В последнее десятилетие развернулись интенсивные исследования и методические разработки, направленные на обновление теории, методики и содержания физического воспитания и спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Н.И. Волков, В.И. Лях, Ю.М. Николаев, А.П. Матвеев, С.П. Евсеев, М.Р. Смирнов и др).
В результате этих исследований и разработок обоснованы и экспериментально апробированы новые подходы, интересные методики и формы занятий физическими упражнениями, что привело к усилению роли и значимости физической культуры в жизни каждого человека и общества в целом.
В то же время сегодня очевиден нарастающий разрыв между уровнем подготовленности выпускников физкультурных вузов и растущими запросами и многообразными интересами современного общества. Нередко в фитнес-клубах,тренажерных залах, группах аэробики, спортивных танцев, единоборств можно встретить тренеров, именующих себя экстра-специалистами, но на самом деле не имеющих профессионального образования. Выпускники же вузов зачастую лишь пополняют охранные и коммерческие структуры. Наметившаяся тенденция роста потребностей населения в доступе к физкультурно-оздоровительным услугам не подкрепляется кадровой инфраструктурой.
Российская система подготовки физкультурных кадров всегда славилась своей высокой эффективностью и профессионализмом. Однако современное образование требует перманентного пополнения знаний, оно не заканчивается с приобретением диплома о высшем образовании. Темпы развития социума, постоянно изменяющиеся потребности и интересы людей заставляют специалистов сферы физической культуры овладевать все новыми знаниями, новейшими спортивными и оздоровительными методиками и технологиями.
Современный рынок труда диктует необходимость постоянного повышения квалификации, обновления профессиональных знаний. К такой постановке вопроса готовы лишь специалисты, способные творчески относиться к профессиональной деятельности, умеющие добывать новую информацию и эффективно ее использовать в педагогической и управленческой деятельности [1].
Система повышения квалификации должна быть сориентирована прежде всего в направлении формирования информационной культуры специалистов. Речь идет не просто о пополнении уровня знаний слушателей, а о развитии способности находить нужную информацию, осмысливать ее, внедрять в свою практическую деятельность, оперативно откликаться на инновационный опыт, а также проектировать, создавать, экспериментально апробировать инновации, уметь их распространять настойчиво и целеустремленно.
К сожалению, современная система высшего физкультурного образования еще не выработала эффективных подходов к формированию информационной культуры спортивного наставника-профессионала. В данной статье мы попробуем осмыслить возможную структуру технологии этого процесса.
Основы информационной культуры закладываются не только при освоении специалистами информационных технологий, которые разработаны с помощью достижений компьютерной и телекоммуникационной техники, хотя они в ближайшие годы станут основой эффективности управления учебным и тренировочным процессами в сферах физического воспитания, массового и элитного спорта. Применение современных информационных технологий позволяет рационально изменить стиль работы, ускорить выполнение часто повторяемых действий, обеспечить быстрый доступ к разнообразной информации и многое другое. Одними из важных социальных последствий развития информатики являются резкое увеличение творческого содержания деятельности людей, расширение и удовлетворение их информационных потребностей, автоматизация их профессиональной деятельности и еще многое другое, о чем выпускники 60-70-х гг. не могли и мечтать, а главное не испытывали в этом особой потребности. Достаточно было действовать в рамках так называемой "общепринятой" концепции и точно следовать ее рекомендациям, чтобы считаться "грамотным"специалистом.
Профессиональная деятельность современного педагога или тренера предполагает необходимость принятия быстрого и верного решения. Цена ошибки в педагогической деятельности очень высока. Для поиска эффективного решения проблемы следует обладать возможно большим объемом информации о рассматриваемом объекте. Так, в процессе тренировки тренер должен одновременно учитывать уровень физической подготовленности спортсмена, его функциональное состояние, особенности психики, параметры прошедшей и предстоящей соревновательной деятельности и т.п. Объем информации настолько велик, что тренер зачастую не в состоянии ее полностью проанализировать, а это влечет за собой серьезные просчеты в управлении тренировочными процессом.
Для обеспечения высокой эффективности организационной работы тренера имеется много путей, однако из современных методов наиболее эффективным является использование компьютерной техники. Умение работать с разнообразными компьютерными программами позволят преподавателю и тренеру знакомиться с новейшей информацией через систему Интернет. В свою очередь, Интернет раскрывает свои возможности при условии хорошего владения иностранным языком. Это еще одна сторона информационной культуры специалиста. О ней - отдельный разговор. Проблема изучения иностранного языка специалистами сферы физической культуры и спорта очень актуальна. Компьютерные технологии и здесь могут помочь, поскольку уже создано достаточно много обучающих программ.
Говоря о формировании информационной культуры, наряду с овладением информационными технологиями необходимо помнить и о традиционных источниках информации - учебниках, монографиях, сборниках, научных и методических журналах. Многие с нами согласятся, что одним из важнейших источников информации, распространяющих все новое, что появляется в мировой и отечественной спортивной культуре и ее массовой основе - физическом воспитании, физической активности разных слоев населения, является журнал "Теория и практика физической культуры".
Желание, потребность читать научно-теоретическую и методическую литературу, понимать ее, оценивать, отбирать из нее важную для себя информацию - это тоже компоненты информационной культуры специалиста. Результаты научных исследований, новейшие методические разработки останутся не востребованными до тех пор, пока они не будут проанализи рованы специалистами-практиками. К сожалению, передовой опыт, новые технологии на сегодняший день остаются достоянием далеко не многих. Одна из причин - слабая осведомленность не только работников среднего звена, но и управленцев, чрезвычайно низкий уровень их информационной культуры.
Это не голословное утверждение. Так, подписка на ведущие в отрасли профессиональные журналы: "Теория и практика физической культуры", "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", "Физическая культура в школе" - остается очень невысокой, в то время как за рубежом спрос на российскую научную спортивную периодику стабильно высок.
Журнал "Теория и практика физической культуры" издается с 1925 г. Известные советские и российские научные школы формировались при участии этого старейшего научного издания. И сегодня его публикации пополняют всемирный банк спортивной научной информации [2]. Достаточно вспомнить недавно закончившуюся острую и конструктивную дискуссию, посвященную проблемам теории спортивной тренировки, в которой приняли участие виднейшие теоретики в области физической культуры и спорта - Л.П. Матвеев, Ф.П. Суслов, В.Н. Платонов, Н.Ж. Булгакова и другие ученые, которые уже прославились как оригинально мыслящие специалисты, - М.Р. Смирнов, Б.Н. Шустин, В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, М. П. Шестаков и многие другие.
В 2000-2001 гг. были успешно проведены и опубликованы в журнале "круглые столы", где обсуждались животрепещущие проблемы физической культуры и спорта, в том числе и проблемы научного обоснования инновационных преобразований в нашей отрасли [3]. Стало традицией представлять в журнале ведущих работников отрасли. Только в этом году на страницах журнала были опубликованы интервью с П.А. Рожковым - председателем Госкомспорта России, Н.Н. Пархоменко - руководителем Центра спортивной подготовки, В.А. Балахничевым - зам. председателя Госкомспорта России, В.С. Родиченко - вице-президен том ОКР. Новейшая информация о научных конгрессах, симпозиумах, конференциях, анализ новой литературы, обзоры по важнейшим проблемам теории и практики, вести из диссертационных советов - все это лишь небольшая часть информации, которая постоянно печатается на страницах журнала.
Известно, что тот, кто владеет информацией, правит миром. Эта банальная истина остается для нас - российских специалистов, тренеров, управленцев, учителей физической культуры - лишь модной фразой и почти никогда - руководством к действию.
Однако, хотим мы этого или не хотим, современная социальная практика требует конкурентоспособ ного специалиста. В противном случае - свято место пусто не бывает. На смену профессионалам уже приходят "умельцы", спекулирующие на интересах и потребностях людей, завлекающие в частные фитнес-клубы, полуподвальные секции по единоборствам, экстремальным видам спорта, в тренажерные залы, обещая за немалую плату здоровье и красоту. Идет дискредитация физической культуры и спорта, а вместе с ними и высшего физкультурного образования.
Думается, что формирование информационной культуры специалиста, особенно в системе повышения квалификации, поможет разрешению этих насущных проблем физической культуры и спорта.
1. Бальсевич В.К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам //Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 10, с. 56.
2. Лубышева Л.И. Три четверти века в спортивном строю // Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 11, с. 2-3.
3. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта ("Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры" от 23 ноября 2000 г.) //Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 1, с. 8-16.
4. В.К. Бальсевич, член-корреспондент РАО, профессор, Л.И. Лубышева, доктор педагогических наук, профессор. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта.