаОб охране и использовании памятников историии культуры(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978 г., N 51, ст.1387)(с изменениями на 18 января 1985 года)--------------------------------------------------------------------     Текст документа с изменениями, внесенными:     указом  Президиума  Верховного  Совета  РСФСР от 18 января 1985года N б/н. --------------------------------------------------------------------     В СССР,  в  состав  которого  входит  на  основе  добровольногообъединения и равноправия с другими союзными республиками РоссийскаяСоветская Федеративная   Социалистическая   Республика,    памятникиистории и    культуры    являются   достоянием   народа.   Советскоегосударство, следуя  ленинским  принципам  отношения  в  культурномунаследию, создает   все   условия   для  сохранения  и  эффективногоиспользования памятников в интересах коммунистического строительства.     Памятники истории и культуры народов СССР отражают материальнуюи духовную  жизнь  прошлых  поколений,  многовековую  историю  нашейРодины, борьбу  народных  масс  за  ее  свободу   и   независимость,революционное движение,    становление    и    развитие   Советскогосоциалистического государства.     В памятниках истории и культуры воплощены   выдающиеся  событияВеликой Октябрьской   социалистической   революции,   Гражданской  иВеликой Отечественной  войн,  трудовые  подвиги   рабочего   класса,колхозного крестьянства  и  интеллигенции,  братская  дружба народовнашей страны,  героическая борьба советского  народа  за  построениесоциализма и коммунизма.     Памятники истории    и   культуры   народов   СССР   составляютнеотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют обогромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.     В СССР   памятники   служат  целям  развития  науки,  народногообразования и культуры,  формирования  высокого  чувства  советскогопатриотизма, идейно-нравственного,        интернационального       иэстетического воспитания трудящихся.     Охрана памятников - важная  задача  государственных  органов  иобщественных организаций.  Бережное отношение к памятникам истории икультуры - патриотический долг каждого советского гражданина.     Советское законодательство  призвано   активно   способствоватьулучшению дела охраны и использования памятников истории и культуры,дальнейшему укреплению законности в этой области.                              Раздел I                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ     Статья 1. Памятники истории и культуры     Памятниками истории и культуры  являются  сооружения,  памятныеместа и  предметы,  связанные  с  историческими  событиями  в  жизнинарода, развитием общества и государства, произведения материальногои духовного   творчества,   представляющие   историческую,  научную,художественную или иную культурную ценность.     Все памятники истории и  культуры,  находящиеся  на  территорииРСФСР, охраняются государством.     Статья 2. Задачи советского законодательства об охране  и               использовании памятников истории и культуры     Советское законодательство об охране и использовании памятниковистории и  культуры  регулирует  общественные  отношения  в  областиохраны и использования памятников в целях обеспечения их сохранностидля настоящего и будущих поколений,  эффективного использования  длянаучного изучения    и    пропаганды    памятников    в    интересахкоммунистического воспитания трудящихся.     Статья 3. Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и               использовании памятников истории и культуры     Законодательство Союза ССР и РСФСР об  охране  и  использованиипамятников истории  и  культуры  состоит из Закона СССР "Об охране ииспользовании памятников  истории  и  культуры"   и   издаваемых   всоответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, настоящегоЗакона и  других  актов   законодательства   РСФСР   об   охране   ииспользовании памятников истории и культуры.     Статья 4. Собственность на памятники истории и культуры     Памятники истории  и   культуры   находятся   в   собственностигосударства, а также колхозов и других кооперативных организаций, ихобъединений, профсоюзных и иных общественных объединений и в  личнойсобственности граждан.     Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную,художественную или  иную  культурную  ценность,  которые  не   имеютсобственника или   собственник   которых   неизвестен,  поступают  всобственность государства,    если     иное     не     предусмотренозаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Статья 5. Порядок отчуждения памятников истории и культуры     Продажа, дарение  или  иное  отчуждение  памятников  истории  икультуры допускается  с  обязательным  предварительным  уведомлениемгосударственных органов охраны памятников.  При  продаже  памятниковгосударство имеет преимущественное право покупки.     