ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГА
У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ
КАФЕДРЫ «ПСИХОЛОГИЯ» ИАТЭ
Курсовой проект
ОБНИНСК 2008
Оглавление
Введение
Глава 1. РАЗВИТИЕ СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ
1.1 Выбор профессии и профессиональное становление
1.2 Формирование стиля межличностных отношений у психолога
1.3 Анализ подходов к изучению межличностных отношений
Глава 2. Экспериментальное изучение представления о стиле межличностных отношений у студентов кафедры «Психология» ИАТЭ
2.1 Описание психодиагностического эксперимента
2.2 Сравнительный анализ представления о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов 1 и 2 курсов
2.3 Выводы
Заключение
Глоссарий
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Каждый человек в своем личностном и профессиональном развитии взаимодействует с окружением. Для кого-то межличностные отношения это необходимый элемент профессии. Всегда ли мы верно выбираем свою будущую профессию, поступая в ВУЗ?
Бывает, представления абитуриентов не совпадают с реальной картиной обучения в ВУЗе, что в будущем может сказываться на их успешности. В ходе обучения в ВУЗе на основе изучения материала, закрепления его на практике у студентов постепенно формируется профессиональная идентичность.
Для психолога как профессионала необходимы такие качества как хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимательность, аналитический ум, развитая словесно-логическая и образная память. Безусловно, их роль очень велика, так как отсутствие хотя бы одного качества может сказываться на успешности выполнения своей работы. Одним из самых важных качеств, которым должен обладать каждый психолог, является коммуникативная компетентность. Профессиональный психолог должен обладать способностью эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Понятно, что эти качества формируются ни сразу, что для этого нужно время.
Данная проблема, а именно формирование стиля межличностных отношений у психологов в период обучения и обусловила тему работы: «Динамика представлений о стиле межличностных отношений психолога у студентов 1 и 2 курсов кафедры «Психология» ИАТЭ».
Объект исследования: представления о стиле межличностного отношения психолога у студентов первого и второго курсов специальности «Психология» ИАТЭ.
Предмет исследования: динамика представления о стиле межличностного отношения психолога у студентов первого и второго курсов специальности «Психология» ИАТЭ.
Цель исследования: изучить динамику представления о стиле межличностных отношений психолога у студентов первого и второго курсов специальности «Психология» ИАТЭ.
Гипотеза: Представления о стиле межличностных отношений психолога у студентов специальности «Психология» на протяжении первых двух лет обучения остаются стабильными и неизменными.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме развития стиля межличностных отношений при подготовке психолога в ВУЗе.
2. Выбрать и теоретически обосновать методику диагностики стиля межличностных отношений.
3. Описать план экспериментальной работы по диагностике стиля межличностных отношений второго курса.
4. Экспериментально изучить представления студентов второго курса о стиле межличностных отношений психолога.
5. Провести сравнительный анализ полученных результатов и результатов исследования в прошлом году.
6. Сделать выводы по полученным результатам.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, психодиагностические методы, метод констатирующего эксперимента, статистические методы.
Методологическая основа исследования: концепция профессионального становления психолога Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, концепция к пониманию личности Т. Лири, концепция типа профессий Е.Е. Климова.
База исследования: Кафедра психологии ИАТЭ
Глава 1. РАЗВИТИЕ СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ
1.1 Выбор профессии и профессиональное становление
Проблемой выбора профессии очень актуальна в наше время. К сожалению, сейчас основными критериями выбора профессии является не только желание способности самого обучающегося, но и социально-экономический уровень родителей. Очень важно, чтобы будущие студенты еще в школе сформировали навыки овладения знаниями и положительное отношение к учебе. Так как стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы. Немало важным является процесс самоопределения будущих студентов. Этот многоступенчатый процесс, можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда — с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. [14] В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности) и что от него хочет или ждет коллектив.
Что касается профессионального самосознания, то здесь также приходится учитывать следующее: личность профессионала формируется вместе с развитием личности ученика-подростка, студента и уже работающего специалиста.
Профессиональное становление любого человека имеет, в целом, три стадии:
- допрофессиональное развитие. На этой стадии интенсивно идет биологическое и социальное развитие человека, что становится основой для его дальнейшего приобщения к труду, также происходит знакомство с конкретными профессиями;
- выбор профессии и профессиональная подготовка. Человек делает выбор в пользу конкретной профессии и направляет свою активность на овладение, при этом раскрываются способности и возможности человека, продолжается его личностное развитие;
- непосредственная трудовая деятельность. На этой стадии продолжается профессиональное развитие человека, он совершенствуется в своей профессии, достигаются различные уровни профессионализма, человек раскрывает свой потенциал.
Самой важной в профессиональном становлении является вторая стадия, так как именно здесь приобретаются основные знания, умения и навыки, которые являются главными в будущей практической деятельности профессионала.
Сущностью профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему интересов и ценностей, которые являются стержнем любой профессиональной деятельности, в том числе и психологической.
Наиболее всесторонне личность проявляет себя, когда пытается реализовать в деятельности свои лучшие силы, когда пытается найти и реализовать себя в сложном мире. Главный смысл не только профессионального образования, но и развития личности в целом сводится к тому, чтобы сориентироваться в основных идеях и ценностях общественных систем, где человеку приходится самоопределяться.
1.2 Формирование стиля межличностных отношений у психолога
Важную роль при формирование стиля межличностных отношений играет обучение в высшем заведении. Вузовское обучение имеет свои особенности, школьникам приходиться перестраивать свою мыслительную деятельность после школы. В ВУЗе совсем другие требования к изучению дисциплин, другое отношение преподавателей. Обучение в ВУЗе требует большей самостоятельности, ответственности. Требования предъявляются каждому абитуриенту на любой специальности, в том числе и студентам-психологам. Данные требования могут быть одинаковыми, но основным различием, отличающих технические специальности от специальности «Психология», выступает содержание предмета.
На данном этапе обучения кроме дисциплин, направленных прямо на изучение психологических знаний, преподается очень много общих предметов, которые формируют навыки обучения в вузе, таких как самостоятельная работа с учебниками и книгами, конспектирования лекций, эффективное слушание.
Так, в программе дисциплин на первом курсе, направленных на формирование профессионально-важных личностных качеств, есть такие дисциплины, как «Введение в профессию», «Психология общения», «Общая психология», «Психологический практикум». Уже на данном этапе у студентов-психологов формируется научное знание и представление по выбранной профессии, формируется культура профессионального общения, формируются теоретические основы психологической науки, а также конкретные знаниями, умениями и навыками работы с людьми.
На втором курсе количество специальных дисциплин увеличивается. Студенты получают знания по «Возрастной психологии», «Общей психологии», «Психологическому практикуму», «Психофизиологии».
Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы выделяют следующие этапы профессионального формирования индивидуального стиля деятельности психолога:
На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач.
На втором этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторые отступления от нормативно-одобряемых образцов работы, здесь возникает общая идея работы по-своему, постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности. [8,с.407]
Как мы видим, профессиональное становление – это долгий, трудоемкий процесс. Профессия психолога относиться к системе «Человек – Человек», поэтому этот тип профессии, по Е.А.Климову», определяется следующими качествами: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей» [13, с.142].
Необходимо определить, какие же качества важны психологам профессионалам. Опираясь на мнение Т. Лири, можно определить основные профессионально-важные личностные качества психолога. Психолог должен уметь слушать, слышать и помогать человеку в соответствии с поставленной проблемой; проявлять уверенность в общение, а особенно при решение какой-либо проблемы, быть собранным; быть искренним, прямолинейным, но в то же время тактичным. Можно добавить, что профессионал в данной области деятельности должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, то есть с выраженной мотивацией достижения.
1.3 Анализ подходов к изучению межличностных отношений
К основным методам диагностики психических состояний, процессов и свойств человека относятся: наблюдение, моделирование и эксперимент.
Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предложения, связанные с ними. [9, c. 3]
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их реальных моделей или идеальных, прежде всего математических. [4, с.87]
Наблюдение является одним из самых старых способом получения информации и одним из самых важных в работе психолога. Выделяют систематическое и несистематическое. Систематическое наблюдение проводится по определенному заранее составленному плану. Результаты в данном случае могут быть классифицированы и обработаны методом статистического анализа. Несистематическое чаще всего проводится в естественных условиях для изучения социальных и социально-психологических явлений. Данный вид наблюдений не очень информативен, но создает общую картину поведения объекта исследования. Лучше применять его в качестве дополнительного метода.
Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, это наиболее сложный вид исследования, но является наиболее точным, объективным. Именно в данном виде исследования экспериментатор может влиять на ход событий, умышленно их меняя и регистрируя при этом данные. Выделяют множество видов эксперимента, но основными из них являются лабораторный и естественный (полевое исследование). Лабораторный эксперимент проводится в специальном помещении, где испытуемые обследуются с их согласия, о чем нельзя сказать в естественном эксперименте. [4,с.289] В свою очередь психодиагностический метод является констатирующим естественным экспериментом, особенностью которого является его измерительно-описательная и оценочная направленность, то есть он выявляет наличие или отсутствие изучаемого признака. Это метод наиболее подходит для нашей работы.
С точки зрения Л.Ф.Бурлачука, психодиагностический подход имеет три подхода:
1) объективный – диагностика осуществляется на основе успешности выполненной деятельности (тесты и психофизиологические методики);
2) субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, состояния, поведениях в различных ситуациях (различные опросники);
3) проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который становится объектом проекции (проективные методики). [ 8, с.41]
Касаясь сферы поставленной в данной работе проблемы, а именно изучение представлений психологов второго курса о стиле межличностных отношений, важно рассмотреть принципы и методы диагностики интерперсональных отношений.
Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого существования, которые во многом отличаются друг от друга.
Важно сказать, что в них действуют различные психологические факторы. На данный момент в психологической науке применяется большое количество методик исследования межличностных отношений. Рассмотрим некоторые из них.
Систематика методик межличностных отношений возможна на различных уровнях:
- на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);
- на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
- на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
- на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).
Одной из самых популярных методик диагностики межличностных отношений является методика Т. Бейлса. Он разработал схему, которая позволяет по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Важно, чтобы наблюдатель был обученный, так как должен анализировать каждую интеракцию (взаимодействие) в любой группе по 12 показателям. Эти показатели объединяются в четыре общие категории. Это область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. С помощью такой процедуры можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников и пр.
Развивающимся направлением диагностики интерперсональных отношений является наблюдение за игровым имитированием жизненной ситуацией, так называемые ролевые игры. Данные упражнения будут проводиться в рамках «Коммуникативного тренинга» в ходе проведения обследования.
