Рефетека.ру / История

Доклад: Религия и нравы. Литература, науки, искусство в Древнем Риме

Религия и нравы. Литература, науки, искусство в Древнем Риме

   В   Риме  с  древних времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись  старинными  формами  и  приличиями.  Римлян   должен  был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в  доме,   исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права.

   В Риме появились куртизанки, и содержать  их стало чуть ли не требованием хорошего тона. Число браков стало уменьшаться, а  число разводов возрастать. На почве семейных денежных  отношений   совершались   преступления,   о   которых прежде не было и  слышно.   Ослабли   прежние   строгие  взгляды   на  положение женщины  в   семье,   началось  стремление   женщин  к   расширению  своих прав, особенно благодаря скоплению в руках некоторых женщин   огромных  капиталов, это явление приняло такие размеры, что законом  были ограничены права женщин по наследованию.

   Страшно усиливалась роскошь в устройстве домов, в одежде, в столе, вошли в обычай  совершенно  неизвестные    прежде   пиры   по    греческим    образцам, с возлежанием,  музыкой, с  большим  количеством всевозможных яств, вместо того что прежде бывало всего  по   две  перемены   блюд.   Появились  в  Риме   дорогие повара, специалисты-булочники, кондитеры.

   Развивалась привычка   убивать   время,  ничего  не делая: входили в обычай разные домашние  праздники,  учреждались  новые  общественные   празднества и устраивались   с     величайшею     роскошью,     сопровождались        обыкновенно гладиаторскими играми.

   Первоначальное  образование было до известной степени распространенно в Риме еще за долго  до  того  времени,  о   котором   мы  теперь    говорим:    умение читать, писать, считать было не редкостью среди   самых   простых  граждан,  араб – управитель сколько-нибудь значительного   поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.

   Римские  трагедии  и  комедии  как   чисто литературные произведения были долгое время переделками с греческого. Трагедии   были  в  меньшем   почете, чем комедии. Содержание трагедий заимствовалось у мифов, комедий – из жизни. Оно было      бедно  и   однообразно:  почти  всегда  действие  вращается  около  любви   или,  точнее,  влюбленности,   страстной, глубокой и вместе с тем приторной и т.п.

   От древних римских писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым    римским  автором   был   Ливий  Андроник   (приблизительно   272-207). Занимался   обучением  детей  и  перевел – первоначально  как  учебное  пособие – “Одиссею”. Затем он составил первое драматическое произведение  на  латинском языке, которое было представлено в 240 году.

   Значительным  писателем  является Тит Макций Плавт (254-184). До нашего времени дошла 21 комедия Плавта.

Несколько     позже   стихотворных  произведений  появилась   прозаическая литература. Она   имела   меньше   представителей,  пользовавшихся  тем не менее большим почетом, чем   сочинители  трагедий  и  комедий.  В  противоположность авторам этих последних  прозою писали исключительно римляне, знатные и люди, занимавшие высоко положение в государстве.

В 219 г. появился в Риме  первый  греческий  врач   и  быстро прославился, в след    за  тем  медицина и  лечение  стали  делаться  своего  рода  модой,  и  Катон попытался   собрать   в   небольшую  книжку   те  советы по медицине. Которые он считал    исконно    латинскими    и   противопоставлял   новомодным,   греческим.

Римская    литература   3   века     заслуживает,    при всех своих недостатках, полного внимания за то,  что   она  стремилась   перенести  в  свою  родину чудное дерево греческой поэзии.  Надо   признать   заслугою  и  то,   что римские писатели подражали      преимущественно     несовременным   им   писателям,  а   писателем сравнительно   уже   старым,   но    более    талантливым.   С   этой   точки    зрения деятельность Невия, Энния, Плавта заслуживает  высокой   оценки,   но  нельзя  не признать,     что     самый   дух    греческой   поэзии   стоял  в   слишком    большом противоречии  со всею предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее   оживлял.  И  поэтому   вполне   понятно,  что находились люди, боровшиеся против этого эллинского  влияния.  Во  главе  их   был   Катон. Ему не удалось остановить наплыва  тех  идей,  которым  он  не сочувствовал, но в борьбе против них этот  типичнейший   представитель  римской  национальности   все так сделал  великое    дело:  он   положил     основание   той     латинской прозаической литературе, которая в последствии доставила римскому имени новую    славу.   

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Рефетека ру refoteka@gmail.com