Введение.
Начиная данную работу, посвященную обязанностям, автор хотел бы раскрыть те причины по которым привлекла его данная тема и задачи, которые он перед собой поставил. Данная тема интересна для автора тем, что обязанности это правовые принципы, которые являются противовесом правам. Нет такого общества в котором были бы одни лишь права. Общество всегда наполнено определенным количеством прав и обязанностей, которые между собой соотносятся ибо нельзя реализовать право без взаимной обязанности или хотя бы не препятствовать. Задача законодателя состоит в том ,чтобы разделить "по справедливости" эти права и обязанности.1
Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Но все-таки данная тема недостаточно по мнению автора освящена в научной литературе. В своей работе автор освятит следующие вопросы. Это понятие и юридическая природа конституционных обязанностей граждан и содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
1.
Понятие и юридическая природа обязанностей граждан.
Слово "Конституция" - латинского происхождения, от "constitutio" - установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство; избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные право и обязанности граждан1. Вот об обязанностях граждан автор и поговорит в данной работе. Так что же такое конституционные обязанности граждан Р.Ф. Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.
Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.
1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.
3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.
6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности1 .
Обязанности граждан, так же как и права, возникли и развивались вместе с возникновением государства. Можно сказать, что выполнение своих обязанностей гражданами перед Отечеством поначалу было просто долгом, а впоследствии они получили конституционное подкрепление. Обязанности перед государством граждан были в разные времена и в разные века неодинаковы. Так, например, в США, в Конституции республики Массачусетс в ч1, именуемой "Декларация прав жителей республики Массачусетс" в ст2 вменяется в обязанность публичное отправление культа1. Но историю этого вопроса автор рассмотрит более подробно на примере развития обязанностей и прав в России, так как они неразрывно связаны друг с другом и из одного вытекает другое, но делая все таки упор на развитие обязанностей.
Первая конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года 10 июля 1918 года В ней в разделе 2 называющимся "Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" 5 главе в обязанности граждан входило трудиться и был даже провозглашен лозунг "Не трудящийся да не ест". А в целях охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции РСФСР признавала обязанностью всех граждан Республики Социалистического Отечества и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Причем право защищать Революцию предоставлялось только трудящимся на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных обязанностей военных2. Постановка военной обязанности одной из главных понятна потому, что это были годы, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В стране сложилась острая обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму гражданской войны. Тогдашнему государству пришлось отбивать нападения внешних и внутренних врагов. На первое место выдвинулись военные функции государства: обороны страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Это было жестокое время, когда брат шел на брата. В стране объявлялся военный режим, причем не только в армии, но и на транспорте, военной промышленности и в снабжении продовольствием. Создался 30 ноября 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны которому, предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин. Что же касается труда, то здесь надо сказать следующее, что новое государство было первым государством и это был прогресс в то время установило восьми часовой рабочий день. Это распространялось на всех и в том числе на работающих по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов, устанавливался перерыв в рабочее время для отдыха и приема пищи длиною в час. Труд ночной запрещался для женщин и для подростков до 16 лет. Нельзя было работать по найму не достигшим 14 лет. Это тоже было правильно так как если бы не было запрета, начались бы всякие злоупотребления. Подлежало так же сокращению рабочий день в особо вредных условиях. Что же касается возведения труда в обязанность и лозунга "кто не работает да не ест" то это не совсем правильно так как труд не должен быть обязанностью, а он должен быть правом ибо трудясь человек должен удовлетворять свои потребности и создавать блага для общества и государства. А труд из-под палки плохой труд ибо человек понимает, что если он не будет трудиться и использовать свою обязанность то за это может наступить наказание. А лозунг "не трудящийся да не ест" вообще не понятен ибо под трудом каждый понимает свое, например, как могли оценить в то время труд ученого и рабочего и военного и крестьянина. Каждый из них трудится по своему, а ведь кого то из них могли признать нетрудовым элементом, потому, что труд его незаметен и не сразу видны результаты его труда. В целом же говоря о Конституции 1918 года можно сказать, что она носила четко выраженный классовый характер являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922)1 Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в основном законе - Конституции СССР 1924 года. Декларация об образовании СССР, утвержденная первым съездом Советов СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то этот документ так же вошедший в текст