К диагностике индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения, относится Калифорнийский психологический опросник личности (CPI). Был разработан по принципу MMPI в конце 1960-х гг. американским психологом Дж. Гоухом. Выявляет социально-психологические характеристики личности. Ответы на 480 утверждений обобщаются в 18 шкал. Шесть шкал (первая группа) измеряют уравновешенность, самоуверенность, и адекватность в межличностных отношениях. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. Третья группа измеряет потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность.
На диагностику субъективного отражения интерперсональных отношений направлены такие методики, среди которых особое место занимает методика тематической апперцепции. Одной из таких методик является методика исследования межличностных отношений в семье (FPI). Опубликована Дж. Антони и Е. Бене в 1957г. Ее преимущество в том, что ее можно использовать как взрослым, так и детям. Полный вариант теста – 40 сцен из семейной жизни. Определенный набор картинок подбирается в соответствии с тем, какого пола ребенок в семье. Рассказы по каждой картинке анализируются по синтаксической и грамматической структуре. Ответы разделяются на главные, дополнительные предложения и восклицания. Проанализированная единица выделяется в следующие категории: К-1 – описание картинки, К-2 – взаимодействие людей, К-3 – характеристика личности, К-4 – разное. При обследовании данной методикой всех членов семьи полученная информация дает полную картину взаимоотношений в семье.
Еще одним вариантом личностного опросника является модифицированный вариант межличностной диагностик Т. Лири. Данная методика направлена на диагностику интерперсональных отношений и свойств личности, которые являются существенными при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я». Первичные оценки определяются по «ключу» по 16 характеристикам, которые формируют 8 октант психограммы. Оси психограммы отражают следующие варианты межличностных отношений: 1) властный – доминирующий; 2) независимый – доминирующий; 3) прямолинейный – агрессивный; 4) недоверчивый – скептический; 5) покорный – застенчивый; 6) зависимый – послушный; 7) сотрудничающий – конвенциальный; 8) ответственный – великодушный.
В нашем исследовании выбрана методика диагностики интерперсонального отношения Т. Лири, так как методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, идеальном «Я» и взаимоотношений в ближайшем окружении. Можно выделить следующие аспекты при заполнении опросника: самооценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами исследования: однако важно, что по всем избранным аспектам оценивание производится с помощью одного и того же текста опросника. В нашем случае такими аспектами являются самооценка и описание качеств, которые должны принадлежать профессиональным психологам, то есть к тому образу, к которому стремятся студенты, обучающиеся на втором курсе.
Глава 2. Экспериментальное изучение представления о стиле межличностных отношений у студентов кафедры «Психология» ИАТЭ
2.1 Описание психодиагностического эксперимента
Первый этап исследование стиля межличностных отношений проводилось в 2007 году студенткой кафедры «Психология» ИАТЭ. [5]
Данную группу обследовали три раза:
Номер обследования | Дата обследования |
1. 2. 3. |
Сентябрь 2007* Май 2008* Октябрь 2008 |
* Обследование проводилось студентками кафедры «Психология» ИАТЭ Горденко В.В. и Храмовой Е.Е.
Второй этап исследования проводился 21октября 2008 года. В обследовании приняли участие студенты-психологи второго курса в количестве 15 человек.
Обследование проводилось в ауд.117 кафедры «Психология». Студентам было предложено ответить на вопросы методики диагностики интерперсонального отношения Т.Лири. Мы раздали бланки для ответов и сам опросник. Инструкция была напечатана перед текстом самого опросника: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, поставьте плюс в ячейке, соответствующей порядковому номеру характеристики. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек?»
После того, как студенты ответили на вопросы, представленные в первой инструкции, им была роздана вторая инструкция: «После того, как Вы оценили себя по приведенным в опроснике характеристикам, сделайте то же в отношении образа специалиста психолога, к которому Вы стремитесь, т.е. опишите с помощью тех же характеристик профессионала психолога», текст опросника в данном случае оставался тот же.
Исследование носило открытый характер, поэтому бланки были подписаны для сравнения результатов после второго обследования с результатами первых обследований, а также для необходимости проведения групповой консультации после обработки результатов.
2.2 Сравнительный анализ представления о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов 1 и 2 курсов
Сравнительный анализ производится для того, чтобы выявить расхождения в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов. Сравнение расхождений в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов будет происходить по следующим октантам:
Октант - лидерство – властность деспотичность.
Октант - уверенность в себе – самоуверенность самовлюбленность.
Октант - требовательность – непримиримость жестокость.
Октант - скептицизм упрямство – негативизм.
Октант - уступчивость – кротость – пассивная подчиненность.
Октант - доверчивость послушность – зависимость.
Октант - добросердечие несамостоятельность — чрезмерный конформизм.
Октант - отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.
На первом этапе анализа данных были получены результаты, представленные в таблицах 1,2 и 3.
Таблица 1. Параметры распределения показателей методики Лири по первому обследованию (сентябрь 2007)
ПЕРВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(14.09.2007) | |||||
номер октанта | сред.знач. | станд.откл. | min | max | |
актуальное "я" | 1 | 5,47 | 3,31 | 0 | 12 |
2 | 5,07 | 2,49 | 1 | 11 | |
3 | 4,73 | 1,98 | 1 | 9 | |
4 | 4,4 | 2,61 | 0 | 9 | |
5 | 5,07 | 2,46 | 2 | 10 | |
6 | 5,13 | 2,56 | 1 | 10 | |
7 | 6 | 1,96 | 3 | 9 | |
8 | 7,2 | 3,45 | 2 | 14 | |
психолог | 1 | 7,40 | 3,16 | 2 | 13 |
2 | 4,07 | 1,98 | 1 | 7 | |
3 | 3,73 | 2,28 | 0 | 8 | |
4 | 0,93 | 1,16 | 0 | 4 | |
5 | 2,07 | 1,28 | 0 | 4 | |
6 | 2,60 | 1,55 | 1 | 6 | |
7 | 7,27 | 2,84 | 3 | 13 | |
8 | 9,07 | 2,96 | 2 | 13 |
Таблица 2. Параметры распределения показателей методики Лири по второму обследованию (май 2008)
ВТОРОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(04.05.2008) | |||||
номер октанта | сред.знач. | станд.откл. | min | max | |
актуальное "я" | 1 | 5,07 | 3,01 | 1 | 11 |
2 | 4,27 | 2,12 | 1 | 8 | |
3 | 4,93 | 2,40 | 1 | 9 | |
4 | 4,33 | 2,69 | 0 | 10 | |
5 | 5,20 | 2,04 | 2 | 9 | |
6 | 3,60 | 1,84 | 0 | 7 | |
7 | 6,87 | 2,03 | 4 | 10 | |
8 | 7,00 | 2,24 | 3 | 10 | |
психолог | 1 | 8,00 | 3,02 | 3 | 14 |
2 | 4,53 | 1,46 | 2 | 8 | |
3 | 3,40 | 2,03 | 0 | 7 | |
4 | 1,00 | 1,13 | 0 | 3 | |
5 | 2,00 | 0,65 | 1 | 3 | |
6 | 2,47 | 1,64 | 0 | 6 | |
7 | 6,67 | 2,87 | 2 | 11 | |
8 | 7,73 | 2,05 | 3 | 11 |
Таблица 3. Параметры распределения показателей методики Лири по третьему обследованию (октябрь 2008)
ТРЕТЬЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(21.10.2008) | |||||
номер октанта | сред.знач. | станд.откл. | min | max | |
актуальное "я" | 1 | 5,07 | 2,71 | 0 | 9 |
2 | 4,80 | 2,31 | 2 | 10 | |
3 | 6,00 | 2,17 | 2 | 10 | |
4 | 5,53 | 2,39 | 2 | 10 | |
5 | 5,13 | 1,92 | 2 | 9 | |
6 | 4,27 | 2,52 | 0 | 8 | |
7 | 5,67 | 2,69 | 0 | 11 | |
8 | 5,60 | 2,80 | 0 | 10 | |
психолог | 1 | 7,53 | 3,11 | 3 | 14 |
2 | 5,00 | 1,20 | 3 | 7 | |
3 | 3,60 | 1,72 | 1 | 6 | |
4 | 1,20 | 1,15 | 0 | 3 | |
5 | 2,33 | 1,18 | 0 | 4 | |
6 | 2,73 | 1,22 | 1 | 6 | |
7 | 7,73 | 1,67 | 5 | 11 | |
8 | 7,67 | 2,13 | 4 | 11 |
Далее был произведен сравнительный анализ данных по каждому обследованию для установления различий между образами «Актуальное - Я» и «Психолог».
Рис. 1 Различия между образами «Актуальное «Я» и «Психолог» после первого обследования (сентябрь 2007).
На этой диаграмме мы видим, что шкала 4 (скептицизм упрямство – негативизм) и 5 (уступчивость – кротость – пассивная подчиненность) в профиле «Психолог» являются слабовыраженными. Это говорит о том, что студенты на первом курсе не рассматривают данные качества, как необходимые для психолога.
Значения по октантам : 1 (лидерство – властность деспотичность), 7 (добросердечие несамостоятельность — чрезмерный конформизм) и 8 (отзывчивость — бескорыстие — жертвенность) октанты наоборот свидетельствуют о том, что первокурсники считают необходимыми эти качества для психолога. Мы видим, что график образа «Психолог» почти не имеет средних оценок по октантам, это свидетельствует о том, что в представление студентов-первокурсников существует четкий образ психолога, обладающего ярко-выраженными качествами.
Образ «Актуальное-Я» на данном графике представлен по средним результатам группы. Если рассматривать индивидуальные данные, то видны как высокие, так и низкие значения по определенным шкалам. (Таблица 1). Это означает, что каждый студент в группе имеет индивидуальный стиль отношений отличный от среднего.
Первое обследование показало, что у первокурсников есть значимые различия между образами «Актуальное-Я» и «Психолог» по 1 (лидерство – властность деспотичность), 4 (скептицизм упрямство – негативизм), 5 (уступчивость – кротость – пассивная подчиненность), 6 (доверчивость послушность – зависимость) и 8 (отзывчивость — бескорыстие — жертвенность) шкалам. Данные выводы сделаны на основании результатов расчета U-критерия Манна-Уитни. Полученные значения представлены в Таблице 1 Приложения 2.
Рис. 2 Различия между образами «Актуальное «Я» и «Психолог» после второго ( май 2008) обследования
По итогам второго обследование мы видим, что профиль образа «Психолог» остался неизменным. А в профиле «Актуальное – Я» присутствуют изменения по шкалам 2 (уверенность в себе – самоуверенность самовлюбленность), 6 (доверчивость послушность – зависимость) и 7 (добросердечие несамостоятельность — чрезмерный конформизм). По шкалам 2 и 6 изменения произошли от больших значений к меньшим, эти показатели отражают тип уверенного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма. Высокие показатели по шкале 7 отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение.
