Бизнес – план создания крематория в г. Хабаровске
Содержание:
I. Цель работы ( резюме )___________________________________________ 2
II. Описание проекта_______________________________________________ 3
1) Технология кремации____________________________________________ 3
2) Генеральный план_______________________________________________ 4
3) Архитектурно - строительные решения_____________________________ 4
4) Место расположения крематория__________________________________ 5
III. План маркетинга_______________________________________________ 6
1) Обоснование выбора_____________________________________________ 6
2) Оценка рынка сбыта услуг ( спрос )________________________________ 6
3) Конкуренция на рынке сбыта_____________________________________ 8
4) Реклама________________________________________________________ 8
IV. Правовое обеспечение деятельности_______________________________ 9
1) Основные положения об акционерном обществе_____________________ 9
2) Закрытое акционерное общество___________________________________ 9
V. Кадровый менеджмент___________________________________________ 10
1) Организационная структура предприятия___________________________ 10
2) Уровень оплаты труда персонала__________________________________ 10
VI. Финансовый план_______________________________________________ 11
Приложение к бизнес - плану________________________________________ 21
VII. Заключение___________________________________________________ 22
Список литературы_________________________________________________ 23
I. Цель работы ( резюме )
Цель бизнес - плана - это обоснование вложения временно свободных финансо-
вых средств акционеров в строительство и развитие крематория.
Причиной для написания бизнес - плана послужила давно назревшая необходи-
мость создания крематория в г. Хабаровске с желанием людей ( акционеров ) и наличием
у них финансовых средств. Крематорий будет являться закрытым акционерным общест-
вом ( ЗАО ). В число учредителей крематория войдут ЗАО Страховая компания « Колымс- кая », ЗАО Ритуальное агенство « Земля и люди », а также ряд физических лиц. Уставной капитал предприятия составит сумма 3 000 000 000 рублей.
Срок окупаемости объекта 4 года.
Примечание: Все цены указанны в старом исчислении, т.е. в неденоминирован-
ных рублях.
II. Описание проекта
Крематорий ( от латинского cremo - сжигать ) представляет собой особо оборудованное здание, предназначенное для кремации ( сжигания ) умерших.
В данном проекте представлены основные решения по проектированию и строи- тельству крематория для города с населением до 0,7 - 1,5 млн. человек.
Комплекс крематория состоит из двух зданий, соединенных между собой гале- реей.
В одном из зданий размещается зал прощаний ( траурный зал ), где происходит прощание близких с умершим.
В другом зале располагается кремационный зал, где тело умершего подвервер- гается сожжению (кремации). Оба здания крематория, а также галерея выполняются в легких металлических конструкциях, изготовляемых для европейской части России на за- водах металлоконструкций Санкт-Петербурга и Москвы, а при строительстве крематория в г.Хабаровске заказ можно будет разместить на хабаровских заводах металлоконструкций и алюминиевых конструкций, что положительно повлияет на снижение уровня безра- ботицы в г.Хабаровске.
Возведение комплекса зданий из готовых элементов позволяет сократить время на его сооружение и уменьшить объемы капитальных затрат.
Гибкое проектное решение по размещению комплекса крематория в двух зданиях позволяет - по усмотрению заказчика - осуществить, например, строительство лишь зда- ния кремационного зала, а зал прощаний разместить в существующем в городе общест- венном здании.
В кремационном зале предусматривается установка печей модели ГКП-01 конст- рукции Санкт-Петербургского отделения АО «Теплопроект». Эти печи на протяжении последних лет стабильно, без срывов в работе функционируют в Санкт-Петербургском крематории.
Расположение комплекса крематория возможно на специально отведенной пло- щадке как в черте города, так и на территории, примыкающей к городу.
Допускается размещение комплекса крематория на территории существующего городского кладбища, с организацией колумбария.
Данный проект содержит основные проектные решения по следующим разделам:
- технология кремации;
- решения по генплану;
- архитекторно-строительные решения;
- решения по теплоснабжению;
- решения по отоплению и вентиляции;
- решения по водопроводу и канализации;
- решения по электроснабжению;
- решения по газоснабжению;
- решения по связи и сигнализации;
- сметная стоимость.
1) Технология кремации
Из ритуального корпуса объект кремации, установленный на ручную передаточную те- лежку, передается по крытой транспортной галерее в технический корпус, в кремацион- ный зал.
Накопление перед кремацией осуществляется непосредственно в кремационном зале и - по мере освобождения печей - объект кремации перемещается на печной участок,
где подается к загрузочному окну, после чего с помощью ручной тележки перегружается на подину кремационной печи.
После кремации продукты сгорания собираются в специальный контейнер, ус- танавливаемый в окне выгрузки, а затем подаются на участок измельчения.
После дробления продукты сгорания пересыпаются в урну, которая хранится в
техническом корпусе, а затем окончательно оформляется и передаётся в ритуальный кор-
пус, где выдаётся заказчику.
Время одной кремации 60...70 минут. Приходящийся на одну печь расход при-
родного газа составляет 25 м3/час.
Отходящие от печи газы, которые отводятся через дымовую трубу, установлен-
ную над печью, содержат следующие выбросы загрязняющих веществ:
- взвешенные вещества - 0,051771 мг/куб.м
- оксид углерода - 0,09256 мг/куб.м
- диоксид азота - 0,019734 мг/куб.м
- диоксид серы - 0,00047 мг/куб.м
Ввиду того, что выбросы по всему перечню компонентов значительно меньше предельно допустимых концентраций ( ПДК ), очистка выбросов не предусматривается. Существенным преимуществом принятых в комплексе крематория печей являются:
- значительно меньшая стоимость по сравнению с аналогичными импортными пе-
чами;
- сравнительно малый объем строительно-монтажных работ по сооружению фун-
даментальной подушки, монтажу дымовой трубы и подключению печи к источ-
никам энергоснабжения;
- низкие затраты на ремонт печей, обусловленные применением отечественных ма-
териалов и комплектующего оборудования.
2) Генеральный план
Комплекс крематория включает в себя:
- ритуальный корпус,
- технический корпус,
- галерею,
- стоянку для автомашин.
Расположение зданий и автодорог по схеме генерального плана выполнено в соответствии с действующими строительными и противопожарными нормами, а также в
соответствии с требованиями рационального использования площади участка.
Территория комплекса ограничена ограждением. Свободные от застройки участки территории подлежат благоустройству. Предусмотрены - плиточное тротуарное
покрытие, скамьи, газоны, цветники, посадка древесно-кустарниковых пород.
3) Архитектурно - строительные решения
Комплекс крематория представляет собой два строительных блока из легких
конструкций, соединенных проходной галереей, решенной в аналогичных конструкциях.
Решение с применением легких металлических конструкций позволяет возво-
дить комплекс зданий из готовых элементов в короткие сроки.
Здание зала прощаний ( ритуальный корпус ) может быть выполнено в капи-
тальных конструкциях ( кирпиче ), что однако приведет к увеличению капиталовложений
и сроков строительства.
Ритуальный корпус включает в себя зал прощаний, вестибюль, медпункт, узел
связи, административные помещения.
В состав другого здания ( технического корпуса ) входят кремационный зал, бытовые, подсобные и технические помещения.
Оба здания представляют собой одноэтажные каркасные корпуса.
Стены здания предусматриваются из трехслойных стальных оцинкованных па-
нелей заводского изготовления с эффективным утеплителем.