Конституции подвергся значительным изменениям и дополнениям. По содержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на Конституцию 1918 года и последующие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, отсутствует глава о правах и обязанностях граждан, избирательные права, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное основное внимание конституция 1924 года уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза СССР и союзных республик, система высших государственных органов Союза СССР и Союзных республик. По мнению автора правильно было сделано, что права и обязанности и главы о них не были включены в Конституцию СССР 1924 года так как эта Конституция с помощью договора объединяла республики в единый союз и соответственно республиканские обязанности должны были стать общесоюзными. В 30-е годы в стране складывается аномальная противоестественная но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя - авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями1. Эффективность этого строя (сталинизма) снижалась, но не сводилась на нет сталинщиной. Это были годы массовых репрессий и террора против собственного народа. И вот в этих условиях принимается решение о создании новой Конституции СССР. В связи с этим была образована Комиссия по созданию новой Конституции во главе с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести изменения в действующую Конституцию, но потом поняли, что это невозможно. Поэтому комиссия сочла целесообразным подготовить проект новой Конституции, который и был опубликован 12 июня 1936 года во всех газетах страны для всенародного обсуждения. Наибольшее число предложений касались таких вопросов как определение общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса. Немалое количество поступивших предложений касалось устройства высших органов власти СССР и их деятельности. Новая Конституция СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 года. В те годы Конституцию 1936 года называли "Сталинской" но это не совсем верно, так как над ней работали и оппозиционные по отношению к Сталину политики. Это к примеру Николай Бухарин. В Конституции СССР 1936 года в отличие от Конституции СССР 1924 года были закреплены не только права но и обязанности, а в предыдущей о них ничего не говорилось. Это говорит о зрелости государства. В Конституции 1936 года правам и обязанностям посвящена глава X обязанностей становится больше. Но прежде чем о них говорить хотелось бы отметить особо ст. 1271 главы X в которой говорится что "гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности". Никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. За последние десятилетия было много написано как осуществлялась в те годы неприкосновенность личности.
Статья 130 Конституции говорила впервые об обязанности граждан СССР соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
В статье 131 говорилось, что каждый гражданин и обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
Лица покушающиеся на общественную, социалистическую собственность являются врагами народа.
Статьи 132-133 взаимосвязаны между собой потому что в них как и конституции 1918 года говорится о воинской обязанности граждан СССР и ответственности за ее не выполнение.
Новым в этой Конституции было то, что труд перешел из обязанностей в права граждан ст. 118. Впервые говорится об обязанности соблюдать гражданами конституцию в предыдущих двух об этом не упоминалось по видимому в этом не было необходимости так как стояли перед государством другие задачи. Вообще же соблюдение конституции это необходимая обязанность так в этом проявляется уважение граждан к своему основному можно сказать центральному закону страны. Эти слова находят свое подтверждение в многочисленных работах и прошлых лет ученых-юристов. Исполнение законов об этом так же впервые говорится в Конституции 1936 года в принципе нормальная обязанность и даже нужная потому что четкое исполнение законов всеми гражданами залог нормального (здорового) общества. Поэтому законы должны отражать наиболее важные моменты в жизни общества и самое главное чтобы эти законы не противоречили конституции и были не против граждан а для граждан. Но в то время было все наоборот и законы были часто против граждан. Так например 14 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление по которому обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. По таким делам не допускалось кассационное обжалование. Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года издал указ "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство" по нему виновные в мелких кражах подвергались тюремному заключению сроком на один год. В постановлении ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" устанавливалась уголовная ответственность с четырнадцатилетнего возрасти за следующие тяжкие преступления - это кража, убийство, насилие и увечье. К этой группе преступлений относились такие действия несовершеннолетних которые могли вызвать крушение поездов. За все остальные преступления указ президиума ВС СССР от 31 мая 1941 года устанавливает уголовную ответственность с двенадцатилетнего возраста1. Многие современные юристы отмечают не гуманность этих норм.
Дисциплина труда является важной составляющей трудового процесса так как при плохой дисциплине страдает производство и не только оно потому что трудиться можно не только на заводе. Видимо по этому соблюдение дисциплины труда было возведено в ранг обязанностей. Важно чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, а вместе с ним и работодатели должны различать где настоящий тунеядец, пьяница, прогульщик, а где человек работающий плохо по своим личным причинам.