Второе обследование показало, что у студентов в конце первого курса так же имеются значимые различия в образах психолога и «Актуальное-Я». Данные выводы сделаны на основании результатов расчета U-критерия Манна-Уитни. Полученные значения представлены в Таблице 2 Приложения 2.
Таким образом мы видим, что образ «Психолог» в течении учебного года не изменился.
Для того, чтобы проверить статистическую значимость различий между образами «Актуальное – Я» по итогам двух обследований, был применен критерий Вилкоксона. Этот критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. [6 c.87]
Рис. 3 Различия между образами «Актуальное «Я» после первого и второго обследования.
Согласно проведенному статистическому анализу можно говорить о существующих значимых различиях. По шкале «Уверенность в себе» р=0,13; по шкале «Доверчивость - послушность» р=0,05 и по шкале «Добросердечие - несамостоятельность» р=1,54.
Таблица 4. Результаты сравнительного анализа образов «Актуальное – Я» по итогам первых двух обследований
(критерий Вилкоксона)
актуальное я | сентябрь-май |
номер октанта | ур-нь значимости | эмпирическое значение Т - критерия Вилкоксона | |
1 | 0,44 | 34,50 | |
2 | 0,14 | 20,00 | |
3 | 0,81 | 42,00 | |
4 | 1,00 | 39,00 | |
5 | 0,28 | 17,00 | |
6 | 0,05 | 14,50 | |
7 | 0,15 | 17,00 | |
8 | 0,93 | 32,00 |
Третье обследование проводилось в октябре 2008 года, студенты уже обучались на втором курсе после летних каникул.
Рис. 4 Различия между образами «Актуальное «Я» и «Психолог» после третьего (октябрь 2008) обследования
На рисунке 3 мы видим, что в профиле «Психолог» не появилось значительных изменений по равнения с предыдущими обследованиями (Рис. 1, Рис 2), а профиль «Актуальное – Я» имеет различия по 3 (субшкала агрессивность), 4 (субшкала подозрительности), 7 (субшкала дружелюбия) и 8 (субшкала альтруистичности) шкалам. Увеличение результатов по третьей шкале свидетельствует о появление таких черт, как жестокость, враждебность к окружающим. Высокие оценки по 4 шкале связаны с такими чертами, как негативизм, склонность к сомнению во всем. Следовательно, результаты по шкалам 7 и 8 отражают снижение уровня дружелюбного отношения и альтруистичности.
По итогам третьего обследования установлено, что у студентов после каникул снова изменились представления о собственном стиле отношений, а образ стиля психолога остался прежним. Так же мы видим наличие значимых различий этих двух образов. Данные выводы сделаны на основании результатов расчета U-критерия Манна-Уитни. Полученные значения представлены в Таблице 3 Приложения 2.
Для оценки значимости различий в образе «Актуальное – Я» после второго и третьего обследований, мы применили критерий Вилкоксона.
Рис. 5 Различия между образами «Актуальное «Я» после второго и третьего обследования.
С помощью критерия Вилкоксона мы доказали, что у студентов на втором курсе после летних каникул, различия по шкалам 3 (субшкала агрессивность) р = 0,08; 4 (субшкала подозрительности) р = 0,1; 7 (субшкала дружелюбия ) р = 0,04 и 8 (субшкала альтруистичности) р = 0,03 статистически значимы.
Таблица 4. Результаты сравнительного анализа образов «Актуальное – Я» по итогам второго и третьего обследования (критерий Вилкоксона)
актуальное я | май-октябрь | ||
номер октанта | ур-нь значимости | эмпирическое значение Т - критерия Вилкоксона | |
1 | 0,969 | 38,500 | |
2 | 0,364 | 32,500 | |
3 | 0,084 | 25,000 | |
4 | 0,108 | 18,500 | |
5 | 0,753 | 9,000 | |
6 | 0,221 | 15,500 | |
7 | 0,050 | 14,000 | |
8 | 0,038 | 12,500 |
На следующем этапе нашей работы были сопоставлены представления собственного стиля межличностных отношений у студентов первого и второго курсов (по итогам трех обследований).
Рис. 5 Различия между образами «Актуальное «Я» на первом и втором курсах.
На данном графике видно, что профиль «Актуальное – Я» изменялся после каждого обследования. Особенно заметны различия по шкалам 3 (требовательность – непримиримость жестокость) и 6 (доверчивость послушность – зависимость).
Далее мы сопоставили представления о стиле межличностных отношений психолога у студентов первого и второго курсов (по итогам трех обследований).
Рис. 6 Различия между образами «Психолога» на первом и втором курсах.
На данном графике видно, что по итогам трех обследований у студентов-психологов не изменились представления об образе «Психолог».
Для того, чтобы проверить существуют ли значимые различия между образами «Актуальное Я» и «Психолог» в обследованиях на первом и на втором курсах мы использовали критерий Фридмана. Он применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. [5 c.94]. С помощью этого критерия мы видим по какой октанте на каком уровне значимости есть сдвиг.
Гипотезы:
Н0 - различия между показателями по каждой октанте на первом и втором курсах являются случайными.
Н1 – различия между показателями по каждой октанте на первом и втором курсах являются неслучайными.
Таблица 5. Результаты сравнительного анализа образов «Актуальное Я» и «Психолог» по итогам трех обследований (Критерий Фридмана).
