В предшествующих главах изображены основные изменения, происшедшие в Запорожье, такие, как украинизация, переход к новой экономической системе и возникновение новой политической системы, спад промышленного производства и сельского хозяйства. В этой главе читатель шире познакомится с рассуждениями авторов по поводу изменений в обществе, в особенности, по поводу переориентации общества на другие нравственные ценности и моральные нормы. Здесь читатель найдёт также рассказ о различных изменениях взаимоотношений между отдельными группами общества и внутри этих групп.
“Сталинский” социально-психологический синдром
Запорожское общество является плодом исторически сложившихся в регионе социальных отношений. История драматически отразилась на отдельных людях, из которых состоит Запорожское общество. Хотя отличий между людьми здесь ничуть не меньше, чем между жителями других мест на Земле, но, вместе с тем, отчётливо просматривается определённый набор отношений к тем или иным событиям, явлениям и вещам, который выработался и развился у жителей Запорожья, начиная со сталинского времени, в коммунистическую эпоху.
Коммунистическое и царское прошлое породило такую систему ценностей и поведенческих норм, которая достаточно стойка и способна к самовоспроизведению. Можно выделить определённые составляющие свойства синдрома: царизм и коммунизм сформировали культ силы, которая является атрибутом власти и вместе с тем сочетается со слабостью общественной позиции рядовых граждан и отсутствием оппозиции существующей власти.
Абсолютистская власть была законом. Самоорганизация общества полностью отсутствовала при царском режиме. Позже желание правящей партии контролировать все аспекты социальной жизни привело к контролемании. А вследствие этого выработалось стойкое отвращение большинства рядовых честных граждан к участию в процессе управления, нежелание брать на себя ответственность. Инициатива не только не приветствовалась, но была наказуема. Свободомыслие истреблялось, в том числе, и в университетах. Правящая партия выработала упрощённый взгляд на мир, основанный на исключении противоположной точки зрения. Все взгляды и представления, не совпадающие с партийными, объявлялись ошибочными и вредными. Государство, в принципе, взяло на себя заботу почти обо всём в личной жизни человека - от рождения до могилы. Это привело ко всеобщей пассивности.
Пренебрежение правдой в жизни общества, абсолютистская власть и беззаконие породили недоверие как существенную черту в жизни людей. При выборе лиц на влиятельные посты решающую роль играла лояльность, а вовсе не компетентность. Это породило некомпетентность на всех уровнях. Знающие, опытные, образованные люди часто были изгоями общества. Предпочтение послушных повлекло за собой появление большого числа работников, которые затруднялись решить любую поставленную перед ними задачу.
Характерные свойства сталинского социально-психологического синдрома стали наиболее заметны при Сталине, хотя многие из них развились ещё в царское время и изображены в русской литературе ХIХ века. Начиная с гоголевских “существователей” и покорных любому самодуру “глуповцев” Салтыкова-Щедрина, до гончаровского Обломова и чеховского Гаева, проблема пассивности и инертности русской аристократии и интеллигенции, да и широких слоёв населения, поднималась неоднократно. А что касается всеобщей подозрительности, пошлой благоглупости, некомпетентности и склонности к доносам, абсолютной лояльности и контролемании - то здесь нельзя не вспомнить Молчалина из комедии Грибоедова “Горе от ума”, гоголевского Держиморду и чиновников из ”Ревизора” и “Мёртвых душ”, чеховского околоточного надзирателя и “Человека в футляре”, всех этих лебезящих и трепещущих перед начальством “толстых и тонких”, и конечно градоначальников города Глупова, чьи жизнеописания, появившиеся из-под пера Салтыкова-Щедрина в ХIХ веке, всё никак не станут только фактом истории литературы - до того их подвиги напоминают нам деяния советских да и постсоветских руководителей всех рангов. А караси-идеалисты, вяленые воблы и премудрые пескари из сказок Салтыкова-Щедрина тоже по-прежнему проживают среди правоверных последователей как красной, так и жёлто-блакитной идеи, да, впрочем, и среди ругателей всяких идей.
Драматически преломились проблемы русской интеллигенции в творчестве Ф.М.Достоевского, герои которого бесконечно страдают от невозможности изменить мир. Все гибельные уродства русской действительности терзают сознание самых совестливых и пытающихся быть активными. Невозможность революционного насилия, проповедуемого социалистами, и, вместе с тем, бессилие перед наступающей на горло жестокостью буржуазного мира, создают ад в душах его героев. Глубоко волновала проблема участия личности в истории и тема личной ответственности каждого за судьбу общества двух русских национальных гениев - Александра Пушкина (драма “Борис Годунов”) и Льва Толстого, лучшие герои которого, проходя сквозь заблуждения и преодолевая иллюзии, не отступают от жизненной правды и стремятся к добру и гармонии, а безнадёжно погрязшие в тщеславии и эгоистическом желании славы и власти - правят страной по праву крови и силы. Философы Н. Бердяев и В. Розанов также неоднократно писали об отсутствии инициативы как о типичной черте русского характера.
В ХХ веке, хотя бесы Сологуба и Булгакова значительно измельчали, по сравнению с бесами Достоевского, но о том, как уютно они себя чувствуют в душах и домах российских обывателей, можно узнать из книг не только упомянутых авторов, но и из писаний Леонида Андреева и Максима Горького.
На седьмой год после развала Советской империи и провозглашения независимости Украины приходится с болью констатировать, что “Хомо советикус”, увы, всё ещё жив. Мы с горечью пользуемся для обозначения распространённого понятия этим несправедливым и обидным термином. Ведь те черты, что под ним подразумеваются, - результат всей истории России, а не достижение семидесяти советских лет. Но в советскую эпоху этот синдром стал более очевиден, поскольку приобрёл тотальный характер.
