Кто-то остроумный заметил однажды: «Богу – богово, кесарю – кесарево, а что же людям?» Что ж, справедливо. Исходя из этой аналогии, рискну предположить, что людям должно достаться людское, человеческое. Но откуда человечеству знать, что есть «человеческое»? Что принадлежит им по праву? Ответ на этот вопрос уже много лет дает нам социология – наука, изучающая человека и общество. Отсюда прост и понятен девиз этой науки: «de te fabula narratur» – «о тебе сказка сказывается, о тебе речь идет». Это означает, что социология касается каждого из нас, она помогает нам ориентироваться в этом огромном мире, делать правильный выбор из множества вариантов поведения. Одним из таких ориентиров является сборник работ известного русского классика социологии, в свое время эмигрировавшего в США, П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».
Сборник состоит из 5-ти тематически связанных трудов социолога: «Общая социология», «Революция и социология», «Социальная стратификация и мобильность», «Социокультурная динамика» и «Из рукописного наследия».
Книга открывается словами: «Адресуется всем интересующимся историей, философией и социальной мыслью XX века». Составители сборника «Человек. Цивилизация. Общество» не лукавили: и в самом деле, в книге найдет над чем подумать и историк, и философ, и социолог, и простой обыватель. Сам П.А. Сорокин, хоть и считался «чистым» социологом, стремился объединить свои гуманитарные знания в единую систему, поэтому в предложенных составителями на суд читателю работах можно обнаружить исторические хроники, философские заметки о ходе истории и ее сущности и даже отрывок из воспоминаний о «бойне 1917 года», являющийся реальным документом и источником и дающий возможность окунуться в эпоху революций, взглянуть на хаос, царивший в России в те времена глазами современника революции – П.А. Сорокина.
Социолог смог также «забраться» в, на первый взгляд, неподвластную ему область – психологию, тем самым бросив вызов классическим социологам (Дюркгейму, Спенсеру) и доказав, что природа социальных явлений носит самый что ни на есть психический характер. В общем, в сборнике найдется материал на любой вкус, каждый читатель непременно отыщет в нем то, что его заинтересует, будь то революция, ее характер и корни, или же рассуждения на вечный вопрос: «Что есть истина?», а также проблема и роль «принципа счастья» в ходе социологического процесса и ответ на вопрос, кем же быть предпочтительнее: «недовольным Сократом или довольным дураком»? Темы, прямо скажем, и вечные, и злободневные.
Несомненно, для того, чтобы в полной мере раскрыть многогранный талант Сорокина, одной книги мало. Но даже эти 500 с лишним страниц дают понять, какой незаурядной личностью был этот человек. Сорокин смело вступает в полемику с такими грандами мировой общественной мысли, как О. Шпенглер или К. Маркс, опровергая постулаты их теорий и приводя свои аргументированные доводы. Практически все композиционное пространство сборника занято спорами с крупнейшими социологами XIX–XX века, и конфронтация эта придает книге особую привлекательность. Читатель, будучи втянутым в этот конфликт, вне всяких сомнений, с увлечением станет следить за ходом событий, причем, склоняясь скорее к мнению Сорокина, нежели других мыслителей. Умение заинтересовать и убедить – еще одно немаловажное качество этого «русского американца».
Итак, среди 5-ти представленных в сборнике сочинений особого внимания, на мой взгляд, заслуживают 3 крупных, тематически завершенных фрагмента: «Преступление и кара, подвиг и награда» (русский период творчества), «Социология и революция» и «Кризис нашего времени» (американский период творчества).
«Преступление и кара, подвиг и награда» – отрывок из крупного раздела книги «Общая социология». Сорокин именует его «социологическим этюдом об основных формах общественного поведения и морали». Особый интерес представляет тот факт, что когда-то этот труд был защищен Сорокиным в качестве дипломной работы. На первый взгляд может показаться, что Сорокин рассуждает о старых, как мир, вещах, не сообщая ничего нового. Однако это далеко не так. Сорокин сумел раскрыть сущность этих компонентов общественной жизни шире, чем кто бы то ни было до него. К сожалению, в современном обществе не каждое опасное деяние считается преступлением, не за каждым преступлением следует наказание и не каждый подвиг, хоть и есть ему место в жизни, знаменуется наградой. В схеме преступление-кара, награда-подвиг читатель встретит множество различных комбинаций: ведь в наши дни за преступлением может последовать и награда, а за подвигом – кара. Все зависит от того, как общество встретит и оценит действия индивида, совершившего преступление или подвиг. А опыт показывает, что варианты бывают разные…
Сорокин анализирует не только функции наград и кары, но и их влияние на жизнь людей. Это влияние, конечно же, испытывал на себе каждый из нас: за определенные блага, обещанные кем-либо, человек всегда предпринимает определенные действия, либо бездействует. Но, опять-таки, маячащая на горизонте кара обычно воздерживается от каких-либо противоправных действий. И награды, и кары мотивируют действия любого из нас. И примеров здесь можно привести бесконечное множество. Но только от психических особенностей индивида и его разума зависит, пойдет ли он ради награды на подвиг или на преступление.
Раздел «Революция и социология», а точнее 2 его отрывка: «Бойня: революция 1917 г.» и «Социология революции» также вызывают повышенный интерес. «Бойня…» являет собой фрагмент воспоминаний П.А. Сорокина («Долгое путешествие») и повествует о хаосе, царящем в России, а именно в Петрограде, в 1917 г. «Раз свобода-то все дозволено» – вот девиз толпы, бушевавшей и зверствовавшей на улицах города в дни революции. Сорокин не одобряет беснований толпы, не одобряет он и действия правительства. «Агония-трагедия-пучина» – так характеризует социолог этапы революции 1917 г. В те неспокойные дни Сорокин в своих статьях клеймит позором большевиков, варварским образом захвативших власть, и, в конце концов, попадает под арест.
Природу революции, ее особенности и значение Сорокин раскрывает в работе «Социология революции». Социолог уверен, что причина всех революций кроется в недовольстве народа, в «подавлении его базовых инстинктов и невозможности их даже минимального удовлетворения». Причем ВСЕХ инстинктов, начиная с инстинкта самосохранения и заканчивая инстинктом самовыражения. Таким образом, народ видит в революции надежду на улучшение экономико-культурного положения. Вот почему солдат, уставший от войны, идет в Советы, вот почему поэт, задавленный цензурой, воспевает революцию…
На примере революции в нашей стране Сорокин показывает, что улучшение условий жизни населения, освобождение от государственного гнета после переворота – лишь видимость. Народ ищет в революции спасение, но не находит его, а напротив, положение его только ухудшается. Революция, по мнению Сорокина, есть «худший способ улучшения материальной и духовной составляющих жизни масс». Человечество нуждается в порядке, спокойствии. Поэтому, если общество способно своевременно возвратиться к своим истокам, традициям, созидательному труду и сотрудничеству всех социальных групп, революция постепенно подойдет к своему логическому завершению, сойдет на нет.
Ну и наконец, 3-ий заслуживающий, на мой взгляд, особого внимания фрагмент сборника «Человек. Цивилизация. Общество» – «Кризис нашего времени». Тема, так сказать, на злобу дня. Кризис современности в наши дни ощущается всеми трезвомыслящими людьми. Существует множество концепций и мнений, касающихся кризиса современной цивилизации. Н.Я. Данилевский, например, считал, что «гниющую» культуру ведущей цивилизации мира – западной – оздоровит вливание славянской культуры (см. Рецензия: Н.Я. Данилевский Россия и Европа). О. Шпенглер и вовсе предписывал Западу мучительную смерть. Сорокин опровергает эти теории, полагая, что мир пережил уже не один цивилизационный кризис, но в итоге постоянно перерождался заново. Социолог не отрицает факт наличия кризисных явлений во всех сферах общественной жизни и кризис этот он видит, прежде всего, в упадке основополагающих форм культуры: изящных искусств, права и этики. Сорокин не признает «заката» Запада, он выделяет 3 системы, которые сменяют друг друга в случае упадка одной из них: идеациональную (основанную на сверхчувственном царстве Бога), чувствительную (основанную на реальности, эмпирических чувствах) и идеалистическую (нечто среднее между идеациональной и чувственной).
Наш век – век чувственной этики. Мы (в большинстве своем) далеки от Бога и главными принципами жизни современного человека являются такие лозунги, как: «Максимум счастья для максимального количества людей», «Лови день», «Жизнь коротка, так давайте же насладимся ею». Цель чувственной системы – достижение удовольствия, счастья. Принцип «Купи автомобиль и будь счастлив» в нашей жизни куда весомее, чем принцип «материальные блага не приносят счастья». Кризис современности заключается, в первую очередь, в том, что противостояние идеациональной (с верой в Бога в качестве центральной идеи) и чувственной (без Бога) систем ведет к конфликтам и ненависти человека к человеку, класса к классу, нации к нации, расы к расе. В подобном хаосе моральные ценности превращаются в прах. И, хоть и горько это признавать, человечество, сделав выбор в пользу получения чувственных приоритетов, деградирует, утрачивая мораль, живя ради удовольствия, бессовестно борясь за богатство и превращая получение наживы в жизненное кредо… Несомненно, кризис чувственной системы очевиден, и многие люди с ужасом задумываются о том, что же будет дальше. Но Сорокин уверен, что доминирование чувственной этики не приведет человечество к гибели. Это не конец цивилизации, считает он. Человечество, по мнению социолога, вскоре естественным путем перейдет к другой системе (идеациональной или идеалистической) и выйдет из нравственного тупика. Об этом свидетельствует и исторический опыт.
П.А. Сорокин, по свидетельствам современников, «тонко чувствовал конфликты времени и находил для них достойное выражение». Выступал Сорокин и в роли пророка, еще в XIX веке предсказав грядущие войны, революции и кризис западной культуры. Тем не менее, его труды не были оценены по достоинству современниками, не до конца поняты они и по сей день. Вдвойне печально, что такой выдающийся человек работал и мыслил не на родине, а за границей, где его поставили в один ряд с ведущими социологами и где он по праву считался «своим». Однако составители сборника выразили надежду, что с выходом «Человека. Цивилизации. Общества» «долгое путешествие» Сорокина завершилось и он, наконец-то, вернулся в Россию.
В заключении хотелось бы выразить общее впечатление о прочтении этой книги. Нет нужды отрицать, что труд Сорокина содержит множество нелицеприятных фактов, касающихся современного общества и каждого из нас. Сорокин клеймит многие пороки современности, он и не стремится скрывать их наличие, равно как и свое отношение к ним. Однако его работы все же оставляют нам, простым людям, шанс. Шанс на то, что все еще можно изменить. Шанс, что современная цивилизация не погибнет, а напротив, вновь омолодится и будет продолжать жить, зиждясь уже на совершенно новых основах. Другими словами, он оставляет читателям – обыкновенным людям – некую спасительную нишу, то самое, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, что принадлежит им по праву, и только от них зависит, как они этим человеческим распорядятся…