Василий Сергеевич
Калинников
(1866—1900/01)
Русский композитор. Играл в оркестре (на фаготе), дирижировал, преподавал пение. С 1893 жил преимущественно в Крыму. Основная область творчества — симфоническая музыка. Развивая традиции П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки», достиг высокой лиризации симфонического жанра, что проявилось. прежде всего, в 1-й симфонии (1895) — одном из лучших его сочинений , а также в симфонической картине «Кедр и пальма» ( 1898) и др. Популярны были романс «На старом кургане» и фортепьянная пьеса «Грустная песенка».
опера-
В 1812 году (либретто С. И. Мамонтова, 1899-1900, не окончена, пролог поставлен
в 1901, Московская частная опера);
кантата-
Иоанн Дамаскин (слова А. К. Толстого, 1890; увертюра исполнена 1890, Москва,
под управлением Калинникова);
для оркестра-
2 фуги (исполнены 1889, Москва, под управлением Калинникова), симфоническая
картина Нимфы (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева, 1889, исполнена 1889, Москва), сюита (1891-92, исполнена 1892, Москва), увертюра Былина (1892?,
исполнена 1950, Москва), 2 симфонии (g-moll, 1894-95, исполнена 1897, Киев и Москва; A-dur, 1895-97, исполнена 1898), 2 интермеццо (1896, 1897),
симфоническая картина Кедр и пальма (по стихотворению Г. Гейне в переводе А. Н. Майкова, 1897-98, исполнена 1899, Москва);
для струнного оркестра-
Серенада (1891, исполнена 1893, Москва, под управлением Калинникова);
для фортепиано в 2 руки -
9 пьес, в том числе: Грустная песня (g-moll, 1892-93);
для фортепиано в 4 руки-
Полонез на темы симфонии № 1;
для женского хора с оркестром-
Баллада (Над морем красавица дева сидит, слова М. Ю. Лермонтова, 1894);
для хора a cappella -
2 Херувимские (1885, 1886), фуга (D-dur, 1888-89?), двойная фуга Christe
eleison (1889?);
для голоса с фортепиано-
10 романсов, 16 музыкальных писем (к А. Ф. Арендсу, П. И. Бларамбергу, А. Т.
Гречанинову, С. Н. Кругликову, С. И. Мамонтову и др.), трио Приди ко мне (слова А. В. Кольцова);
театральная музыка-
Царь Борис, трагедия А. К. Толстого (увертюра, 4 антракта, 2 фанфары, 1898,
поставлена 1899, Малый театр, Москва).