Статья 6. Виды памятников истории и культуры     К памятникам истории и культуры в  соответствии  со  статьей  1настоящего Закона относятся:     памятники истории   -  здания,  сооружения,  памятные  места  ипредметы, связанные с важнейшими  историческими  событиями  в  жизнинарода, развитием общества и государства, революционным движением, сВеликой Октябрьской  социалистической  революцией,   Гражданской   иВеликой Отечественной  войнами,  социалистическим и коммунистическимстроительством, укреплением международной солидарности,  а  также  сразвитием науки  и  техники,  культуры  и  быта  народов,  с  жизньювыдающихся политических, государственных, военных деятелей, народныхгероев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибшихза свободу и независимость Родины;     памятники археологии  -  городища,  курганы,  остатки   древнихпоселений, укреплений,  производств,  каналов,  дорог, древние местазахоронений, каменные изваяния,  лабиринты,  наскальные изображения,старинные предметы,  участки  исторического культурного слоя древнихнаселенных пунктов;     памятники градостроительства  и  архитектуры  -   архитектурныеансамбли и   комплексы,   исторические   центры,  кремли,  кварталы,площади, улицы,  набережные,  остатки древней планировки и застройкигородов и   других   населенных   пунктов;  сооружения  гражданской,промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, атакже связанные     с     ними     произведения     монументального,изобразительного, декоративно-прикладного,          садово-парковогоискусства, природные ландшафты;     памятники искусства     -     произведения     монументального,изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;     документальные памятники - акты органов государственной  властии органов   государственного   управления,   другие   письменные   играфические документы,  кинофотодокументы  и  звукозаписи,  а  такжедревние и  другие  рукописи  и  архивы,  записи  фольклора и музыки,редкие печатные издания.     К памятникам истории и культуры могут быть  отнесены  и  другиеобъекты, представляющие  историческую,  научную,  художественную илииную культурную ценность.                             Раздел II               ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ        В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ            И КУЛЬТУРЫ. УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ,     ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ     Статья 7. Государственное управление в области  охраны  и               использования памятников истории и культуры     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории и культуры" государственное управление в  областиохраны и   использования  памятников  истории  и  культуры  в  РСФСРосуществляется Советом  Министров  СССР,  Советом  Министров  РСФСР,Советами Министров автономных республик,  исполнительными комитетамикраевых, областных  Советов  народных  депутатов,  Советов  народныхдепутатов автономных   областей   и  автономных  округов,  районных,городских, районных  в  городах,  поселковых  и   сельских   Советовнародных депутатов,   а   также  специально  уполномоченными  на  тогосударственными органами  охраны  памятников   в   соответствии   сзаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Статья 8. Обеспечение охраны и  использования  памятников               истории и     культуры    Советами    Министров               автономных республик,           исполнительными               комитетами местных Советов народных депутатов     Советы Министров автономных республик,  исполнительные комитетыкраевых, областных  Советов  народных  депутатов,  Советов  народныхдепутатов автономных   областей   и  автономных  округов,  районных,городских, районных  в  городах,  поселковых  и   сельских   Советовнародных депутатов   в   пределах   прав,  предоставленных  законом,обеспечивают охрану,  использование,  выявление, учет, реставрацию ипропаганду памятников истории и культуры,  находящихся на территорииавтономной республики или  на  территории  соответствующего  Совета,привлекают общественность   к   проведению  мероприятий  по  охране,использованию и пропаганде памятников,  организуют над ними  шефствопредприятий, учреждений   и   организаций,  обеспечивают  соблюдениезаконодательства об охране  и  использовании  памятников  истории  икультуры.     Статья 9. Специально уполномоченные государственные органы               охраны памятников     Специально уполномоченными   государственными  органами  охраныпамятников в РСФСР являются  Министерство  культуры  РСФСР,  Главноеархивное управление  при  Совете  Министров  РСФСР,  местные  органыкультуры и местные архивные органы  в  пределах  их  компетенции,  атакже иные     государственные     органы,    в    соответствии    сзаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Министерство культуры  РСФСР  и  местные  органы   культуры   впределах их  компетенции  осуществляют  государственное управление вобласти охраны  и  использования  памятников  истории,   археологии,градостроительства и архитектуры, искусства.     