Однако, так или иначе, с переходом к рыночной экономике обстоятельства жизни, в которых оказались жители Запорожья, фундаментально изменились. Приходится изменить привычным стереотипам и ценностям, выработанным в прошлые десятилетия, и абсолютно не соответствующим сегодняшнему дню.
Прежде всего, сейчас наблюдается свободное падение, в котором оказался каждый после снятия государственной опеки над гражданами, сопровождавшей прежде жизнь индивидуума от рождения до гробовой доски. Переход от плановой жизни, в которой почти не было места личной инициативе, к жизни, в которой личная инициатива - решающее условие выживания. В результате этих изменений, однако, не произошло взрыва предпринимательской деятельности и производства новых товаров и услуг. Вместо этого наблюдается защитная реакция, выразившаяся в использовании хорошо известных по досоветской эпохе видов деятельности: возделывание приусадебных и садовых участков, огородов, продажа излишков на базаре. Или расширение системы услуг между друзьями, которая существовала и в советские времена, по принципу: ”Я тебе, ты - мне”. Видимый эффект, полученный от возделывания земельных участков - феноменальное увеличение базара. Для большинства потерявших рабочее место первой же возможностью заработать деньги становилась торговля на базаре. Как видим, большинство людей направило усилия на примитивные формы экономики, которые чаще всего не дают дохода, достаточного для достойной жизни.
Следствие этого - отчаяние и бездействие. Люди не могут приспособиться к новым условиям и опасаются за своё будущее. В результате многие прибегают к традиционным средствам забытья: алкоголю и наркотикам. Алкоголизм наблюдается даже в большей степени, чем раньше, а употребление наркотиков среди молодёжи стало широко распорстранённым явлением.
Другим компонентом, который стал настойчивее проявляться в переходную эпоху, но развивался ещё при коммунизме, является отсутствие чётких моральных ориентиров и нравственный вакуум. Казалось бы, в советское время тоталитарная воля правящей партии препятствовала распространению в народе таких вещей, которые вообще считаются аморальными, как, например, воровство. Когда же тоталитарная власть рухнула и не была заменена другой крепкой дисциплинирующей, устрашающей силой, многие люди, кажется, перестали понимать, что хорошо, а что дурно. Стремительное распространение того, что всегда считалось безнравственным, произошло, вероятно, не только потому, что наступило беззаконие в обществе, не имеющем сил противостоять распространению преступности, но и в связи с недостаточностью, шаткостью внутриличностных моральных устоев. Социальные учреждения, которые традиционно поддерживали общественный порядок, сами по себе были ослаблены или разрушены. Помимо разрушения движущей силы партии, авторитет семьи также был подорван, что связано с большим количеством неполных семей. Упадок официального контроля обострил упадок контроля социального.
Представления общества о воровстве чрезвычайно интересны и в корне расходятся с уголовным кодексом. Кража государственного имущества никогда не рассматривалась большинством как преступное, предосудительное действие. Даже девиз такой появился: ”Если не воруешь у государства, значит, воруешь у семьи”. Хищение государственной собственности постепенно получило массовое распространение в советские времена. Что же касается частной собственности, то, её кража всегда осуждалась, как аморальное, преступное действие. С наступившей “либерализацией”, присвоение государственного имущества стало весьма распространённым явлением, и это массовое воровство практически невозможно остановить, так как общественная мораль к нему при сложившихся обстоятельствах (кризис производства, нищета, безработица, отчаяние) продолжает относиться чрезвычайно снисходительно.
Другое представление - о лжи - тоже примечательно. В целом, на протяжение советской эпохи люди научились быть очень терпимыми ко лжи, так как власть требовала публичной лжи на каждом шагу. Эта терпимость к вранью на всех уровнях способствовала в нынешних условиях широкому распространению недоверия в общественной жизни, что невероятно усложняет заключение сделок в экономике.
Обнищание населения и появление хищников в правящем классе порождает немилосердное общество, в котором добро перестало быть ценностью. Изменения последних лет можно охарактеризовать как переход от общества со строгим социальным контролем к обществу, которое иначе, как джунглями индивидуализма, не назовёшь. В целом, отношения между гражданами стали более грубыми. В связи с обнищанием и моральным вакуумом, царящими в обществе, основным занятием молодого поколения стали поиски обогащения, бесконечная погоня за прибылью. За всё полагается плата, даже за самую малую услугу. В сегодняшней жизни правила преступного мира стали приметой поведения руководящей элиты и от этого проявляются ещё ярче.
Вообще, реакция личности, на изменения условий жизни и упадок всего и вся, чаще всего является оборонительной. Западные теоретики рыночной экономики предполагали, что если рынок будет внедрён на Востоке Европы, то рыночные силы будут действовать как дубинка, подгоняющая развитие современной рыночной экономики. Помимо того, что истинные рыночные отношения к концу девяностых годов едва ли существуют в Запорожье, возникают существенные сомнения в том, что, даже в случае их успешного развития, запорожское общество будет так же реагировать на рыночные отношения, как жители Запада. Разрушение власти правящей партии способствует скорее развитию клептократии, чем подлинной рыночной экономики.
В сознании людей и во взаимоотношениях между группами общества произошли заметные изменения. Развитие клептократии, то есть власти воров, отчасти становится возможным из-за того, что народ, ведущий себя, как пассивная жертва, не препятствует продвижению к власти нечистоплотных людей, которым потом позволяет руководить собою. Палач и жертва - своего рода симбиоз, один невозможен без другой. На Западе всё ещё широко распространено мнение, будто переход к рыночной экономике и парламентской демократии западного образца можно ввести на Востоке Европы директивным путём - методом правительственного декрета. Это безосновательное допущение.