В Конституции 1396 года упоминается так же о том что нужно честно относиться к общественному долгу и уважать правила социалистического общежития это было нововведение этой Конституции они относились к обязанностям. Но это скорей не обязанности должны были быть, а права людей. Вообще же это должны быть категории социальные а не правовые потому что под общественным долгом каждый по своему и не всегда бывает понятно что это такое. А правила общежития должны быть вообще вне системы любой будь то социалистическая или капиталистическая система.
Появилась новая статья об обязанности граждан беречь общественную социалистическую собственность про частную же собственность ничего не говорится. Она вообще не признавалась потому что боялись что появятся богатые граждане и что они смогут свергнуть власть, а не согласных называли врагами народа и высылали в Сибирь на Колыму и т.д., это кстати тоже написано было в Конституции.
Воинская обязанность находит свое место и в Конституции 1936 года. Более подробно о ней говорится в Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года. В нем как и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечества есть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята из ст. 133 Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения ст. 3 закона.
Воинская служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ст. 5 закона. Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте.
Льготы по семейному положению предоставлялись тем из призываемых которые являлись единственными работниками с семье и содержали своим трудом двух нетрудоспособных родителей - ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службу предоставлялась учащимся средней школы до ее окончания но не старше 20 лет ст. 291.
Военнообязанные и военнослужащие пользовались всей полнотой прав и несли все обязанности советских граждан 292. Новая Конституция РСФСР принятая в 1937 году была точной копией Союзной в том числе и по обязанностям да по другому и не могло быть ведь РСФСР входила в состав Союза. В целом эта Конституция отразила факт победы социализма в стане, установила Конституционный принцип равенства граждан и расширила Конституционно закрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.
Новая Конституция была нужна в связи с тем что старая была связана с именем Сталина но несмотря на это она просуществовала до 1977 года в этот год была принята новая Конституции СССР. Проект новой Конституции опубликованный в печати в начале июня 1977 года был вынесен на всенародное обсуждение которое предшествовало принятию Основного Закона страны и продолжалось почти четыре месяца. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализма всенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституции широчайшие массы трудящихся которые внесли множество предложений и дополнений к тексту документа, и затронули многие проблемы жизни и деятельности советского общества.
В обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически все взрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях трудовых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях советов, в выступлениях по радио и телевидению, в письмах в газеты и в Конституционную комиссию сказали в те дни 140 миллионов человек. Участники обсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проекта Конституции, которые были тщательно изучены Конституционной комиссией и учтены при доработке документа. Наибольшее число предложений было высказано по главе 7 проекта Конституции она была посвящена основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР было принято 1683 предложения1. После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессии Верховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимся на обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей ст. 59. Эта неразрывность впервые указывается именно в этой Конституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье 672 обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важная общегосударственная социально-экономическая задача. Ведь Земля ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух - все это не только предпосылки хозяйственной деятельности человека но и среда обитания людей. Здесь речь идет так же о здоровье людей которое несомненно зависит от окружающей среды и бережном хозяйственном подходе к национальному богатству страны. К тому же это вопросы и будущего. От их решения зависят в каких условиях будут жить последующие поколения. Поэтому несомненно правильно что была введена такая обязанность. На основе этой обязанности записанной в конституции были приняты Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года. Закон СССР об охране атмосферного воздуха , Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года. Были так же приняты кодексы земельный, лесной, водный в них предусматривалась юридическая ответственность в числе и граждан. Ответственность предусматривалась двух видов административная и если гражданин совершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался к уголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты; добычу зверя и птицы охотиться на которых запрещено полностью или с применением автотранспортных средств - предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспорт используемый для преследования добычи признавался орудием охоты и изымался у владельца без возмещения стоимости.
Новой обязанностью впервые прописанной в Конституции 1977 года было согласно статье 681. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда в ней говорится что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в ней много исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно сохраняя памятники граждане не забывают свою историю кроме того на истории вообще учиться последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением что в период развитого социализма памятники естественной природы материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства1 потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Их сохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзных республик. Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры2.
Вообще же эта Конституция содержала еще больше новых обязанностей по сравнению с предыдущими Конституциями это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности граждан перед государством. Кроме вышеперечисленных были еще следующие:
Обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета3. Она вытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми доступными им способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то по решению Президиума Верховного Совета СССР он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная так как оберегая интересы любого государства пусть даже и советского граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства граждане повышают и свою безопасность. Автор не согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно так как при этом могли возникнуть злоупотребления и это часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.
Обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами Социалистического общества1.
Содержание конституционных обязанностей граждан России.
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека несущего только обязанности как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной когда она обретает черты порядка основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нем в частности говорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.
Но в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Однако Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (например платить налоги, сохранять природу и т.п.) коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на них не распространяются, они свойственны только гражданам Российской Федерации (например защищать Отечество, служба на государственных должностях и др.). Нельзя с этим не согласиться, потому что защищать хорошо свою Родину от внешних и внутренних врагов могут только граждане, проживающие в России постоянно, что им есть что терять. А запрет служить в государственных органах по мнению автора связан с тем, что иностранные граждане могут подспудно проводить политику страны своего постоянного проживания.
Соблюдение Конституции и законов.
Это один из основополагающих обязанностей, лежащих на гражданах. Об этом говорится в ч.2 ст.15 Конституции России. Но по своей сути эта обязанность распространяется и на не граждан России, потому что нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующее законодательство. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило не знающее исключений, на это указывает ряд авторов в своих работах. С этим высказыванием невозможно не согласиться, потому что конституция и законы наиболее полно отражают весь строй общественных отношений, и принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Поэтому любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан. Кроме того соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов конституции и положений законодательства.
Однако данную конституционную обязанность не следует ограничивать только конституцией России и собственно законодательными актами. В этой обязанности заложен и более широкий смысл, который можно определить, как законопослушание. Это значит, что граждане обязаны кроме того соблюдать подзаконные акты, Конституции и законы субъектов Федерации и акты местного самоуправления.
Кроме общей обязанности соблюдать конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так в ч.5 ст.13 Конституции РФ "Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.
Уважение прав и свобод других лиц.
Это важное условие общественных отношений и стабильности с правопорядком в обществе. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права так и морали - это прямой путь к конфликтам, в том числе и на межнациональной почве и утверждению права на жизнь сильных. Поэтому конституция предлагает наиболее правильный путь избежать этого - это закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной регуляции и разумного баланса собственных и чужих прав (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации 1993 г.).
Следующая обязанность не менее важная, чем другие - это закрепленная в конституции в ч.2 и 3 ст. 383 Конституции Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Этих обязанностей две. Во первых родители обязаны заботиться о детях и их воспитании. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. Конституции).
Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий.
Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами и интересами детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. В соответствии со ст. 156 УК РФ "Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с не совершеннолетним, -
Наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го месяца либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Как видно из данной статьи, наказание за неисполнение данной обязанности в УК предусмотрено достаточно серьезное.
Во втроых совершеннолетние трудоспособные дети в свою очередь, должны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК). В соответствии со 2 п. ст.157. злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей, -
наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом, исходя из семейного и материального положения родителей и детей и других, заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.
В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных средств, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Но не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей. В целом же можно отметить, что эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Является продолжением предыдущей обязанности следующая, это
Получение основного общего образования.
Согласно ч.3 ст.43. Конституции РФ 1993 года основное общее образование и соответственно государственная аттестация по его завершению является обязательными. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10-11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию.
Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц их заменяющих. Вместе с тем ст.19 закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимися 15 летнего возраста, если соответствующее образование не было им получено ранее.
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается 18 летним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно-опасным) поведением, граждан содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 закона "Об образовании" может быть увеличен.
По взаимному согласию родителей (или лиц их заменяющих) и месного органа управления образованием, обучающийся достигший 15 летнего возраста, может оставить образовательной учреждение до получения им основного общего образования. Дети естественно не могут нести ответствености за нарушение этой обязанности, нельзя себе представить ответственность гражданина и в зрелом возрасте. Единственым последствием для необразованного человека является невозможность поступления в ВУЗ и занятие ряда должностей. Вообще же правовой смысл данных обязанностей , по мнению автора не велик, он сводится к разумному напоминанию гражданам о необходимости получить их детьми основное общее образование, без чего им окажется очень трудно в дальнейшей жизни. Не менее важная обязанность чем предыдущие - это забота о памятниках культуры и истории. Она закреплена в ч.3 ст.44. Конституции. Если в первых двух частях ст. 44 говорится о правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Ведь культурное наследие нашей страны очень богато. Это и материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые значимы для сохранения и развития самобытности Российской Федерации, всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 1 и 6 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" 1978 г.)