Главное архивное   управление  при  Совете  Министров  РСФСР  иместные архивные  органы  в  пределах  их  компетенции  осуществляютгосударственное управление   в   области   охраны   и  использованиядокументальных памятников.     Указания специально  уполномоченных   государственных   органовохраны памятников  по  вопросам  охраны  и  использования памятниковистории и  культуры  обязательны  для  предприятий,   учреждений   иорганизаций независимо   от их ведомственной подчиненности,  а такжедля граждан.     Статья 10. Государственный  контроль  за  охраной  и                использованием памятников истории и культуры     Государственный контроль за охраной и использованием памятниковистории и культуры имеет своей задачей обеспечить  выполнение  всемиминистерствами, государственными     комитетами    и    ведомствами,государственными, кооперативными     и     другими     общественнымипредприятиями, учреждениями, организациями и гражданами обязанностейпо соблюдению установленного порядка охраны,  использования, учета иреставрации памятников,   а   также   иных  правил,  предусмотренныхзаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Государственный контроль за охраной и использованием памятниковистории и  культуры  осуществляется Советами народных депутатов,  ихисполнительными и   распорядительными    органами    и    специальноуполномоченными на  то  государственными  органами  в соответствии сзаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Статья 11. Комиссии содействия охране памятников истории и                культуры     В целях улучшения охраны и использования памятников  истории  икультуры при Советах Министров автономных республик,  исполнительныхкомитетах краевых,  областных Советов  народных  депутатов,  Советовнародных депутатов   автономных   областей   и  автономных  округов,районных, городских,  районных  в  городах,  поселковых  и  сельскихСоветов народных  депутатов  создаются  комиссии  содействия  охранепамятников истории и культуры из  работников  органов  и  учрежденийкультуры, науки,   народного   образования,   архивных   органов   иучреждений, представителей творческих союзов и  других  общественныхорганизаций.     Статья 12. Участие  общественных  организаций,  трудовых                коллективов и    граждан    в   осуществлении                мероприятий по   охране    и    использованию                памятников истории и культуры     Профессиональные союзы,   организации  молодежи,  Всероссийскоеобщество охраны памятников истории  и  культуры,  научные  общества,творческие союзы   и   другие   общественные  организации,  трудовыеколлективы, а также граждане  оказывают  содействие  государственныморганам в   осуществлении   мероприятий  по  охране,  использованию,выявлению учету,  реставрации  памятников  истории  и   культуры   ираспространению знаний о них.     Общественные организации   и   трудовые   коллективы  принимаютучастие в работе, направленной на обеспечение сохранности памятниковистории и  культуры,  в соответствии с законодательством Союза ССР иРСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций.     Забота о сохранении памятников истории  и  культуры  -  долг  иобязанность граждан РСФСР._1     -------------------     _1         Статья 12  - с изменениями,  внесенными Указом от 18 января         1985 г.  (Ведомости Верховного Совета РСФСР,  1985 г., N 4,         ст.117).     Статья 13. Участие Всероссийского общества охраны памятников                 истории и культуры в обеспечении сохранности                   и правильного использования памятников истории и                  культуры     Всероссийское общество охраны  памятников  истории  и  культурыспособствует привлечению  широких  слоев  населения  к  активному  инепосредственному участию   в   охране   памятников,    осуществляетпропаганду памятников  и законодательства об охране и использовании,активно содействует   работе   государственных     органов    охраныпамятников и   установлению   шефства   предприятий,   учреждений  иорганизаций над   памятниками  истории  и   культуры,   осуществляетобщественный контроль    за    их    сохранностью    и    правильнымиспользованием, а также выполняет другие функции  в  соответствии  сУставом Общества и законодательством Союза ССР и РСФСР.     Статья 14. Участие предприятий, учреждений и организаций в                 охране и  использовании  памятников  истории  и                культуры     Предприятия, учреждения,  организации, а также колхозы и другиекооперативные организации   и  их  объединения  содействуют  органамохраны памятников в проведении мероприятий по охране, использованию,выявлению, учету‑  реставрации  памятников  истории  и  культуры   ираспространению знаний о них.     Предприятия, учреждения   и   организации   по  согласованию  ссоответствующими органами  охраны  памятников  могут   устанавливатьшефство над  памятниками  истории  и культуры в целях обеспечения ихсохранности и благоустройства прилегающих к ним территорий.     