Здесь, в Запорожье, социальная и экономическая жизнь движется по пути зависимости. Возможное развитие Запорожья ограничено целым рядом препятствий, которые сковывают общество на пути к экономическому прогрессу.
Сталинский социально-психологический синдром, вместе с другими сдерживающими факторами, такими, как отсутствие опыта рыночной экономики и парламентской демократии, а также существующие социальные структуры, препятствуют развитию экономики и демократии западного образца в исторически короткие сроки.
Несмотря на то, что сталинский социально-психологический синдром, постепенно вырождается, он пока ещё по-прежнему очень живуч и не может быть преодолён в течение жизни одного поколения. Он способствует продолжению авторитаризма и полуфеодальных путей управления. Это серьёзное препятствие для укрепления власти закона и экономического развития.
Сталинская власть, и в целом, история царизма и коммунистического режима отразилась на наборе жизненных правил и нравственных представлений запорожцев, который также является частью накопленного исторического опыта, отразившегося в судьбе, мыслях и поступках каждого отдельного человека, выросшего в Запорожье. Иными словами, сталинская система несомненно пустила глубокие корни в сознании людей и пронизала все общественные отношения.
Распространение преступности
В годы Перестройки, особенно с 1989, наблюдается стремительный рост преступности, продолжающийся и после отделения Украины. Особенно 1996 год дал резкий всплеск числа преступлений.[1] Количество убийств на 10.000 населения выросло с 2 в 1990-м до 12 в 1997. Это более, чем в 23 раза превышает показатели Великобритании и более, чем в 7 раз Италии(1992).[2] Запорожская область, составляющая 4% населения Украины даёт 6,5% от числа совершённых по стране преступлений.(Данные на 1998 год) Абсолютное число зарегестрированных по области преступлений выросло с 12,1 тысячи на 1985 год до 33,3 тысячи в 1997, то есть почти в три раза, тогда как в целом по стране за те же годы число зарегестрированных преступлений удвоилось.
Если посмотреть на рост абсолютного числа официально зарегестрированных покушений на убийство и преднамеренных убийств за последние годы, то эта статистика также производит впечатление. в 1985 году по Запорожской области их было 73. В 1990 - 131, в 1995 - 217 и до 1998 включительно эта цифра оствалась почти без изменений. К этому следует прибавить, что случаи нанесения тяжких телесных повреждений а также случаи хулиганства между 1985 и 1998 годом удвоились.
Вообще, нарушение закона становится всё более безнаказанным. Если в 1990-м по 1003 расследованным дорожным происшествиям было наказано 1009 человек, то в 1995 году было расследовано только 507 дорожных происшествий, а понесли наказание лишь 99 человек. Эти цифры позволяют также проследить, как растёт коррупция судебно-следственных органов и автоинспекции. Число дорожных происшествий, если верить официальным данным, снизилось между 1990 и 1998 годом более, чем на 50%. Значит ли это, что их действительно произошло столько, сколько зарегестрировано?
Всеобщее беззаконие способствует стремительному распространению преступности. Преступники подкупают милицию, чтобы действовать безнаказанно. В 1994 году более половины убийств остались нераскрытыми. Ничего удивительного в этом нет, так как зачастую преступники гораздо лучше вооружены и защищены, чем работники милиции.
Так как преступники имеют реальную возможность остаться безнаказанными, то преступления, сулящие выгоду, стали привлекать многих. Преступность в Запорожье не организованная большая мафия, а в основном представляет собой небольшие разрозненные бандитские группировки, терроризирующие общество.[3]
Конечно, существует богатая палитра разнообразных преступлений, направленных на незаконное присвоение государственного имущества. Дело в том, что проявление этого рода преступной действий, если они совершаются представителем правящих кругов, не рассматривается в обществе как преступление и остаётся без наказания. Совсем так же, как преступная власть государства в сталинское время не считалась большинством граждан преступной.
Новым является только то, что государство больше не имеет монополии на насилие и произвол. Повсеместное насилие со стороны преступных группировок гораздо более непредсказуемо, чем некогда мощная машина государственного террора. Это делает повседневную жизнь более опасной.
Распространение преступности существенно влияет на повседневную жизнь запорожцев. С наступлением темноты становится опасно ходить по улицам. Банды хулиганствующих негодяев нападают на граждан и средь бела дня, не опасаясь милиции. Редко можно встретить запорожца, не ставшего хоть раз жертвой нападения. Милиция же сама по себе - часть проблемы преступности, поскольку пытается выжать из граждан как можно больше денег. Малограмотные и отупевшие от беспросветной нищеты милиционеры, чувствуя свою безнаказанность, сами склонны иногда к проявлению чудовищного насилия по отношению к задержанным за мелкие преступления или нарушение общественных норм поведения. Чаще всего жертвами избиения в милиции становятся подростки и молодые мужчины, задержанные на улице в нетрезвом состоянии.
Социальное неравенство
При молчаливом попустительстве основной массы пассивного и послушного населения Запорожья, правящий класс хищников, описанный в четвёртой главе, присваивает себе всё большую долю быстро уменьшающегося пирога общественных доходов.
Как нигде в мире, на Украине неравенство доходов чудовищно увеличилось за годы перехода к рынку. К концу 1990-ых Украина принадлежит к странам, где наблюдается самый большой разрыв между верхним и нижним пределами доходов.
