Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты организации финансового рынка
1.1 Финансовые рынки и их виды.
1.2 Инструменты финансового рынка
1.3 Государство и финансовый рынок
Глава II. Финансовые рынки в Российской Федерации
2.1 Становление финансовых рынков в РФ
2.2 Проблемы формирования финансовых рынков в России
Глава III. Развитие финансовых рынков в Российской Федерации
3.1 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации
3.2 Цели, задачи и результаты развития финансового рынка в Российской Федерации
3.3 Прогнозное планирование развития финансового рынка в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Прежде, чем говорить о финансовом рынке необходимо дать определение термина «финансы». Термин «finansia» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Государственные финансы являются средством перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Финансы - один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта. В состав финансового механизма входят:
а) финансовые инструменты;
б) финансовые приемы и методы;
в) обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное,
информационное, техническое и программное обеспечение).
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звене финансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
Финансы предприятий обслуживают материальное производства. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Функционирование рыночной экономики основывается на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов. Рынок, как таковой существует уже очень давно, еще с древних времен, когда появлялись излишки, их обменивали на другой товар, а позднее на денежный эквивалент.
Финансовый Рынок, как и любой рынок, – это лишь способ соединения продавцов и покупателей. Ключевые участники – прямые участники финансовых операций или сделок (продавцы ценных бумаг и финансовых услуг, инвесторы – покупатели ценных бумаг и финансовых услуг); негосударственные финансовые посредники (осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность).
Вспомогательные –фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг, валютная биржа, регистратор ценных бумаг, расчётно-клиринговые центры, информационные и консультационные центры и др.
Рынок – это экономическая система, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами и покупателями, взаимодействие между ними. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы; посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения.
Рынок подразделяется на: рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок денег, валюты, ценных бумаг.
В данной курсовой работе будет рассмотрен один из видов рынка – финансовый рынок.
Финансовый рынок - это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, и ссудных капиталов или денежного. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
В данной курсовой работе будут рассмотрены все аспекты деятельности финансовых рынков. Предмет работы – формирование финансовых рынков. Объект – финансовые рынки в Российской Федерации. Задачей данной курсовой работы является – проблема формирования финансовых рынков в Российской Федерации. Данная задача будет раскрыта в 3 главах. 1 глава – посвящена теоретическим аспектам деятельности финансовых рынков, 2я глава рассматривает финансовые рынки в Российской Федерации, и в 3ей главе анализируется непосредственно развитие финансовых рынков в России.
финансовый рынок россия
Глава I. Теоретические аспекты организации финансового рынка
1.1 Финансовые рынки и их виды
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов1.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звене финансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
Анализ функционирования финансовых рынков предполагает определенную его сегментацию, расчленение, выделение отдельных функционирующих по своим правилам рынков. В зависимости от Целей анализа, а также от особенностей развития отдельных сегментов финансового рынка в тех или иных странах существуют разные подходы к классификации финансовых рынков.
Одна из них такова, что все рынки разделяют на денежный рынок и рынок капиталов. (см. Приложение №2)
Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны - лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники - лица, посредством которых денежные средства переходят от лиц, предоставляющих денежные средства, к лицам, получающим денежные средства. Предоставление денежных средств возможно без финансовых посредников. В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки, а также рынок деривативов1.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов - один, три и шесть месяцев, предельные сроки - от одного до двух лет (иногда до пяти лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.
Валютный рынок — это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным ценностям относятся:
• иностранная валюта (денежные знаки (банкноты, казначейские билеты, монеты, являющиеся законным платежным средством или изымаемые, но подлежащие обмену) и средства на счетах в денежных единицах иностранного государства, международных или расчетных денежных единицах);
• ценные бумаги (чеки, векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
• драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг).
В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают: банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации.
Объект валютного рынка (на кого направлены действия субъекта) — любое финансовое требование, обозначенное в валютных ценностях. Объекты валютного рынка покупаются и продаются субъектами валютного рынка за деньги, находящиеся в обращении.
Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: передача покупательной способности, хеджирование (страхование открытых валютных позиций), спекуляция (выгода от ожидания изменений валютных курсов или процентных ставок), арбитраж процентных ставок (получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на согласованные периоды по более высокой ставке).
При проведении операций с объектами валютного рынка (валютных операций) субъекты действуют не только с точки зрения экономической целесообразности, но и в определенном поле организационных, экономических и правовых ограничений. Такую совокупность взаимоотношений можно назвать системой валютно-финансовых отношений.
Рынок деривативов. Деривативами (финансовыми деривативами) называются производные финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты - акции, облигации. Основными видами финансовых деривативов являются опционы (дающие их владельцу право продавать или покупать акции), свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периода времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты).
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. На рынке средне- и долгосрочных банковских кредитов заемные средства выдаются компаниям для расширения основного капитала (обновление оборудования и увеличение производственных мощностей). Такие кредиты, как правило, предоставляются инвестиционными банками, реже - коммерческими1.
Фондовый рынок обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться. Основные функции фондового рынка заключаются:
в централизации временно свободных денежных средств и сбережений для финансирования экономики;
в переливе капитала с целью его концентрации в технически или экономически прогрессивных отраслях и наиболее перспективных регионах;
в ликвидации дефицита государственного бюджета, в его кассовом исполнении и сглаживании неравномерности поступления налоговых платежей;
в информации о состоянии экономической конъюнктуры, исходя из состояния рынка ценных бумаг.
Фондовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков.
Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. Основными эмитентами этого рынка являются частные компании и государственные органы, основными объектами сделок - ценные бумаги. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг происходит путем либо подписки, либо открытой продажи.
На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки)1.
Помимо этой классификации, к финансовым рынкам также можно отнести рынок золота — это сфера экономических отношений, связанных с куплей- продажей золота как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления.
1.2 Инструменты финансового рынка
Различные виды ценных бумаг, формы вкладов и кредитования получили в экономической литературе и официальных документах обобщающее определение - финансовые инструменты.
В основе наиболее общего деления финансовых рынков на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов.
В практике развитых стран считается, что если срок обращения финансового инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше пяти лет) относятся к рынку капитала. Строго говоря, имеется «пограничная область» от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. В России разделение на кратко- и долгосрочные финансовые инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.
Примерами инструментов денежного рынка являются казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банков.
Банковские акцепты – это письменное требования, в отношении которых банк принимает на себя обязательство выплатить указанную сумму в определенный срок. Обычно банковский акцепт представляет собой акцептованный банком вексель, выставленный на банк импортером.
Финансовые векселя имеют в своей основе ссуду, выдаваемую предприятием за счет имеющихся свободных средств другому предприятию. Согласно Указу Президента РФ №1662 к финансовым отнесены также векселя, оформляющие, просроченную кредиторскую задолженность предприятий1.
Депозитный сертификат - это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.
К инструментам рынка капитала, например, относятся долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды.
Долгосрочные облигации – ценные бумаги, эмитентом которых является зачастую государство, со сроком погашения, превышающим несколько лет: от 5-10 до 30-50 лет. Облигация предоставляет право ее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренных процентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки.
Акции - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Ссуды банков, выдаваемые на длительные сроки (свыше трех лет), обычно на капитальные вложения предприятий, организаций и граждан, на затраты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов производственно-технического назначения, оборудования и транспортных средств, зданий и сооружений, а также по созданию совместных предприятий, научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности1.
Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения.
На рынке ссудного капитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности и платности. Они включают в себя рынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (также долгосрочных).