Статья 15. Пропаганда памятников истории и культуры специально                уполномоченными                государственными органами охраны памятников     Специально уполномоченные   государственные    органы    охраныпамятников совместно  с  органами  и  учреждениями науки и народногообразования с  участием  органов  массовой  информации  осуществляютпропаганду памятников   истории   и   культуры   в   целях  широкогопривлечения населения к изучению памятников и участию в их охране.                             Раздел III         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ     Статья 16. Организация государственного учета  памятников                истории и культуры     Памятники истории  и  культуры,  независимо  от  того,  в  чьейсобственности они находятся, подлежат государственному учету.     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории   и  культуры"  государственный  учет  памятниковистории и  культуры осуществляется в порядке,  определяемом  СоветомМинистров СССР.     Статья 17. Отнесение  памятников  истории  и  культуры  к                памятникам общесоюзного,   республиканского  и                местного значения     В целях  организации  учета  и  охраны  памятников  истории   икультуры недвижимые    памятники    подразделяются    на   памятникиобщесоюзного, республиканского и местного значения.     Отнесение памятников истории и культуры к категории  памятниковобщесоюзного, республиканского  или местного значения производится всоответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.     Статья 18. Порядок отнесения памятников истории и культуры                к памятникам республиканского и местного значения     Отнесение недвижимых  памятников истории и культуры к категориипамятников республиканского значения производится Советом  МинистровРСФСР по  представлению  Министерства культуры РСФСР,  а к категориипамятников местного  значения  -   Советами   Министров   автономныхреспублик, исполнительными     комитетами     краевых,    областных,Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов посогласованию с Министерством культуры РСФСР.     Исключение памятников  истории  и  культуры из числа памятниковреспубликанского и местного значения допускается только  по  решениюСовета Министров РСФСР.     Статья 19. Государственный  учет  памятников  истории  и                культуры, находящихся в музеях, библиотеках и                 архивах     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории   и  культуры"  государственный  учет  памятниковистории и культуры,  находящихся в музеях,  библиотеках,  архивах, вдругих учреждениях   и   организациях,   производится   в   порядке,определяемом законодательством  Союза  ССР  о  музейном  и  архивномфондах СССР.     Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры,                 находящихся  в личной собственности граждан     Предметы старины,     произведения      изобразительного      идекоративно-прикладного искусства,  строения,  рукописи,  коллекции,редкие печатные издания,  другие предметы и документы, находящиеся вличной собственности    граждан    и   представляющие   значительнуюисторическую, научную,  художественную или иную культурную ценность,признаются памятниками     истории    и    культуры    и    подлежатгосударственному учету в целях наиболее полного выявления памятникови оказания содействия в обеспечении их сохранности.                             Раздел IV             ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ                             И КУЛЬТУРЫ             ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ     Статья 21. Использование памятников истории и культуры     Памятники истории и  культуры  используются  в  целях  развитиянауки, народного    образования    и    культуры,   патриотического,идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.     Использование памятников истории и культуры в  хозяйственных  ииных целях  допускается,  если  это  не  наносит  ущерба сохранностипамятников и не нарушает их историко-художественной ценности.     Статья 22. Предоставление в пользование памятников истории                и культуры     Предоставление памятников  истории  и  культуры  в  пользованиегосударственным, кооперативным  и  другим общественным предприятиям,учреждениям, организациям,  а также другим организациям и лицам  длянаучных, культурно-просветительных,    туристских   и   иных   целейосуществляется в  порядке  и  с  соблюдением  условий,  определяемыхзаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Недвижимые памятники  истории  и  культуры  республиканского  иместного значения   предоставляются   в   пользование   в   порядке,определяемом Советом Министров РСФСР.     Ставки арендной  платы  за  пользование  памятниками  истории икультуры устанавливаются Советом Министров РСФСР.     