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - это значит и соблюдать правила вывоза и ввоза культурных ценностей, установленные Законом РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей".
За невыполнение этих правил в соответствии со ст. 87 КОАП. Предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.
Впервые введена в Конституции для граждан обязанность в ст.57 платить законно установленные налоги и сборы.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции - фискальную и регулирующую.
Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после второй мировой войны.
Все налоги делятся на прямые и косвенные. Косвенные налоги - это налоги взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.
В Российской Федерации самым массовым налогом является подоходный налог. Он используется как и все налоги и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.
В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране государство совершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личности налогоплательщика. Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91.г. была определена налоговая система . вообще же налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов. О конкретных видах налогов и сборов приняты самостоятельные акты. Вэти акты внесены изменения и дополнения.
Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. К федеральным налогам относятся, например подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения и др. Более подробно автор хотел бы остановиться на подоходном налоге с физических лиц.
Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 года. его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка, действующему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая система льгот. Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательстве предусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определенной кратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупного годового дохода налогоплательщика. Право на вычет 5 кратного минимального размера месячной оплаты труда имеют Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды войны, инвалиды с детства и другие категории лиц. Право на вычет из совокупного годового дохода 3 кратного размера минимальной месячной оплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите СССР, Российской Федерации; один из родителей, воспитывающих инвалида с детства или инвалида первой группы. Все остальные граждане имеют право исключать однократный размер минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата труда, что очень важно, индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного дохода налогоплательщика исключается одновременно и суммы расходов на содержание детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого иждивенца не имеющего самостоятельного источника дохода). Кроме выше перечисленного, в совокупный годовой доход плательщиков не включаются все виды пенсий, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и выигрыши по ценным бумагам государства и некоторые другие.
Как видно, подоходный налог с физических лиц по своей сути - прогрессивный налог. С 1 января 1996 года действуют следующие ставки по этому налогу:
Совокупный годовой доход | Подоходный налог |
До 12 млн. рублей | 12% |
От 12 млн. руб. до 24 млн. руб. | 1440 тыс. руб. плюс 20% с суммы, превышающей 12 млн. руб. |
От 24 млн. руб. до 36 млн. руб. | 3840 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 24 млн. руб. |
От 36 млн. руб. до 48 млн. руб. | 6840 тыс. руб. плюс 30% с суммы, превышающей 36 млн. руб. |
От 48 млн. руб. и выше | 10440 тыс. руб. плюс 35% с суммы, превышающей 48 млн. руб. |
К налогам Субъектов Федерации относится налог га имущество предприятий, к местным - налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д. Они уплачиваются в бюджеты и во внебюджетные формы различного уровня.
Налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов. Обязанность по уплате налога прекращается, уплатой налога. Граждане, кроме того, обязаны платить и сборы. Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления. Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории.
Уплата налогов и сборов обеспечивается рядом государственных органов. К ним относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство органов Российской Федерации. Их деятельность направлена на своевременное и правильное взыскание налогов, налоговых платежей и сборов. Обеспечению законности содействуют судебные и арбитражные органы. В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и административный - с юридических лиц.
За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства, плательщики несут ответственность - финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную ( уплата штрафов), а в некоторых случаях и уголовную (ст. 198 УК - Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды).
Но у налогоплательщика есть и ряд установленных законом льгот, он также имеет право знакомиться с материалами проверок производимыминалоговыми органами и обжаловать их решения в установленном законном порядке. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации Законы устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.
Следует согласиться с данной формулировкой, так как ухудшение положения налогоплательщиков, в связи с введением новых налогов, например очень высокие проценты, может привести к тому, что налоги вообще перестанут поступать в доход государства.
В целом же можно сказать, что уплата налогов и сборов обязанность нужная, потому что они в конечном счете возвращаются к самим налогоплательщикам в виде бесплатного образования, здравоохранения и т.д. Доходы от взимания налогов направляются на обеспечение потребностей федерального бюджеты, бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления.
В статье 58 конституции российской Федерации сформулирована обязанность, которая касается не только граждан нашей страны, но и всего мира, потому что от этого зависит будущее всех. В этой статье говорится о том, что каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчас бездумно губят леса, реки, озера, не думая о последствиях. Делают свое черное дело и техногенные катастрофы (например взрыв реактора на Чернобыльской АЭС) и природные. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому неслучайно место данной обязанности в Конституции.
