По подсчетам американских специалистов, утрата 20 процентов информации ведет к разорению фирмы в течение месяца в 60 случаях из 100. Поэтому не случайно законодательному регулированию этой проблемы уделяется все больше внимания. В УК России есть такие статьи, как 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 283 (разглашение сведений, составляющих государственную тайну) и 284 (утрата документов, содержащих сведения, относимые к государственной тайне). Однако, в данном случае надо сосредоточить внимание на чисто экономическом аспекте информационной безопасности, исходя из того, что такая информация - результат интеллектуального труда, т.е. прежде всего категория экономическая - это товар.
Термин «интеллектуальная (или, как ее иногда называют, промышленная) собственность» носит несколько условный характер. Под этим понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве, изобретения, промышленные образцы и так далее, а также исключительные права на охраняемые законом фирменные наименования, товарные знаки и другие обозначения, то есть нематериальные объекты. Право же собственности относится к категории вещных прав, оно связано с имуществом. Поэтому нормы о праве собственности, например статьи УК России об ответственности за хищения имущества, не применимы к промышленной собственности.
К продуктам интеллектуального и творческого труда относятся, в частности, произведения науки и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные оценки, ноу-хау, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания. Результаты интеллектуального труда проявляются, в частности, в виде информации, под которой понимаются сведения о предметах, фактах, событиях, технических решениях, явлениях и процессах. Правовая защита распространяется только на ту информацию, которая зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В качестве носителя информации могут выступать различные материальные объекты, в том числе магнитные диски, бумажные носители информации, показания приборов, физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений или процессов и другие.
Законы «Об информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Патентный закон и ряд других законов закрепляют за собственником объектов интеллектуальной собственности право по его усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Вместе с тем, необходимо учитывать, что созданные в процессе выполнения должностных заданий изобретения, промышленные образцы и полезные модели принадлежат работодателю. Передача сведений об этих разработках кем бы то ни было и кому бы то ни было (в том числе и за пределы Российской Федерации) является противоправной.
Наряду с этим необходимо учитывать положения Федерального закона от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене». В соответствии с ним ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации; общероссийскому национальному достоянию; архивному фонду; иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством России. Эти ограничения распространяются также на случаи перемещения с территории России документированной информации теми пользователями, которые находятся за ее пределами, несмотря на то, что у них есть законный доступ к таким данным.
Являясь товаром, информация выступает и предметом такого преступления, как контрабанда. В части 1 статьи 188 УК России указано, что перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, если их стоимость превышает двести минимальных размеров оплаты труда, за исключением тех, которые указаны в части второй этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, влечет уголовное наказание.
Однако, часто при таможенном оформлении записанных носителей информации допускается исчисление таможенной стоимости товара исходя только из стоимости самого носителя этой информации. Между тем, предметом внешнеторговой сделки является совокупность как носителя, так и записанной на нем информации, причем сам носитель призван выполнять, как правило, вспомогательные функции,
Вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность посвящено также письмо ГТК России от 28 октября 1997 г. № 01-15/20508. Здесь подчеркивается, что, в соответствии с законами Российской Федерации « Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Таможенным кодексом Российской Федерации, при выявлении в ходе проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров и транспортных средств нарушений законодательства по интеллектуальной собственности надлежит уведомлять прокурора или орган предварительного следствия, в компетенцию которого входит расследование соответствующих преступлений.
Для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы составляют и рассылают списки товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории Российской Федерации с целью выявления таможенными органами нарушений законодательства по охране интеллектуальной собственности. Эти списки формируются на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответствующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков.
При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности (выявленных по соответствию ввозимых товаров или их маркировки признакам какого-либо из объектов, включенных в списки) таможенные органы информируют органы прокуратуры и внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статьям 146, 180 УК России. Здесь подчеркивается, что при осуществлении таможенного оформления детальная проверка соблюдения действующих таможенных правил (включения лицензионных платежей или авторских вознаграждений в таможенную стоимость, проверка сведений о товарах, стране их происхождения, получателях/отправителях и т.п.) должна быть произведена в десятидневный срок (ст. 194 УК России).
В УК России уголовная ответственность за незаконный вывоз объектов интеллектуального труда наряду со статьей 188 УК России закреплена и в ряде других статей.
Прежде всего стоит обратить внимание на положения статьи 189 УК России, в соответствии с которой незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, является преступлением и наказывается штрафом до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок от трех до семи лет. Обязательным условием уголовной ответственности является наличие установленного Правительством России, исходя из международных обязательств Российской Федерации, специального экспертного контроля в отношении технологий, научно-технической информации и услуг.
Нужно учитывать, что под технологиями в контексте рассматриваемых положений Уголовного кодекса понимаются технологическая документация (вне зависимости от ее материальной формы) и оборудование, позволяющие воспроизводить технологический цикл и включающие: программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин); средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация, используемые или создаваемые при проектировании, создании и эксплуатации технологических процессов.
Научно-техническая информация - это относящиеся к сфере науки и техники сведения о предметах, фактах, событиях, технических решениях, явлениях и процессах, зафиксированные на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать. В качестве носителя информации могут выступать разные материальные объекты: магнитные диски, магнитные ленты, компакт-диски, бумажные носители информации, показания приборов, физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Под услугами понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение (обеспечение) потребностей других лиц. К ним относятся, в частности, участие на территории России в подготовке иностранных специалистов, их консультирование, проведение технических экспертиз и т.д. Услуги могут оказывать государственные и не государственные предприятия, организации, учереждения, а также граждане.
Технологии, научно-техническая информация и услуги могут быть предметами этого преступления при наличии двух условий: во-первых, они могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и, во-вторых, в отношении них должен быть установлен специальный экспортный контроль.
Обязательным условием законного экспорта таких технологий является наличие разовой лицензии, выдаваемой Министерством внешних экономических связей в установленном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и статьей 97 ТК России экспортом является вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы товаров, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом технологий у российского лица и передаче ее другому российскому лицу для ее использования и последующего вывоза получаемого продукта за границу.
В числе других статей уголовного закона, регулирующих различные аспекты обеспечения информационной безопасности, следует назвать, в частности, статью 146 УК РФ, закрепляющую ответственность за нарушение авторских и смежных прав, выражающихся в незаконном использовании объектов авторского нрава или смежных прав, а равно присвоении авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб. Диспозицией статьи 147 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб. В статье 183 УК РФ определено, что собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений влечет уголовное наказание.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с федеральным законом от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности » сделки по экспорту товаров, в том числе и объектов интеллектуальной собственности и услуг, совершенные в нарушение установленного государством порядка, являются ничтожными. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном ст. 169 ГК. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной - с другой стороны взыскивается в доход государства все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.
При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/