Можно ли получить общие законы природы "из ничего", чисто умозрительно?
В традиционной философии нередко так и делается: начинают, например, от Я в его соотношении с миром (не-Я), начинают с представляющегося очевидным, а затем строят вокруг этого философскую систему. Но при этом знание развивается по заранее предполагаемыми правильными законам; в построения привносятся уже "готовые" пространство и время, а также общественные и природные законы, открытые в специальных науках.
В итоге философские знания обходят стороной многие конкретные вопросы нашей действительности - и построить неэмпирическую полную картину мира не удаётся.
Однако человек и мир относительно друг друга не случайны. Если в мире и есть абсолютно случайные вещи, то и они должны входить в картину мира как её необходимые, отнюдь не случайные элементы.
В настоящей работе показываются возможности построения такой "неслучайной" картины мира на основе развития нового научного направления - интегральной онтологии.
В предыдущей работе автора "От логики к картине мира" (1991г.) была предпринята попытка найти такие основания философской системы, из которых можно объяснить ("вывести") основные законы конкретной действительности. Была предположена онтологическая значимость единичного и множественного.
Разным числам соответствует не просто разные количества, а качественно различные сущности - числа становятся "онтологическими".
Так, размерность пространства "на краю" оказывается равной двум, "в середине" - трем.
Известный специалист в области нетрадиционной и религиозной физики д-р Г. Рязанов писал автору в 1992г.: "Вашу работу считаю чрезвычайно ценной. Как я понял... Вы с помощью понятий "двумерность" и "трёхмерность" объяснили широчайший круг понятий и явлений - это открытие в философии."
В настоящей работе поиск общих оснований был углублен. Главными теперь можно считать понятия частичности (множественности) и полноты (единичности).
Частичность соответствует восприятию мира как множественной действительности, детерминированной и однозначной.
Полнота является краевым понятием, содержащим в себе полное самоутверждение и самоотрицание той или иной сущности. Полнота парадоксальна: она заключает в себя всё, но при этом не является единственной. Каждая полнота "самая полная"; это противоречие снимается во времени наблюдателя, воспринимающего мир из своей собственной полноты. Полнота может достигаться на различных уровнях множественности - в зависимости от точки зрения наблюдателя.
При использовании полноты в качестве основания, для описания картины мира не требуется внесения в наши построения дополнительных допущений (своего рода "Бритва Оккама") - все возможные допущения уже должны присутствовать в исходной полноте.
Для развертывания законов движения не требуется дополнительно определять пространство и время в качестве "фона" - сами пространство и время должны "выводиться" из понятий полноты и частичности. Единственный необходимый "фон" - это мы сами в качестве наблюдателей, воспринимающие мир со своей точки зрения.
Можно предположить, что одной из главных особенностей настоящего исторического времени является переход от индустриальной эпохи (назовем ее "физическим уровнем") к информационной (назовем ее "логическим уровнем").
Смене эпох должны соответствовать коренные изменения в мировоззренческих основаниях. В экономически развитых странах обнаруживается тенденция к большей автономности личности - всеохватывающие жесткие философские системы при этом часто оказываются не способствующими достижению человеком своих практических целей.
Тем не менее при возрастании автономности отдельной личности наблюдается и тенденция к глобализации исторических явлений и процессов, к большей объединенности людей - уже на новом, логическом уровне.
Адекватная картина мира, отвечающая потребностям человека в переходное историческое время, должна быть интегральной. Она должна основываться на новой философии - интегральной онтологии, органично объединяющей в себе конкретное и абстрактное, представимое и непредставимое, конечное и бесконечное.
Краевое единение онтологизма и позитивизма открывает эпоху нового прагматизма, при котором главными объектами человеческой практики являются не физические предметы, а гораздо более устойчивые во времени логические сущности, к которым относятся научные идеи и информация.
Традиционным жестким научным системам соответствуют еще более жесткие, еще более однозначные основания, на которых они построены. Основания - на краю, от них начинаются построения, но они берутся из середины, из обыденной предметной макроскопической действительности. Пытаясь достичь максимального обобщения и адекватности, в основания закладывают самое очевидное - но это "очевидное" очевидно только для взгляда, как бы продолженного из линейного, прогрессивного XIX века в наше гораздо более противоречивое время. То, что виделось объективным в прошлом, то закладывается в основания и сейчас.