Рынок евровалют представляет собой часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами, номинированными в евровалютах. Евровалюта – общее понятие для обозначения валют, которые имеют хождение вне страны-эмитента, т.е. широко используются на международных рынках при кредитных, депозитных и иных операциях. В первую очередь к этим валютам относят доллар США, немецкую марку, фунт стерлингов и некоторые другие общепризнанные валюты
Примером инструментов, обращающихся на рынках евровалют, являются синдицированные кредиты сроком от 3 до 6 месяцев, предоставляемые синдикатами банков из разных стран в одной из евровалют. Часть финансовых инструментов, номинированных в евровалюте, например еврооблигации, относится большей частью к рынкам капиталов.
В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки. Это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами - сберегательными учреждениями, действующими на договорной основе.
Инвестиционная политика страховых компаний и пенсионных фондов направлена на приобретение долгосрочных финансовых инструментов со сроками погашения, которые наиболее близко совпадают с их долгосрочными обязательствами. Необходимость выделения ипотечных рынков в составе рынка капитала связана с рядом обстоятельств. Во-первых, ипотечные кредиты всегда обеспечиваются реальным залогом в виде земельных участков или зданий. Если заемщик не выполняет своих долговых обязательств, то имущественные права на залог переходят к кредитору. Во-вторых, ипотечные кредиты не имеют стандартных параметров (различные номиналы, сроки погашения и т.д.) и соответственно трудно реализуются на вторичном рынке. Так, объем вторичного рынка ипотек значительно уступает объемам вторичного рынка ценных бумаг, размещенных на рынках долгосрочных капиталов. В-третьих, ипотечные рынки в отличие от других рынков долгосрочных капиталов в развитых странах строго регулируются действиями специальных государственных органов1.
1.3 Государство и финансовый рынок
Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от которого зависит устойчивость национальной экономики (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). В отдельных европейских странах государство участвует в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов, принимает “защитные” законы, ограждающие от иностранного проникновения и излишней конкурентности. Этими вопросами в странах с рыночной экономикой занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в США. Это также важно, потому что, от состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики1.
Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки.
Делая вывод, можно отметить, что для того, чтобы финансовые рынки развивались в полной мере, государственное регулирование должно иметь место, но не быть навязчивым и давать свободу деятельности рынков.
Глава II. Финансовые рынки в Российской Федерации
2.1 Становление финансовых рынков в РФ
Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, несомненно при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка1.
С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.
Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.
ЦБ РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»2 Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.
Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов.
Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении системы коммерческих банков, а так же в формировании финансовых рынков можно выделить несколько этапов.
На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.
Второй этап (1994 г.-- середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.
Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.
Наступил третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.
Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО – ОФЗ).
Рынок ГКО – ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.
Август 1998 г. знаменует начало следующего этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО – ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг.
С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.
Три-четыре года назад существовало распространенное мнение, что финансовая система представляет собой некое автономно-суверенное образование, благополучие которого никоим образом не зависим (или зависит крайне мало) от состояния других сфер экономической жизни общества. Традиционно основной экономической функцией и основным источником прибыли банков и других финансовых институтов в странах с развитой рыночной экономикой является не игра на фондовом рынке, а систематическое кредитование крупных промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий – основных клиентов банков и финансовых компаний, в экономическом благополучии которых они напрямую заинтересованы1.
Если в результате накопления кризисных факторов производственные предприятия просто останавливались или существенно сокращали производство, то для субъектов финансового рынка достаточно своевременно оказалась сформирована ниша, обеспечившая их псевдорентабельное функционирование. Начиная с весны 1994 года, как было сказано выше, практически единственной сферой достаточно надежного массового применения финансового капитала, кроме рентабельных в целом спекулятивных операций с валютой, стал фондовый рынок. После перехода приватизации в «денежную» фазу на финансовом рынке появился новый товар – корпоративные ценные бумаги, которые немедленно стали предметом финансовых спекуляций. Таким образом, беспрецедентный масштаб денежных средств, изъятых из обращения в экономике в виду ее общей нерентабельности, и налоговые льготы на фондовом рынке привели к значительным финансовым вложениям в спекуляции с ценными бумагами. Доходность операций с некоторыми видами ценных бумаг, например на внебиржевом рынке достигала 3000-3500%.
