Олимпизм, олимпийское образование в современных условиях -социокультурное образование индустриальной и постиндустриальной цивилизации.
К ведущим философским концептуальным идеям олимпизма и олимпийского образования относятся:
- идея мира, мирного сосуществования социальных систем, государств и народов, в которой олимпизм выступает как системообразующий фактор, а олимпийское образование - как средство воспитания молодежи в духе мира;
- идея общечеловеческой ценности олимпизма и олимпийского образования, основывающаяся на интернационализме, интерсоциальном воспитании;
- идея гуманистического, всестороннего развития личности, базой реализации которой являются олимпийское образование молодежи, олимпийская субкультура;
- идея приоритета этических ценностей в олимпизме и олимпийском образовании, исходя из философии Fair Play.
В современных условиях олимпизм выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, показатель развития физической культуры молодежи.
Основы современного олимпизма были заложены в конце XIX в. Пьером де Кубертеном, когда им впервые была сформулирована доктрина, включающая в себя философские, педагогические, этические, эстетические, правовые, политические принципы. Она базировалась на общечеловеческих моральных устоях всех религиозных учений. Естествен но, что на первых этапах своего развития олимпизм был тесно связан с практикой - с проведением Олимпийских игр. Философские идеи Кубертена о гармонии личности нашли свое отражение в церемонии организации Игр, проведении конкурсов искусств Олимпиад.
За время, прошедшее с момента рождения современного олимпийского движения, олимпизм превратился в своеобразную философию молодежного мира, в мощную социокультурную данность мирового масштаба, являющуюся одним из важнейших институтов современной международной жизни. Олимпизму, который выступает как особый тип субкультуры, присуща своя система идеалов, принципов, целевых установок, менталитета, норм и ценностей, имеющая относительную самостоятельность и логику развития, для которой характерны:
- наличие в общей системе культуры относительно устойчивых образований, объединяющих молодых людей одного возраста по их общности представлений (истинных или ложных) об основных жизненных ценностях и интересах, по общему типу социального поведения и имеющих функцию воспроизводства соответствующей системы межгрупповых отношений и соответствующих им индивидуальных черт;
- достаточное интегрирование в общую систему культуры;
- существование единого вектора ценностных ориентаций, присущих данному типу культуры и данной культурной эпохи, отражающего их общественный и гуманистический идеалы;
- повышенная забота субъектов субкультуры о внешности, выступающей главным фактором атрибуции, культурного самосознания и идентификации (физический облик, одежда, тип физических действий).
Говоря об олимпизме как о молодежной субкультуре, следует особо отметить совпадение ее с общегуманистической направленностью развития человека как творческой личности, то есть с тем, что может быть названо прогрессом в сфере культуры (М. Сараф, 1998).
Важным аспектом олимпизма является идея мирного сосуществования народов, государств и социальных систем. "Ты собираешь молодежь - наше будущее, нашу надежду - под свои мирные знамена" (П. де Кубертен).
Одна из главных идей Олимпийских игр - мир и дружба!
Переняв у древних греков философию олимпизма, в современных условия не удалось полностью реализовать идею мирного сосуществования: три современные Олимпиады не состоялись из-за мировых войн - в 1916, 1940 и 1944 гг.
По своим масштабам международный спорт и Олимпийские игры не имеют себе равных в мире. В силу своей огромной популярности международный и олимпийский спорт попали в поле зрения и отдельных политиков, и политических партий, и глав государств, и воротил международного бизнеса. Отсюда - колоссальная социальная значимость международного спортивного и олимпийского движения, которое способствует развитию и углублению межгосударственных отношений, культурных связей, разрядке международной напряженности, политике мирного сосуществования государств с различным политическим строем.
К сожалению, у спорта есть не только друзья, но и недруги. Есть люди, которые пытаются использовать спортивные состязания как повод к провокациям, носящим четко выраженную политическую, национали стическую окраску, как повод к разжиганию низменных страстей.
Не вызывает сомнения, что спорту изначально присуща агрессивность, что спорт и состязания сами по себе являются конфликтными системами.
Да, спорт может быть источником насилия. Это невозможно отрицать. Но опыт международного спортивного содружества дает намного больше позитивных примеров. Именно поэтому вопросы управления поведением человека составляют ключевую основу олимпийского образования.