Статья 23. Порядок расходования средств,  поступающих от                использования памятников истории и культуры     Денежные средства,  поступающие  от  использования   памятниковистории и культуры,  а также средства, поступающие в соответствии состатьей 54 настоящего Закона, зачисляются в установленном порядке наспециальные счета   государственных  органов  охраны  памятников,  введении которых находятся памятники,  и расходуются  ими  только  намероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников.     Статья 24. Порядок расходования  средств,  выделяемых  из                государственного бюджета  РСФСР  на  охрану  и                использование памятников истории и культуры     Денежные средства,  выделяемые  из   республиканского   бюджетаРСФСР, государственных   бюджетов  автономных  республик  и  местныхбюджетов на охрану и использование памятников  истории  и  культуры,расходуются на  мероприятия  по  охране,  реставрации,  консервации,ремонту памятников, их выявлению, изучению и пропаганде.     Статья 25. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, в                собственности или пользовании которых находятся                 памятники истории и культуры     Предприятия, учреждения  и  организации,  в  собственности  илипользовании которых  находятся  памятники истории и культуры,  несутответственность за  их  сохранность  и  обязаны  соблюдать   правилаохраны, использования, учета и реставрации памятников.     Статья 26. Обязанности граждан, в личной собственности которых                 находятся памятники истории и культуры     Граждане, в  личной  собственности  которых находятся памятникиистории и культуры, обязаны соблюдать правила охраны, использования,учета и реставрации памятников.     Статья 27. Правила охраны,  использования  и  реставрации                памятников истории и культуры     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории  и  культуры"  правила  охраны,  использования  иреставрации памятников истории и культуры устанавливаются в порядке,определяемом Советом Министров СССР.     Статья 28. Изъятие памятников истории и культуры у предприятий,                 учреждений и организаций     Памятники истории и культуры,  используемые не в соответствии сих характером  и назначением,  подвергающиеся угрозе уничтожения илипорчи, могут быть  изъяты  у  предприятия,  учреждения,  организации  в порядке, определяемом законодательством Союза ССР.     Статья 29. Изъятие памятников истории и культуры, принадлежащих                гражданам     Если гражданин  не  обеспечивает сохранности принадлежащего емупамятника истории  и  культуры,  этот  памятник  в  соответствии  состатьей 142  Гражданского  кодекса РСФСР может быть изъят в судебномпорядке с соответствующим возмещением.     Если гражданин систематически  использует  памятник  истории  икультуры для   извлечения   нетрудовых   доходов,  этот  памятник  всоответствии со статьей III Гражданского кодекса  РСФСР  может  бытьбезвозмездно изъят в судебном порядке.     Статья 30. Обеспечение сохранности памятников истории и                 культуры, находящихся на землях, предоставленных в                 пользование     Предприятия, учреждения,   организации   и   граждане   обязаныобеспечить сохранность памятников истории и культуры, находящихся наземлях, предоставленных им в пользование.     Статья 31. Реставрация,  консервация и ремонт памятников                истории и культуры     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культурыосуществляются только   с   ведома  государственных  органов  охраныпамятников и под их контролем.     Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории икультуры подлежат  согласованию  с  государственными органами охраныпамятников и утверждаются в установленном порядке.     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культурыпроизводятся специальными  научно-реставрационными организациями,  атакже строительными,     ремонтными     и     ремонтно-строительнымиорганизациями под наблюдением специалистов-реставраторов.     Статья 32. Средства, за счет которых осуществляются                 реставрация, консервация и ремонт памятников истории                 и культуры     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культурыосуществляются за   счет  средств  пользователей  или  собственниковпамятников, а также за счет средств государственных  органов  охраныпамятников.     Реставрация, консервация   и   ремонт   памятников   истории  икультуры, не находящихся в пользовании  предприятий,   учреждений  иорганизаций или подлежащих музейному показу,  осуществляются за счетсредств государственных органов охраны памятников.     Статья 33. Зоны охраны памятников истории и культуры     В целях    обеспечения    памятников    истории,    археологии,градостроительства и    архитектуры,    монументального    искусстваустанавливаются охранные  зоны,  зоны регулирования застройки и зоныохраняемого природного    ландшафта    в    порядке,    определяемомзаконодательством Союза ССР и РСФСР.     Проекты районной   планировки,   генеральные   планы   городов,поселков городского типа  и  сельских  населенных  пунктов,  проектыдетальной планировки  и  застройки  должны  предусматривать охранныезоны, зоны регулирования застройки  и  зоны  охраняемого  природноголандшафта.     Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и                 культуры республиканского и местного значения     Зоны охраны памятников истории,  археологии, градостроительстваи архитектуры, монументального искусства республиканского и местногозначения устанавливаются Советами  Министров  автономных  республик,исполнительными комитетами   краевых,   областных,   Московского   иЛенинградского городских Советов народных депутатов по  согласованиюс Министерством  культуры  РСФСР  и  Всероссийским  обществом охраныпамятников истории и культуры.     Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных                и других    работ,   а   также   хозяйственной                деятельности в зонах охраны памятников истории и                 культуры     В пределах  охранных  зон,  зон  регулирования  застройки и зонохраняемого природного ландшафта запрещается производство  земляных,строительных и других работ,  а также хозяйственная деятельность безразрешения соответствующих органов охраны памятников Союза  ССР  илиРСФСР.     В пределах     зон   охраны   памятников   истории  и  культурыреспубликанского  и местного значения производство указанных работ ихозяйственная  деятельность  запрещаются без разрешения Министерствакультуры  РСФСР. Разрешение на проведение работ в пределах указанныхзон   выдается   по   представлениям  Советов  Министров  автономныхреспублик,  исполнительных комитетов краевых, областных, Московскогои  Ленинградского  городских  Советов  народных  депутатов  (часть вредакции  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985года N б/н).      Статья 36. Охрана историко-культурных заповедников     В соответствии с  Законом  СССР  "Об   охране  и  использованиипамятников истории  и  культуры"  ансамбли  и  комплексы  памятниковистории и культуры,  представляющие  особую  историческую,  научную,художественную или  иную  культурную ценность,  могут быть объявленырешениями Совета  Министров  СССР   или   Совета   Министров   РСФСРисторико-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется наосновании особого о каждом из них положения.     Объявленные Советом   Министров    РСФСР    историко-культурныезаповедники охраняются   на   основании  положений,  утверждаемых  впорядке, определяемом Советом Министров РСФСР.     Статья 37. Охрана заповедных мест     Отдельные участки городов и других населенных пунктов,  имеющиеособую историческую,  научную, художественную  или  иную  культурнуюценность, а   также   памятные   места,   связанные   с   важнейшимиисторическими  событиями,   могут   быть    объявлены    заповеднымиместами Советами Министров  автономных  республик,   исполнительнымикомитетами краевых,   областных,   Московского   и    Ленинградскогогородских Советов народных депутатов по согласованию с Министерствомкультуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории икультуры.     Охрана заповедных  мест  осуществляется на основании положений,утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.     Статья 38. Охрана произведений садово-паркового искусства                и природных ландшафтов     Охрана произведений  садово-паркового  искусства  и   природныхландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанныхс ними,  осуществляется  органами  охраны  памятников  совместно   сдругими заинтересованными      органами     в     соответствии     сзаконодательством Союза ССР и РСФСР об охране памятников  истории  икультуры и об охране окружающей природной среды.     Статья 39. Охрана вновь выявляемых памятников истории и                 культуры     Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную,художественную или  иную  культурную  ценность,  впредь  до  решениявопроса о принятии их на государственный учет как памятников историии культуры подлежат охране в соответствии с требованиями Закона СССР"Об охране   и   использовании  памятников  истории  и  культуры"  инастоящего Закона.     Статья 40. Согласование с органами охраны памятников проектов                 планировки, застройки и реконструкции городов и                 других населенных пунктов, имеющих памятников                 истории и культуры     Проекты планировки,  застройки и реконструкции городов и другихнаселенных пунктов,   имеющих   памятники    истории,    археологии,градостроительства и    архитектуры,    монументального   искусства,подлежат согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийскимобществом охраны памятников истории и культуры.     Статья 41. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников                 истории и культуры     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории  и   культуры"   снос,   перемещение,   изменениенедвижимых памятников истории и культуры запрещаются.  