Совокупное действие процессов:
· сворачивание производящих секторов экономики;
· сокращение инвестиционной составляющей финансового капитала;
· перенос большинством субъектов финансового рынка основной активности в сферу спекуляций с ценными бумагами обусловило формирование в отечественной экономике тенденции глобальной спекулятизации финансового капитала.
На сегодняшний день стоит отметить, что финансовые рынки претерпевают значительные изменения, но продолжают развиваться достаточно активно.
2.2 Проблемы формирования финансовых рынков в России
В России в течение многих десятилетий отсутствовал как сам финансовый рынок, так и его инфраструктура. Известно, что в рыночной экономике роль финансового рынка крайне высока. Создание условий для развития конкуренции на рынке финансовых услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.
Для существования конкурентной среды, с одной стороны, нужно, чтобы хозяйствующие субъекты были свободны в средствах и методах экономического состязания. С другой стороны, конкуренция возможна лишь при условии, что государство обеспечивает защиту прав и интересов участников этих состязаний. Таким образом, конкуренция представляет собой объективно необходимый активизирующий деловую активность и регулирующий атрибут рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, и является антиподом монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию.
Российский финансовый рынок в настоящее время может быть охарактеризован как преимущественно спекулятивный с в силу объективных причин не связанный с инвестициями в реальное производство.
Капитал, действующий на финансовом рынке, всегда предполагает выделение некоторой его части для спекулятивной игры на курсовой стоимости ценных бумаг. Тем не менее, основа функционирования здоровой финансовой системы – инвестиции в реальное производство и, естественно, основная доля капитала субъекта финансового рынка предназначена для непосредственной инвестиционной деятельности. Однако, в условиях сворачивания отечественного производства и вытеснения из него финансового капитала, последний неуклонно сокращает свою инвестиционную составляющую, наращивая спекулятивную.
Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальным производством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этой ситуации превращается просто в «воздух» (откуда и эффект любой спекуляции – деньги возникают как бы из ничего, из воздуха).
Можно сделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в России в период попыток проведения рыночных реформ.
1. Основной проблемой финансового рынка России стало неуклонно снижающееся товарное обеспечение национальной валюты вследствие непрерывного сокращения национального производства.
2. Наличие двух основных источников денежных ресурсов – государственный бюджет и внешние рынки – обеспечило двойственность российской финансовой системы: на внутренне рынке она имеет характер финансово-фондовой распределительной системы, а при обеспечении экспортно-импортного оборота обретает черты механизма конвертации экспортных ресурсов в импортные товары народного потребления.
3. Непрерывное снижение капиталоемкости экономики и ее товарность привело к формированию спекулятивного характера финансовой системы, в первую очередь ее денежного и фондового рынков.
4. Основным условием функционирования нынешней финансовой системы, учитывая реальные интересы ее участников, является непрерывное расширение централизованной денежной эмиссии. Поскольку для последней поводом становится ликвидация дефицита денежной массы вследствие роста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своего существования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный рост денежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.
5. Нынешний финансовый рынок не ориентирован на инвестирование национального производства и не способен (в силу ряда причин) его осуществлять в приемлемых масштабах.
6. Характер сложившегося финансового рынка достаточно быстро превращает большинство антиинфляционных механизмов в механизмы раскручивания инфляции. Так, например, ГКО, предназначавшиеся первоначально для регулирования размера денежной массы на денежном ранке, превратились в механизм скрытой, внебюджетной денежной эмиссии.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Российский рынок достаточно проблематичен и необходимо еще некоторое время для его полноценного формирования и развития.
Глава III. Развитие финансовых рынков в Российской Федерации
3.1 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации
В утратившем силу Федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" давалось определение рынка финансовых услуг, под которым понималась "сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям1" Но даже это узкое, малоинформативное понятие было исключено из нового Федерального закона "О защите конкуренции", подписанного Президентом РФ 26 июля 2006г. Таким образом, в российском законодательстве отсутствует определение такого понятия, как "финансовый рынок", хотя многие законодательные акты используют это понятие.
Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами. Мировой опыт показывает, что в конце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения.
Основными направлениями государственного регулирования являются:
политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
Одной из основополагающих форм регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения1.
Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Таким законодательным и организационным органом в США является «Комиссия по ценным бумагам». В соответствии с действующим порядком на нее возложена регистрация проспектов эмиссии, лицензирование деятельности участников рынка, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение реестров акционеров, а также брокерской дилерской, депозитарной, клиринговой и деятельности по организации торговли ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций как коммерческие банки, промышленные и торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели)1.
Весь опыт 90-х г.г. показывает, что подход, основанный на идее "самоформирования" рынка, и ограничения роли государства защитой прав инвесторов, раскрытием информации, созданием правил "игры" и контролем за их исполнением, которого придерживались регуляторы рынка, приводит к невыполнению рынком своих базовых задач, к деформациям организации рынка, к огромным значениям рыночного риска. В период глубоких структурных преобразований необходимо повышение роли государства в регулировании фондового рынка.
Однако повышение роли государства состоит не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а в поэтапном строительстве рынка вместе с профессиональным сообществом, стимулировании его развития и формировании его направленности на инвестиции в реальный сектор.
Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для России тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям, биржам, различным участникам рынка. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка - на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости.
Наряду с реформированием процессов регулирования финансовых рынков в настоящее время необходимы также организационные изменения, такие как введение стратегического планирования (ежегодные Основные направления государственной политики на рынке ценных бумаг, создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России и других регуляторов).
Важное значение приобретает разработка Государственной Думой долгосрочной программы развития российского финансового рынка, принятой на правительственном уровне и жестко увязанной с основными направлениями развития всей экономики страны. В рамках этой программы должна быть продумана система государственного регулирования финансового рынка в целом, а также предусмотрено разделение функций по регулированию финансового рынка. Только в этом случае к российским финансовым инструментам появится доверие со стороны отечественных инвесторов1.
Одно из направлений совершенствования регулирования финансовой системы - создание качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг.
Основные недостатки действующего законодательства можно свести к следующему перечню:
Отсутствие ясных целей и приоритетов в законотворчестве о ценных бумагах и финансовых рынках, не позволяющих в полной мере использовать финансовое законодательство в целях экономического роста и повышения эффективности функционирования всех элементов финансовой системы;
Разрозненность, дублирование и противоречивость правовых норм, неспособность реализованной в законодательстве модели управления финансовым рынком, основанной на множественности регуляторов и методов регулирования;
Игнорирование в законодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
дисбаланс между требованиями законодательства и возможностью их исполнения;
В этих условиях целесообразно подойти к вопросу о модернизации российского законодательства о финансовом рынке, опираясь на ясное понимание места финансового рынка в государственной системе управления экономикой, целей и приоритетов его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка России на перспективу2.
За прошедшие годы было опубликовано множество концепций развития финансового рынка, подготовленных государственными органами, саморегулируемыми организациями и непосредственно профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Выделим следующие основные, все еще актуальные предложения, реализация которых позволила бы в ближайшие 2-3 года создать в стране эффективный финансовый рынок, направленный на решение приоритетных проблем, таких как подъем экономики, рост инвестиций и эффективности их использования, обеспечение условий для расширенного воспроизводства сбережений граждан, создание в стране достойной для гражданского общества системы социального обеспечения и социального страхования граждан России.
Стоит подвести итог вышесказанному: российская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.
3.2 Цели, задачи и результаты развития финансового рынка в Российской Федерации
Развитие финансового рынка в России на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. В связи с недавними потрясениями в виде экономического кризиса, развитие его значительно замедлилось.
Прошлый год продемонстрировал шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.
Отток рублевых средств инвесторов с фондового рынка, слухи о введении фиксированного курса доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию1.
Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.
Во-первых, в мировой практике создание «финансовой пирамиды» только в том случае для государства- эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).
Во-вторых, руководство Министерства финансов РФ своей целью декларировало создание благоприятных условий для частных инвестиций в национальную экономику (через поддержание стабильности национальной экономики). Столь активная деятельность Минфина на рынке ценных бумаг своим следствием могла иметь лишь окончательную минимизацию значения частного капитала в роли инвестора отечественного производства.
В-третьих, сейчас широкомасштабные частные инвестиции в национальное производство вообще представляются мало возможными ввиду некоммерческого характера такой деятельности. Нынешний уровень банковского процента за пользование кредитом позволяет рентабельно функционировать лишь крупной оптовой торговле, а также производственным предприятиям, полностью ориентированным на экспорт. Центробанк, несмотря на все усилия своего руководства, все в большей степени превращается в нормального субъекта финансового рынка, озабоченного привлечением значительных финансовых ресурсов и извлечением дохода от собственной деятельности.
Для развития финансового рынка и определения его перспектив, была создана программа «Стратегия развития финансового рынка РФ1» Первая часть проекта Стратегии определяет цели развития финансового рынка в увязке с целями проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Основная цель Стратегии - превратить финансовый рынок в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора, создав одновременно условия для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем. Для этого потребуется существенно снизить инвестиционные риски и транзакционные издержки привлечения капитала на российском финансовом рынке; существенно расширить инструментальную базу финансового рынка; укрепить доверие к институтам финансового рынка, обеспечить прозрачность совершения сделок с российскими активами.
Главными направлениями государственной политики по реализации целей Стратегии в среднесрочной перспективе являются:
1.Создание необходимых предпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии.
2.Снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.
3.Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов. Снижение инвестиционного риска на финансовом рынке.
Так же одним из главных пунктов данной Стратегии является повышение доступности финансовых услуг, которые на данном этапе жизни нашей страны недостаточно развиты.
Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.
3.3 Прогнозное планирование развития финансового рынка в России
В нашей стране несмотря на неустойчивость и проблематичной экономики продолжает неизменный рост и развитие финансового рынка.
В начале 2009 года, различными пресс-центрами была опубликовано прогнозное планирование развития финансового рынка в Российской Федерации.
Ряд мер, предлагаемых в документе, может вознести фондовый рынок на небывалую высоту, считают его разработчики. Но достичь роста капитализации за 12 лет в 15 раз - задача непростая.
Условия развития мирового финансового рынка осложнились в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.
Текст стратегии развития финансовых рынков готовился уже давно, когда фондовый рынок находился в расцвете, так что амбициозные планы, прописанные в стратегии, после коллапса фондового рынка в 2008 году стали амбициозными в квадрате.
Например, согласно прописанным в стратегии целевым показателям развития финансового рынка РФ, капитализация публичных компаний должна к 2020 году составить 170 трлн. рублей против 32,3 трлн на 1 января 2008 года. То есть тогда планировалось, что за ближайшие 12 лет капитализация вырастет более чем в 5 раз. Но после сокрушительно падения, произошедшего в 2008 году, рынку, чтобы достигнуть нужных показателей, нужно вырасти примерно в 15,5 раз по сравнению с нынешним состоянием. Эти темпы соответствуют средней доходности в 25% годовых в течение ближайших 12 лет1.
Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.
В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период1..
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:
внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:
унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям: совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость; совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка; совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами1.
Данная стратегия предусматривает довольно большой шаг в совершенствовании нашего рынка, но не стоит рассчитывать на максимальный результат, так как сама система несовершенна и требуются кардинальные преобразования, которые затруднены в послекризисный период.
Вывод
В данной курсовой работе были рассмотрены все основные аспекты, касающиеся существования и развития финансовых рынков, как таковых, и применительно к Российской Федерации.
Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями л продавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.
Развитие финансовых рынков в Российской Федерации достаточно затруднено, в связи с неполноценной и не до конца развитой экономики. Кроме этого одну из проблем, мешающих нормальному развитию рынка в России можно назвать не только финансовый кризис, которые имел место в 2008 году, но и его последствия, осложняющие положение экономических дел в стране.