Интегральная онтология должна основываться на ином подходе. Перенесение к краю результатов из "середины" должно быть дополнено свободным краевым отрицанием этих результатов. При этом край и середина, принадлежа одному целому, должны не только отрицать, но и дополнять друг друга. Чтобы получить полную, интегральную картину мира, следует исходить из полных оснований - настолько полных, чтобы включать в себя и свое собственное отрицание.
Таким образом, основания должны быть парадоксальны. При этом из парадоксальности на краю должны получаться конкретные, однозначные результаты для макроскопического мира.
Путь интегральной онтологии (от края к середине, от общего к частному) противоположен традиционному пути развития научного знания (от середины к краю, от накопленных экспериментальных фактов к их обобщению); но при этом прямое, традиционное движение научного познания должно сохраняться. В узлах пересечения этих противоположных путей, в своеобразных "резонансах" на различных уровнях множественности открываются действительные, объективные события, составляющие основу реальной картины мира.
Удаляя парадоксальность из логики в ее основания, мы открываем для себя возможность работать в "чистой" логике - мы можем формализовать явления множественной предметной действительности. Однако чисто позитивистский подход, при котором время нашей практики не теряется в бесконечных краевых глубинах, является правильным лишь в первом приближении - когда основания ничего, по сути, не основывают, когда они не имеют реального влияния на логику, то есть как бы удалены в бесконечность. При этом края предметов просто прочерчены в безосновных пространстве и времени и не имеют собственной онтологической сущности.
Действительный, содержательный край, на котором может осуществляться парадоксальность, не во времени и пространстве, а между полными сущностями, которые "первичнее" времени и пространства.
Действительный край - в логике. Вся парадоксальность собрана на нем, за ним - опять та же самая логика, но она пронизывает уже другую сущность.
Полные сущности абсолютно разделены действительным краем, но при этом логически не различимы (едины). Они отличаются своим "абсолютным масштабом", который для логического взгляда находится вне сравнения и измерений. Мы будем говорить, что эти сущности образуют разные уровни(*).
Новое открывается на границе старого. Граница - проекция действительного края на пространство и время. Время новой исторической эпохи открывается при достижении традиционным мышлением своего действительного края - края в самой логике, в самом способе мышления.
Мы имеем возможность говорить о полноте картины мира только обладая полнотой оснований, то есть начиная от чистой парадоксальности, от чистой абстракции.
Но если основания парадоксальны, то как от них перейти к нашей конкретной макроскопической действительности - детерминированному предметному миру?
Для нашего "взгляда из логики"(*) этот путь можно осуществить по "чистой" логике, из которой всякая парадоксальность удалена в основания. Этот путь - в абстрактном (бесконечном), но каждый наш шаг должен быть конкретным (конечным).
Чтобы адекватно говорить об окружающей нас предметной действительности, надо сделать сначала один шаг от бесконечности. Но конечное в бесконечном выделить при взгляде из логики нельзя - поэтому наш шаг должен быть сверхлогичным - конечно-бесконечным. Идти в бесконечности следует по краю, по полным сущностям, на которых осуществляется эта сверхлогичность. При этом всегда есть опасность отклониться в ту или иную сторону: к жесткому детерминизму или к полной неопределённости.
Пройти по краю от парадоксальных, свободных оснований к адекватной картине детерминированного предметного мира - вот основная задача, осуществляемая в данных разработках.
Трансформация интегральной онтологии от краевой схемы к многообразию макроскопической действительности дает возможность достигать практических результатов в самых разнообразных направлениях науки (*).
Каждый шаг на краевом пути должен соответствовать полной онтологической сущности, открываемой при движении в охватывающем онтологическом времени.
Шаги должны быть связаны в определённой последовательности, то есть иметь собственные конкретные позиции в счёте (номера). При этом путь, пройденный от начала счёта, является действительным, если он идентифицируется как нечто целостное. Должно быть " запоминание" пройденного пути, имеющее количественное выражение.
Требуемой двойственностью "номер" (направленность) и "количество" (скалярность) обладают числа. В контексте интегральной онтологии числа, отвечающие каждому шагу на этом пути, являются онтологическими.
Онтологичность малых ("первых") чисел ощущается людьми с древних времён. Наиболее адекватно она раскрывается в высказывании Лао Цзы:
"Путь рождает Один.
Один рождает Два.
Два рождает Три.
Три рождает мириады сущностей."
В других работах автора раскрывается смысл этого высказывания с точки зрения интегральной онтологии; особенно важным в нём является для нас конкретное указание на значимость именно первых трёх чисел и на связь между ними.