Понимая общепланетарную роль Международно го олимпийского движения, учитывая его авторитет и значимость в мировом сообществе, 50-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН (в октябре 1993 г.) заслушала доклад председателя МОК Х.А. Самаранча "За установление лучшего и прочного мира благодаря спорту и олимпийским идеалам". После доклада была принята резолюция, в которой фактически возрождалась идея прекращения всех военных действий во время Олимпийских игр. Эта резолюция ООН была подтверждена в 1995 и 1997 гг., когда Организация объединенных наций призвала государства планеты соблюдать перемирие во время XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано, так как в этот период возник острый международный конфликт между Ираком и США.
Пацифистский характер олимпизма имеет и долговременные перспективы. В уже упоминавшейся резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Об олимпийском перемирии" есть раздел, который озаглавлен так: "Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов". Этот проект рассматривался в 2000 г. перед Играми XXVII Олимпиады в Сиднее. Несмотря на ряд серьезных испытаний, надо надеяться на то, что принципы и идеалы олимпизма выдержат их достойно.
Нравственное воспитание в системе олимпийского образования занимает особое место, так как занятия физическими упражнениями, спортом представляют огромные возможности для формирования нравственных принципов.
Справедливости ради следует заметить, что первоначальные мотивы к спортивным занятиям у детей и подростков зачастую слабо связаны с социальной значимостью этой деятельности. Чаще бывает, когда побудительной причиной такого выбора являются зачастую либо прямо асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счет превосходящей физической силы), либо внешние атрибуты (красивая фигура, яркая спортивная форма, "модность" вида спорта и т.п.).
Задача специалистов состоит в том, чтобы эти первоначальные мотивы в дальнейшем превратились в более содержательные и социально значимые, перешли в осознанное, осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстве тела, воли и разума, то есть к воспитанию человека как активного участника общественного прогресса.
Идея сочетания нравственного и физического развития молодежи, роль спорта в воспитании людей глубоко и серьезно изучалась Пьером де Кубертеном.
Необходимо заметить, что занятия спортом, физическими упражнениями уже по природе своей тесно связаны с этикой, моралью. "Игра и спорт - это области человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение. Нравственность и связанный с ней определенный "дух", образ мыслей и чувств, пользующийся всеобщим уважением, присущи спорту не как некий внешний атрибут, а как элементарные и необходимые предпосылки" (Э. Майнберг, 1984).
Утвержденные правила и нормативы спортивной деятельности налагают на ее участников определенные ограничения, в то же время не отнимая у них целиком свободы действий. Эта "эквилибристика" между свободой и ограничениями предъявляет к человеку, занимающемуся спортом, особые нравственные требования, заключающиеся в соблюдении принципа честной спортивной борьбы.
Как отмечает У. Люкевич (1998), Fair Play выступает в системе спортивной этики как квинтэссенция основных моральных положений, обозначая приоритет честного состязания по установленным правилам.
Итак,философские концептуальные основы современного олимпизма состоят в слледующем:
- гуманистическом всестороннем развитии личности;
- сохранении мира и укреплении дружбы между народами;
- развитии молодежной субкультуры и обмене культурными ценностями;
- установлении торжества этических ценностей в олимпийском движении и спорте.
Теория как совокупность научных положений составляет часть концепции олимпизма и включает в себя:
- системно-ретроспективный подход к изучению и организации Олимпийских игр и олимпийского движения;
- аксиологический подход к олимпийскому образованию;
- оздоровительно-развивающий характер олимпизма.
Системный подход к олимпийскому движению требует раскрытия ретроспективных аспектов развития, совокупности методов и принципов изучения и организации олимпийского образования молодежи, выполняет функцию принципа и поэтому требует рассмотрения олимпизма как организационной структуры, так и содержательной основы олимпийского образования.
В организационном плане олимпизм имеет достаточно стройную систему и представлен Международным олимпийским комитетом во главе с президентом МОК и национальными олимпийскими комитетами.
В содержательном плане олимпизм представлен олимпийским образованием, основой которого являются гуманистические, общечеловеческие ценности. Олимпизм как универсальное массовое движение влечет за собой необходимость интенсифицированного процесса "обучения олимпизму", содержание которого заключается в распространении культурных, этических и воспитательных ценностей олимпизма "на всех уровнях общества" (Х.А. Самаранч, 1994).