Сегодня Россия остро нуждается во внутренних инвестициях в инфраструктуру рыночной экономики, в создании современных финансовых институтов самой различной специализации, включая универсальные и инвестиционные банки, ипотечные, сберегательные и кредитные союзы и ассоциации, общества взаимного финансирования малого и среднего бизнеса. Наступает время ответственных и самостоятельных решений, экономического такта, т.е. умения учитывать совокупные, корпоративные интересы всех участников экономических отношений. Раньше можно было пробовать, ошибаться и начинать все заново, сейчас эксперименты индивидуалистов губительны для всех.
Тем не менее, финансовые рынки продолжают развиваться, и в России разработаны меры по его усовершенствованию, приняты ряд законов и положений, по которым действие этих рынков упрощается и они становятся более доступными и менее рискованными.
Список используемой литературы
Указ Президента РФ от 19 октября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение"
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. N 173 – ФЗ.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р Москва
Аналитический вестник /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 18 (174) .
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001, 150 с.
Афанасьева Т. Правительство приняло стратегию развития финансового рынка // Российская Бизнес-газета. - №687. - 2009 г. - С. 80
Булатов А.С. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателей. -М.: Финансы и статистика, 2005., 568 с
Беднов А.Р. Анализ макроэкономических показателей развития России // Экономика России: ХХI век. - № 1 (6). - март 2009. –С. 120
Вентцель А.Д. Формирование финансового рынка. - М.: Наука, 2е изд. 2005 г, -200 с.
Дебора Вейр Тайминг финансовых рынков. - Омега-Л, И-Трейд, 2006 г. ,-с. 90
Загоpулько М.М. Основы экономической теории и практики. // Учебно-методическое пособие. Волгоград: 1995. - 2-е изд. - С. 342.
Киреев А. П. «Международная экономика» – Т. 1. М.: «Международные отношения», 2002. 309 с.
Казаков А. Открытая модель Российского финансового рынка // РЦБ № 6. - 2006. – С. 14-17
Колмыкова Л.И. Фундаментальный анализ финансовых рынков. – Изд-во «Питер», 2006 г.
Пястолов С.М. Основы экономической теории. - М.: Академический проспект, 2004, 433 с
Мовсесян А.Г. Современные тенденции развития мировых финансовых рынков // Банковское дело. - 2008, №6, с.90.
Никки Росс Уроки Уолл-стрит: советы от Уоррена Баффета, Бенджамина Грэхема, Фила Фишера, Т. Роу Прайса и Джорджа Темплтона, как разбогатеть на финансовом рынке = Lessons from the Legends of Wall Street. How Warren Buffet, Benjamin Graham, Phil Fisher, T. Rowe Price, and John Templeton Can Help You Grow Rich. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 416.
Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002, 250 с
Сорокин Д.Е. Политико-экономические ориентиры России: развитие экономических реформ.- М.: ИЭ РАН, 2003.
Сидорова Е.В. О тенденциях развития мировых финансовых рынков // Финансы 2004, №12, 70 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ. – 1997 г., 450 с
Фредерик C. Мишкин Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков - The Economics of Money, Banking and financial market. — 7-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 880.
Фельман А.Б. О производных финансовых инструментов // Финансы 2004, №11. 50 с.
Хмыз О. Теории состояния рынка ценных бумаг // Финансовый бизнес. - 2004, №1, 90 с.
Ценные бумаги: Учебник/ Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Приложение №1
Классификация финансовых рынков
Приложение №2
Индекс развития финансовых рынков. 2008
№ п/п | Страна |
Количество набранных баллов | Максимальное количество баллов |
1 | США | 5,85 | 7 |
2 | Великобритания | 5,83 | 7 |
3 | Германия | 5,28 | 7 |
4 | Япония | 5,28 | 7 |
5 | Канада | 5,26 | 7 |
6 | Франция | 5,25 | 7 |
7 | Швейцария | 5,23 | 7 |
8 | Гонконг | 5,23 | 7 |
9 | Нидерланды | 5,22 | 7 |
10 | Сингапур | 5,15 | 7 |
36 | Российская Федерация | 3,40 | 7 |
Приложение №3
Тест для самоконтроля
Что представляет собой финансовый рынок?