В Запорожье этот процесс стал более заметен с появлением класса новых богачей. Они составляют примерно 10% населения. Это разбогатевшие торговцы, банкиры, высшее руководство крупнейших государственных промышленных предприятий и представители политической власти. Этот класс накопил такое огромное богатство, что цены для него больше не имеют значения. Они покупают продукты в новых роскошных магазинах на проспекте Ленина или сидят в кафе и ресторанах, где напитки дороже, чем в ресторанах Лондона и Парижа. Они строят роскошные и столь же безвкусные виллы в лучших местах.
Хотя нувориши и составляют около десяти процентов населения города Запорожья, что означает приблизительно 100.000 человек, они, имея огромные средства, никак не влияют на культурную жизнь.
С другой стороны, подавляющее большинство населения нищает стремительно. Почти половина населения живёт за чертой бедности. Это означает, что весь заработок расходуется на пищу. Бедняки не имеют денег даже на лекарства или лечение.[4]
В Запорожье нет никакой информации о бедности населения. Единственные статистические данные по области сообщают, что в !998 году среднестатистическая запорожская семья тратит 43,6% на питпние, 19,5% на непродовольственные товары, 9% на налоги, 8,3% на квратплату и 1,4% на алкогольные напитки. Как видим, на культурные запросы и поездки остаётся 7,9%. Но это среднестатистическая семья - смеем предположить, едва ли существующая в действительности... В реальности запорожцы хуже всех по Украине оплачивают свои коммунальные услуги. Например, в 1996 году за газ заплатили только 20% квратиросъёмщиков. И это не от хорошей жизни. В наблюдаемых нами “среднестатистических” - в смысле - типичных семьях давно забыли о покупке не только новой мебели, но и одежды. Все деньги уходят на еду. Но это эмоции. А вот объективные данные опроса мнений, проведённого в Харькове - крупнейшем областном центре Восточной Украины в сентябре 1996 года. Было опрошено 1502 человека. Установлено четыре группы с разным жизненным уровнем. 47% причислили себя к группе А (“У нас не хватает денег даже на основные продукты питания”). 37% - к группе Б (“Мы тратим все наши заработки на еду и на самые необходимые вещи”). 12% - к группе В (“У нас хватает денег на необходимое, но нам не по карману товары длительного пользования”). И только 4% отнесли себя к группе Д (“Мы достаточно обеспеченные люди”). Это означает, что в Харькове подавляющее большинство (84%) живёт в нищете. Смеем утверждать, что разница между нищетой в Харькове и в Запорожье невелика. Опрошенным был предложен также вопрос: ”Каково, по вашему мнению, ваше положение в обществе на сегодняшний день, какую ступень на социальной лестнице вы занимаете?” Если в 1986 году 85% опрошенных отнесли себя к среднему классу, то в 1996 году только 39%. К нижним ступеням социальной лестницы в 1986 году себя отнесли 6%, а в 1996 - 49 процентов! Это означает, что в самоопределении статуса большинства людей произошла значительная переоценка - снижение его за истекшее десятилетие. Авторы опроса замечают также, что ценности, на которые ориентировались опрошенные в определении социального положения, тоже очень изменились. На задний план отошли такие критерии, как уровень образования, личные человеческие качества и моральный уровень, их место заняли уровень доходов, личные связи и деловые качества.[5]
Более половины запорожцев на начало 1998 года фактически не имело работы, а стало быть, и заработка. Большинство, как мы отмечали, выживает только благодаря возделыванию земельных участков. Сейчас владельцы садов и огородов столкнулись с повальным воровством урожая. К тому же, из-за дефицита и дороговизны транспорта, стало труднее ездить за город и обрабатывать землю регулярно.
Те же, кто имеет работу, обычно тоже заняты возделыванием земли в нерабочее время, что часто гораздо важнее, чем работа, за которую платят гроши или вовсе не платят. Пытаются люди найти и вторую, более доходную работу, зачастую более тяжёлую и не связанную с основной специальностью. В конце 1994 года, как подсчитано, 54% доходов работающие люди получали от дополнительных заработков.[6]
Обнищание семей видим из за скупыми цифрами статистики. На 100 семей в 1996 году приходилось 104 холодильника. На 1998 - только 98. При летней температуре +30+40, держащейся три месяца, жизнь без холодильника - ад. А без денег на его починку? Из 98 стиральных машин, работавших в 1994 году в каждых ста семьях, в 1998 осталось лишь 85. Из каждых 60 швейных машин за последние годы вышло из строя 11. Пылесос становится роскошью. Он есть только у 64 семей из ста. А фотоаппарат, похоже, скоро выйдет из употребления. Он остался на хозяйстве только в 16 домах из ста. Телевизор. Им начинается и заканчивается вся культура в Запорожье. Их по-прежнему в избытке, хотя всё равно меньше, чем раньше.
Говоря о социальном неравенстве, вынуждены заглянуть и на самое дно колодца общественных слоёв.
Падение жизненного уровня толкает многих женщин к проституции. Хотя это явление распространено во всех обществах, но в советское время проституция была ограниченной и не столь заметной. В 1990-е огромное количество очень молоденьких девушек, начиная с 12 лет, занимается проституцией. Тарифы снижаются, конкуренция растёт. В 1997 году девчонки на площади Октябрьской в центре Запорожья предлагали себя за ролтора-два доллара.
Действительно ли мужчины страдают больше женщин?
В советские времена политики утверждали, что в стране Советов женский вопрос решён. Практически все взрослые женщины работали. Однако большинство из них имело двойную нагрузку, в том смысле, что после рабочего дня они делали основную часть домашней работы. Таким образом, традиционное разделение обязанностей, точнее, неразделение их, привело к постоянно возрастающему стрессу так называемой эмансипированной женщины.