Конституционная обязанность граждан - охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Первый закон - это закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г.1
В соответствии со ст. 12 данного Закона граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, а также соблюдать требование природоохранительного законодательства, своим трудом оберегать и приумножать природные богатства, повышать свои знания о природе экологическую культуру и что немаловажно, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Участие граждан в охране окружающей природной среды может проявляться не только путем непосредственного добровольного выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и общественные фонды окружающей среды. Вложенные в форды деньги расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Граждане могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической экспертизе.
Закон "Об охране окружающей природной среды" закрепил нормирование качества окружающей среды, то есть установил предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду. Установленные нормы особенно важно соблюдать сельхозпроизводителям, так как они выращивают продукцию, которая потом попадает на стол потребителям. От качества данной продукции зависит и здоровье граждан.
Достаточно подробно регламентирована охрана животного мира Федеральным законом "О животном мире" 1995г. 1 Так в статье 25 этого закона говорится, что граждане занимающиеся содержанием и разведением животных обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. Это означает, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым оберегая от заболеваний и людей, потому что некоторые болезни животных передаются и людям.
В законе предусмотрено что несоблюдение указанных в нем требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке. Ст. 40 вышеназванного закона запрещает применение ногозахватывающих капканов. Исключе6ние составляют случаи, предусмотренные законодательством. Статья 56 закона предусматривает, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и отпускаются в среду обитания. Если же физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.
Большая часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном и лесном законодательстве. Так, например, в ст. 101 Земельного кодекса сказано следующее. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют: рациональную организацию территории, восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения, а также проводить защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений.1
Предусмотрено экологическое стимулирование за рациональное использование и охрану земель возможны экономические льготы собственников земли, землепользователей и арендаторов, к примеру, установление повышенных цен на экологически чистую продукцию, поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Законодательно не установлены формы возможного поощрения. Это установлено на усмотрение государственных органов. Это могут быть льготы по платежам за землю, принятые за счет бюджета или части расходов пользователей земли, необходимых для поддержания результатов проделанных работ.
За нарушение земельного законодательства установлены материальная, административная и уголовная ответственность. Так в УК РФ 1996г. в ст. 254 Порча земли предусмотрено ,что 1) Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями .стимуляторами роста растений ,ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -
Наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2) Те же деяния ,совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
3)Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи ,повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет1.
Но здесь нужно особо отметить, что применение ответственности к земельным правонарушением возможно лишь в случае если они нашли отражение в действующей законодательстве.
Кроме того, ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации ,принятый Государственной Думой 18 октября 1995г. и ряд других законодательных актов. Столь широкий правовой спектр, начиная с конституции и кончая кодексами показывает нужность данной обязанности и является напоминанием что природная среда у людей одна.
И наконец ,последняя обязанность, но по значимости ее можно поставить на первое место. Она записана в статье 59 Конституции РФ 1993г.2
Это обязанность нести военную службу. Эта обязанность более подробно урегулирована в федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе"3 в редакции от 21 июля 1998г. № 117-ФЗ.
Реализация воинской обязанности граждан Российской Федерации в соответствии со ст. 1 вышеназванного закона предусматривает:
Воинский учет;
Обязательную подготовку к военной службе;
Призыв на военную службу;
Прохождение военной службы по призыву;
Пребывание в запасе;
Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается в соответствии со статьей 4 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" должностными лицами органов государственной власти ,органов местного самоуправления и организаций.
Гражданин мужского пола от 18 до 27 лет ,состоящий или обязанный состоять на воинском учете ,не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу подлежит призыву на военную службу (ст. 22) закона "О воинской обязанности и воинской службе".
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и Федеральной службы безопасности. Хотелось бы еще раз особо подчеркнуть, что лица не являющиеся гражданами Российской Федерации не могут проходить военную службу.
Регулирование правоотношений ,связанных с исполнением гражданами воинской обязанности и прохождением воинской службы проходит в законе от 21 июня 1998г. ст. 37. Среди них - участие в боевых действиях, исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами ,несение боевого дежурства (боевой службы), участие в учениях и походах кораблей ,выполнение приказа ,распоряжения командира .
В соответствии с п.3 ст. 37 командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения ,привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. Кроме призыва граждане могут проходить службу по контракту (добровольно).
