ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 - Особенности организации и управления торговой сферой муниципальных структур:
1.1 Принципы организации и управления торговой сферой муниципальных структур: 6
1.2 Основные направления формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур…………………………………………………………………..15
Глава 2 - Состояние и организация торговых структур в современных экономических условиях:
2.1 Состояние и развитие потребительского рынка муниципальных структур 222
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ ТОРГОВЫХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 288
Глава 3 - Перспективы развития торговой сферы муниципальных структур:
3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР 433
3.2 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР 533
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 777
ЛИТЕРАТУРА 844
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы обусловливается необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной экономики - сферы торговли. Либерализация торговой деятельности позволила сформировать конкурентную среду на рынке товаров народного потребления, возродить предпринимательскую активность в формировании экономических связей торговли с производством. Однако переход к социально ориентированной рыночной экономике предусматривает необходимость защиты интересов потребителей, создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми партнерами, повышение уровня качества жизни населения. Особую значимость вопросы муниципального управления торговлей приобретают в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается на муниципальный уровень. Все вопросы, касающиеся функционирования и, особенно, развития городского сообщества, решаются теперь органами местного самоуправления самостоятельно, в особенности вопросы товароснабжения и удовлетворения потребностей населения муниципальной структуры.
Однако существующая на уровне муниципальных структур система управления торговлей, как показывает практика, недостаточна для эффективного регулирования коммерческой деятельности. Оптовое звено слабо развито, и не способно должным образом наладить взаимоотношения, как с розницей, так и с производством. В результате из ассортимента реализуемых товаров «вымываются» недорогие предметы первой необходимости, особенно нужные социально незащищенным слоям населения; растет количество правонарушений в торговле. Данные факты вызывают необходимость анализа существующей системы муниципального управления торговлей.
В ходе выработки новой концепции торговой деятельности в Российской Федерации, в условиях децентрализации государственного управления в целом остро ставится вопрос обеспечения целенаправленного воздействия на подсистемы муниципального уровней, содействующие формированию прогрессивной структуры торговой сферы и образующие единую систему государственной поддержки. Вместе с тем уже накоплен определенный опыт разрешения существующих противоречий и проблем, проявляются контуры новой системы, обеспечивающей развитие общества на основе баланса интересов всех участников процесса.
Учитывая возросшую активность муниципальных структур в самостоятельном регулировании торгово-хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма муниципального управления торговой сферой определяет особую актуальность дипломного проекта.
Следует отметить и, что имеющиеся разработки в большинстве своем посвящены изучению различных аспектов организации торговой деятельности и маркетинга в масштабах отдельного предприятия либо внешней торговли на межгосударственном уровне. Одновременно с этим в отечественной и зарубежной литературе недостаточно полно освещались вопросы разделения полномочий различных уровней государственного управления отраслью, сущность управления сферой торговли на мезоуровне - в муниципальных структурах. Вопросы организации торговой сферы муниципальных структур, формы и методы ее регулирования в интересах местного сообщества освещены также недостаточно. Отсутствуют и разработки, посвященные вопросам компетенции разных уровней государственной власти в процессе формирования и управления потребительской политикой.
Объектом настоящей работы является формирование экономического механизма управления торговой сферой муниципальной структуры.
Предметом дипломной работы выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования эффективного механизма управления торговой сферой муниципальных структур. Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.
Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;
рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных структур;
изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;
рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;
уточнить функции муниципальных органов управления торговлей и разработать механизм их реализации;
выяснить условия становления, направления развития муниципального маркетинга и организационную структуру управления им. Основой исследования являются разработки отечественных и зарубежных авторов по теории управления торговой деятельностью. Нормативную базу диплома составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановления Правительства.
Глава 1 - Особенности организации и управления торговой сферой муниципальных структур:
1.1 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Без преувеличения, настоящее время можно по праву назвать веком распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распределения товаров и услуг, больше, чем в какой-либо другой сфере экономики. Еще 30 лет назад западные специалисты по маркетингу предсказывали, что значение торговли будет повышаться по мере совершенствования системы потребительского рынка.
Сегодня значение торговой сферы не вызывает никаких сомнений. Цель торговой деятельности видится в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Сфера торговли - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.
Под понятием «торговая сфера муниципальных структур» понимается система взаимосвязанных элементов, включающих:
торговые предприятия, расположенные на территории муниципальных структур,
потребителей (жителей муниципальных структур) и
обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализированного транспорта, складов, хладокомбинатов, фасовочных и догото-вочных предприятий, тарного хозяйства, информационных, рекламных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в товарах и услугах.
Сфера торговли муниципальной структуры ограничена географически масштабами территории и имеет целью удовлетворение потребностей местного населения в товарах народного потребления. В результате достижения данной цели повышается уровень качества жизни населения муниципальной структуры, а предприятия торговой сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.