Хотя не так много женщин занимает руководящие должности в экономике и обществе, их шансы в общественной жизни возросли. Женщины стали более уверенными в себе. Они проявляют в целом больше воли к жизни в деле спасения семьи в невыразимо тяжёлых экономических условиях, с которыми столкнулось большинство населения Украины в переходный период. Они играют ведущую положительную роль в большинстве семей. Социальная модель поведения отца часто сводится к горизонтальному положению мужчины дома на диване, в лучшем случае, с газетой в руках, далеко не всегда трезвого и мало заботащегося о своих детях. Поэтому, даже если отец физически присутствует, синдром безотцовщины встречается на Украине сплошь и рядом, почти в каждой семье. Женщина стала главнокомандующим семьи - этого последнего бастиона, осаждаемого неурядицами враждебного внешнего мира.
Несмотря на свою тяжёлую жизнь, женщины Запорожья пытаются в большинстве случаев, и не безуспешно, сохранить свою женскую привлекательность, доброту, обаяние, то есть, человеческое достоинство. Несмотря на отчаянную бедность, они выкраивают крохи из своего бюджета на косметику, умеют со вкусом и элегантно одеться. Лишь в 1997 году в городе стали активно продавать старую одежду “сэконд хэнд”. До этого времени жители Запорожья не покупали поношенной одежды, и все комиссионные магазины этого назначения постепенно закрылись. Теперь нищета довела до обносков. Но многие и в стареньких платьицах и пальто выглядят куда элегантнее, чем многие состоятельные женщины на Западе.
Запорожские женщины в массе своей выглядят более светски, ведут себя более цивилизованно и лучше образованы, чем мужчины. Дело не в формальном образовании, а в его плодах. В процессе жизни женщине удаётся повысить свой интеллектуальный уровень, может и не бог весть каким высоким бывший после средней школы. Она вынуждена этим заняться, чтобы семья выжила. На заработок мужа большинству из них в условиях экономического краха рассчитывать не приходится. Школьные проблемы и интересы детей, трудности их взросления, их здоровье - тоже, как правило, забота матери, что заставляет женщину быть тоньше, тактичнее, общительнее и деликатнее мужчины, развивает её интеллект, закаляет волю, даёт моральное право уважать себя. Мужчины же, наоборот, в массе своей после окончания средней школы, и даже после вуза - деградируют в результате длительной алкогольной зависимости и неосмысленного полуживотного существования, которое они не в силах изменить иногда по причине слабой воли, а чаще - из-за невозможности заработать достаточно средств для более достойной жизни. Душевная дряблость и бездуховность свойственны в большей степени мужчинам. Женщина, в большинстве случаев, слишком ответственна, чтобы опуститься до этого.
В советском обществе существовало строгое разделение общественной и частной жизни. В частной жизни женщина была краеугольным камнем. В жизни семьи ещё можно найти до определённой степени сохранившиеся традиционные духовные ценности, поскольку семья - микрокосмос общества - средоточие отражения всех происходящих в обществе процессов. Но, в то же время семья была почти полностью изолирована от общественной жизни.
Общественная жизнь была традиционно в руках мужчин. Это также и средоточие лжи, доминирование которой породило всеобщую подозрительность. В общественной жизни большинство людей не могло себя реализовать. Общественная жизнь была очень авторитарной, в ней совсем не приветствовалось полное развитие личности. Хотя принято бело считать, что в Советском Союзе много образованных мужчин и женщин, только считанные из них могли по-настоящему использовать свой интеллектуальный потенциал на рабочем месте, и - более широко - в общественной жизни. Отсюда постоянная неудовлетворённость, свойственная людям в общественной жизни, традиционно руководимой и направляемой мужчинами. Всегда и везде - общественная жизнь возглавляется мужчинами и даёт им возможность самореализации. Это место приложения их мужских способностей и амбиций. Во многих странах это удаётся большинству и с лёгкостью. Но в Советском Союзе мужчина в подавляющем большинстве случаев никогда не был настоящим хозяином своей жизни.
Значит, неизбежно должна была возникнуть мужская проблема, а вместе с ней проблема взаимоотношения полов. Хотя главное бремя воспроизводства общества несёт женщина, мужчина, как кажется, страдает больше. Заметно возросла в связи с недавними экономическими и социальными потрясениями смертность населения, причём смертность мужчин - просто чудовищно (см. гл. 10). Особенно увеличилось количество смертей мужчин от 40 до 60 лет. Это такой возраст, в котором наиболее тяжело примениться к изменениям жизненных обстоятельств. Ведь все предшествующие годы их преимущественным вкладом в жизнь семьи был заработок. Когда многие мужчины лишились работы, это немедленно и больно ударило по их самолюбию. Они чувствовали себя лишёнными надежд
Приложение Один день из жизни женщины
Елене С. тридцать семь. Она замужем, у неё двое детей. Всю жизнь живет в Запорожье. Елена окончила запорожский педагогический институт (ныне университет) и работает учителем английского языка. Ее судьба и повседневные заботы вполне типичны.
Елена не заработала за свою долгую трудовую жизнь не только на собственный дом, но и на нормальную мебель. Она живет вместе с семьей в квартире своей матери-пенсионерки. Муж Елены работал водителем грузовика на одном из больших запорожских заводов. Несколько лет тому назад завод остановился. Другого рабочего места найти не удалось. Он и раньше часто выпивал. Нынешняя ситуация окончательно превратила его в алкоголика и деграданта.