Здесь же ограничимся кратким формальным анализом, который позволяет, однако, получить важные соотношения интегральной онтологии.
На первой позиции в высказывании Лао Цзы - Путь. Для нашего логического взгляда Путь является началом счёта, открывает другие сущности. Человек сам составляет сущность своего Пути; при таком подходе мы в абстрактных построениях можем найти свою действительность.
Человек может воспринимать другие сущности либо внешними для себя, либо самоотождествлять себя с ними. Этим принципиально важным случаям соответствуют два онтологических числовых ряда:
первый ряд - 0, 1, 2, 3, ... ;
второй ряд - 1, 2, 3, 4, ... .(*)
Рассмотрение начнём с первого ряда.
В этом ряду Пути соответствует 0; в такой интерпретации Путь не обладает собственной полнотой в действительном мире, а есть конечный путь наблюдателя, бесконечность которого является внешней относительно мира (иномирной). С точки зрения бесконечного мира наблюдатель отсутствует - он для мира есть Ничто. В свою очередь, мир для наблюдателя оказывается формализованным, открытым взгляду лишь своими поверхностями. Действительность иллюзорна; она есть игра пустых форм. Пространство и время - бесконечный пустой "ящик", в котором находятся тела - видимые пустые формы, ограниченные участки пространства.
Особенностью рассматриваемого ряда является то, что его числа есть только номера; они указывают на позиции в числовом ряду и связь между онтологическими сущностями, указывают на направление счёта, но не на количества; они не отражают содержательность, наполненность мира.
Полнота мира возможна только при активном участии наблюдателя в нём. Наблюдатель, оставаясь внешним для мира, должен парадоксальным образом и принадлежать ему, быть внутренним относительно него.
Полнота описания мира может быть достигнута при полноте онтологических сущностей (оснований), отвечающих Пути, Одному, Двум, Трём в высказывании Лао Цзы. Эта полнота равносильна свободе.
Свобода оснований даёт нам возможность перейти к новым онтологическим числам. Мы сдвигаем числовой ряд (0,1,2,3,...) на единицу, полагая в его начале не Ничто (ноль), а Что (единицу). Такое двойное полагание (0 или 1) каждой онтологической сущности обеспечивает полноту этих сущностей для логического (двойственного) взгляда.
В результате мы получаем второй онтологический ряд (1,2,3,4,...).
Первые четыре числа этого ряда соответствуют независимым онтологическим сущностям; в больших же числах обнаруживается тавтология ("мириады сущностей").
Особенностью второго ряда является то, что его онтологические числа отражают количества, увеличивающиеся на единицу при переходе от одного номера к другому. Мир в развёрнутом времени наблюдателя "накапливается"; возвращаясь к наблюдателю, он образует вместе с ним макроскопическую предметную действительность.
С первым онтологическим рядом соотносятся понятия: направленность, счёт, время, оформленность, активность, Ничто.
Со вторым онтологическим рядом соотносятся понятия: количество, масса, пространство, хаотичность, инертность, Что.
Объективность мира осуществляется в парадоксальном единстве двух онтологических рядов.
Благодаря свободе онтологических сущностей (0 или 1), онтологические числовые ряды косвенным образом "содержат" друг друга. Однако здесь имеется несимметрия.
С первым рядом, как и со вторым, можно соотнести количественность, но эта количественность не относится к развёрнутой во времени действительности наблюдателя, а относится к другому уровню - "запредельному" относительно времени наблюдателя.
Что касается второго ряда, то в нём, как и в первом, присутствует нумерация онтологических сущностей (сдвинутая на единицу); в этом смысле второй ряд самодостаточен. Однако первый ряд сохраняет своё собственное значение через принцип неопределённости, через принципиальную "неточность" нумерации сущностей во втором онтологическом ряду.
Первый ряд - иномирность.
Второй ряд - действительный мир.
В дальнейшем мы будем пользоваться в основном вторым рядом, но при этом всегда подразумевать наличие первого - иначе полноты картины мира достигнуть не удастся.
Приведём таблицу некоторых важных соответствий интегральной онтологии (нумерация второго ряда).
