Что же заставило Александра Сергеевича отправиться в столь дальнюю дорогу? Ответ на этот вопрос заставляет обратиться к замыслам поэта.
Пушкин задумывается над судьбами российского дворянства, над отношением его к народу и народа к нему. Александр Сергеевич пишет одному из своих близких друзей: ”Путешествие нужно мне нравственно и физически”.
“Нравственно”. У Пушкина была особая причина рваться на восток. По воспоминаниям Марии Волконской, прощаясь с ней, Пушкин сказал: ”Я намерен написать книгу о Пугачёве. Я поеду на место, перееду через Урал, поеду дальше и явлюсь к вам просить пристанище в Нерченских рудниках”. Каково соседство в устах Пушкина: Пугачёв – и декабристы! О чём думал он, добравшись до Оренбурга, можно только догадываться. Но не мог он не думать о том, что как никогда близок – географически – к друзьям-декабристам.
“Физически”. Пушкин был в долгах, а расплатиться и обеспечить семье более или менее сносную жизнь он мог только литературным трудом.
В середине 1831 года поэт испрашивает разрешение на работу в архивах, объясняя это своим желанием написать «Историю Петра Великого и его наследников до государя Петра III».
К 1833 году Пушкин проделал огромную работу. Он изучил сотни печатных и рукописных источников, мало кому известные документы эпохи Петра. По подсчётам исследователей, более четырех тысяч документов. Он прочёл всё, что было напечатано о Пугачёве в России и Европе. Одновременно с этим им задумывается художественное произведение, посвящённое пугачёвским событиям 1773 года. Вникая в реальные факты событий, Пушкин приходит к выводу о том, что ему необходимо побывать в местах, где бушевала пугачёвщина. Надо было своими глазами увидеть места, где разворачивались грозные события, услышать людей-очевидцев и записать их рассказы.
Так давайте и мы, вслед за Александром Сергеевичем, отправимся в далёкое путешествие по оренбургским степям.
Сентябрь 1833 года выдался сухим и холодным. Тройка мчала Пушкина в Оренбург. Слева и справа открывались холмистые просторы с небольшими лесками и зарослями кустарников. Спокойна степь. Александр Сергеевич “сочиняет” в коляске. Тряска не мешала рифмам. Святило солнце или всплывала в вечернем небе луна – коляска уверенно катилась вперёд, поэт задумчиво смотрел вдаль, и губы его шевелились: