Международное олимпийское движение (МОД) применяет механизмы паблик рилейшнз для обеспечения своей жизнестойкости практически с момента возрождения.
Эффективность любого международного проекта напрямую зависит от необходимости сохранять поддержку общественности, что, применительно к олимпийской идее, объединяет людей разных политических, культурных и религиозных взглядов и убеждений. На настоящий момент Международный олимпийский комитет (МОК) имеет собственные пресс-службу и PR-отдел. Основными задачами этих служб являются работа со средствами массовой информации, формирование общественного мнения, участие в общественной жизни.Рассмотрим каждое из вышеназванных направлений более подробно.
Работа со средствами массовой информации. Эта работа ведется под руководством нескольких Комиссий МОК (по связям с прессой, радио, телевидением, комплексными средствами массовой информации) и отдела по контролю и координации деятельности. Деятельность названных подразделений во многом и формирует общественное мнение, определяет значимость олимпийского движения.
Работа со средствами массовой информации отличается от всех прочих приемов ведения PR-кампаний рядом важных особенностей и позволяет:
- создавать максимально информативные коммуникации , неограниченно расширять их;
- более полно и своевременно информировать общественность;
- максимально оперативно реагировать на меняющуюся экономическую и политическую конъюнктуру.
Анализ исторического материала позволяет говорить о том, что пишущая пресса сопровождает Игры с момента их возрождения, причем количество печатных изданий, уделяющих им внимание, неуклонно возрастает с каждым Олимпийским циклом. Если вначале Игры освещались только в разделе светских событий и новостей, то сейчас им посвящаются даже целые специализированные издания.
Что касается радио, то первый радиоотчет о результатах соревнований был передан "Маркони Телеграф Компани" в 1908 г., а с 1924 г. Игры стали постоянно освещаться с помощью средств радиовещания.
Исследования последних лет (K. Dollar, M. de Moragas, N. Rivendurgh, M. Payne и др.) показали, что основным источником информации о событиях олимпийского движения является телевидение . Впрочем, это не только СМИ, но и мощнейшая PR-технология. Еще в начале века (так называемый период кинохроник) предпринимались попытки популяризации олимпийского движения с помощью кинематографа: создаются киноотчеты о важнейших событиях на Олимпийских играх. В современном мире о возможностях телевидения с точки зрения PR-деятельности говорить не приходится.
Последним по времени появления СМИ стала сеть Internet. Следует помнить, что всемирная информаци онная сеть - это широчайшая информационная среда, состоящая из разного рода сведений (группы новостей, форумы, чаты, специализированные сайты, крупные порталы, каталоги ресурсов, электронные библиотеки).
Поэтому одни из важных задач PR-специалистов - целенаправленный отбор и активная работа с разными видами сайтов, их использование в интересах заказчика.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ
Год |
Печатные издания |
Радиовещание |
Телетрансляции |
Интернет-технологии |
ОСВЕЩЕНИЕ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ |
||||
1896 |
X |
|||
1900 |
X |
|||
1904 |
X |
|||
1908 |
X |
O |
||
1912 |
X |
|||
1920 |
X |
|||
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЕ |
||||
1924 |
X |
O |
||
1928 |
X |
O |
||
1932 |
X |
O |
||
1936 |
X |
O |
* |
|
1948 |
X |
O |
* |
|
1952 |
X |
O |
* |
|
1956 |
X |
O |
* |
|
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, РАДИОВЕЩАНИЕ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ |
||||
1960 |
X |
O |
* |
|
1964 |
X |
O |
* |
|
1968 |
X |
O |
* |
|
1972 |
X |
O |
* |
|
1976 |
X |
O |
* |
|
1980 |
X |
O |
* |
|
1984 |
X |
O |
* |
|
1988 |
X |
O |
* |
|
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
||||
1992 |
X |
O |
* |
W |
1994 |
X |
O |
* |
W |
1996 |
X |
O |
* |
W |
1998 |
X |
O |
* |
W |
2000 |
X |
O |
* |
W |
Попробуем структурировать различные группы сайтов, содержащих информацию об олимпийском движении.
1. Сайты, принадлежащие субъектам МОД и органам руководства физической культурой и спортом, содержат ценную информацию об истории развития олимпийского движения, о тех или иных видах спорта и статистику всех спортивных соревнований последних лет и анализируют выступление отдельных стран и атлетов (olympic.org, roc.ru, ioa.forthnet.gr и др.).
2. Сайты, принадлежащие электронным СМИ, научно-теоретическим журналам и научным библиотекам, включая сайты информационных изданий, специализи
рованные научно-теоретические издания и электронные библиографические каталоги (sport-express.ru, sportland.nrod.ru, tpfk.infosport.ru и др.).
3. Сайты, содержащие научную и научно-техни ческую информацию, распространяемую научными институтами, физкультурными учебными заведениями.
4. К этой группе можно отнести сайты, содержащие общие и отраслевые базы данных, создаваемые специализированными организациями и частными лицами-энтузиастами.
Здесь содержится разнообразная информация: от пресс-релизов и протоколов соревнований до биографий членов олимпийского комитета. Как пример можно привести сайты отдельных видов спорта (swimming.ru, wrestling.ru, snowboard.ru), спортивные странички отдельных спортсменов (karelin.ru) и т.д. Один из самых представительных в России сайтов по спортивной тематике - www.infosport.ru.
5. Разнообразный информационный "мусор", не поддающийся какой бы то ни было классификации (отрывочные сведения, сайты-однодневки, анонимные баннеры и т.д.).
Интернет накладывает существенный отпечаток на всю совокупность приемов проведения PR-кампании в целом, и в сфере физической культуры и спорта в частности и предлагает заманчивые возможности в будущем.
Анализируя вышеприведенные данные, можно выделить основные периоды внедрения информационных технологий в олимпийское движение:
- 1896-1924 гг. - печатные издания, многочисленные газеты, журналы, информационные бюллетени и рекламные проспекты;
- 1924-1960 гг. - печатные издания и радиовеща ние, пробные локальные телетрансляции, поиск путей для их коммерческого использования;
- 1960-1992 гг. - печатные издания и радиовеща ние, телевидение, а также введение их в программы привлечения инвестиций;
- 1992-2000 гг. - глобальное информационное обеспечение, освещение Игр с помощью всех существующих средств коммуникации.
Формирование общественного мнения. Кризисные факторы, как-то: проблема допинга, коммерциали зация, "гонка за рекордами", скандалы вокруг финансовой деятельности МОК, влекут за собой, с одной стороны, бездуховность, обесценивание моральных и этических принципов, интеллектуальную убогость современного спорта, с другой - подрывают имидж МОК, как серьезной и авторитетной структуры.
В последние годы МОК проводит открытую политику, своевременно предоставляя общественности исчерпывающую информацию обо всех видах деятельности . Отчеты регулярно публикуются в СМИ, в специализированном издании "Олимпик Ревю" и на странице в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу www.olympic.org. Своей разносторонней деятельностью МОК укрепляет доброжелательное отношение и общественный интерес к своему главному продукту - Олимпийским играм, получая через них признание и поддержку.
Один из путей формирования общественного мнения и улучшения имиджа опирается на использование определенной знаковой системы, связанной с идеей стабильности. Одной из составляющих такой системы испокон веков и во всех цивилизациях мира служит искусство, и в частности живопись.
Место искусства в жизни общества сложно и неоднозначно. Наиболее досконально изучена и пропагандируется (за отсутствием другого опыта) та ее ипостась, которая связана с "чистым" искусством. При этом для многих практически мыслящих людей остается загадкой, зачем конкретно им нужны картины мастеров Возрождения, импрессионисты или Бетховен с Шубертом. Поскольку набивших оскомину фраз о ценности Высокого Искусства для формирования "гармонично развитой личности" явно недостаточно для удовлетворительного объяснения, многие в глубине души (потому что признаться в этом стыдно) делают для себя вывод, что вышеуказанные личности им скорее всего не нужны.
Искусство, в частности живопись, изначально не предназначено для развлечения. Это порождает путаницу и недопонимание, связанные с его практическим использованием, лежащим как раз в области знаковых систем. Искусство (например, классическая музыка, живопись) как знаковая система неразрывно связано с понятиями престижа, стабильности, надежности.
Использование искусства для пропаганды спортивных идеалов имеет исторические корни. Тем не менее как способ популяризации синтез искусства и спорта до последних десятилетий популярности не приобрел. Несмотря на предпринимаемые попытки, в том числе МОК, конкурсы искусств в рамках крупных международных спортивных соревнований успехом не пользовались. Пошатнувшийся имидж олимпийского спорта привел специалистов к идее возрождения такого рода конкурсов для пропаганды олимпийской идеи.
В русле этой тенденции в Лозанне в 1997 г. по проблемам взаимосвязи олимпийского движения и искусства был проведен Форум под названием "Спорт и культура". Комиссия по культуре МОК в последнее десятилетие расширила полномочия и сферу деятельности. Так, усилиями Комиссии в 1998 г. был проведен Олимпийский художественный и спортивный конкурс. Целью этого проекта была помощь НОКам в установлении более тесных связей между миром искусства и спорта. В соревновании могли принять участие студенты, занимающиеся искусством, и все спортсмены, неравнодушные к нему. 16 лучших произведений демонстрировались в Сиднее в течение Олимпийских игр-2000.
Таким образом, МОК, поощряя конкурсы искусства, с одной стороны, поддерживает имидж и, с другой - привлекает внимание к олимпийским идеалам гармонии телесного и духовного вообще, и олимпийского спорта в частности.
Участие в общественной жизни. МОК активно участвует в общественных акциях, патронирует крупные спортивные соревнования (Всемирные юношеские игры в Москве 1998 г.). Кроме того, МОК принимает участие и в культурной жизни общества, и в решении различных проблем, в том числе и экологических. Большие усилия прилагаются к развитию и распространению малоизвестных национальных видов спорта. Члены МОК ведут работу по распространению идеалов и принципов олимпизма в своих странах, разрабатывают и внедряют программы олимпийского образования подрастающего поколения, активно участвуют в решении различных спорных вопросов, выступая посредниками, что также играет большую роль.
В олимпийском движении и в деятельности его верховного руководящего органа - Международно го Олимпийского Комитета - проявляются все основные направления паблик рилейшнз, свойственные социальной сфере. В результате можно сделать следующий предварительный вывод: МОК предприни мает действенные шаги по достижению доброжела тельности в отношениях с общественностью, по сохранению деловой репутации и укреплению внутренних взаимоотношений внутри олимпийской системы, предпринимает активные действия по снижению последствий кризисных ситуаций, активно сотрудничает с общественными организациями и средствами массовой информации. Все это говорит о том, что в МОД существует и эффективно работает четкий механизм паблик рилейшнз.
Е.А. Истягина-Елисеева, Д.А. Кружков, кандидат педагогических наук. Основные направления паблик рилейшнз в международном олимпийском движении