СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения межличностных внутрисемейных отношений в психологии
1.1 Функции, структура и динамика семьи
1.2 Межличностные отношения в семье как предмет исследования в психологии
2. Диагностика межличностных отношений в семье
2.1 Методики психодиагностики межличностных супружеских отношений
2.2 Диагностика детско-родительских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи в каждый конкретный момент, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Немаловажную роль в современной семье играют и детско-родительские отношения. Рождение и воспитание детей – одна из основных целей и задач семьи, и успешное выполнение этой задачи также влияет на психологический климат семьи.
Исследование семейных взаимоотношений, весьма затруднено, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека. Также стоит отметить что внутрисемейные отношения не сводятся лишь к взаимоотношениям супругов. На разных этапах своего развития семья выполняет различные функции, поэтому рассмотрение вопроса исследования межличностных отношений в семье приобретает комплексный характер.
В данной работе мы попытаемся систематизировать существующие методики диагностики семьи при различных условиях ее существования, выделить основные из них, применимые в работе психолога с супружеской парой или в диаде «родитель – ребенок».
Вот почему объектом исследования данной работы выбраны межличностные отношения, возникающие между различными членами семьи в различных обстоятельствах, а предметом исследования – специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений.
Учитывая актуальность проблемы межличностных внутрисемейных отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области внутрисемейных межличностных отношений как отечественных, так и зарубежных ученых с целью систематизации методик психологической диагностики данного типа межличностных отношений; выявить степень практического использования научных разработок.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
дать определение понятию «семья»;
выявить функции, структуру и динамику семьи;
рассмотреть состояние проблемы внутрисемейных отношений в современной научной и популярной литературе;
выявить методики диагностики межличностных отношений в семье;
дать их характеристику.
Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, анализ литературных источников.
Элементы научной новизны: доказано, что внутрисемейные отношения возможно диагностировать с использованием различных психологических методик, выделяя различные стороны данного типа межличностных отношений: супружеские и детско-родительские.
Теоретические аспекты изучения межличностных внутрисемейных отношений в психологии1.1 Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности.
Наиболее общим является понятие семьи, данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено между физической жизнью и жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом» [1, с.5].
Семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака. [2, с.1]
В настоящее время еще недостаточно полно разработана единая классификация и типология функций семьи.[4] Приведем наиболее часто встречающиеся семейные функции:
1. Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.
Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.
2. Хозяйственно-бытовая. Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального.
3. Функция эмоционального обмена. Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно, поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой.
Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.
4. Коммуникативная функция. Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.
5. Функция первичного социального контроля. Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение, являются возраст, факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации.
6. Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать.
Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Структура семьи – это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Структура семьи и ее функции взаимно влияют друг на друга. Соловьев Н.Я. выделяет следующие формы семьи [3, с.85]:
Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями двух поколений – родители и дети. Существует две разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.
2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем двух поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.
4-й вариант – «семья – клан». Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.
5-й вариант – «семья – двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчас встречается редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).
Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт.
Структура семьи и ее функции меняются на различных этапах жизнедеятельности семьи. В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствием детей, а также их возрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап.
Дружинин В.Н. выделяет следующие основные стадии [4, с.106]:
1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет).
Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задачу первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – на эту стадию приходится пик разводов, которые связаны со следующими причинами:
неподготовленность к супружеству;
плохие бытовые условия;
отсутствие жилой площади;
вмешательство родственников во взаимоотношения молодых.
2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми - это триада, квадрат, пентада (в зависимости от количества детей). Начинается от рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.
Воспитательная функция – основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникает дилемма – что сохранять – себя или семью. И необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; для родителей – кризис достижений). При добавлении кризиса обстоятельств получается чрезвычайное давление на семью. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.
3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивное сопротивление повзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия. Возникает проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.
Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отношения к предмету и отношения к другому человеку. Общение и деятельность неразрывны, но в одних случаях общение и деятельность выступают как «две стороны социального бытия человека», в других - общение трактуется как функция деятельности: «действия человека приобретают... двоякую функцию, функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения». Сегодня наиболее приемлемой представляется точка зрения Л.П.Буевой: «Деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого «индивидуального и общественного» процесса жизни».[5, с.78]
Определение понятия «межличностные отношения» невозможно без исследования соотношения общения и общественных отношений. Введение категории «межличностные отношения» делает более четким понимание соотношения общения и общественных отношений. Вопрос о природе межличностных отношений затрагивался в ряде работ советских психологов, социологов и философов. При этом высказывались различные, зачастую взаимоисключающие точки зрения. Нередко общение и межличностные отношения отождествляются и под ними подразумеваются отношения в конкретно существующей социальной группе. Представляет определенный интерес утверждение, выдвинутое Б.Ф.Ломовым и поддержанное рядом советских психологов, что межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений: «схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения». Предельно широкое определение содержится в работе Л.П.Буевой, где межличностные отношения определяются «как отношения, сущность которых заключается в «обработке людей людьми». [5, с.80]
Перечисленные определения межличностных отношений исходят из предмета конкретной науки, будь то психология, социальная психология или конкретная социология. Они дают возможность выяснить те или иные задачи, которые ставятся при исследовании определенных феноменов. В этом плане важность исследований станет еще более очевидной при изучении малых социальных групп, к которым, кроме трудовых коллективов, относятся и группа друзей, и академическая группа вуза, и школьный класс, и семья. Исследованиями малых социальных групп интересуются науковеды, созданием дружного и сплоченного коллектива озабочены педагоги, медики изучают влияние взаимоотношений в группе больных на состояние их здоровья, структура взаимоотношений сказывается на боевой подготовке военных подразделений, большое значение для борьбы с преступностью имеет изучение криминальных групп и т.д. и т.п. Таким образом, исследования малых групп затрагивают самые различные стороны деятельности человека. В этом нет ничего удивительного, потому что малые группы - это та микросреда, где проходит значительная часть жизни человека.
Особые трудности вызывает определение малой социальной группы. Общепринятого определения не существует, разные авторы пользуются различными определениями этого понятия. Можно согласиться с В.А.Гавриловым, что для того, «чтобы определить понятие «малая социальная группа», надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки, существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальные действия отдельных людей под критерий повторяемости».[6, с26] По его мнению, малая социальная группа характеризуется такими основными признаками:
1) это не случайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия группы лиц;
2) это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительно небольшого состава взаимодействуют друг с другом лично;
3) это форма социального взаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия в определенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной, бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие.
Такое определение представляется заслуживающим внимания. Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами, родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовым отличием - межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.
Как правило, для изучения структуры взаимоотношений в малых группах используются социометрические методики. В настоящее время такие методики в нашей стране получили довольно широкое распространение. В монографии Паниотто В.И.[6] дана классификация характеристик малой группы с точки зрения методов, применяемых для ее исследования, что позволяет более четко выделить класс характеристик, для изучения которых применяются социометрические методы. В IV главе монографии приводятся результаты, полученные при исследовании 742 малых групп. Основным результатом монографии является разработка взаимосвязанных методов, предназначенных для исследования структуры взаимоотношений в малых социальных группах. По мнению автора, методы, рассматриваемые в монографии, значительно расширяют возможности для изучения межличностных отношений.
Семья – важный элемент структуры современного общества, выполняющий целый ряд социально-значимых функций. Одна из них – рождение и воспитание детей. Именно в семье закладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений. Не случайно многие отечественные (А.Г.Харчев, С.И.Голод, В.И.Сикорова, А.П.Ощепкова, А.И.Антонов и др), а также зарубежные (Берждес, Киркпатрик, Имелинский, Обуховский и др.) [7, с.48] в своих работах все больше внимания уделяют возросшему значению межличностных отношений в семье и браке.
На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Огберн, Берджесс и Локк, Уинч, Элмер, Гуд, В.Б.Голофаст, А.М.Кириллова, П.И.Федосеев, А.Г.Харчев. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и брака. Однако фундаментальные исследования этих факторов только начинаются и, если отдельные авторы (Харчев А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования (Л.,1974), Брак и семья в СССР (М.,1979), Семья и общество (М.,1981) и др.) утверждают, что социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологической науки, то о социально-психологическом направлении этого сказать нельзя. Некоторые социально-психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков, юристов (Н.Андреенкова, Л.В.Благонадеждина, А.Блунфельд, Ю.Н.Волкова, С.Я.Воль-фсона, В.Б.Голофаста, Р.И.Капралова, И.С.Кона, И.С.Славина, А.Г.Харчева, В.В.Юстицкого и др.). Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений. Тем более что в теоретических разработках по социальной психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей (Е.С.Кузьмин; Б.Д.Парыгин; Г.П.Предвечный и Ю.А.Шеркович). Имеются и некоторые социально-психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектов семейно-брачных отношений (Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект (М.,1988); Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты (Л., 1984), и др).
Работа психолога с конкретной семьей, имеющей конкретные проблемы достаточно трудна. Основные сложности выражаются в сущности семьи как малой социальной группы, что влечет за собой специфику существования различного рода межличностных отношений. Вариативность данных внутрисемейных взаимоотношений обусловлена количественным составом семьи, так как каждый ее член будет, одновременно, и объектом и субъектом семейного взаимодействия.
Сложность работы также выражается в комплексном и одновременно дифференцированном подходе психолога к семье в целом и к каждому из ее членов в отдельности. Структура межличностных отношений в семье многообразна и зависит от роли, отведенной каждому из членов семьи. Задача психолога, в этом случае, выделить эти задачи и прокомментировать выполнение их членами семьи.
Как правило, в современном психологическом исследовании межличностых отношений в семье специалисты опираются на две составляющие этих взаимоотношений: взаимоотношения супругов и детско-родительские отношения. Такое деление, на современном этапе, применимо также с учетом того, что большие семьи и семейные кланы встречаются все реже. Другой момент, который также хотелось бы отметить, именно с проблемами в этих сферах жизнедеятельности семьи чаще обращаются к практикующему психологу.
2. Диагностика межличностных отношений в семье
2.1 Методики психодиагностики межличностных супружеских отношений
семья супружеское отношение психология
В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И, тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методиках и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании. Именно по этой причине А.Н.Волкова и Т.М.Трапезникова [8, с.110-116] «предприняли попытку составить программу сбора информации о супружеской паре. Как можно будет увидеть, именно эта информация в разных сочетаниях и интерпретациях используется большинством практикующих специалистов». Пункты программы охватывают целостные аспекты брачных отношений. Авторы исследования подчеркивают, что программа предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом, и утверждают, что при работе с отдельной парой нет необходимости проводить полное обследование, можно учитывать лишь те пункты, которые в первой беседе с клиентом выявились как источники его затруднений или имеют общее значение.
Предлагаемая программа включает 9 пунктов, которые авторы характеризуют по следующим аспектам: смысл и значение получаемых по каждому пункту характеристик супружества, их влияние на благополучие брака, возможные методы и приемы измерения этих характеристик.
1. Социально-экономические и демографические характеристики.
Данные показатели учитываются во многих социологических и демографических исследованиях, доказано их влияние на стабильность брака. Среди них чаще всего выделяют: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), стаж брака, возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. В тенденции можно говорить о положительном влиянии на брак хороших материальных условий (квартиры и семейного дохода), значительного стажа брака, примерного равенства возрастов супругов или более старшего (на 3-7 лет) возраста у мужа, высшего образования супругов, отсутствия разницы в уровне образования, числа детей от одного до четырех. Влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, поэтому не всегда справедливы выводы о неблагополучии семьи без детей, при плохих материальных условиях и т. д. Это вполне объяснимо, если принять во внимание, что социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а преломляясь через внутренние условия. Неблагоприятное действие объективных факторов может компенсироваться за счет влияния внутренних источников семейной интеграции: супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т. п.
Что касается методов получения социальных характеристик, то достаточны опрос, анализ имеющихся документов.
2. Добрачные отношения.
Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика консультирования показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке. Поэтому анализ добрачной истории полезен для понимания актуального состояния отношений.
Авторами были обобщены литературные данные и проведено исследование 60 добрачных историй. Обследовались пары со стажем не более двух лет, использовался метод ретроспективного отчета. Результаты работы позволили заключить, что на судьбе брака отражаются следующие характеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге, продолжительность периода ухаживания, инициатор брачного предложения, время обдумывания брачного предложения, ситуация оформления брака.
Установлено, что положительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории: взаимное положительное первое впечатление друг о друге, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от одного до полутора лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания, сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.
Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как: отрицательное первое впечатление друг о друге, короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными или близкими, проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное предложение), продолжительное обдумывание брачного предложения. В каждом конкретном случае можно вскрыть причины перечисленных фактов, характеризующих добрачные отношения. Видимо, действие этих причин продолжается и в браке, проявляясь в тематике или поводах конфликтов.
Характеристики добрачного периода выявляются в беседе или специальном интервью.
3. Микроокружение семьи.
