ФРЕНСИС БЭКОН
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации .
Его философия была продолжением натурализма Возрождения
, который он вместе с тем освобождал от пантеизма ,
миститизма и различных суеверий .
Продолжением и вместе с тем его завершением .
Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода ,
поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм
с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот
последний мощный всплеск культуры Возрождения , который
породил запоздалый, кратковременный и напряженный
английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего Просвещения.
И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора .
Но обставлена она была классическими декорациями . Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость
философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма
ее компетенции примыкал к классической античной традиции
, одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще , которое надолго укоренится в англо-саксонском обиходе .
Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы , так и человека
с некоторой методологичеки единой точки зрения .
И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в
философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соотносится с непосредственным эначением этого древнегреческого
термина >-- любомудрие .
Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона -- философией далекого английского Возрождения,мы находим в
нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и
традиционалистские , научные и поэтические ,
мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков ,
и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые
побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастроений.
Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,претенциозность которых болезненно ощущается уже современниками .Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафорозы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений .
Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного значения в жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе .
Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения
,провозглашалась им с многозночительностью ,афористичной проникновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом .
В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью
самой по себе,знанием ради знания ,мудрости ради мудрости.Конечная цель науки --изобретения и открытия .
> . И Бэкон призывает не воздавать слишком много авторам ,не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета .
>,--бросает он свой знаменитый афоризм .
Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литературного наследия -еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством .
Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни , которому .
В известном смысле он оказался прав .
И сейчас ,столетия спустя ,мы как бы вновь осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки .
ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ .
Он родился 22 января 1561 года в Лондоне ,в Йорк -Хаузе на Стренде ,в семье одного из высших сановников елизаветинского двора ,сэра Николоса Бэкона.
Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридж .
Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля ,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов ,но бесплодной в отношении всего ,что могло бы служить пользе человеческой жизни.
Желая подготовить сына к государственной службе ,Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж ,где он приобщается к составу английского посольства .Франция дала ему превосходный урок политического образования .
Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента .
Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпорацию ,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и философию.
В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин , где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора .
В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность,-томик небольших эссена религиозные ,моральные иполитические темы.
В нем содержался и первый вариант его >.
За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию он признается ,что из всех его произведений >
получили наибольшее распространение .
>.
В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом ,в 1607 году получает пост генерал-солиситора ,а еще через пять лет -должность генерал -атторнея---высшего юрисконсульта короны.
Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовсколитературного творчества .
В 1605 году Бэкон публикует трактат >, в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации . Это был прообраз его труда >, начало воплощения плана >. Параллельно шло обдумывание и других разделов >.
В ряде работ , над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получивших впоследствии развитие в >.
В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов >.
В 1612 году он подготавливает второе ,значительно расширенное издание >.
В то же время им были закончены > и >.
В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый > , содержащий его учение о методе и теорию индукции ,
по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни >.
Он работает над кодификацией английских законов
и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье английское и латинское издания >
и цикл работ по >;печатает свой самый обЪемистый и систематический труд > ( 1623г.) -первую часть > и сборник > ( 1625г.) .
В эти же годы он работал ,так и не успев их окончить ,над трактатами > и окончательным вариантом >
Весной 1626 года он простудился ,а 9 апреля 1626 года
Бэкон скончался.
ПЕРВАЯ,ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ .
Как особая область знания философия , по Бэкону ,существует наряду с историей ,поэзией и боговдохновенной теологией .
История соответствует памяти,поэзия -воображению ,философия - рассудку :.
Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия .При этом он замечает ,>.
Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов ,а с абстрактными понятиями ,выведенными из них , соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности она и занимается .Философия относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической науки . Предмет ее трояк - бог, природа .человек.Соответственно этому она делится на естественную теологию , естественную философию и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соответствии с бэконовскими принципами призвана составить