В соответствии со статьей 32 Федерального Закона от 6.03. 98 в редакции ФЗ от 21 июля 1998г. № 117-ФЗ1контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с министерством обороны Российской Федерации или федеральным исполнительным органом власти ,в котором настоящим Федеральным Законом предусмотрена военная служба ,письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В контракте о прохождении военной службы закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу ,срок в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу и условия контракта.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в селя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течении установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы.
Статья 341 указывает на то кто может заключит контракт. Его могут заключить: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев; граждане, пребывающие в запасе. Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе ,окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Граждане женского пола, не пребывающие в запасе и другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.1
В настоящее время сроки военной службы устанавливаются следующие ст. 36 "Закон о воинской обязанности и военной службе" 1998г.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - 24 месяца;
Для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образования, проходящих военную службу и службу по призыву - 12 месяцев.
Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу - 24 месяца.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.
Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с Конституцией. Участие военнослужащих в забастовках запрещено. 2
В случае уклонения от военной службы в действующем законодательстве предусмотрено наказание. Например, ст. 328 УК3 Уклонение от прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы.
Часть 3 ст. 59 Конституции РФ 1993г. предусматривает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Альтернативная служба во многих странах - это обязательная служба по выполнению оборонных гражданских обязанностей в общественных учреждениях, перечень которых устанавливается законами или постановлениями. В нашей стране альтернативная служба предоставляется тем, кто не может нести военную службу по вероисповеданию. Правда, такого закона пока еще к сожалению нет, но думается, что под альтернативной службой можно понимать работу граждан, например, в больницах, на "скорой помощи", естественно, после соответствующей подготовки, а также , к примеру, работа в оборонной промышленности, если он является специалистом в данной области.
Что же касается этой обязанности в целом, то она требует изменения. Военная служба должна осуществляться только профессиональными военными так как в современной армии по мнению автора невозможно стать хорошим специалистом за те сроки, которые существуют. В армию должны идти только те ,кто действительно хочет служить Родине. Военнослужащим нужно платить хорошую зарплату ,чтобы не службе они думали о службе, а не о том как и чем им накормить семью. В конце концов профессиональная армия хоть и тяжелая с экономической точки зрения вещь для государства, но крайне выгодная так как повышается боеспособность армии, а это приведет и к укреплению мощи нашего государства и потом на армии экономить нельзя, так как это может обернуться против государства.
Заканчивая работу, автор пришел к выводу ,что обязанности являются неотъемлемой частью любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни государства.
1 М.Н. Козюк. Понятие и система правового равенства. Тверь, 1997г. Стр. 18.
1 Герасимов "53 вопроса и ответа о Конституции РФ" Санкт-Петербург, Норма, 1994, стр. 3
1 Назаниев Ю.Д. "Конституционное право Российской Федерации", М. 1998, стр. 55
1 США. Конституция и законодательные акты". М.:"Прогресс" 1993, стр.51
2 Хрестоматия по истории Отечественного государства и права" М. "Зерцало", 1997, стр. 20
1 Ю.Д. Казанчев. "Конституционное право Р.Ф." М. 1998, стр. 19.
1 История государства и права России" М.,1996, стр. 104
1 Хрестоматия по истории государства и права стр. 244
1 История государства и права России. М., 1996 год, стр. 458
1 Ведомости Верховного Совета СССР 1939 года №32
2 Ведомости Верховного Совета СССР 1939 года №32
1 Г.И. Злоказов "Документы всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР". М., 1984, стр. 46
2 Конституция СССР 1997, статья 67
1 Конституция СССР ст. 68
1 Наши права и обязанности", Л. 1984, стр. 41
2 СП СССР 1982, №26 ст. 173
3 Конституция СССР ст. 62
1 Конституция СССР 1978 года, статья 66
1 ВВС 1991 №10. Ст. 457.
1 СЗ РФ 1995. №17. Ст. 1462.
1 Земельный кодекс РСФСР. Ст. 101
1 УК 1996г. Ст. 254.
2 Ст. 59 Конституции.
3 Издательство "Ось 89" Москва ,2000г.
1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
1 Там же.
1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 6.03.98.
2 Комментарий к Конституции РФ 1993г. Стр. 256.
3 Уголовный кодекс 1996г. РФ, Ст. 328.