Микроокружение семьи имеет большое значение для ее стабилизации. Содержание и формы связей с окружением исторически изменчивы. Для современной городской семьи характерны две тенденции: сокращение объема, частоты и длительности контактов с окружением и высокая потребность в поддержке со стороны окружения. Отсутствие связей с окружением, изоляция семьи от жизни общества и конкретного микроокружения негативно сказывается на ее стабильности и благополучии. В изолированной семье вся бытовая нагрузка падает на обоих супругов. Это требует от них способности к жесткой координации действий, высокого согласия по всем вопросам семейной жизни, психофизической выносливости, сознания личной ответственности и долга. Лишь при этих условиях изолированная семья может справляться с современными нагрузками без излишней напряженности и конфликта.
Однако и супруги, проживающие вместе с родными и не испытывающие дефицита помощи, могут оказаться проблемной парой. В этом случае причины конфликта могут лежать в области бытовой или иной формы несовместимости поколений, различий в образе жизни и уклада.
Наиболее оптимальный вариант — частичное отделение семьи: проживание отдельно от родственников для сохранения автономии, но в непосредственной близости от них. Подобные условия позволяют семьям избежать бытовых конфликтов и вместе с тем оказывать и получать оперативную помощь со стороны близких.
Для исследования контактов семьи с окружением авторами разработана анкета «Контакты семьи». Она позволяет получить следующие показатели: состав микроокружения (родные, соседи, друзья, коллеги); частота контактов с разными представителями микроокружения; род помощи, получаемой от этих лиц (экономическая, бытовые услуги, моральная и эмоциональная поддержка, обмен опытом, организация и проведение досуга). Анкета может использоваться в двух вариантах: для изучения объективного положения дел и для исследования желаемого варианта отношений с окружением. Сравнение полученных картин помогает выявить точки неблагополучия в отношениях с микроокружением.
4. Стадия супружества.
В литературе не подвергается сомнению значение стадии развития семьи для взаимоотношений. При этом речь идет не о стаже брака, а именно о стадии развития. Практика консультирования показывает, что для каждой стадии характерны свои типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Авторы берут за основу деление периода супружества на шесть периодов (добрачный период; семья до рождения детей; семья с детьми-дошкольниками; семья с детьми школьного возраста; семья со взрослыми детьми; семья после отделения взрослых детей.)
Возможные проблемы добрачного периода здесь уже рассмотрены. Для второй стадии наиболее характерны трудности выработки единого семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения ролей, взаимоотношения с родственниками, материально-экономические проблемы. На третьей стадии определяющим фактором семейной жизни становится уход за ребенком. Возможные проблемы: недостаток помощи мужа в воспитании ребенка, концентрация жены на ребенке в ущерб отношениям с мужем. В семьях с подрастающими детьми наиболее часты конфликты по поводу приемов воспитания детей, роли матери и отца в жизни ребенка, а также проблемы супружеской верности и сексуальных отношений. Проблемы пожилой пары изучены очень слабо. Некоторые данные позволяют предположить, что они вытекают из ослабления социальных связей, в том числе и с собственными детьми, страха одиночества и ослабления здоровья.
К сожалению, как отмечают авторы программы, имеющийся материал не позволяет разработать какой-либо инструмент для анализа брака применительно к стадии развития. Поэтому выявление типичных проблем возможно в ходе свободной беседы.
5. Оценка уровня благополучия отношений.
Для диагностических целей полезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судить о тяжести нарушения отношений. Для этих целей используется на выбор три шкалы: ДОО (дифференциальная оценка отношений), шкала Берджеса, субъективная шкала удовлетворенности браком. Каждая из шкал позволяет оценить отношения в континууме «благополучные — неблагополучные» в количественном выражении.
Шкала ДОО разработана А. Н. Волковой по образцу семантических дифференциалов. Она содержит ряд полярных определений типа: «теплые — холодные», «прочные — хрупкие» и т. п. Обследуемому предлагается оценить отношения, выбирая оценку между этими полюсами. Суммирование баллов позволяет получить общую оценку благополучия отношений в непрерывной шкале от 0 до 90 баллов.
Шкала Берджеса содержит два раздела: часть первая (36 вопросов) оценивает значимые аспекты супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, отношения с родными, ценности и пр.), часть вторая представляет собой шкалу для оценки имеющихся личностных недостатков супруга. Шкала названа автором шкалой приспособленности в браке. По ней можно получить от менее чем 579 до 720 и более баллов. Автор выделил девять уровней приспособленности: крайне неприспособлен несомненно неприспособлен; неприспособлен; пожалуй, неприспособлен; трудно сказать что-либо определенное; более или менее приспособлен; приспособлен; несомненно приспособлен; чрезвычайно хорошо приспособлен. Каждому из уровней соответствуют заданные интервалы набранных баллов.
Шкала субъективной удовлетворенности браком разработана Т. М. Трапезниковой. Она содержит пять пунктов, подлежащих оценке в десятибалльной шкале каждый: прочность брака; субъективное ощущение счастья; исполнение ожиданий социальных групп; полное развитие личности супругов; достижение семейной интеграции.
Главное достоинство указанных шкал — получение количественных оценок. Шкалы также позволяют выделить наиболее проблемные пункты отношений, качественно проанализировать ответы на отдельные вопросы. Они просты в использовании, не занимают много времени, понятны опрашиваемым.
Указанные шкалы требуют искренности ответов, поэтому их можно предъявлять после установления доверительных отношений с клиентом. Шкалы предлагаются каждому супругу в отдельности, затем анализируется разница в полученных баллах. Значительное расхождение оценок — признак невзаимности отношений. Супруг, оценивающий отношения ниже, — потенциальный инициатор конфликта, оппозиции, разрыва. Данный супруг нуждается в особой коррекционной работе, в более глубоком изучении его претензий, установок и мотивов.
Несмотря на некоторую формальность общей оценки уровня благополучия брака, она дает два важных показателя: степень риска данной пары (возможность распада брака) и потенциального инициатора дезорганизации отношений.
6. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений.
На уровне поведения и обыденного сознания супружеские отношения проявляются в таких феноменах, как взаимопонимание, его адекватность, взаимоуважение и эмоциональное приятие, уровень конфликтности, семейно-ролевая согласованность. Как правило, именно в этих терминах клиенты формулируют свои проблемы. Также и в семейной терапии эти характеристики служат индикаторами развития и интеграции семейной группы и являются объектом терапевтического воздействия. Коррекционная работа направляется на улучшение этих характеристик: повышение взаимопонимания, снижение конфликтности и т. д. Причины негативного состояния феноменов отношений могут быть различными. Но в любом случае они должны быть подвергнуты терапевтической коррекции. Эти же характеристики используются для оценки эффективности психотерапии при работе не только с семьей, но и с другими группами.
Для измерения феноменов отношений мы используем следующие методики: опросники ПЭА, РОП, «Конфликты», а также тест семейных отношений (FBT) и тест Т. Лири. Другие авторы пользуются шкалами аттракции, вариантами гониометрии, специальными опросниками.
Опросник ПЭА сконструирован А. Н. Волковой для диагностики трех феноменов отношений: понимания партнера, эмоциональной привлекательности партнера, уважения к партнёру. Каждая из шкал содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных проявлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, судьбоносности, референтности супруга в глазах другого.
Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предложен А. Н. Волковой для исследования семейных установок. Опросник содержит семь шкал, позволяющих установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации. Семейные ценности — это аспекты семейной жизни, отражающие основные функции современной семьи: воспитание детей, организация бытового потребления, интимные отношения, эмоциональная поддержка, организация досуга, партнерские отношения, эстетические ценности. Ответы опрашиваемого позволяют установить значимость для него указанных аспектов семейной жизни. У благополучной пары иерархия семейных ценностей должна быть сходной.
Опросник РОП позволяет также установить ролевую структуру супружеской пары: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных функций семьи. Если ролевые представления согласованы, речь идет о ролевой адекватности супругов. Благополучные пары имеют высокую ролевую адекватность.
Опросник «Конфликты» разработан Г. Лером в отделении по изучению неврозов и психотерапии университета им.К. Маркса в ГДР, адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева. Методика представляет собой набор из 49 вопросов и шести вариантов ответов на них. Она позволяет судить о степени напряженности личности в трех сферах: производственной, бытовой, партнерско-супружеской. Выводится также суммарный показатель конфликтности респондента. Опросник позволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень их выраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком.
Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.
FBT — тест семейных отношений — проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936 г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членами семьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида в семье по отношению ко всем ее членам.
В целом благополучная супружеская пара характеризуется: сходством семейных ценностей; высокой ролевой адекватностью; низкой конфликтностью в разных сферах жизни; высоким уважением и эмоциональным приятием друг друга.
Особого обсуждения требует показатель адекватности восприятия и понимания супругами друг друга. Адекватность межличностной перцепции оказалась связанной с благополучием отношений неоднозначно: в ряде работ показана положительная корреляция адекватности и благополучия брака, в других отмечают высокую адекватность при глубоких нарушениях отношений. Видимо, образ партнера отражает не только реальные качества, но и ожидания, проекции, эмоциональные оценки, ореолы, предубеждения и идеалы супруга. Поэтому образ супруга включается в регулирование отношений весьма сложным путем. В целом же высокая адекватность восприятия в тенденции способствует благополучию отношений.
7. Исследование индивидуальности супругов.
Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях.
При дифференциально-психологическом обследовании авторами используются опросники Кеттелла, Айзенка, тесты Розенцвейга, Зонди, Люшера, проективные рисуночные тесты.
Проведенные исследования показывают, что совместимая супружеская пара характеризуется сходством ряда факторов опросника Кеттелла, Розенцвейга, контрастом других. Супружеская пара, в которой соотношения этих характеристик иные, достоверно чаще бывает конфликтной, дезинтегрированной и испытывает трудности приспособления друг к другу.
Для диагноза личной совместимости каждому из супругов предлагаются указанные тесты и опросники. Полученные характеристики сравниваются с желательным соотношением. Например, среди показателей теста Зонди желателен контраст факторов «П», «е», «к». Если в паре соотношения иные, это говорит о несовместимости значимых личностных черт.
Данные личностного обследования очень полезны для разработки программы психотерапевтической коррекции супругов. Коррекция предполагает приближение личностных черт к оптимальному соотношению, что означает: в работе психотерапевта усилия должны быть направлены на усиление или ослабление значимых черт в личности клиента.
8. Исследование семейного досуга, интересов и ценностей.
Наличие единых ценностей, интересов, способов проведения досуга связывается многими авторами с благополучием отношений в семье. Сходство интересов и ценностей выражается в единстве жизненных целей и устремлений, создает ценностно-ориентационное единство пары.
Для изучения этого аспекта супружества можно использовать такие инструменты, как методика «Ценностные ориентации» (адаптированный вариант методики М. Рокича), опросник «Интересы — досуг», опросник «Условия семейного благополучия».
Методика «Ценностные ориентации» представляет собой перечень жизненных целей (шкала 1) и средств их достижения (шкала 2). Опрашиваемому предлагается упорядочить их в соответствии со степенью их значимости для него. В благополучной паре наблюдается сходство жизненных целей и дополнительность средств их достижения.
Опросник «Интересы — досуг» предложен Т. М. Трапезниковой. Он содержит перечень из 42 видов и форм проведения досуга. Обследуемый выбирает 10 способов проведения досуга, характерных для него, 10 — для партнера, одновременно ранжируя их в порядке значимости. Таким образом выясняется соотношение интересов супругов, мера их согласия в формах проведения досуга.
Опросник «Условия семейного благополучия» (автор — Т. М. Трапезникова) состоит из 15 утверждений — наиболее распространенных мнений об условиях семейного счастья. Обследуемый отбирает и ранжирует по степени значимости пять наиболее значимых утверждений для себя и для партнера. Сходство в понимании условий семейного счастья — важный фактор супружеского согласия.В целом сходство указанных характеристик облегчает интеграцию и единство супружеской пары.
9. Психограмма супружества.
В результате анализа всех аспектов супружества авторы получили ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; 2) степень личной совместимости; 3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни; 4) общий прогноз отношений в паре; 5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы (с парой в целом и с каждым супругом в отдельности).
Составление психограммы основывается на сравнительном анализе всех полученных показателей, выявлении стержневых проблем, проявляющихся на разных уровнях отношений. Рекомендации к практической работе основываются на выделении наиболее существенных источников супружеской дезинтеграции.
Предложенная программа может быть использована для решения ряда практических задач: для диагностики пары в практике семейного консультирования и коррекции; для постановки диагноза семье — кандидату на усыновление ребенка; для вынесения решения суда о передаче ребенка одному из разводящихся супругов; для инспектирования семьи, когда вынесено решение о направлении ребенка в спецшколу или иные детские учреждения. Предложенная Программа может быть использована для решения ряда практических задач, в том числе при консультировании молодоженов, обратившихся за прогнозом своего брака. Данная форма введена в 1982г.
Также возможно применение отдельных методик для диагностики отдельных параметров супружеской жизни, т.е. нет необходимости приводить комплексное обследование в рамках приведенной выше программы.
В отечественной социологии и социальной психологии достаточно доказанным является тезис о том, что основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональные узы - любовь, эмоциональная привязанность. Брак, супружеские отношения относятся к наиболее важным для человека, наиболее интимно-личностно значимым отношениям. Предлагаемый авторским коллективом «Опросник удовлетворенности браком» (1984) «может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при психопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в ЗАГСах и народных судах, в психологических консультациях, ведущих консультативную и коррекционную работу, для измерения эффективности консультирования и психотерапии, в исследовательских целях».[9, с.57] Заполнение опросника из 24 пунктов с вариантами ответов занимает не более 10 мин, вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей. Однако, как предупреждают авторы, необходимо помнить, что сообщенные в статье средние значения и дисперсии не могут послужить основанием для расчета полноценных статистических норм, а имеют лишь ориентировочное значение и лишь применительно к жителям крупных городов, подобных Москве. Клиническое использование опросника в целях индивидуальной психодиагностики требует построения стандартизационных таблиц, учитывающих демографические различия, прежде всего географические, возрастные, национальные, образовательные, половые.
В 60-е годы специалисты пришли к пониманию семьи как системы, где поведение одного из ее членов невозможно объяснить без учета всех семейных отношений в целом. Поэтому семья стала удобной моделью исследования коммуникации - социального взаимодействия - в малых группах. Процесс коммуникации является связующим звеном всей системы внутрисемейных отношений и взаимодействий. Как известно, совместная жизнь требует от супругов взаимной координации взглядов, оценок, принятия решений, умения чувствовать и понимать партнера, умения и готовности изменить свою стратегию поведения с учетом действий супруга для достижения единой цели.
«Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде» - описание новой методической процедуры для оценки взаимодействия двух партнеров на примере решения супругами совместной задачи: построение фигуры из спичек в условиях ограничения каналов взаимодействия до вербальной коммуникации. Как утверждает автор новой методики Л.Л.Баз, это позволит: 1) наблюдать процесс обсуждения партнерами решения задачи (по высказываниям), 2) оценить эффективность коммуникации (по качеству выполнения задачи и особенностям хода ее решения). Предлагается система оценки взаимодействия по пяти параметрам: аффекту, конфликту, доминантности, продуктивности, ясности коммуникации. Даны оценки надежности и валидности». [10, с.109]
Широкое распространение получили эксперименты, позволяющие выполнять более структурированные задания. Например, при исследовании супружеской коммуникации используется стандартный стимульный материал личностных методик: тест Роршаха, тест Векслера. Отечественные исследователи использовали тест «Совместный Роршах». Применялась также модификация методики Р.Блакара, предложенная Р.Ш.Магасумовым. Каждый испытуемый получает план-карту города. На карте одного из супругов проложен маршрут. Его задача вербально руководить действиями своего партнера, находящегося за непрозрачным экраном, так, чтобы он успешно прошел весь маршрут по своей карте.
При подсчете и анализе получаемых данных одной из сложных проблем является выделение основных категорий. Они варьируют в зависимости от теоретических концепций, в рамках которых работает психолог, и от особенностей исследуемых групп. Несмотря на большое разнообразие категорий, теоретики, работающие в области исследования коммуникаций, сводят их к пяти основным: конфликту, доминантности, аффекту, ясности коммуникации, эффективности (продуктивности) коммуникации.
Методика может быть использована в рамках семейного консультирования, а также в любых случаях, требующих исследования особенностей коммуникации двух партнеров.
Е.Т.Соколова [11] предлагает подробно познакомиться с модификацией теста Роршаха, сочетающей в себе возможности традиционной версии - направленность на выявление интрапсихического содержания личности - с перспективой исследования структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье. Диагностика коммуникативных процессов модифицированным тестом Роршаха стала возможной благодаря введению в процедуру тестирования методического приема, известного под названием гомеостата: участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу одной или нескольких таблиц. Тест Роршаха отличается тем, что все «решения» партнеров равноправны и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. СТР (совместный тест Роршаха) сделает очевидны неосознаваемый индивидуально-стилистический (личностный) аспект коммуникации, а именно то, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие стратегии взаимодействия изберут, какие чувства испытают.
Наиболее оптимальный путь стабилизации семьи связан с организацией системы психологического консультирования пар как в момент их образования, так и в процессе их нормального или конфликтного функционирования. Разработанная методика «межличностного семейного конфликта» (МСК) [12], дает возможность выявить специфику супружеских затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.
Методика МСК представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи: семейная роль, потребность в общении, познавательные потребности, потребность в защите «Я-концепции», культура общения, взаимная информированность, уровень моральной мотивации, проведение досуга, частота конфликтов и способы их разрешения, субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.
Супруги независимо друг от друга отвечают на вопросы анкеты. На основании полученных результатов определяется, к какой из выделенных трех групп семей (нестабильные, проблемные, стабильные) относится данная пара. Полученное с помощью методики МСК описание особенностей потребностных сфер супругов, степени удовлетворения ими в браке своих ведущих потребностей, основных конфликтогенных зон, частоты конфликтов и способов их разрешения дает возможности для индивидуальной работы как с каждым из супругов в отдельности, так и с парой.
Социальные контакты, как известно, имеют множество форм и имеют, как минимум, три уровня - социальное поведение, социальное взаимодействие, социальные взаимоотношения. На третьем уровне возникает ряд качественно новых явлений, одним из которых является интимность. Берман и Лиф [13, с.154] интерпретируют интимность как один из трех основных параметров брака и семьи (два других - граница и власть). Несмотря на концептуальное многообразие в трактовке понятия интимности, конкретных методик для ее измерения довольно мало. Холт (1977) предложил шкалу развития интимности, состоящую из 66 утверждений, включая подшкалы интеллектуальной, физической и эмоциональной интимности. Две шкалы, которые используют более часто - это Опросник интимности Уоринга и шкала оценивания интимности во взаимоотношениях Шэфера и Олсона. Опросник Уоринга (1983) состоит из 90 утверждений, на которые можно ответить «да»/»нет». Шкала содержит 8 подшкал (решение конфликтов, эмоциональная близость, сплоченность, сексуальность, идентичность, совместимость, автономия и экспрессивность) и шкала социальной желаемости. [13]
Один из самых популярных инструментов для описания семейной среды, считают авторы [13, с.160], - это шкала семейной среды. Шкала состоит из десяти подшкал, которые измеряют три области семейной жизни: параметры отношений, параметры личного развития и параметры стабильности системы: организованности (важность четкой организации и структуры в семейной жизни и распределение обязанностей) и контроля (в какой мере семейная жизнь определена правилами).
2.2 Диагностика детско-родительских отношений
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:
актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.
их история, особенно в критических точках онтогенеза.
межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.
объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс [14] предложил разделить на:
предназначенные только для детей,
предназначенные только для родителей,
одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,
методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,
методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок.
Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:
Рис.1 Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений.
Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.
I. Методики, предлагаемые ребенку могут включать в себя:
Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.
Адаптированный вариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной отсталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.
Различные варианты методики «Незавершенные предложения».
Модификация оценочно-самооценочной методики.
Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.
Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) — проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста — стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.
Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.
II. Методики предлагаемые родителям.
Анамнестический вопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.
Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.
Опросник родительски отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.
Опросник «Подростки о родителях», показывае установки и стили родительского воспитания так, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.
Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:
число членов семьи, попавших в площадь круга;
величина кружков;
расположение кружков относительно друг друга;
дистанция между ними.
Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.
Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.
IV. Методики предлагаемые диаде ребенок-родитель.
Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-сроитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.
1. Цветовой тест отношений Эткинда.
2. Методика «Модель личностной сферы».
VI - VII. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.
1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.
В диагностике дестко-родительских отношений могут применятся и другие методики, не описанные выше. Например модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.
В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.
Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема семейных взаимоотношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме, особенно учитывая ту колоссальную роль, которая отводится семье в современном обществе.
Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований межличностных отношений в семье. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем.
То, что современная психология стремиться помочь человеку разобраться в своих взаимоотношениях с семьей, позволяет надеяться, что количество разводов, сирот, неблагополучных семей будет снижаться, а люди смогут чувствовать себя полноценными членами собственной семьи.
В данной работе, опираясь на базовые понятия «семьи», ее роль и функции в современном мире мы попытались систематизировать различные методики, применяемые для психологической диагностики внутрисемейных взаимоотношений разбив их на две группы: методики диагностики супружеских взаимоотношений и методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений, дали короткую характеристику некоторых из приведенных методов. Мы убедились, что семья, как объект психологического исследования, может быть изучена с разных точек зрения, а многообразие существующих методик психологической диагностики межличностных отношений в семье позволяет выполнить эту задачу различными средствами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Харчев А.Г. О путях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. – М., 1965. – Вып. 1.
Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. - Минск, 1990.
Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1977.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79.
Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.
Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Автореф. дис... канд.психол. наук. -Л., 1978.
Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.
Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 1984. - N2. -
Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4.
Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.
Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.
Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 1986
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб.пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений/издательский центр «Академия», 2007. – 423c.
Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2.
Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие/Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 1990.
Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.
Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.
Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.:Речь, 2002. – 694с.: ил.
Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.
44