Рефетека.ру / Биографии

Реферат: П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

Российский Химико Технологический

Университет  им. Д.И. Менделеева

Реферат

Тема: П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

Выполнила студентка

группы ЭкЛ-61 Кынтикова Е.А.

Москва, 2001г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Возникновение социологии.

2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России

2.1            Юность

2.2            Революционная  деятельность, студенческие годы

2.3            Научная и преподавательская деятельность,

«Система социологии»

3. Последние годы жизни в России

4. Жизнь П. Сорокина в Америке

5. Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

5.1            Типологизация культур

5.2            Теория волнообразной социодинамики культур

6. Заключение

7. Литература

                        Cорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”.

   В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду  с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами  также и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

   Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в  ряду других общественных наук.

   Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академии общественных наук“, где специальным пунктом было записано “...одной  из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований  в Петорградском и Ярославском  Университетах”. В 1919 г. был учрежден  Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете  был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

   В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. – 1923. ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода  в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.

Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальность воспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1)            его строения и состава

2)            данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3)            происхождения и развития общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучения социологии»

П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать... как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци­альную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются

1)            взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2)            взаимодействие сходных и несходных лиц

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».

«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические

2. биологические

3. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные  приемы поддержания и  сохранения  этой  организации.  «Общественная жизнь представляет не что иное,  как непрерывный поток возникающих, для­щихся и  исчезающих  коллективных  единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда,  когда  прекращается  взаимодействие между частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации.  Но падение одной организации  и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,  а означают только,  что форма, порядок и организация последнего изменилась!»

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких  либо  одних  групп,  а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов».  Для объяснения исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1.            разряду космических (физико-химических) сил

2.            разряду сил биологических

3.            разряду сил социально-психических

К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:

1.            потребность питания

2.            потребность половая

3.            потребность индивидуальной самозащиты

4.            потребность групповой самозащиты

5.            бессознательное подражание

6.            потребность движения

7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:

1.            идеи

2.            чувства-эмоции

1. волнения людей

К сложным относятся:

1.            материальная культура, окружающая человека

2.            духовная атмосфера социальной среды

3.            Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин «искажает правду в угоду реакции и буржуазии».

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В №3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счаст­ливой. В этом я тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии».  После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в  Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества  Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода  инкубационным, «годами учения», очень интересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились  те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой  акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая  печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая  и анализирующая  российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», В 1927г. «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации  и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества  на социальные слои, группы, служит методологической основой  для  формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение  социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1. Вертикальном – движения вверх и вниз

2. 2.горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне

В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской и сельской социологии». В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П. Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой  болезни П.А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

1) В основе каждой культуры, по мнению П.Сорокина, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины: чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соот­ветствует определённый тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека: идеационального и чувственного; и промежуточных: идеалистического и эклектичного. В идеациональной культуре мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях. Анализируя этот тип культуры на примере европейского средневековья, Питирима Сорокин писал: “Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература  также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы и линии в цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер... Философия  была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в её духовных и светских сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала всё ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией... Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчёркивали своё единство с Богом, как единственную и высшую цель, а также своё отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям.” Подобные ценностные ориентации мы находим в культуре Брахманской Индии, лаоистской и буддийской культурах, греческой культуре VIII - VI вв. до н.э..

Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл её сенсорны “провозглашается нашей современной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей”.

Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).

И, наконец, эклектичный тип культуры предполагает  противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.

В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.

В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди  культуры идеационального типа не стремятся к естественно-научному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстаёт европейское средневековье IX - XII вв., где господствующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.

Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован  Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путём. Причём опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.

Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип), либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.

2) Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат “волны”. Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный (переходные) типы.

Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах (системах “низкого уровня”). Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует “ядро” и “периферия”. Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры. Так, для европейского средневековья главная истина, ценность - Бог. Интегрированная часть средневековой культуры поэтому была не конгломератом различных ценностей, а единым целым.

Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа.

Сорокин иллюстрирует свою концепцию суммарными статистическими данными. Например, живопись и скульптура средневековой Европы (идеациональный тип) были преимущественно религиозными, становясь в большей степени светскими в XIX - XX веках.

Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере науки. Подробный, скрупулёзный анализ, проведённый Сорокиным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной культуры приходится на XIX век.

Рефетека ру refoteka@gmail.com