С другой стороны, столкновение между хищником и добычей вообще не является борьбой в подлинном смысле этого слова. Если собака гонит зайца, то у нее бывает точно такое же напряженно-радостное выражение, с каким она приветствует хозяина или предвкушает что-нибудь приятное .
3. КооперацияФормы социального поведения проявляются в сообществах животных, при общение - когда контакты между животными начинают осуществляться через специальные сигнальные действия.У головоногих моллюсков и членистоногих, но особенно у насекомых, можно найти четкие системы коммуникации с передачей данных по разным каналам. Это относится прежде всего к муравьям и пчелам, у них можно увидеть строго разграниченную структуру сообщества с разделением функций между обитателями. В свое время сообщества этих насекомых называли даже вводящими в заблуждение названием “общественные животные”. Именно муравьи и пчелы проявляют яркий пример элементов социального поведения – кооперации. Кооперация проявляется в согласованном поиске пищи, защите от врагов, охране территории. Передача информации у муравьев происходит посредством специфических выделений – т.е химических сигналов. Например, в случае опасности выделения распространяются по воздуху, их “воспринимают” другие муравьи “солдаты ” и спешат на помощь. Чем больше опасность тем больше муравьев выделяют сигналов тревоги, тем больше придет на помощь “солдат”. Таким образом муравьи кооперируются ,объединяются для отражения атаки. Химические сигналы муравьев, служат также для указания сородичам пути муравья, интенсивность сигнала говорит о количестве пищи в том месте куда ведет след, что можно рассматривать как элемент кооперации в поведении.Интересен следующий пример кооперации муравьев: муравьи организовывают ямку под землей, натаскивают туда листьев, споры грибов, и затем питаются выросшими грибами. Некоторые пчелы также передают информацию химическим способом, это относится к пчелам из подсемейства Meliponinae, у них нет языка танца. Сборщица принесшая взяток, приводит соты в вибрирующее состояние, затем возвращается к обнаруженным цветам и на обратном пути оставляет пахучие метки на камнях, ветках деревьях, эти метки приводят других пчел к источнику пищи. Но основным средством общения для пчел, являются “танцы”. Найдя источник пищи и вернувшись в улей , пчела раздает другим пчелам-сборщицам пробы нектара и приступает к “танцу”, пробежке по сотам, тем самым кооперируя других пчел на совместное использование найденного источника пищи. Исследователи С.Л. Эллен и Л.Д. Мэч наблюдали весьма интересные элементы кооперации в стае волков. Стая из 20 волков жила за счет ослабевших животных. Если животное яростно защищалось, лося оставляли в покое. Но если зверь был ослаблен , члены стаи вдруг собирались вместе, толкали друг друга мордами, виляли хвостами, т. е. проявляли соглашение о серьезной охоте. Элемент кооперации под названием “мобинг”( от анг. толпа). наблюдается у стадных животных. Когда животные в случае опасности скопом нападают на хищника. 4. Попрошайничество.Попрошайничество, видимо присутствует как врожденный элемент поведения у детенышей большинства животных и пернатых. Как элемент поведения, он активен пока детеныш не подрастет, затем он видимо затухает, ведь выросшая особь способна сама добывать пропитание. Хотя и зрелом возрасте попрошайничество у некоторых видов может проявляться, причем как в условиях неволи, так и в условиях естественного обитания. К данным видам можно отнести медведей,( неоднократные случаи попрошайничества наблюдали зоологи на Камчатке), белок, конечно собак (у них этот элемент поведения видимо становится врожденным), и некоторых пернатых, например вороны. Импековену удалось доказать, что родительские крики которые слышат птенцы еще до вылупления, стимулируют клевательные движения птенцов, в том числе и постнатальное клевание клюва родительской особи, т.е. “попрошайничество”. Попрошайничество птенцов , интенсивность выпрашивания и количество издаваемых криков, может дать их родителям информацию, о размере выводка, возрасте птенцов и их потребности в пище. К такому выводу пришел Р.Килнер (R.M.Kilner; Кембриджский университет, Великобритания) который с коллегами исследовали взаимоотношения тростниковых камышовок ( Acrocephalus scriphaceus , сем. Sylvidae ) с собственными птенцами. Но существует также возможность управлять попрошайничеством ,выработкой несовместимого поведения -- например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "Иди, ляг!", укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.
5. Иерархия.Иерархия доминантности, борьба за нее и ее проверка являются наиболее существенной чертой всех социальных групп. В организованных сообществах животных – сложная система иерархии и система распределения труда. У самцов и у самок могут быть собственные системы иерархии, причем самцовая иерархия более жесткая. Существует линейная иерархия , где особь 1- доминант не над всеми особями, а над особью 2 - (поддоминант), та доминант над особью 3 и т.д.
1. 2. 3.