Серьезную работу по олимпийскому образованию проводит Международная олимпийская академия (МОА) - духовный "центр" олимпийского движения. В Положении о ее организации говорится, что она "должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, признанный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению "олимпийской идеи". Уже чисто хронологическое перечисление акций МОА в этом направлении свидетельствует о важности ее работы.
Впервые понятие "олимпийское образование" (Olympic Education) было сформулировано в докладе С. Фавра (Италия) в 1968 г. на 8-й сессии МОА.
В 1972 г. на 12-й сессии МОА Э. Лауэрбах (Германия) обращается к проблемам пропаганды олимпийских принципов в школе, напоминая, что идея Кубертена о реформе образования весьма актуальна и в современных условиях.
Идея необходимости включения пропаганды олимпийских принципов в школьную систему образования получила свое развитие в 1974 г. на 13-й сессии МОА, где Х. Андрекс (Австрия) сделал доклад "Олимпийская идея и ее реализация в школах". На этой же сессии П. Сорин (Франция) в докладе "Вклад воспитания в олимпийское движение" рассматривал проблему использования воспитательной концепции П. Кубертена в настоящее время.
Вопросы олимпийского образования и воспитания были подняты на 16-й сессии МОА в 1974 г. Н. Мюллер (Германия) и Т. Доксас (Греция) обозначили главную цель МОА как воспитание молодежи, основанное на гармонии тела и разума, в духе мира.
На 18-й сессии МОА (1979 г.) с основным докладом "Олимпизм и воспитание" выступил член МОК, премьер-министр Туниса Мохамед Мзали. Отмечая, что педагогические идеи П. Кубертена основаны на философии, цель которой -- гармоничное воспитание, единство физического, интеллектуального и духовного развития человека, М. Мзали отметил, что до настоящего времени воспитательная ценность спорта явно недостаточно реализуется в школьной системе образования.
Впервые на 18-й сессии был поднят вопрос об олимпийском образовании в следующем звене - высшей школе. В докладе Дисона Пауэлла (Канада) "Университетское образование и олимпизм" отмечено, что ни одно высшее учебное заведение в мире не ввело в свои программы предмет "олимпизм" или "олимпийская идея". Д. Пауэлл предложил рассматривать МОА как Всемирный олимпийский университет.
Важное значение олимпийского образования для решения проблемы шовинизма и насилия в спорте отметил Мохамед Мзали на 21-й сессии МОА в 1982 г., на 23-й сессии (1985 г.) целый ряд ученых (Ж. Боротра, К. Коулоурис и др.) посвятили свои сообщения философии Fair Play как основе решения проблемы воспитания в спорте.
Проблеме "Олимпийские игры как фактор мира и международного взаимопонимания" была посвящена 25-я сессия (1986 г.), где основные докладчики М. Зергуни (Алжир) и Ф. Ландри (Канада) обратили внимание на роль олимпийского образования в налаживании международного взаимопонимания.
Очень важный аспект олимпийского образования - эстетическое воспитание - рассматривался на 26-й сессии МОА в 1987 г., где П. Спир (Канада) подробно информировал о программе олимпийского образования в Канаде, разработанной к зимним Олимпийским играм в Калгари.
Следует заметить также, что и в последующем, практически на каждой сессии МОА, в той или иной степени затрагивались вопросы олимпийского образования как в выступлениях докладчиков на 31, 32, 33-й сессиях, так и в сообщениях президента МОА, члена МОК И. Нисиотиса и декана Академии О. Шимичека.
О необходимости активизации работы в деле пропаганды идей олимпизма четко сказано в заключительном документе XII Олимпийского конгресса (Париж, 1994 г.): "... распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения".
Идея гармоничного развития человека стала ключевой ценностью олимпизма. И. Быховская (1998) справедливо отмечает, что "идея гармонии -соразмерности, стройности частей единого целого - никогда не покидала человека".
Особое внимание в проблеме уделяется поиску гармонии между духовным и физическим началами, между внутренним и внешним миром человека, гармонии между телом и духом.