Как и большинство украинских женщин, Елена всегда чувствовала себя ответственной за судьбу своих детей. Все семейные проблемы она привыкла решать самостоятельно. Если муж не может быть нормальным отцом, то мать берёт на себя и его функции. Ее старшая дочь учится в киевской школе для художественно одаренных детей. Теперь это очень трудно обеспечить материально, так как вся семья живет только на доходы Елены. Кроме сына и дочери, Елена заботится о племяннице - студентке одного из запорожских колледжей.
Рабочий день Елены начинается в половине седьмого и заканчивается поздно вечером, а иногда и за полночь. Она хороший, творческий учитель, но ее день чрезвычайно перегружен.
Утром уроки ежедневно начинаются в 8 часов 10 минут. К этому времени Елена готова встретить учеников веселой улыбкой и шуткой. Ежедневно она проводит 6-8 уроков, но на этом ее работа не заканчивается. Елена классный руководитель 9-го класса. Она должна в течение дня заботиться о том, чтобы все ученики порученного ей класса присутствовали на уроках, кроме этого, она должна ежедневно отметить отсутствующих в классном журнале, регулярно писать списки учащихся в этом журнале на страницах, где выставляют отметки учителя-предметники, заполнять сводную ведомость успеваемости класса в конце каждой четверти, а также ежедневно беседовать с учителями, работающими с ее классом, чтобы быть в курсе всех происходящих в детском коллективе событий и знать об успеваемости и проблемах каждого из тридцати пяти учащихся.
И это еще не все. Каждые две-три недели Елена со своим классом дежурит по школе. Это значит, что учащиеся ее класса под ее руководством следят за порядком с 7.30 утра до 8-ми вечера. В такие дни она не может ни разу отдохнуть на переменах между уроками, а сын, ученик начальной школы, вечером чаще всего предоставлен сам себе.
Кроме этого, Елена должна еженедельно выставлять оценки, полученные учениками, каждому в дневник, для чего регулярно вести сводную ведомость текущего учета успеваемости. Не реже, чем раз в три недели-месяц она обязана подготовить и провести вечер, утренник или другое внеклассное мероприятие, а также раз в четверть провести родительское собрание и раз в неделю классный час. Вся школьная работа, кроме уроков, практически не оплачивается. Но отказаться от нее большинство учителей не может, так как "бунтовщик" немедленно будет заменен другими, послушными работниками, готовыми выполнять любые распоряжения начальства. Найти работу в хорошей школе и недалеко от дома очень трудно, поэтому Елена дорожит своим рабочим местом. Она выкраивает время для встреч и телефонных разговоров с родителями своих учеников, для занятий с отстающими, для того, чтобы прочитать новые интересные книги по методике, психологии, художественную литературу, приготовить интересное сообщение на педсовет или заседание методобъединения. Вся домашняя работа: покупка продуктов, приготовление пищи, стирка, уборка квартиры, - это тоже ее обязанность.
У Елены скромная зарплата учителя. Этого, конечно, недостаточно даже для того, чтобы семья просто нормально питалась. Поэтому Елена имеет частные уроки. В этом смысле она счастливое исключение среди коллег, так как в нынешних условиях только учителя ее специальности еще могут найти учеников из числа потенциальных эмигрантов и детей новых богачей, которым нужен английский, чтобы учиться за границей. Частные уроки спасают от нищеты, но не от бедности. И отнимают последние силы. А надо сказать, Елена даплеко не богатырского здоровья: несколько лет тому назад перенесла операцию. Но при этом она полна энергии и не сдается. Она борется за здоровье своего мужа, стремится дать хорошее образование обоим своим детям, помогает своей овдовевшей сестре, живущей в еще большей бедности. У Елены хорошие отношения с матерью и свекровью, она готова последним поделиться с друзьями. Она не чувствует себя несчастной. Остается только удивляться ее неиссякаемой энергии и оптимизму. Но вот возникает вопрос: надолго ли хватит ее сил? Летом она обычно работает в лагере отдыха(бывшем пионерском). Это единственная возможность оздоровить своих детей, которых она как воспитатель имеет право взять с собой. Так, в трудах, проходит ее отпуск. Возможности отдохнуть по-настоящему у Елены не было никогда, да и вряд ли она появится. Елена, увы, - не исключение. Многим женщинам в Запорожье живется еще труднее. Что их ждет? Будут ли их жизнь и быт когда-нибудь нормально организованы? Судя по всему - нет. Страшно об этом говорить, но скорее всего и талантливую дочь Елены ждет та же участь. Традиционный циничный подход к трудящимся людям как к мусору, характеризовавший советскую правящую верхушку, успешно взят на вооружение правящими кругами в Киеве и на местах.
“По плодам их узнают их".
На сегодня уровень смертности мужчин в Запорожье примерно такой же, как в развивающихся странах.
Уже в последние советские годы наблюдался стремительный рост разводов, продолжается он и в 1990-е. Обычно разводы происходят по инициативе женщин. После развода практически только женщины заботятся о детях. Растёт число разводов, увеличивается число детей, живущих в неполных семьях, без отца.[7] В связи с обнищанием, в последние годы родители во многих семьях отдают все силы работе, пытаясь заработать достаточно денег на нужды семьи. Дети часто растут без присмотра, как сироты. В сочетании с ослаблением внешнего социального контроля, отсутствие контроля со стороны родителей приводит к тому, что большая часть молодёжи не может удержаться от соблазна похулиганить, попробовать алкоголь, наркотики. Учителя отмечают возросшую агрессивность и грубость подростков.