номер актанта | уровень значимости по критерию Фридмана для понятия "психолог" | уровень значимости по критерию Фридмана для понятия "Я-актуальное" |
1 | 0,29523 | 0,55093 |
2 | 0,63967 | 0,43739 |
3 | 0,50042 | 0,13285 |
4 | 0,68929 | 0,2757 |
5 | 0,55115 | 0,25375 |
6 | 0,35255 | 0,08792 |
7 | 0,504 | 0,22542 |
8 | 0,37531 | 0,24763 |
По данным таблицы 1, видно, что сдвиг в значениях в образе «Психолог» отсутствуют, а в образе «Актуальное –Я» присутствуют лишь по 3 (р = 0,13285) и 6 (р = 0,08792) шкалам. Это говорит о том, что в течение года у студентов – психологов увеличились показатели по октанте 3 (прямолинейный – агрессивный) и снизились по октанте 6 (зависимый – послушный).
Нами доказано, что после 1 года обучения у студентов второго курса не произошло значимых изменений в образе «Психолог». Но произошли изменения в образе «Я – Актуальное » по таким стилям межличностных отношений, как прямолинейный – агрессивный и зависимый – послушный.
2.3 Выводы
Первое обследование показало, что у первокурсников есть значимые различия между образами «Актуальное-Я» и «Психолог» по 1 (лидерство – властность деспотичность), 4 (скептицизм упрямство – негативизм), 5 (уступчивость – кротость – пассивная подчиненность), 6 (доверчивость послушность – зависимость) и 8 (отзывчивость — бескорыстие — жертвенность) октантам.
По итогам второго обследования мы получили, что профиль психолога не имеет значимых различий, с профилем после первого обследования, а в профиле «Актуальное – Я» присутствуют изменения по шкалам 2 (уверенность в себе – самоуверенность самовлюбленность), 6 (доверчивость послушность – зависимость) и 7 (добросердечие несамостоятельность — чрезмерный конформизм). По шкалам 2 и 6 изменения произошли от больших значений к меньшим, а по шкале 7 показатели увеличились. Высокие показатели по шкале 7 отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение. То есть у студентов первого курса есть потребности в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. Значимые различия между образами «Актуальное – Я» и «Психолог» присутствуют по 2 (уверенность в себе – самоуверенность самовлюбленность), 5 (уступчивость – кротость – пассивная подчиненность) и 6 (доверчивость послушность – зависимость) октантам.
По итогам третьего обследования установлено, что у студентов после каникул снова изменились представления о собственном стиле отношений, а образ стиля межличностных отношений психолога остался прежним. Так же установлено, что значимые различия между двумя образами присутствуют по всем шкалам, кроме шкалы 2 (уверенность в себе – самоуверенность самовлюбленность). Анализ полученных экспериментальных данных всех трех обследований привел нас к выводу о том, что у студентов второго курса за год обучения и летние каникулы не произошло изменений в представлении о стиле межличностных отношений психолога. Изменились лишь представления об индивидуальном стиле межличностных отношений. Результаты по шкале 3 (прямолинейный – агрессивный) увеличились, по шкале 6 (зависимый – послушный) снизились. Важно отметить, что наиболее выраженные изменения в профиле «Актуальное – Я» произошли после летних каникул.
Заключение
Проблема формирования стиля межличностных отношений у психологов в период обучения является ведущей в нашей работе. Результатом теоретического анализа стали выводы о том, что профессиональное становление психолога, это длительный процесс. Профессионально важными личностными качествами были признаны: хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимательность, аналитический ум, развитая словесно-логическая и образная память. Нами был использован адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Данная методика направлена на диагностику интерперсональных отношений и свойств личности, которые являются существенными при взаимодействии с другими людьми. Группу испытуемых обследовали три раза. Дважды на первом курсе (вначале и конце года) и один раз на втором (вначале года).
Результаты анализа полученных экспериментальных данных всех трех обследований привели нас к выводу о том, что у студентов второго курса за год обучения и летние каникулы не произошло изменений в представлении о стиле межличностных отношений психолога. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Изменились лишь представления об индивидуальном стиле межличностных отношений. В течение года показатели по таким шкалам, как: «Уверенность в себе», «Добросердечие – несамостоятельность», и «Доверчивость – послушность» увеличились. А по итогам третьего обследования (после летних каникул) выросли показатели по шкалам: «Агрессивность», и «Подозрительность», а по шкалам «Альтруистичности» и «Дружелюбия» снизились.
Главным, для студентов является стремление выработать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, а также выработать профессиональную идентичность и профессионально-важные личностные качества.
На наш взгляд следует продолжить данное исследование по следующим направлениям:
- изучение динамики стиля межличностных отношений у студентов-психологов в течение всего периода обучения в ИАТЭ
- лонгитюдное исследование развития профессионально-важных личностных качеств у студентов - психологов;
- разработка и проверка эффективности тренингов, обучающих программ по развитию коммуникативной компетентности у студентов – психологов.
Глоссарий
Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Коммуникация — целенаправленный процесс передачи информации.
Компетентность - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Конгруэнтность – это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей.
Межличностное отношение (личностное) – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Профессионально важные качества — качества человека, необходимые для успешного выполнения определенной трудовой деятельности.
Профессионально важные личностные качества — личностные качества человека, необходимые для успешного выполнения определенной трудовой деятельности.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Стиль – способ осуществления, выполнения чего-либо, характерный совокупностью своеобразных приемов.
Библиография
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – С.-Пб., 2001.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – С.-Пб., 1999.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2000.
Большой психологический словарь//Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК 2004.
Психологическая диагностика детей и подростков //Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1995.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – С.-Пб., 2000.
Петровский А. В. Введение в психологию. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.– М., 2004.
Мельницкая Т.Б Психологический практикум. Часть 1: Учебное пособие – Обнинск: ИАТЭ,2002.
Седин В.И. Экспериментальное исследование в психологии. – Обнинск, 2004.
Леонова Е.В. Методы статистической обработки психодиагностических данных. Часть 2 – Обнинск: ИАТЭ,2005.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.,2002
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд-во Казанского ун-та, 1969.
Храмовой Е.Е. «Динамика представлений о стиле межличностных отношений психолога у первокурсников ИАТЭ специальности»// Дипломная работа - Обнинск: ИАТЭ 2008.
Горденко В.В. «Представление о стиле межличностных отношений психолога у первокурсников специальности «Психология» ИАТЭ»// Курсовая работа - Обнинск: ИАТЭ 2007.
http://www.neuro.net.ru
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/industr.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Сводные таблицы данных по каждому обследованию группы.
Таблица 1 Результаты первого обследования по методике Т. Лири
ПЕРВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(14.09.2007) | ||||||||||||||||
Актуальное "Я" | Психолог | |||||||||||||||
номер испыт. | 1 октант | 2 октант | 3 октант | 4 октант | 5 октант | 6 октант | 7 октант | 8 октант | 1 октант | 2 октант | 3 октант | 4 октант | 5 октант | 6октант | 7октант | 8октант |
1 | 9 | 6 | 5 | 2 | 2 | 6 | 6 | 7 | 10 | 7 | 6 | 4 | 4 | 5 | 8 | 11 |
2 | 9 | 7 | 5 | 7 | 8 | 10 | 9 | 10 | 11 | 6 | 5 | 0 | 2 | 1 | 5 | 10 |
3 | 5 | 6 | 6 | 5 | 7 | 7 | 7 | 8 | 9 | 5 | 5 | 1 | 3 | 3 | 11 | 12 |
4 | 1 | 4 | 5 | 9 | 5 | 6 | 4 | 2 | 5 | 4 | 6 | 0 | 3 | 2 | 6 | 7 |
5 | 1 | 1 | 3 | 6 | 6 | 1 | 3 | 5 | 9 | 5 | 3 | 1 | 2 | 2 | 8 | 10 |
6 | 0 | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 | 6 | 14 | 8 | 5 | 3 | 1 | 3 | 2 | 10 | 13 |
7 | 9 | 6 | 9 | 7 | 2 | 3 | 7 | 8 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 9 |
8 | 5 | 1 | 3 | 0 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 2 |
9 | 5 | 3 | 3 | 1 | 5 | 4 | 8 | 8 | 6 | 1 | 2 | 0 | 3 | 4 | 6 | 7 |
10 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 6 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 5 | 6 |
11 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 7 | 6 | 8 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 7 | 7 |
12 | 5 | 4 | 1 | 1 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7 | 4 | 5 | 1 | 2 | 4 | 6 | 10 |
13 | 12 | 11 | 7 | 5 | 2 | 1 | 4 | 5 | 8 | 3 | 5 | 1 | 3 | 2 | 9 | 8 |
14 | 6 | 7 | 6 | 4 | 10 | 7 | 9 | 4 | 13 | 7 | 8 | 3 | 0 | 6 | 9 | 13 |
15 | 4 | 5 | 5 | 7 | 5 | 3 | 5 | 13 | 10 | 5 | 4 | 0 | 0 | 3 | 13 | 11 |
Таблица 2 Результаты второго обследования по методике Т. Лири
ВТОРОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(4.05.2008) | ||||||||||||||||
Актуальное "Я" | Психолог | |||||||||||||||
номер испыт. | 1 октант | 2 октант | 3 октант | 4 октант | 5 октант | 6 октант | 7 октант | 8 октант | 1 октант | 2 октант | 3 октант | 4 октант | 5 октант | 6 октант | 7 октант | 8 октант |
1 | 11 | 7 | 7 | 2 | 2 | 3 | 8 | 8 | 12 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 8 | 10 |
2 | 7 | 5 | 3 | 3 | 8 | 7 | 10 | 10 | 11 | 6 | 5 | 3 | 3 | 3 | 8 | 9 |
3 | 4 | 6 | 2 | 3 | 7 | 4 | 8 | 8 | 10 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 6 | 7 |
4 | 1 | 8 | 9 | 10 | 5 | 6 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 1 | 2 | 2 | 3 | 5 |
5 | 2 | 2 | 7 | 7 | 9 | 5 | 7 | 10 | 11 | 5 | 3 | 3 | 3 | 6 | 9 | 11 |
6 | 2 | 3 | 3 | 4 | 6 | 0 | 4 | 6 | 6 | 5 | 3 | 0 | 2 | 1 | 7 | 9 |
7 | 8 | 4 | 7 | 8 | 4 | 3 | 6 | 5 | 7 | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 9 |
8 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 6 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 5 |
9 | 4 | 3 | 4 | 3 | 6 | 2 | 8 | 5 | 7 | 3 | 3 | 0 | 2 | 3 | 5 | 8 |
10 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 2 | 0 | 2 | 1 | 6 | 3 |