4) Место расположения крематория
Оптимальное место для размещения крематория является питомник Лукашова в районе дома культуры глухонемых. Это место выбрано далеко не случайно. Рядом нахо-
дятся улицы Д. Бедного, Лукашова и другие. Здесь очень развита инфраструктура - вбли- зи находится детская железная дорога; парк; дороги; кладбище; проложены сети теплос- набжения, отопления, вентиляции, водопровода, канализации, электроснабжения, газос- набжения; без особых сложностей осуществляется телефонизация ( от местной цифровой электронной офисной АТС ( мини-АТС ) имеющей выход на городскую телефонную сеть), радиофикация ( от городской радиотрансляционной сети ), местная звукофикация ( осу- ществляется от стационарного звукоусилительного комплекса мощностью до 100 Вт, а в зале прощания устанавливаются две звуковые колонки мощностью до 5 Вт ), охранно - по- жарной сигнализацией ( устанавливаются пожарные извещатели автоматического дейст- вия, реагирующие на тепло ).
Данное место безупречно соответствует различным нормам ( ГОСТам, СНИПАам и т.д. ), в том числе имеется соответствие и одной из основных норм при
строительстве крематория - 3 км до жилых домов, а также весьма благоприятно отсутст- вие дыма скрытого за деревьями парка.
III. План маркетинга
1) Обоснование выбора
Кремация - сжигание трупов, один из видов похорон у многих народов, в т.ч. у
древних славян, у народов, исповедующих буддизм и индуизм. Кремация распространена во многих странах со 2-й половины 19 века, а хабаровчане до сих пор лишены права на альтернативу захоронения в землю, что в свою очередь является грубейшим нарушением прав человека. Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что каждый человек, а также его близкие имеют право выбора способа захоронения.
Строительство крематория в г. Хабаровске обусловлено ещё и тем, что общее количество крематориев в Российской Федерации равно шести ( в городах Москва, С.-Пе-
тербург, Н.Тагил и др. ), а ближайший к г. Хабаровску находится в г. Екатеринбурге. Следовательно Сибирь и Дальний Восток полностью лишены кремации. Ярким тому подтверждением служит тот факт, что когда случилась трагедия в тайге Хабаровского края ( потерпел катастрофу самолёт ТУ-154 следовавший с о. Сахалин ), то кремацию останков производили в г. Екатеринбурге из-за отсутствия более близко расположенного крематория.
Очень важным является и экономический аспект выбора. При резком расслое-
нии населения наметившегося в последние годы и при общем снижении уровня жизни кре-
мация даёт возможность более дешевого и достойного способа провода своих близких в последний путь.
2) Оценка рынка сбыта услуг ( спрос )
На примере Екатеринбургского крематория на основании многолетней практи-
ки и статистики можно сделать вывод, что кремации подвергаются 60 % от общего числа умерших.
Если учесть, что среднегодовая смертность в г. Хабаровске за 1995 г. составила
8024 человека, 1996 г. - 7946, 1997 г. - 7577, то 60 % ( % кремации ) от этого уровня смерт- ности за 1995 г. составила - 4814,4 человека, 1996 - 4767,6, 1997 - 4546,2. Несмотря на отно- сительное снижение уровня смертности ( в 1996 г. по сравнению с 1995 г. на 1 %, а в 1997г. по сравнению с 1996 г. на 5 % ) уровень смертности населения продолжает оставаться очень высоким.
А т.к. подобное заведение в г. Хабаровске будет единственным, то конкуренция
отсутствует.
3) Конкуренция на рынке сбыта
Основными конкурентами являются специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания ( муниципальное предприятие ) и единственное в городе ритуальное агенство « Земля и люди » ( ЗАО ), которые оказывают наиболее пол-
ный комплекс услуг населению в данной области. Существует еще ряд мелких фирм,
оказывающих отдельные услуги, но эти фирмы не могут служить серьезными конкурента-
ми на рынке сбыта.
Ритуальное агенство оказывает услуги на более высоком уровне и с большей
дифференциацией цен. Если взять стоимость услуг по минимуму, то в агенстве это обой-
дется в 2500000 рублей, а на комбинате 2800000 рублей при той же продукции.
