Не первый год живейшим образом осуществляется программа многоцелевого сотрудничества факультетов журналистики Стокгольмского и Санкт-Петербургского университетов (нашу сторону представляет заведующий кафедрой социологии журналистики, профессор, доктор политологических наук Сергей Корконосенко).
Одно из направлений столь перспективной совместной деятельности - студенческий обмен. Стажировавшиеся в Санкт-Петербурге шведские студенты-журналисты собирали информацию о криминальном прикрытии, навязываемом шведским бизнесменам региональными преступными группировками, и о деятельности Главного управления внутренних дел в сложившейся ситуации ( Christina Backer ) и о системе социального обеспечения маргинальных слоев общества ( Martin Hagstom ).
В числе тем, выбранных студентами-журналистами Санкт-Петербургского государственного университета, была и такая: Шведская иммиграционная политика и проблема сохранения национальной самобытности . Редакция КодексINFO , выполняя обещание информировать читателей о миграционном законодательстве России, ближнего и дальнего зарубежья, предлагает вашему вниманию следующее мини-исследование.
По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев сегодня в мире насчитывается более 23 миллионов беженцев. Каждый десятый - из бывшего СССР. Швеция, где иммиграционные процессы регулируются с 1967 года, является, несомненно, одной из наиболее привлекательных стран как для беженцев (термин беженец определен в Женевской конвенции 1951 года; в 1994 году 162 гражданина России обратились в просьбой о предоставлении убежища или как беженцы, или как отказавшиеся от участия в войне, или как не желающие возвращаться на родину из-за сложившейся там ситуации, однако разрешения на постоянное жительство выданы лишь двоим), так и для иммигрантов, ставших таковыми по экономическим, социальным и иным причинам.
Западная пресса отмечает, что источником ряда крупных проблем Швеции (одна из них - увеличение численности иммигрантов, ее следствия - рост безработицы и криминальной активности) являются ее богатство и слишком великодушное законодательство. Подсчитано, что около полутора миллионов шведских граждан - из 8,8 миллионов - родились за пределами страны (шведская королева, кстати, немка). И хотя более или менее постоянные антииммигрантские настроения, наблюдающиеся в Германии и Франции, не характерны для Швеции, тема интеграции иностранцев и сохранения традиционного шведского общества постоянно находится в фокусе общественного внимания. В связи с этим вполне понятна цель шведской иммиграционной политики, сформулированная министром по делам беженцев и иммигрантов ( Minister of Immigration Policy) Лейфом Бломбергом : содействовать интеграции иммигрантов в шведское общество. Программа адаптации осуществляется предельно четко, чему в немалой степени способствует опыт всех предшествующих волн иммиграции , превративших Швецию в полилингвистическое общество с рядом этнических меньшинств.
Эволюция иммиграционного законодательства Первая наиболее серьезная волна, охватившая далекие национальные группы (не скандинавов), накрыла Швецию в послевоенный период, когда резко увеличился спрос на рабочую силу. В 1954 году скандинавские государства подписали соглашение о создании общего рынка труда, поэтому их гражданам, желающим получить работу в Швеции, соответствующее разрешение не нужно. Кроме того, с 1 января 1994 года в Швецию могут приезжать и работать в течение трех месяцев (без разрешения) граждане ЕЕА (включая все страны, принадлежащие к Европейскому Союзу и Европейской Свободной Торговой Ассоциации (исключая Швейцарию).
Граждане всех других стран (в том числе, разумеется, России) обязаны получить разрешение еще до того, как они приедут в Швецию (соответствующее решение было принято еще в 1967 году). Между тем, нередки случаи, когда предприимчивые соотечественники, приезжающие с похвальными намерениями помочь шведской экономике и оказавшиеся у разбитого корыта, досаждают своим знакомым шведам, не теряя надежды выцыганить поблажку в порядке исключения . В 60-е годы в Швеции было как минимум две значительных волны иммиграции: преимущественно рабочие из Югославии, Греции, Турции и Финляндии.
Уже тогда просматривалась тенденция постоянного увеличения количества работающих иностранцев: в 1993 году они составляли более 5% всей рабочей силы. Однако в подавляющем большинстве случаев иностранцам трудно подыскать работу, которая соответствовала бы их запросам. В том же 1993 году уровень безработицы среди иммигрантов был почти в 3 раза выше по сравнению с коренным большинством. Шансы тех, кто не знает шведского языка, и вовсе приближаются к нулю (это не распространяется только на мировых знаменитостей, которым достаточно знать хотя бы английский). Думаю, будет небезынтересно узнать, что отечественные корочки о всякого рода образованиях почти всегда совершенно не котируются.