11 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 8 | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 5 | 8 |
12 | 5 | 1 | 1 | 0 | 7 | 6 | 8 | 8 | 7 | 5 | 1 | 1 | 2 | 4 | 10 | 8 |
13 | 9 | 6 | 8 | 5 | 3 | 3 | 8 | 7 | 8 | 3 | 3 | 0 | 1 | 2 | 8 | 8 |
14 | 7 | 7 | 5 | 5 | 3 | 4 | 9 | 8 | 14 | 8 | 7 | 1 | 3 | 5 | 10 | 8 |
15 | 7 | 4 | 7 | 7 | 6 | 2 | 9 | 10 | 8 | 4 | 5 | 0 | 2 | 0 | 11 | 8 |
Таблица 3 Результаты третьего обследования по методике Т. Лири
ТРЕТЬЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ(21.10.2008) | ||||||||||||||||
Актуальное "Я" | Психолог | |||||||||||||||
номер испыт. | 1 октант | 2 октант | 3 октант | 4 октант | 5 октант | 6 октант | 7 октант | 8 октант | 1 октант | 2 октант | 3 октант | 4 октант | 5 октант | 6 октант | 7 октант | 8 октант |
1 | 9 | 6 | 5 | 5 | 3 | 6 | 8 | 9 | 9 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 7 | 7 |
2 | 8 | 7 | 5 | 4 | 8 | 5 | 11 | 10 | 10 | 7 | 4 | 3 | 2 | 3 | 11 | 11 |
3 | 3 | 4 | 6 | 8 | 7 | 4 | 6 | 7 | 7 | 4 | 4 | 0 | 4 | 3 | 7 | 9 |
4 | 0 | 5 | 10 | 10 | 5 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5 | 1 | 3 | 2 | 5 | 8 |
5 | 6 | 7 | 6 | 7 | 9 | 8 | 8 | 5 | 10 | 4 | 6 | 1 | 4 | 6 | 9 | 11 |
6 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 0 | 5 | 3 | 8 | 5 | 1 | 0 | 2 | 1 | 7 | 6 |
7 | 6 | 6 | 10 | 8 | 4 | 6 | 7 | 5 | 11 | 6 | 3 | 2 | 1 | 4 | 8 | 9 |
8 | 4 | 3 | 7 | 6 | 4 | 8 | 3 | 2 | 5 | 7 | 4 | 2 | 3 | 2 | 9 | 7 |
9 | 3 | 4 | 6 | 9 | 6 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 0 | 4 | 3 | 7 | 7 |
10 | 2 | 3 | 6 | 5 | 5 | 4 | 0 | 0 | 3 | 3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 5 | 4 |
11 | 7 | 2 | 7 | 4 | 4 | 0 | 4 | 6 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 7 | 7 |
12 | 5 | 2 | 2 | 3 | 7 | 6 | 8 | 10 | 4 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 7 | 10 |
13 | 7 | 7 | 6 | 2 | 2 | 2 | 7 | 6 | 7 | 6 | 2 | 0 | 0 | 3 | 9 | 4 |
14 | 9 | 10 | 7 | 4 | 4 | 6 | 6 | 4 | 14 | 6 | 6 | 3 | 3 | 2 | 8 | 8 |
15 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 7 | 10 | 4 | 5 | 1 | 2 | 1 | 10 | 7 |
Приложение 2 Данные расчета критериев по каждому обследованию группы.
Таблица 1
Значения U-критерия Манна-Уитни между образами
«Актуальное «Я» и «Психолог» после первого обследовании.
номер октанта | значение U-критерия Манна-Уитни | уровень значимости |
1 | 113 | 0,049 |
2 | 162,5 | 0,599 |
3 | 148 | 0,343 |
4 | 45 | 0,00008 |
5 | 61,5 | 0,00051 |
6 | 68,5 | 0,00108 |
7 | 128,5 | 0,129 |
8 | 100 | 0,019 |
Таблица 2
Значения U-критерия Манна-Уитни между образами «Актуальное «Я» и «Психолог» после второго обследовании
номер октанта | значение U-критерия Манна-Уитни | уровень значимости |
1 | 66 | 0,054 |
2 | 36 | 0,0015 |
3 | 107 | 0,8195 |
4 | 92,5 | 0,407 |
5 | 7,5 | 0,000013 |
6 | 43,5 | 0,00042 |
7 | 111 | 0,9504 |
8 | 89,5 | 0,34 |
Таблица 3
Значения U-критерия Манна-Уитни между образами «Актуальное «Я» и «Психолог» после третьего обследовании.
номер октанта | значение U-критерия Манна-Уитни | уровень значимости |
1 | 63,5 | 0,042 |
2 | 97 | 0,52 |
3 | 40,5 | 0,0028 |
4 | 7 | 0,000012 |
5 | 21 | 0,000148 |
6 | 65 | 0,049 |
7 | 57,5 | 0,023 |
8 | 61 | 0,033 |
Таблица 4
Значения Т-критерия Вилкоксона между образами «Психолог» после первого и второго обследования
номер октанта | значение критерия Вилкоксона | уровень значимости |
1 | 12,000 | 0,214 |
2 | 22,000 | 0,328 |
3 | 16,000 | 0,441 |
4 | 36,500 | 0,845 |
5 | 41,500 | 0,780 |
6 | 24,000 | 0,721 |
7 | 36,000 | 0,300 |
8 | 18,000 | 0,221 |
Таблица 5
Значения Т-критерия Вилкоксона между образами «Психолог» после первого и второго обследования
номер октанта | значение критерия Вилкоксона | уровень значимости |
1 | 38,000 | 0,362 |
2 | 18,000 | 0,332 |
3 | 40,500 | 0,726 |
4 | 14,000 | 0,575 |
5 | 12,000 | 0,213 |
6 | 18,000 | 0,332 |
7 | 27,000 | 0,196 |
8 | 38,500 | 0,968 |