Для того чтобы сфера торговли в оптимальном режиме удовлетворяла потребности своей клиентуры и увеличивала собственную прибыль, она, как мне думается, должна выполнять следующие важные функции и задачи:
Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
Хранение на складе: благодаря хранению товаров на своих складах сфера торговли постоянно может покрывать потребности покупателей. Покупателям должна быть гарантировано получение товара в любое время.
Функция количественного выравнивания: торговые предприятия закупают в больших количествах товары у производителей и продают их меньшими количествами потребителям.
Преодоление расстояний: торговля обеспечивает поступление товаров от производителей в руки потребителей.
Регулирование производства: осуществляя выбор товаров, торговля передает производителям пожелания потребителей. Этот поток информации является решающим для производства товаров производителями в будущем.
Консультирование и информация: торговая сфера осуществляет консультирование и информирование покупателей о возможностях применения и технического обслуживания товаров.
Таким образом, торговля имеет своей целью, с одной стороны, перевозить продукты от производителей на рынок, а с другой стороны, - доставлять их с рынка потребителям. Задача эта может выполняться единым торговым связующим звеном или разделена на частные задачи, и потому выполняться различными посредствующими торговыми звеньями.
Предметом управления экономикой в целом и торговлей как ее составной частью должны являться закономерности управления, под влиянием которых формируются и развиваются управленческие отношения.
Следует отметить, что наука управления торговлей относится к классу общественных наук. Будучи отраслевой наукой и имея прикладной характер, она вместе с тем характеризуется комплексным и широким социально-экономическим подходом к изучаемому предмету.
Возникновение и развитие теории управления торговлей обусловлены рядом причин:
Во-первых, качественные сдвиги в экономике ставят перед торговлей новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в товарах и услугах.
Во-вторых, рост масштабов деятельности торговли, развитие и усложнение ее связей с другими отраслями народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение которых невозможно без управления, основанного на научных знаниях.
Цель управления торговлей состоит в разработке основ механизма управления торговлей, а также в определении способов эффективного решения конкретных хозяйственных задач. Теория управления торговлей изучает и разрабатывает пути комплексного применения методов воздействия на отношения людей в процессе трудовой деятельности. При этом она не подменяет другие теории, а на базе анализа взаимозависимостей вырабатывает принципы и требования к совершенствованию форм и методов управления всеми сторонами деятельности торговли. Она выполняет важную интегрирующую функцию по отношению к другим отраслевым областям знания: экономике торговли, организации торговли, бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности торговли, статистике торговли и т.д. Эти дисциплины изучают лишь отдельные стороны управления, отдельные управленческие функции в торговле: планирование, учет, анализ и т.п. Теория управления торговлей, в отличие от них, изучает наиболее общие закономерности, принципы, признаки управления отраслью на различных уровнях и в различных сферах управления. Интегрирующие функции по отношению к теории управления торговлей выполняют также математика, кибернетика, логика, вооружающие ее системой единых методов. Система знаний об управлении торговлей постоянно развивается. Она подвергается воздействию со стороны различных связанных с ней наук и сама в свою очередь оказывает на них влияние.
Органическими частями в систему методов управления входят:
общие методы познания (формальная логика, анализ и синтез, аналогия, моделирование, математические методы и др.);
специальные методы исследования других наук (экономико-статистические и графические методы, методы конкретных социологических исследований, прогнозирование, исследование операций и др.) и
специфические методы науки управления (организационный анализ, организационное планирование, конструирование структур управления, информационный анализ и др.).
Торговля как объект управления выступает в виде сложной развивающейся экономической системы с большим количеством разнообразных элементов, связей, отношений. Важными для управления особенностями отрасли являются множественность и большое разнообразие торговых предприятий и организаций различных форм собственности и хозяйствования. К особенностям отрасли следует также отнести вероятностный характер ряда процессов (например, процессов спроса, покупки и потребления товаров). Это серьезно осложняет получение необходимой для управления информации.
Региональная модель государственного регулирования торговли часто рассматривается как двухуровневая организационная система:
На макроуровне (в масштабах региона, крупного города) государственное регулирование торговой деятельности, думается, должно сосредотачиваться на общих проблемах формирования рыночной торговой политики, вопросах экономического и социального развития торговой отрасли.
На микроуровне (района города) регулирование торговли должно сосредотачиваться на частных вопросах организации торгового обслуживания, включающих развитие торговой сети различных типоразмеров и специализации, регистрацию торговых структур, выполнение комплекса контрольных функций, размещение торговых предприятий по территории города или административного районного центра.
Уже сама характеристика функций государственного регулирования показывает, что должностные лица, выполняющие эти функции, не могут непосредственно заниматься торговой деятельностью, не должны участвовать в капитале торговых предприятий или входить в состав правлений торговых компаний. Этот вывод полностью подтверждается и мировой практикой.
Для того чтобы система государственного регулирования была достаточно устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами. Ведущее значение среди таких структур может иметь система торгово-промышленных палат. В соответствии с Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» одной из целей их создания является формирование современной торговой инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, оказание правовой помощи хозяйственным структурам, а также представление и защита их интересов перед органами власти различных уровней. Перечень негосударственных структур, призванных представлять интересы торговых предприятий перед муниципальными органами власти должны, на мой взгляд, дополнять разнообразные нехозяйственные объединения участников торгового оборота.