Европейцам адаптироваться намного легче - с этим согласились почти все мои собеседники. Русские, которые приехали 7 - 10 и более лет назад, вполне интегрированы в шведское общество, некоторые говорят по-русски с акцентом. В то время как безработица среди черных почти стопроцентная. Это не расизм, а какой-то страх по отношению к людям, которые так сильно отличаются , - говорит сотрудник пресс-центра Министерства иностранных дел Инга Леандер . В 1969 году было создано Иммиграционное министерство (Statens invandrarverk) - правительственная структура, призванная заниматься делами иммигрантов и натурализации . Этому событию предшествовали реализация программы бесплатного обучения шведскому языку (изучающие язык даже получают небольшую зарплату; считается, что швед - это тот, кто владеет языком) и начало выхода ряда субсидируемых правительством изданий для иммигрантов.
Редактор одного из них - Иммигранты и меньшинства - Давид Шварц говорит, что для многих иностранцев, в том числе и русских, едва приехавших в Швецию, сотрудничество в его журнале - неплохой приработок. В 1975 году шведский парламент (Riksdag) обнародовал новые принципы политики по отношению к иммигрантам и этническим меньшинствам: равенство между иммигрантами и шведами (с 1986 года существует омбудсмен по вопросам этнической дискриминации), свобода культурного выбора для иммигрантов и кооперация между коренным шведским большинством и различными этническими меньшинствами.
В соответствии с этими принципами была введена специальная программа правительственной помощи национальным иммиграционным организациям. В настоящее время в Швеции около 50 таких организаций и более тысячи местных ассоциаций. Секретарь одной из них - Ассоциации курдов (основана в 1979 году) - Б.Галемани считает, что подобные организации должны быть прежде всего суверенными территориями национальной культуры (шведские русские, кстати, также стараются не терять друг друга из вида), выполнять консультативные функции и осуществлять связь с другими подобными организациями. Два-три года назад у курдов (а их в стране по разным данным от 60 до 80 тысяч) были неприятности с фашистами (г-н Галемани говорит skin-heads - бритоголовые ), сейчас проблем почти нет .
Секретарь парламентской организации Moderate Party (одной из наиболее крупных партий, представленных в парламенте) Никлас Мальмберг считает, что фашистов в стране не более двух тысяч, погоды они, конечно, не делают. Все-таки большая часть шведов философически полагает, что первые эмигранты - Адам и Ева, что каждый человек - ценность и что если и нужно что-нибудь изменить, так это отношение к иммигрантам как к созданиям инфантильным, нуждающимся в постоянном руководстве (мнение члена правления Христианско-демократической партии Х.Хедмана). Механизм адаптации Выполнение всех решений, принимаемых центральными структурами, обеспечивают почти 125 иммиграционных офисов по всей стране (в 1994 году Швеция приняла более 60 тысяч иммигрантов).
Сотрудник стокгольмского офиса Крис Гребеже рассказала следующее: для иммигрантов, прибывающих в страну, предусмотрена программа первоначальной адаптации, рассчитанная на 18 месяцев (10 - 11 месяцев (700 часов) изучается в основном язык, оставшееся время отведено на информацию о шведском обществе (медицина, социальное обеспечение, образование и т.д.) и решение проблемы занятости). Сейчас горячая тема - второе поколение иммигрантов. Это, как правило, молодые люди, которые слабо знают шведский (их родители говорят на родном языке) и тем сильнее пытаются о себе заявить.
Их беда в том, что они оказались как бы между культурами. Очевидно, в ближайшее время тема этой маргинальной группы станет едва ли не доминирующей. Шведские иммиграционные чиновники обращают внимание на практически поголовную правовую беспомощность, умноженную на неизбежную в связи с переменой уклада жизни растерянность. С этим мнением солидарны и сотрудники российского посольства в Швеции, охотно рассказывающие что-то вроде профессиональных анекдотов о загадочных русских женщинах, которые хотят замуж , не имея понятия о законодательстве страны, в которой собираются жить (что такое вид на жительство , каковы возможные причины отказа в его получении, какая юридическая помощь может быть предоставлена и т.д.), совершенно не зная своих прав. Политика в области беженцев В 1951 году Швеция подписала конвенцию о правовом статусе беженцев (Женевская конвенция).
В последние годы число людей, ищущих убежища в Швеции, резко увеличилось, в основном за счет граждан из бывшей Югославии. Так, в начале 80-х годов в Швеции искали убежища 2 тысячи человек каждый год, в 1993 году - более 37 тысяч. Беженцы обеспечиваются жильем и социальной помощью и имеют возможность работать, если период ожидания, установленный иммиграционным министерством, - более четырех месяцев. Нашедший работу сам платит за свое пребывание в центре для беженцев. Сегодня разрешения на постоянное место жительства в Швеции получают главным образом беженцы и родственники тех, кто уже живет в стране (в 1993 году более 36 тысяч взрослых и детей получили разрешение на постоянное жительство как беженцы или приравненные к ним. Около 20 тысяч человек - как родственники людей, уже легально живущих в Швеции).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/