А) сфера проявления экономического сотрудничества.
Б) взаимоотношения между покупателями и продавцами финансовых продуктов
В) рынок продажи валюты
Г) все ответы верные
Какой рынок относится к рынкам капиталов?
А) фондовый
Б) учетный
В) валютный
3. Какой орган не относится к сфере государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации?
А) Федеральная комиссия по ценным бумагам
Б) Центральный Банк Российской Федерации
В) Министерство госимущества
Г) Саморегулируемые Организации Российской Федерации
4. Соотнесите ключевых и второстепенных участников финансовых рынков:
Ключевые Инвесторы
Фондовая биржа
Финансовые Посредники
Вспомогательные Расчетно-клиринговые центры
5. Финансовый Актив – это …
А) Совокупность имущественных прав, принадлежащих хозяйствующему субъекту.
Б) Объект недвижимого имущества
В) Выступает Товаром Финансового рынка
Г) Все ответы верны
6. Что не относится к функциям финансового рынка?
А) организация процесса доведения финансовых активов до потребителя
Б) воздействие на денежное обращение
В) Влияние на политическую ситуацию в стране.
Г) Реализация стоимости, заключенная в финансовых активах
7. В каком году начался рост капиталов банков РФ?
А) 2007
Б) 2000
В) 1998
8. Что такое ММВБ?
А) международный московский валютный банк
Б) межбанковский межрегиональный всемирный банк
В) московская межрегиональная валютная биржа
Г) московская межбанковская валютная биржа
9. Какая организация обеспечивает функционирование финансовых рынков?
А) МВФ
Б) ФКЦБ
В) МВФ
Г) все ответы верные
10. сколько должна составить в стратегии планового развития капитализация финансовых средств в 2020, если в 2008 она равна 32,2 трлн.р.?
А) 50 трлн.
Б) 89 трлн.
В) 170 трлн.
Г) 200 трлн.
Размещено на
1 Булатов А.С. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателей. -М.: Финансы и статистика, 2005.
1 Финансы и кредит: Учебник/Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. М: Высшее образование, 2006
1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001., стр 25-29
1 Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ. – 1997 г.
1 Указ Президента РФ от 19 октября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение"
1 Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002
1 Фельман А.Б. О производных финансовых инструментов // Финансы 2004, №11, с . 45-48.
1 Пястолов С.М. Основы экономической теории. - М.: Академический проспект, 2004, стр 68
1 Основы экономической теории: Курс лекций /Под ред. А.А.Кочеткова. - М.,2004.
2 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
1 Казаков А. Открытая модель Российского финансового рынка // РЦБ № 6. - 2006. – С. 14-17
1Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ [1, ст. 3]
1 Вентцель А.Д. Формирование финансового рынка. - М.: Наука, 2е изд. 2005 г, стр 56-60
1 Казаков А. Открытая модель Российского финансового рынка // РЦБ № 6. - 2006. – С. 10-12
1 Сорокин Д.Е. Политико-экономические ориентиры России: развитие экономических реформ.- М.: ИЭ РАН, 2003.
2 Аналитический вестник /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 18 (174) . - стр. 13
1 Мовсесян А.Г. Современные тенденции развития мировых финансовых рынков // Банковское дело. - 2008, №6, с.17-21.
1 Сайт - http://www.fcsm.ru/
1 Беднов А.Р. Анализ макроэкономических показателей развития России // Экономика России: ХХI век. - № 1 (6). - март 2009. –С. 26-28
1 Фредерик C. Мишкин Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков The Economics of Money, Banking and financial market. — 7-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 56-70.
1 Афанасьева Т. Правительство приняло стратегию развития финансового рынка // Российская Бизнес-газета.- №687. - 2009 г. - С. 14.