Но даже если не брать во внимание цены, то все равно спектр услуг оказывае- мых агенством значительно шире ( оформление свидетельства о смерти; доставка тела из морга; заказ и приготовление могилы, гроба, венков; захоронение усопших; предложение разовой одежды, обуви; подача катафалка; предоставление оркестра; заказ публикации некролога; предложение услуг фотографа и т.д. ), а сервис выше, чем на комбинат. Работ- ники агенства гораздо более внимательно и с состраданием относятся к горю постигшему их клиентов. Прекрасным тому свидетельством служит тот факт, что генеральный дирек- тор агенства вошёл в тройку призёров на краевом конкурсе « Предприниматель года-97 ».
Следует также отметить, что ритуальное агенство « Земля и люди » являясь до-
черним предприятием страховой компании « Колымская » работает не только непосредст- венно с физическими и юридическими лицами, но и с клиентами « Колымской » застрахо-
ванными на случай смерти.
Подытоживая всё вышеперечисленное можно констатировать, что клиенты же-
лающие похоронить своих близких в землю воспользуются услугами именно ритуального агенства « Земля и люди ». Таким образом основным конкурентом крематория будет яв- ляться « Земля и люди ».
Главная проблема кремации - моральный фактор и готовность населения к кремации. Но кремация как известно более дешевый способ захоронения ( 500000 рублей, что гораздо более предпочтительно нежели цены вышепересленные ), чем в землю, а учи- тывая всеобщее обнищание населения стоимость похорон является основополагающим фактором для большинства граждан. Закон спроса гласит, что потребители обычно при- обретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема то- варов, которые они приобретают. Ценовая эластичность определяется отношением изме- нения величины спроса ( в процентах ) к изменению цен в ( процентах ).
Сам процесс кремации протекает следующим образом:
1) заносят гроб на постамент;
2) выходит распорядитель и читает прощальную речь;
3) гроб опускается вниз ( к печи ).
В эту сумму ( 120000 рублей ) входит:
1) оформление зала прощания;
2) музыка;
3) прощальная речь распорядителя;
4) непосредственно кремация.
Полная сумма кремационных похорон клиенту обойдётся ориентировочно в 600000 рублей ( гроб - 350000 рублей, могила для захоронения урны после кремации - 100000 рублей ). Но даже эта цена ниже для клиента в 4 с лишним раза, чем самые дешёвые
в городе похороны в землю ( Ритуальное агенство « Земля и люди » ). Не стоит забывать о том, что цены даны по минимуму, а следовательно при желании и возможностях клиента перечень услуг и наименование продукции ( ритуальной ) может быть значительно расширен.
Не стоит забывать и о состоятельных людях которые благодаря кремации могли бы устраивать семейные склепы, а в США появилась фирма отправляющая урны с остатками кремации в космос, что пользуется очень большим спросом. С другой стороны кремация не помешает этой категории лиц устроить себе и близким ничем не уступающие пышные проводы в последний путь, как и при захоронении в землю. Кстати, после кремации существует несколько и более простых вариантов, чем отправка в космос - закопать урну в землю ( копка такой могилы обойдётся заказчику всего в 100000 рублей ), а также поместить урну в колумбарий ( годовая оплата этой услуги - 12000 рублей, что тоже по силам даже людям с низким уровнем материального достатка ) и др. Первый вариант удобен при уже существующих родственных могилах при уходе за ними, а второй более эстетичен. Весьма заинтересованы в крематории город и городская администрация. Во-первых, при кремации не увеличивается площадь и без того уже « раздутых » городс- ких кладбищ. Во-вторых, учитывая скудность городского бюджета будет более экономи- чески целесообразно кремировать нежели заниматься погребением в землю одиноких ста- риков, неопознанные трупы и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и показатели других городов, имеющих крематории. Так, 60 % всех умерших подвергаются именно кремации. Также общеизвестно, что кремация является наиболее цивилизованным методом похорон и экологически чистым, отвечающем требованиям времени. Немаловажным является факт признания кремации церковью в лице патриарха Московского и всея Руси Алексея II сде- ланного несколько лет назад.