Особо ярким было проявление гармонии тела и духа в античной культуре, где телесное и духовное развития человека рассматривались как две равнозначные части его становления и совершенствования, а истинной ценностью признавалось человеческое тело.
К сожалению, идея гармонии не всегда была признана, культ тела постепенно сменяется в средневековой культуре незаинтересованным, а вернее сказать, презрительно-пренебрежительным отношением как к телу, так и к физической культуре в целом.
Эпоха Возрождения вернула человечеству античные взгляды на гармонию и красоту человеческого тела, но, во-первых, в художественном изображении его в этот период были в ходу многочисленные запреты, а, во-вторых, в общественном сознании этого периода превалирует мысль о том, что "чем "меньше" плоти, тем больше духа" (И. Быховская, 1998).
Когда в конце XIX века идея возрождения Олимпийских игр начала реально воплощаться в жизнь, Пьер де Кубертен, естественно, не мог пройти мимо античной идеи гармоничного развития человека. Взаимосвязь "мускулов и духа" легла в основу создаваемой им философии олимпизма: "Спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства. Он создает красоту, потому что оживляет атлета, который сам по себе живая скульптура. Спорт является поводом для красоты благодаря посвященным ему сооружениям, зрелищам и организованным в его честь праздникам...".
Определяя основы олимпизма, Кубертен упоминает в их числе "красоту, порождаемую в Играх участием интеллекта". В речи, произнесенной в 1906 г., он подчеркивает: "Мы организуем стимулирующее сотрудничество между искусством, наукой и возрожденными Олимпийскими играми...".
Для характеристики современного олимпизма Кубертен взял девиз: "Mens fervida in corpore lacertoso" ("В развитом теле - возвышенный дух") в противовес известному: "Mens sano in corpore sana" ("В здоровом теле - здоровый дух"), имеющему лишь медицинский, гигиенический взгляд на гармонию тела и духа.
Взгляды основателя современного олимпизма нашли и свое практическое воплощение: уже в 1906 г. был проведен Олимпийский конгресс "Спорт и искусство", который был посвящен тому, как возродить высококультурный, совершенный образ жизни.
В 1906 г. Международный олимпийский комитет постановил проводить на Олимпийских играх состязания по архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе.
Впервые такой конкурс был проведен в 1912 г. в Стокгольме. Именно тогда и была присуждена Пьеру де Кубертену золотая медаль за "Оду спорту".
Рассматривая взаимосвязь спорта и искусства, его эстетическую ценность, влияние спорта на многие стороны культурной жизни общества, можно выделить несколько моментов.
Сам спортивный поединок - это зрелище. Зрелище, которое по своему воздействию на зрителей сродни лучшим драматическим произведениям, исполненным лучшими актерами: настоящий болельщик глубоко переживает все, что происходит на спортивной арене, тонко оценивая искусное исполнение и не принимая фальши... Но в отличие от драматического представления спортивный спектакль выделяется непредсказуемостью конечного результата, и это подчеркивает его дополнительную эмоциональную глубину.
Но зрелищем может быть не только красочное спортивное представление. Гармония, красота движений человеческого тела, тела, послушного атлету, - вот то, что является самой привлекательной стороной спорта! Именно высшее спортивное мастерство, проявляющееся в современном физическом самоконтроле, позволяет атлету добиться власти над пространством и временем. При этом эстетику движения в спорте лучше всего могут оценить либо сами спортсмены, либо искушенные зрители, хорошо знакомые с правилами и особенностями вида спорта.
В спорте есть целый ряд видов, в которых красота движения является одной из составляющих итогового результата: фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду, акробатика и синхронное плавание - во всех этих состязаниях в качестве выразительного средства используются человеческое тело, чувство ритма, изящество и пластика.
Есть отрасли культуры, науки и техники, которые теснейшим образом связаны со спортом. Подготовка к крупным спортивным соревнованиям, и в первую очередь к Олимпийским играм, преображает внешний облик городов, ставших хозяевами этих состязаний, модернизирует их инфраструктуру.
Особый синтез спорта, искусства, архитектуры, культуры, науки и техники и есть основа олимпизма. Олимпийские игры, составляющие основу олимпизма, "стали катализатором развития различных сторон материальной и духовной культуры". Вне этого сочетания Олимпийские игры не несли бы в себе столько привлекательности.
Философское понимание современного олимпизма невозможно без фундаментального обоснования его социально-сущностной природы (Э. Шатерников). Речь идет об аксиологическом аспекте олимпизма. При рассмотрении этой стороны олимпизма следует прежде всего отметить пропаганду высоких этических ценностей. В этом плане спорт обладает колоссальными возможностями, так как внутри него общечеловеческие нравственные понятия и нормы подвергаются подчас весьма серьезным испытаниям и искушениям. В этой ситуации зачастую спортивная борьба, спортивный поединок, значимость спортивного результата (общественная, экономическая, политическая) провоцируют конфликт между реальностью и олимпийскими идеалами. Тем не менее существование такого конфликта не опровергает этих идеалов. Необходимо лишь понять, что спорт - одна из возможностей в борьбе за идеалы чести, добра и красоты (Г. Харабуга, 1981; J. Daly, 1995).
Одной из моделей сохранения нравственной ценности Олимпийских игр, спорта вообще является Fair Play.
В предисловии к Декларации международного комитета Fair Play (1992) его нынешний президент Вилли Дауме пишет: "Честная игра (Fair Play) представляет собой один из фундаментальных вопросов, относящихся к будущему спорта, и содержит набор этических принципов... принципы Честной игры становятся существенно необходимыми и могут быть даже ключом к решению борьбы с насилием... Наше исключительно сложное современное общество, в котором все взаимосвязано, обречено, если оно продолжит развиваться в условиях насилия. И угрожающий парадокс нашего мира существует - масштабы насилия продолжают расширяться.
Решение этой проблемы может быть частично реализовано через движение "Fair Play".
Принципы Fair Play основаны на строгом соблюдении правил в видах спорта, уважении, которые лица, участвующие в соревнованиях, должны демонстрировать в интересах друг друга и общего благополучия. Эти требования относятся не только к участникам соревнований, но и к судьям, тренерам, родителям, учителям, врачам и зрителям, к средствам массовой информации, спортивным федерациям, клубам и общественным властям.
В современном спорте суровые условия подготовки спортсменов высокого класса оказывают влияние на многие функции и системы организма, затрагивая не только биологические, но и психологические структуры.
Отсюда очевидно, что соблюдение принципов Fair Play серьезным образом влияет на становление нравственного облика спортсмена и всего олимпийского движения. Спортивная этика как составная часть олимпизма является составной частью физического воспитания, олимпийского образования молодежи. Поэтому пропаганду идей Fair Play необходимо начинать еще на этапе начальных занятий физической культурой и спортом, делая акцент на безусловном уважении соперника и безукоснительном соблюдении правил состязаний и игр. Необходимы теоретические занятия, где должны рассматриваться как общие нравственные критерии, так и специфические этические принципы спорта.
Спортивная этика как часть системы знаний об общих закономерностях нравственного воспитания в спорте должна стать непременной частью подготовки специалиста по физическому воспитанию, олимпийскому образованию.
1. Быховская И.М. Идея гармонии как ценность олимпизма // Межвуз. сб. науч. матер., посвященный 90-летию первого выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Воронеж, 1998, с. 6 - 13.
2. Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 186 с.
3. Чернецкий Ю.М. Олимпизм в системе образования и воспитания. - Челябинск: "Полиграф-мастер", 2000. - 242 с.
4. Харабуга Г.Д. Проблемы современного международного олимпийского движения // Тез. докл. Всесоюз. симпозиума "Проблемы истории физической культуры и олимпийского спорта". М., 1981, с. 122 - 124.
5. Шатерников Э., Рузиев С. Олимпизм как основная категория теории олимпийского движения // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм", Москва, 14 -- 18 июля 1998 г., с. 275 - 277.
6. Daly J. Fair Play and competitive Sport; The moral imperative // JOA, 2nd Joint international Session for Educationists, 1995.
7. Fair Рlay for all. Declaration of the CIFP. Munchen, Paris, 1992.
8. Samaranch Huan Antonio. Sport, Culture and the Arts // Olympic message, № 26 (April), 1990. - P. 7 - 14.
9. Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Чернецкий философские концептуальные основы изучения олимпизма и олимпийского образования.