Единица |
Самость, начальная объективность |
Точка |
Начальная причина |
парадоксальность |
Двойка |
Время, двумерность, логика, форма, поверхность, линейность |
Отрезок, Диполь |
Открытость, необратимость |
бесконечность |
Тройка |
Пространство, скалярность, хаос, объём, трёхмерность, вращение |
Треугольник |
Закрытость, обратимость |
конечность |
Четвёрка |
Конечная объективность |
Тетраэдр |
Финальная причина |
парадоксальность |
Разъяснение этих и других соответствий проводится в других работах по интегральной онтологии. Связи (элементарные отношения) между онтологическими сущностями образуют краевую схему (*), от которой осуществляется генезис конкретных логических структур на основе трансформации. "Изображение" краевой схемы зависит от выбора точки зрения - внутренней или внешней; чем "дальше" от края, тем менее свободным является этот выбор(*).
В характере осуществляемых идентификаций заключается онтологический опыт человека - интегральная онтология строится не в абсолютной пустоте (*).
В интегральной онтологии мы стремимся к привычной идентификации основных понятий. Однако следует помнить, что система понятий научного языка изначально складывалась в результате освоения человеком макроскопического предметного мира; для новых сущностей, относящихся к краю, обычно используются уже известные понятия. Язык интегральной онтологии оказывается непривычным; нередко возникает неопределённость в значениях слов - всеобщий принцип неопределённости переносится и в область языка.
Развитие мира в охватывающем времени наблюдателя происходит по пути: Самость (начальная полнота), Время, Пространство, Объективность (новая полнота). Затем происходит повторение этого пути - но уже на другом уровне(*). Несимметрия пути имеет принципиальное значение; она соответствует краевой несимметрии законов природы по отношению к перемене знака времени (в "макроскопическом", множественном мире такая несимметрия исчезает).
Каждому шагу ("эпохе") на историческом пути человеческого общества отвечает преобладающий тип мировоззрения (парадигма), связываемый с тем или иным онтологическим числом. В настоящее переходное время происходит смена "оппозиционного" типа мировоззрения, основанного на противопоставлениях типа Я - не-Я, Да - Нет (онтологическое число - Двойка), на "холономное" видение мира, связанное с достижением принципиальных границ в научном и общественном развитии (онтологическое число - Тройка). При этом предшествующий тип сохраняется в последующих; единство различных "онтологий" осуществляется в завершающей пограничной объективности (онтологическое число - Четверка).
Если движение по краевому пути необратимо, то оно может пониматься как прямолинейное и бесконечное; в этом случае мы говорим об открытости.
Если же движение обратимо, то ему соответствует Треугольник; в этом случае мы говорим о закрытости.
Причинно-следственная цепочка в Треугольнике замкнута; в этом осуществляется его принципиальная краевая парадоксальность (в традиционной философии такая парадоксальность выражается в известной проблеме круга).
Треугольник является конечно-бесконечной сущностью.
В движении времени по его замкнутой фигуре осуществляется бесконечность ("внутренний" взгляд).
Для внешнего взгляда пространство Треугольника трёхмерно (по числу сторон Треугольника); в конечности этого числа, в представленности фигуры Треугольника взгляду выражается свойство конечности Треугольника.
Три стороны Треугольника соответствуют трём уровням внешнего мира, открытым для логического взгляда наблюдателя.
При приближении внешнего наблюдателя к Треугольнику и достижении полноты возникает новая онтологическая сущность - Тетраэдр: четырехмерная объективность на более высоком уровне. В Тетраэдре осуществляется Встреча - полнота объединения двух сущностей.
Во Встрече Самость осуществляет свою Объективность: парадоксальным образом она, сохраняясь в собственном качестве, раскрывается в созданных ею же Пространстве и Времени. То есть в Объективности Самость находит свое отражение (полноту Другого) и составляет с ним осциллирующий Тетраэдр (*).
Система оснований интегральной онтологии характерна не только тем, что основания свободны, но и их связанностью между собой.
Наличие связей между основными сущностями означает взаимодействие между ними, причём это взаимодействие не ограничивает свободу сущностей, а составляет фон (время и пространство), на котором сущности представляют себя наблюдателю и на котором развёртывается активное и пассивное отношение наблюдателя к этим основным сущностям. При этом активность (направленность) соответствует времени, пассивность (количественность) - пространству.
Взаимодействие между сущностями есть взаимодействие по подобию (если сущности на одном уровне) и антиподобию (если сущности на разных уровнях). Это взаимодействие есть основной вид взаимодействия в интегральной онтологии, распространяющийся и на макроскопическую область (другие виды взаимодействия являются производными от него) (*).