Опыт зарубежных стран активной рыночной ориентации (например, Германии) показывает, что такие союзы во многом обеспечивают развитие эффективной системы торгового обслуживания. В рамках российской административной системы государственным органом регулирования может стать «Комитет по вопросам развития торговли и товарного рынка» в составе администрации. Одной из задач этого Комитета является координирование деятельности муниципальных структур, регулирующих развитие торгового обслуживания на местном уровне, и осуществление методического руководства их деятельностью. Муниципальный уровень регулирования торговой деятельности призван обеспечить параллельное и взаимосвязанное выполнение на практике ряда крупных задач. В числе таких задач следует назвать: укрепление нормативно-правовой базы торговой деятельности, создание эффективной конкурентной среды, развитие товарного рынка на основе поддержки отечественных предпринимателей, информационное обеспечение торгово-предпринимательской деятельности.
Основные направления деятельности Отделов торговли и сферы услуг муниципальных органов власти должны определяться в полном соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такими направлениями следует считать:
создание условий для повышения предпринимательской активности в торговой сфере;
оказание адресной поддержки предприятиям торговли, определяющим ситуацию на местном товарном рынке;
контроль деятельности всех участников торгового оборота; обеспечение рационального размещения торговых объектов по территории города, района;
защита прав и интересов потребителей.
В рамках перечисленных основных направлений деятельности Отделы торговли и сферы услуг местных администраций должны регистрировать торговые структуры, вводя наиболее упрощенные механизмы этой работы; лицензировать отдельные виды торговой деятельности и отдельные типы торговых организаций, согласовывать размещение торговой сети в планах развития города и районов.
Сформировавшаяся к XX веку теория местного самоуправления является базой для муниципального менеджмента - дисциплины в системе экономических знаний, изучающей управление территориальных социально- экономических систем. [1] Само понятие «менеджмент» рассматривается в современной экономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики.
Муниципальный менеджмент как новая система управления, наиболее целесообразная, на мой взгляд, в условиях становления и развития рыночных отношений, пришла на смену долголетней для России командно-административной системе управления, осуществляемой из единого центра управления - Госплана СССР. Основные ее функции - командно - распределительные - естественно подавляли инициативу и демократизм управления на местах. И хотя на начальном этапе своего утверждения новый тип управления - муниципальный менеджмент - испытывает большие трудности, вызванные экономическим кризисом и отсутствием ряда законодательных актов, целесообразность этой системы управления доказана становлением рыночной экономики во многих странах мира, ее экономической эффективностью и целесообразностью. Управление торговлей муниципальных структур непосредственно связано с формированием области знаний - торговым менеджментом, который отличают комплексный подход к торговой деятельности, новые целевые ориентиры развития торговых предприятий, современный методический аппарат анализа, планирования и контроля, обширная система взаимоувязанных практических рекомендаций. [2]
Под управлением торговой сферой муниципальных структур понимается регулирование основных аспектов деятельности торговых предприятий данной территории. Оно призвано формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития торговой сферы муниципальных структур, координировать различные направления их деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.
Хотя все торговые предприятия как хозяйственные субъекты одной отрасли имеют много общих характеристик торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов, различия между их конкретными формами, используемыми технологиями и территориальными условиями хозяйствования весьма существенны, что соответственно сказывается как на особенностях процесса управления их деятельностью, так и на конечных результатах этой деятельности. Управление торговой сферой муниципальных структур призвано учитывать эти различия в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного города. Причем, управление торговой сферой муниципальных структур не только использует стандартные управленческие решения, но и формирует алгоритм эффективной их разработки в условиях конкретной территории.
Управление торговой сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития торговли города. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они, на мой взгляд, должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности их развития в перспективном периоде.
С учетом основных характеристик процесса управления торговой сферой муниципальных структур формируются его цели и задачи. Основной целью управления торговой сферой муниципальных структур является, на мой взгляд, обеспечение высоких темпов развития торговых предприятий в стратегической перспективе и возрастание их конкурентной позиции на потребительском рынке. Исходя из этой главной цели, определяются основные направления формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур:
Содержание основных направлений формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур:
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах
Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торговых предприятий муниципальных структур
Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей
Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов в торговой сфере.
Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торговой сферы муниципальных структур
Процесс управления торговой деятельностью базируется на определенном механизме. В структуре механизма торгового менеджмента выделяется ряд элементов:
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР |
Государственное правовое и нормативное управление торговой деятельностью на территории
муниципальных структур
Информационное обеспечение управления торговой сферой
Внутреннее саморегулирование отдельных аспектов хозяйственной деятельности торговых
предприятий
Система методов управления торговой сферой, включая подсистему методов контроля за
реализацией управленческих решений
Функциональная подсистема муниципальных органов управления торговой сферой
|