Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)
Гуманитарный факультетКафедра культурологии
Тема реферата: « Золотое и серебряное наследие России ».
Реферат студента СПбГИТМО(ТУ)
Факультета ТМиТ, 2 курса, 260 группы
Моисеевой Ю. А.
Санкт-Петербург
2001
Оглавление:
Глава 1. Золотая кладовая Москвы.
1.1 Оружейная палата ………………………………………стр. 3
1.2 Рязанское «чудо» ………………………………………стр. 4
1.3 Скань ………………………………………стр. 5
1.4 Чернь ……………………………………….стр. 6
1.5 Эмальерное искусство ………………………………….стр. 7-8
Глава 2. Серебряная палата Московского Кремля2.1 Русские серебряные изделия XIV –XVII веков …….стр. 9- 15
2.2 Русские серебряные изделия XVIII – первой трети XIX века……………………………………………………….стр.16-23
2.3 Русские серебряные изделия середины XIX – начала XX века……………………………………………………….стр.24-28
Заключение …………………………………………………….стр. 29
Список литературы…………………………………………….стр. 30
Оружейная палата
В одном из залов Оружейной палаты Московского Кремля представлено уникальное по своей художественной и исторической значимости собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров XII—XVII веков. Оно включает самые разнообразные предметы дворцового и церковного обихода: золотые и серебряные чаши, братины, ковши, потиры, кресты, евангелия и иконы в великолепных окладах. Это художественное наследие поражает разнообразием форм, оригинальностью художественного решения, применением сложных технических приемов, свидетельствующих о высоком уровне мастерства их творцов. Материал, с которым имели дело ювелиры, — золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни — говорит о том, что их произведения в основном предназначались для избранных — царской семьи, князей, церковной знати. Создатели всех этих драгоценностей, преодолевая множество канонов и ограничений, постоянно сохраняли в своем творчестве глубокую связь с народным искусством, проявлялось это в форме и декоративном оформлении изделий. В творчестве русских мастеров-ювелиров мы находим все многообразие технических приемов обработки драгоценных металлов: отливку, чеканку, резьбу, насечку, чернение, плетение из металлических нитей, технику расписных эмалей, применение драгоценных камней.
Для характеристики русского ювелирного искусства XII—XV веков мы имеем сравнительно немного памятников, среди них изделия мастеров золотых и серебряных дел Киева, Владимира, Суздаля, Новгорода, Рязани. Их искусство отличалось излюбленными композициями, своеобразием технических приемов, орнаментальных мотивов.
Рязанское «чудо»
Образцом мастерства рязанских ювелиров могут служить вещи из так называемого Рязанского клада, найденного в 1822 году на территории Старой Рязани, разрушенной в 1237 году ордами Батыя. Клад представляет собой золотой парадный женский убор, состоящий из нескольких разных по назначению, но стилистически единых украшений:
круглых массивных колт, которые прикреплялись к головному убору в качестве подвесок, барм (ожерелий), браслета, перстней и серег. Форма предметов, сочетание техник, цветовая гамма эмалей свидетельствуют о том, что эти украшения сделаны в XII веке мастерами Рязани.