Характер взаимодействия по подобию следующий: тождественное притягивается во времени и отталкивается в пространстве; антитождественное - наоборот.
Закон инверсии: при переходе через границу между полными сущностями (уровнями) направленность (время) меняется на противоположную, множественность - на единичность (и наоборот), внешнее - на внутреннее (и наоборот).
Время есть последовательное открытие множественности полных сущностей через их утверждение и отрицание в настоящем наблюдателя - в его Сейчас.
"Используя" свободу полных сущностей, время открывает в каждой следующей сущности противоположное предыдущей. В действительности наблюдателя противоположными являются 1 и 0 - время действительного мира "колеблется" между этими онтологическими числами.
В своей полноте время пустотно. Оно только "касается" полных сущностей, не проникая "вовнутрь" их. Наполненность времени (длительность) следует относить уже не к времени, а к пространству.
Время есть отстранённость от того, в чём оно может быть измерено.
Измерение длительности косвенно - через пространственные измерения.
Измерение длительности неточно - из-за эффекта неопределённости на краю.
Время и пространство взаимно дополняют друг друга; точность в определении направленности (формы) отвечает неточности в определении количества (содержания), и наоборот.
Если время движется в Треугольнике по замкнутому пути и возвращается в исходную точку, то оно меняет свой знак на противоположный. Такая перемена знака при одном полном обороте означает "временение" Треугольника как отдельной полной сущности "внутри" охватывающего времени наблюдателя.
Чтобы "выйти" из времени (то есть полностью самоотождествиться в исходной точке), надо сделать во времени два полных оборота по Треугольнику; этот случай соответствует Тетраэдру, в котором осуществляется полнота объединения Треугольников.
Более подробно эта и другие модели времени рассматриваются в других работах по интегральной онтологии.
Развёрнутое время открывает множественность полных сущностей в единичной полноте уровня наблюдателя. Эта множественность образует предметное многообразие действительного мира. Такое многообразие есть частичность - наблюдатель "выбирает" из развёрнутого времени не все полные сущности своего уровня. (Полнота или частичность наблюдаемой сущности зависит от точки зрения наблюдателя.) Выбранные и посчитанные полные сущности обращаются к наблюдателю своей "посчитанностью", предметной определённостью - в модусе своей частичности.
Для описания действительного многообразия необходимо обращение к понятию вероятности.
Для полных сущностей (оснований) вероятность равна 1 (действительность) и 0 (запредельность).
Для частичных сущностей вероятность оказывается дробной, заключённой между 0 и1 - это соответствует отношению числа полных сущностей, открытых наблюдателю во времени наблюдения, к общему числу полных сущностей (длительности) этого времени.
При переходе к макроскопическому миру понятие вероятности трансформируется (*). Частичные сущности являются многоуровневыми; нa каждом уровне они обладают "длительностью" (количеством) и открытостью для наблюдателя (направленностью), взаимосвязанными между собой через принцип неопределённости. Во времени наблюдения эти сущности представляются "предметами во времени" и открываются своими разными сторонами (разными результатами испытаний) - разными событиями. Под вероятностью конкретного события понимается отношение числа таких событий к общему числу событий во времени наблюдения.
Более глубокий анализ понятий частичности и вероятности проводится в других работах по интегральной онтологии.
Адекватная картина мира является вероятностной, причём наибольшая определённость (0 или 1) соответствует её непредставимому, "невидимому" краю. Реальность мира начинается с реальности его оснований.
Главное свойство полной сущности - определённость её существования, соответствующая точному равенству вероятности 1 или 0. Полная сущность не есть "вещь в себе" благодаря тому, что она открывается наблюдателю этой своей определённостью (точностью).
Частичные же сущности не имеют такой точности - их вероятности зависят от их места среди других сущностей, от точки зрения наблюдателя (от его Сейчас и Здесь).
Краевая определённость парадоксальным образом соответствует краевой неопределённости (свободе сущности быть единицей или нулём). Именно через неопределённость, через разницу ("квант") между уровнями наблюдатель узнаёт об определённости бытия полной сущности.
Принцип неразличимости: на краю полные сущности неразличимы, будучи при этом полностью отличающимися друг от друга. Отличие неразличимого осуществляется как время.
Главное допущение в интегральной онтологии - о возможности достижения полноты в нашей реальной действительности.
