Те, кто потерял близких друзей или родных в авиационной аварии, может быть задумывались над тем, как вели себя и о чем думали погибшие в последние минуты своей жизни. Им горько думать, что человек умирал, испытывая чувство огромного страха и мук. Такое, может быть, и случается с некоторыми жертвами катастроф, однако обследование тех, кто пережил смертельные ситуации, показывают, что последние моменты могут быть не обязательно мгновениями страха и ужаса, как можно было бы себе представить.
Два психиатра - доктор Рассел Нойес и доктор Рой Клетти, которые непосредственно беседовали с людьми или составляли опросники, обследовали 101 человека, которые попадали в аварии, где им грозила смертельная опасность. Большинство из этих людей (72%) испытали в такие моменты состояние, которое было названо утратой индивидуальности. Утрата индивидуальности происходит когда на человека обрушивается целый поток чувств и ощущений, возникающих, по всей вероятности, одновременно. Эти чувства и ощущения сильно отличаются друг от друга и порой могут оказаться взаимно противоречивыми. Многие из тех, с кем беседовали доктора Нойес и Клетти, сообщали, что в момент наибольшей опасности казалось, что их мысли начинали работать, по крайней мере, на двух различных уровнях.
Вот пример аварии, происшедшей с 23-летним студентом, который ехал на старом автомобиле со скоростью 97 км/ч, когда вышло из строя рулевое управление. Позже он вспоминал, ему казалось, что мысль его лихорадочно работала, а время тянулось. Вся авария на самом деле произошла в считанные секунды, но казалось, что она длилась 5 минут. Некоторые ощущения казались очень острыми. Это было ощущение, когда он схватился за рулевое колесо и услышал, как по двери машины резанула трава, но остальные ощущения были туманными. Он не помнит, видел ли что-либо кроме того мгновения, когда его внимание было сосредоточено на маячившем впереди береговом устое моста. На одном уровне мысль его лихорадочно работала: он перебирал в голове сведения, полученные при получении водительских прав, которые могли бы оказаться полезными ему в данной аварийной ситуации. С другой стороны он вспоминает, что ясно видел как вот-вот погибнет. Вся авария виделась ему со стороны, как будто все происходило на экране телевизора, на который он смотрел из точки, находящейся вне автомобиля. В то же время когда происходила авария он чувствовал себя спокойным, даже отрешенным от происходящего. На одном уровне сознания он попытался совладать с критической ситуацией, перебирал в памяти то, чему он научился в прошлом и что могло повлиять на его спасение, несмотря на то, что это было очевидно безнадежно. А на другом уровне сознания он как бы дистанцировался от самого себя (отсюда и термин "утрата индивидуальности"), наблюдал аварию как бы со стороны, как будто несчастный случай происходил с кем-то другим.
Другой молодой человек ехал на автомобиле когда его вынесло на встречную полосу на влажном криволинейном участке дороги. После удара его автомобиль завертелся волчком и он вспоминает, как ощутил чувство расслабления, как будто он накурился марихуаны. Ощущения опасности не было, скорее он ощущал, что на самом деле ничего не происходит.
Другой молодой человек ехал ночью на мотоцикле, когда он понял, что впереди на близком расстоянии от него останавливается автомобиль. Понимая, что избежать столкновения ему не удастся, он сначала ощутил ужас, но затем перед его глазами с невероятной быстротой замелькали сцены из его жизни. Эти сцены сменяли друг друга: вот время, когда он был двухлетним ребенком и опрокинул себе на голову чашку с кашей; вот случай, когда он был неприятно поражен сообщением в газете; вот он впервые целует девушку и сцены других случаев из его жизни. И при появлении каждой такой сцены он испытывал те же эмоции, что испытывал тогда, когда эти события впервые были в его жизни. Но при этом он чувствовал свою раздвоенность - будто другой, сидевший в нем человек, рассматривает фотографии в их семейном альбоме. Большинство сцен из его жизни вызывали в нем радостные эмоции.
В целом 72% обследованных сообщили об ощущении нарушения хода времени, большинство из них говорили о замедленном ходе времени, время как бы растягивалось в вереницу событий. Но эта кажущаяся медленно растягивающаяся вереница событий в действительности контрастировала с лихорадочной быстротой работы мозга, о чем сообщили 61% обследованных. С другой стороны, 56% выживших сообщали об уменьшении или полном отсутствии эмоций - они описывали свои чувства как чувства людей совершенно отрешенных и пребывающих в состоянии спокойствия или умиротворенности. Один альпинист заявил, что во время падения он чувствовал себя спокойным и отрешенным, отсутствовали какие-либо эмоции. 31% указывали, что они чувствовали, как будто между и их чувствами во время утраты индивидуальности существовала стена, хотя сообщали о состоянии жуткого страха, непосредственно до состояния утраты индивидуальности и сразу после этого состояния.
Доктора Нойес и Клетти пришли к заключению, что утрата индивидуальности, как и страх, являются очень распространенной реакцией на смертельную опасность. Это состояние наступает мгновенно во время понимания смертельной опасности и пропадает как только угроза миновала. Доктора считают, что утрата индивидуальности может быть процессом адаптации, с помощью которого понимание опасности ситуации усиливает чувство тревоги и способность думать, но в то же время происходит раздвоение личности. Этот второй становится сторонним наблюдателем, тем самым подавляя сильные эмоции, которые могли бы парализовать способность человека думать и действовать.
Если вы обобщили результаты этих исследований и представили, что испытывают люди непосредственно перед авиационными авариями и во время них, то получилось бы, что многие пассажиры и члены экипажа, может быть, и осознают опасность создавшегося положения, но некоторые, особенно летный экипаж, будут делать все, что в их силах, для предотвращения самой аварии или ее серьезных последствий после остановки самолета. Это обстоятельство будет, по всей вероятности, занимать мысли некоторых членов экипажа. Одна стюардесса, с которой я беседовал после аварии, заявила, что когда самолет сошел с взлетно-посадочной полосы, она только могла думать о том, как она расстегнет свой ремень безопасности, что она скомандует пассажирам, а также о том, какие операции ей придется проделать для открытия аварийного выхода. Часть пассажиров могут задумываться над тем, что им предстоит делать, например, как и в каком направлении двинуться со своих мест к выходу, хотя другие могут вообще ни на чем не сосредотачивать свои мысли. Если в сообщениях Нойеса и Клетти точно описываются эти явления, которые случаются во время аварии самолета, то большинство тех, кто находится на борту самолета, не будут испытывать сильный страх, как могут подумать об этом некоторые люди.
Материал взят http://acrash.virtualave.net/survive.html