В заключении этого раздела нелишним будет напомнить, что в число учре- дителей крематория входят ЗАО Страховая компания « Колымская », ЗАО Ритуальное агенство « Земля и люди » и как следствие часть клиентов этих фирм вне всякого сомнения по мере необходимости « перетекут » в крематорий.
4) Реклама
Реклама в деятельности любого предприятия в т.ч. и крематория играет очень
важную роль. От правильно организованной рекламной компании зачастую зависит успех
всего предпринимаемого дела.
Создание и размещение рекламы это целое искусство, но учитывая специфику данного бизнеса к рекламе следует подходить с особым чувством такта. Например, разме- щение рекламы крематория на авиабилетах является недопустимым по этическим сообра- жениям несмотря на большую эффективность такого вида рекламы. Вполне реально раз-
местить рекламу крематория по радио, телевидению, в печати, а также на городском авто-
транспорте. Последний вид рекламы будет выполнять не только основную функцию рек- ламы, но и будет служить в качестве постепенного принятия горожанами кремации и привыкания к наличию в городе крематория ( моральный фактор ).
Со временем будет разработан фирменный знак и символика.
На разных предприятиях и в разных странах средства на рекламу отпускаются
в весьма широком диапазоне. Конкретно на рекламу крематория планируется выделять 2 % от валовой прибыли.
IV. Правовое обеспечение деятельности
Крематорий будет являться закрытым акционерным обществом ( ЗАО ). Это
вызвано тем, что на строительство муниципального крематория в данное время нет возможности выделить из бюджета средства, а необходимость его создания назрела. Эта
административно-правовая форма выбрана в связи с тем, в ЗАО уставный капитал соз- дается за счет средств учредителей, финансовых средств у которых достаточно для строи- тельства подобного учреждения без привлечения кредитов со стороны.
Деятельность Общества регулируется Гражданским кодексом Российской Феде- рации, Федеральными законами Российской Федерации ( « Об акционерных обществах »
от 24.11.95 г., « О погребении и похоронном деле » от 8.12.95 г. ) и другими нормативными
актами Российской Федерации, учредительным Договором, Уставом и Решениями собра-
ний акционеров. Внутренний регламент утверждается общим собранием и регулирует внутренние взаимоотношения акционеров, а также другие вопросы касающиеся деятель-
ности Общества.
1) Основные положения об акционерным обществе
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенного число акций; участники акционерного общества ( акционеры )
не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью об-
щества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответствен- ность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимос-
ти принадлежащих им акций.
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наи-
менование и указание на то, что общество является акционерным.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности в соот- ветствии с Гражданским кодексом и законом об акционерных обществах.
2) Закрытое акционерное общество
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его уч-
редителей или иного заранее определенного круга лиц, признаётся закрытым акционер- ным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускае- мые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кру-
гу лиц.
Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения
акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах ( до 50 ), в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
V. Кадровый менеджмент
Общий состав работающих на предприятии планируется в количестве 14 чело-
век.
1) Организационная структура предприятия
n директор - 1
n главный бухгалтер - 1
n механик - 1
n слесарь - 2
n оператор печи - 8
n сторож - 1
n распорядитель - 1
2) Уровень оплаты труда персонала
n директор - 3,0 млн. руб.
n главный бухгалтер - 1,0 млн. руб.
n механик - 1,5 млн. руб.
n слесарь - 0,8 млн. руб.
n оператор печи - 0,8 млн. руб.
n сторож - 0,8 млн. руб.
n распорядитель - 0,8 млн. руб.
Общий фонд оплаты труда = 8,7 млн. руб./месяц.
VI. Финансовый план
Смертность по городу Хабаровску