Исключение изэтого правила может допускаться лишь с  особого  в каждом  отдельномслучае разрешения  Совета  Министров  СССР  - в отношении памятниковобщесоюзного значения, Совета  Министров   РСФСР   -   в   отношениипамятников республиканского и местного значения.     Предприятие, учреждение,    организация,    получившие    такоеразрешение, при  осуществлении  сноса,  перемещения  или   измененияпамятника обязаны  обеспечить  соблюдение  условий,  предусмотренныхзаконодательством Союза   ССР    и    РСФСР,    а    соответствующийгосударственный орган  охраны памятников провести работы по научномуизучению и фиксации памятников.     Расходы, связанные   с    осуществлением    указанных    работ,производятся за    счет    предприятия,   учреждения,   организации,получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.     Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и                 культуры при производстве строительных и других                 работ     Строительные, мелиоративные,  дорожные и другие работы, которыемогут создавать  угрозу  для  существования  памятников  истории   икультуры, производятся только  по  согласованию  с  государственнымиорганами охраны  памятников  и  после   осуществления   мероприятий,обеспечивающих сохранность памятников.     Проекты строительных,  мелиоративных,  дорожных  и других работдолжны быть   согласованы   с   государственными   органами   охраныпамятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранностьпамятников истории и культуры.     Предприятия, учреждения и организации в  случае  обнаружения  впроцессе ведения  работ  археологических и других объектов,  имеющихисторическую, научную художественную или иную  культурную  ценность,обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников иприостановить дальнейшее ведение работ.     Статья 43. Осуществление мероприятий по обеспечению сохранности                 памятников истории и культуры при производстве                  строительных и других работ     Мероприятия по обеспечению  сохранности  памятников  истории  икультуры при  производстве строительных,  мелиоративных,  дорожных идругих работ   осуществляются    предприятиями,    учреждениями    иорганизациями, ведущими эти работы, с привлечением специализированныхнаучных или  научно-реставрационных  организаций  и   координируютсясоответствующими государственными органами охраны памятников.     Указанные мероприятия    включают   выявление   памятников,  ихисследование и фиксацию,  передачу вещественных находок в музеи  илидругие государственные   хранилища  и  иные  работы,  проводимые  поуказанию государственных органов охраны памятников.     Финансирование указанных  мероприятий  производится   за   счетпредприятий, учреждений и организаций,  осуществляющих строительные,мелиоративные, дорожные и другие работы.     Статья 44. Приостановление строительных и иных работ,                представляющих опасность для памятников истории и                 культуры     Государственные органы    охраны    памятников    имеют   правоприостанавливать строительные,  мелиоративные,  дорожные  и   другиеработы в  случае  возникновения  в  процессе  проведения  этих работопасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил ихохраны.     Статья 45. Возобновление  строительных  и  иных  работ,                приостановленных в  связи  с  возникновением                опасности для памятников истории и культуры     Строительные, мелиоративные,   дорожные   и   другие    работы,приостановленные в  случаях,  указанных в статьях 42 и 44 настоящегоЗакона, могут  быть  возобновлены  с   разрешения   соответствующегогосударственного органа  охраны  памятников  лишь  после  устранениявозникшей опасности для памятников или допущенного нарушения  правилих охраны.     Статья 46. Ограничение движения транспортных средств в охранных                 зонах  и  вблизи памятников истории и культуры     Советы Министров автономных республик и исполнительные комитетыместных Советов  народных  депутатов вправе ограничить или запретитьдвижение транспортных средств,  самоходных  машин  и  механизмов  подорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающимчерез их охранные зоны,  если  создается  угроза  для  существованияпамятников.     Статья 47. Ведение раскопок и разведок памятников археологии     Ведение раскопок  и  разведок памятников археологии допускаетсятолько при  наличии  разрешений  (открытых  листов),  выдаваемых   ирегистрируемых в установленном порядке.     Учреждения, организации      и     граждане,     осуществляющиеархеологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников.     Статья 48. Собирание памятников истории и культуры     Собирание старинных   документальных  памятников,  произведенийдревней живописи  и  древнего    декоративно-прикладного   искусстваучреждениями, организациями  либо гражданами допускается при наличииспециальных разрешений,  выдаваемых и регистрируемых в установленномпорядке.     