Молодёжь
Старшее поколение выросло в обстановке, когда всё для каждого было заранее заготовлено и запланировано и государство заботилось обо всём - от рождения до смерти. Новое поколение является первым, столкнувшимся с неопределённостю существования на всех уровнях. То есть, оно должно более легко привыкнуть к новым условиям и проявить больше инициативы, чем это было свойственно старшим. Те, кто имеет успех в новых коммерческих структурах, - в основном молодые люди, лучше всех понимающие новые экономические и социальные законы. Это имеет и свою отрицательную сторону: они также легко выбирают нормы преступного мира. На сегодня значительная часть молодёжи одержима погоней за деньгами.
Молодёжная культура распространённая на Западе, начиная, примерно, с 70-ых, постепенно распространилась и на Украине. С конца 80-ых стремительно выросло число неформальных групп.
С исчезновением комсомола исчезла и широкая сеть различных учреждений и услуг для молодёжи. И, увы, ничего не появилось взаимен.
Начиная с 60-ых, официальная идеология имела всё меньше влияния на молодёжь, разочаровавшуюся в политике и социалистических идеалах. Постепенно всё большая часть молодых людей начинала стыдиться прошлого своей страны и опасаться будущего.
Одна существенная черта отличает современную молодёжь Запорожья от западной: молодые люди в Запорожье продолжают годами жить с родителями, от которых полностью зависят, в особенности, если учатся. Это ограничивает их независимость и отражается на модели поведения. Отсутствие денег также лишает молодёжь возможности участвовать в культурной жизни.
Юношеская преступность увеличилась, начиная с позднего периода брежневской эпохи, что было вызвано падением традиционных механизмов социального контроля и обнищанием населения. Лишившись защиты со стороны общества, дети и подростки в особенности легко становятся активными потребителями наркотиков, алкоголя и табачных изделий, жертвами насилия, проституции, различных инфекций, в том числе и СПИДа, легче идут на преступления.
Этнические меньшинства
Положение этнических меньшинств очень изменилось в процессе недавних социальных потрясений. Вообще, они стали лучше самоорганизованы, их национальные особенности стали более заметными, потому что люди перестали скрывать свою национальную принадлежность.
В особенности это касается евреев. Хотя и не так существенно, как в Западной Украине, в Киеве и Харькове, евреи в Запорожье тоже играли существенную роль в жизни общества. В особенности в области торговли, образования, науки и культуры. Почти треть населения Александровска составляли евреи. Они всегда много внимания уделяли образованию. Вот почему уровень образования среди евреев значительно выше, чем в других этнических группах. Средний уровень высшего образования по Украине - 85 человек на 1000 граждан старше 15 лет. Что же касается евреев - то он составляет 358 человек на 1000, а русских - 158.
Начиная с 1930-х произошла массовая ассимиляция евреев, у них просто не было иного выбора. Массовые репрессии среди интеллигенции, разжигание антисемитских настроений со стороны высшего эшелона власти привели к тому, что мимикрия, изменение отчеств, имён, фамилий, национальности в паспорте стала в еврейской среде распространённым явлением. Люди делали это, опасаясь за свою жизнь и за будущее детей. Говорить открыто о своём еврействе сначала было опасно, потом - в связи с нарастанием волны бытового антисемитизма - стало стыдно. Евреи забыли идиш, но забыть, что они евреи, не давала советская власть. Равенства наций, в своё время лицемерно провозглашённого красными “интернационалистами”, не существовало никогда. До конца 80-тых существовала незафиксированная на бумаге, но чётко выполняемая почти всеми вузами квота на поступление евреев. Например, в 70-ые годы в Запорожском педагогическом институте (ныне Государственный университет) численность студентов-евреев не могла превышать 4% от общего количества. Это выполнялось неукоснительно и безоговорочно. Что же удивляться, что люди старались изменить имена и паспорта, только бы не закрыть своим детям дорогу в вуз. Однако не все шли по этому пути. Многим, как свидетельствует статистика, удалось получить хорошее образование, несмотря на все препоны.
В результате появившейся в последние десятилетия возможности эмигрировать, многие евреи, чувствовавшие дискриминацию, уехали из Запорожья в Соединённые Штаты Америки, Израиль, Германию. Это означает, что Запорожское общество лишилось значительной части своего интеллектуального потенциала. Сейчас евреи составляют лишь 2,5% населения Запорожья.
С недавнего времени стало привлекательным быть евреем, и многие, не имеющие никакого отношения к этой национальности, начали усиленно искать в своём роду еврейские корни, менять документы, доказывая свою принадлежность к ранее гонимой нации - словом, развили бурную деятельность с целью эмиграции, что вполне понятно в условиях сложившегося кризиса. Появилась еврейская община, не существовавшая до конца 80-ых годов, наладились связи с Израилем, заработала синагога, куда прислан раввин из Израиля. Открылись воскресная школа и еврейская гимназия. В гимназии учатся дети не только из еврейских и смешанных семей, но и украинцы, русские, так как она славится особенно тёплым, любовным отношением к каждому ребёнку. Здесь, кроме общеобразовательной программы возрождают еврейские традиции, учат иврит. Израиль дал возможность запорожским детям из еврейских семей бесплатно продолжить обучение на земле предков. Теперь многие еврейские семьи живут отдельно от своих детей, уехавших в Израиль. Родители же предпочитают оставаться в Запорожье, так как их перспективы в Израиле не слишком велики, в особенности, для людей интеллектуального труда. Желающие эмигрировать на историческую родину получают бесплатный билет. Оставшимся пожилым людям регулярно оказывается посильная материальная помощь из Израиля в виде пайка, выдача которого производится через синагогу. Желающие овладеть ивритом посещают бесплатные курсы.
Цыганское население Запорожья насчитывает несколько тысяч человек. Их жильё сосредоточено в одном из городских районов в старой части города. В основном, они занимаются торговлей. Некоторые предпочитают промышлять мелким воровством и жульничеством. Цыганская мафия занимается производством и продажей наркотиков. Милиция подкуплена и не трогает их. Уровень образования цыганского меньшинства гораздо ниже среднеукраинских показателей. Обычно они не посылают своих детей в школу. Нравы запорожских цыган довольно патриархальные. Они почти не находят места в Запорожском обществе, где страдают от насмешек и дискриминации. В условиях обострившегося экономического кризиса у цыган не осталось надежды на рабочее место, а значит, и на честную жизнь.
В Запорожской области можно найти и татарские посёлки. Живут татары и в областном центре, где они не так давно выстроили новую красивую мечеть. Татары, в большинстве своём, трудятся и так же страдают от экономических неурядиц, как и остальные жители. В среде татар сохраняются национальные обычаи, язык и традиции, но внешне они ассимилировались. Татарский язык в массовых школах не преподаётся, мечеть стала единственным центром сохранения национального языка и традиций.
Немцы поселились на Запорожской земле ещё со времён колонизации юго-восточного региона Украины. Многие из них репатриировали, особенно это наблюдалось в течение 1980-90-х. Причин для этого за последних полвека накопилось более, чем достаточно. В годы Великой Отечественной войны, да и после - само слово “немец” звучало, как приговор, многие немцы по всему Советскому Союзу были высланы в оталённые северные районы, в тяжёлых условиях ссылки выжили далеко не все. Сейчас потомки уцелевших немецких колонистов, некогда живших в Запорожье, чрезвычайно малочисленны. Но они имеют свою воскресную религиозную школу, стремятся сохранить религию и культурные традиции. Немецкая община опекает одну из городских элитарных школ, в которой учатся ныне юные потомски менонитов.
В Запорожской области можно найти также небольшие болгарские сёла, где сохранился болгарский язык, но школы были только украинские, поэтому письменная культура постепенно была утрачена.
В Запорожье есть очень маленькая турецкая община, а также ассирийская, ведущая свою историю с древнейших времён и считающая себя осколком древней Ассирийской империи. Ассирийцы стараются сохранять чистоту брака, не смешиваясь с остальным населением. Они традиционно искусные ювелиры.
Заключение
Крушение правящей партии как главной объединяющей социальной силы привело к постепенному распаду традиционно сложившихся в обществе связей. Этот распад не сразу стал заметен в медленно развивающемся запорожском обществе. Отсутствие представительских интересов на политическом уровне породило джунгли абсолютного индивидуализма, что является разительным контрастом обществу со строгим государственным контролем, которое существовало в советскую эпоху. Реакции большинства людей, в особенности старшего возраста, отражают представления, сформированные в царскую и советскую эпоху, когда личная инициатива была наказуема, а пассивность и послушание поощрялись. Недоверие, на каждом шагу проявляемое в сфере общественной жизни, обусловлено отсутствием правды и насаждением лжи со стороны государства в советскую эпоху.
Эта цепная реакция лжи и недоверия продолжает крепко держать общество в своих тисках, продуцируя лжецов, мошенников и воров, препятствуя развитию экономики, общества и личной инициативы.
Крах государственного контроля породил в обществе моральный вакуум и распространение аномального поведения. В свете этого в Запорожье наблюдается взрыв преступности.
Отношения между мужчинами и женщинами стали более напряжёнными, так как в условиях социального и экономического кризиса возможности материального обеспечения семьи, бывшего всегда главной обязанностью мужчин, резко сократились.
Нищета стала уделом подавляющего большинства жителей Запорожья. К концу 1997 года большинство не могло себя нормально прокормить. С распространением нищеты неизбежно выросли преступность, проституция, алкоголизм и наркомания.
Авторы Ханс и Анна ван Зон
Примечания
[1] Милляр, стр.131, 135 Если в 1990 году в Запорожской области зарегистрировано 7283 мелких кражи, то в 1994 таких случаев уже было 11.737. Количество ограблений возросло за этот период с 977 до 1796 случаев. Случаи мошенничества участились более, чем в 2,5 раза, а клоичество зарегистрированных случаев коррупции возросло с 15 в 1992 году до 86 в 1994.
[2] Демографический ежегодник, 1994., стр. 504. В 1993 году количество убийств на Украине было 11,3 на 100 тысяч.
[3] Демографический ежегодник, 1994., стр. 504. В 1993 году количество убийств на Украине было 11,3 на 100 тысяч.
[4] Покупательная способность основной массы населения падает стремительно. Особенно это видно на таком отряде товаров, который способствует расширению сведений о мире и повышению культурного уровня: если в 1990 году в магазинах запорожской области было продано 485.000 радиоприёмников, то в 1994 - только 75.000. Число проданных за это период телевизоров сократилось с 67.000 до 8.000, а число проданных пианино, составлявшее 1000 штук в 1990 году, в 1994 упало до нуля.
[5] ТАСИС, EDUK 9402.
[6] Джонсон, 1996, стр. 113. В конце 1994 года средний заработок по основному месту работы составлял около 16 долларов в месяц, а дополнительная работа давала более 29 долларов. Стоимость минимального количества продуктов, необходимых, чтобы выжить, составляла в то время 30 долларов на человека.
[7] Количество разводов в Запорожской области возросло с 9.598 случаев в 1990 до 10.021 случая в 1995, тогда как число зарегистрированных браков стремительно падает: в 1990 - 20.381, в 1994 - только 16.294, в 1996(из расчёта на первое полугодие) - 12.168.