Это равносильно действительному наличию парадоксальной множественности полных сущностей, каждая из которых "полнее всех остальных". Это допущение имеет обоснование в самой интегральной онтологии благодаря её открытости. Картина физического мира, взятая в ее полноте, "замыкается" обратно на логику. Достаточно ввести в наш оборот хотя бы результаты специальной теории относительности (которая, по сути, основана на полноте скорости света - ее постоянстве и максимальности), чтобы вернуться к необходимости таких оснований, которые лежат в фундаменте интегральной онтологии.
Только опираясь на жесткую схему свободных оснований, можно построить "неточную" теорию, в которой отражается действительная несимметрия и многообразие единого мира.
Интегральная онтология, практическое вступление человечества в информационную эпоху, создание лазера, вера в Бога... - все эти вещи глубоко взаимосвязаны и реально обосновывают друг друга.
Границы интегральной онтологии заключаются в конкретности ее исходного пункта - она развертывается как взгляд из логики отдельного человека, действительно обладающего в своих логических построениях лишь малыми (1, 2, 3, 4) онтологическими числами.
Человек начинает с себя (со своей единичной выделенности из мира), с другого человека (необходимого для раскрытия личной единичности в человеческую множественность), с мира (являющегося "средой" для развертывания единичности и множественности человека)... - основные действительные сущности соответствуют малым числам.
Однако можно предположить, что онтологичными являются и большие числа - те, у которых отсутствует размерность. Основные безразмерные физические отношения (такие, как отношение сил электрического и гравитационного взаимодействий для электронов) должны, видимо, иметь онтологическое обоснование.
Есть ли логическая связь между малыми и большими онтологическими числами?
Можно ли получить ("вывести") большие онтологические числа из малых?
Не относятся ли большие онтологические числа к компетенции всего человеческого сообщества и, через его полноту, к компетенции веры в единого Бога?
Какую роль в ответе на эти вопросы может играть принцип неопределенности?
Человек есть принципиальная "неточность". Полнота его картины мира должна включать в себя не только ее замкнутость (закрытость), но и открытость. Интегральная онтология должна на своем краю отрицать саму себя - именно в этом самоотрицании, в этом наличии естественной границы осуществляется ее адекватность конкретной действительности человека.
В заключение коснёмся содержания некоторых тем интегральной онтологии.
Модель трёх миров.
Время, идущее в противоположном направлении, иномирно.
Адекватность представлений о действительности и иномирности достигается при обращении к модели трёх миров, составляющих Треугольник Вселенной.
Одна сторона Треугольника - действительный мир.
Две другие стороны - два антимира.
Первый антимир относится к прошлому, второй - к будущему.
Элементарные частицы действительного мира - результат "интерференции" энергии между "зеркалами" антимиров.
Антимир прошлого "поставляет" в мир частицы, антимир будущего - античастицы.
Элементарные частицы рождаются парами. Однако для наблюдателя, находящегося в мире, частицы и античастицы разделены во времени; множественность мира составляет ставшее, прошлое - мир в основном состоит из частиц.
Порядок и хаос.
Синергетика и возрастание энтропии определяются краевыми условиями действительного мира и тесно взаимосвязаны между собой.
В мире осуществляется "круговорот" порядка и хаоса, не требующий для себя дополнительной энергии. Неоднородность распределения энергии ("порядок") поддерживается однородностью времени. Наблюдатель может "увидеть" тепловую смерть Вселенной, только выйдя за её пределы.
Открытость и закрытость.
Открытости соответствует время, закрытости - пространство. На краю открытость и закрытость неразличимы.
Ориентации человека в множественной действительности соответствуют два типа мировоззрения - открытое и закрытое. Распространение этих понятий в общественную жизнь во многом перекликается со взглядами Дж.Сороса.
Полнота свободы человека - в "просвете" между открытостью и закрытостью.
Обобщение теории относительности.
При приближении к краю развитие становится нелинейным. Край "закрывает" время, замедляет его течение - происходит краевое "насыщение".
В физике это выражается в теории относительности, в которой сложение скоростей оказывается неаддитивным при приближении к скорости света.
В интегральной онтологии краевая нелинейность связывается со всякой полнотой и является её важным признаком. Линейность и нелинейность зависят от точки зрения - внутренней или внешней.
Представляется возможным разработать "теорию относительности" для логического (информационного) уровня. Полнота на этом уровне - условие для практического создания "искусственного интеллекта".
Существует глубокая связь между принципами теории относительности и холономностью.
И. Шашков. Краткий очерк интегральной онтологии.