Статья 49. Выдача и регистрация специальных разрешений на                собирание памятников истории и культуры     Специальные разрешения на собирание учреждениями, организациямилибо гражданами старинных документальных  памятников  на  территорииРСФСР выдаются  Главным  архивным  управлением  при Совете МинистровРСФСР и регистрируются местными архивными органами.     Специальные разрешения на собирание учреждениями, организациямилибо гражданами    произведений    древней   живописи   и   древнегодекоративно-прикладного искусства  в  РСФСР  выдаются  Министерствомкультуры РСФСР и регистрируются местными органами культуры.     Статья 50. Запрещение вывоза памятников истории и культуры                за пределы СССР     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории и культуры" вывоз памятников истории  и  культурыза пределы СССР запрещается.     Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждомотдельном случае разрешения,  выдаваемого  в  порядке,  определяемомзаконодательством Союза ССР.     Статья 51. Порядок временного вывоза памятников истории и                культуры за пределы СССР     В соответствии  с  Законом  СССР  "Об  охране  и  использованиипамятников истории  и  культуры"  в  целях  развития  международногокультурного обмена  разрешается временный вывоз памятников истории икультуры за пределы СССР с соблюдением правил и условий,  специальноустанавливаемых для  каждого  случая соответствующим государственныморганом Союза ССР.     Статья 52. Охрана памятников истории и культуры, ввозимых                в РСФСР     Памятники истории   и   культуры,   являющиеся   собственностьюиностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в РСФСРв целях культурного  обмена  на  основе  соответствующих  договоров,охраняются государством.                              Раздел V           ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА      ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ     Статья 53. Ответственность за нарушение  законодательства                об охране и использовании памятников истории и                культуры     Лица, виновные в  невыполнении  правил  охраны,  использования,учета и  реставрации памятников истории и культуры, нарушения режимазон их охраны,  а также  в  других  нарушениях  законодательства  обохране и использовании памятников, несут уголовную, административнуюили иную ответственность в соответствии  с  законодательством  СоюзаССР и РСФСР.     Статья 54. Восстановление памятника истории и культуры  и                возмещение убытков  в  случае причинения вреда                памятнику     Предприятия, учреждения,  организации и  граждане,  причинившиевред памятнику  истории  и  культуры или его охранной зоне,  обязанывосстановить в прежнем состоянии памятник или его  охранную  зону, апри невозможности   этого   -   возместить   причиненные   убытки  всоответствии с законодательством Союза ССР и  РСФСР.  Восстановлениепамятника или   его   охранной   зоны  осуществляется  с соблюдениемустановленного порядка реставрации памятников истории и культуры.     Должностные лица  и   другие   работники,   по   вине   которыхпредприятия, учреждения  и организации понесли расходы,  связанные свозмещением убытков,  указанных в  части  первой  настоящей  статьи,несут в установленном порядке материальную ответственность.                             Раздел VI                       МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ     Статья 55. Международные договоры     Если международным договором СССР установлены иные правила, чемте, которые содержатся в  советском  законодательстве  об  охране  ииспользовании памятников истории и культуры,  то применяются правиламеждународного договора.     Такой же порядок применяется в  отношении  законодательства  обохране и  использовании памятников истории и культуры РСФСР,  если вмеждународном договоре   РСФСР   установлены   иные   правила,   чемпредусмотренные законодательством    об   охране   и   использованиипамятников истории и культуры РСФСР.     (Статья  в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от18 января 1985 года N б/н).


Похожие работы:

  1. • История права СССР
  2. • Управление культуры администрации области
  3. • Основные понятия земельного права
  4. • Реституция культурных ценностей
  5. • Социалистический тип государства
  6. • Особо охраняемые природные территории как фактор ...
  7. • Приобретение права собственности
  8. • Экологическая экспертиза в России
  9. • Роль памятников русской культуры в истории Российского ...
  10. • Юридические памятники г.Санкт-Петербурга конца ХІХ и ...
  11. • Охрана памятников истории и культуры в России
  12. • Конституционные обязанности личности
  13. • Билеты к экзамену по архивоведению
  14. • Договор аренды зданий и сооружений: понятие ...
  15. • Право собственности некоммерческих организаций на жилые и ...
  16. • Уголовно-правовая характеристика преступлений против ...
  17. • Право собственности некоммерческих организаций на жилые и ...
  18. • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  19. • Особенности музеефикации и культурный туризм
Рефетека ру refoteka@gmail.com