Рефетека.ру / Международные отношения

Курсовая работа: Внешнеторговая политика государства, направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования "Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы"

Факультет экономики и управления

Кафедра коммерческой деятельности и международных экономических отношений


Курсовая работа

Внешнеторговая политика государства, направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь


Содержание


Введение

1. Внешнеторговая политика РБ и ее роль в повышении эффективности национальной экономики

1.1 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ

2. Анализ состояния и перспектив развития внешней торговли РБ

2.1 Анализ географической структуры внешней торговли РБ

2.2 Анализ товарной структуры внешней торговли РБ

2.3 Пути совершенствования географической и товарной структуры внешней торговли РБ

Заключение

Список использованных источников


Введение


Современная мировая торговля характеризуется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках. Выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции.

Актуальность данной темы состоит, во-первых, в том, что в аспекте расширения географии экспортно-импортных операций количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой имеет тенденцию к увеличению, во-вторых, в том, что Беларусь имеет импортную зависимость, при этом ориентируясь на экспорт.

Целью данной курсовой работы является оценка состояния географической и товарной структуры внешней торговли Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

определить роль внешнеэкономической сферы РБ в формировании экономического потенциала РБ;

рассмотреть состояние географической структуры внешней торговли РБ и выявить пути улучшения данной структуры;

рассмотреть состояние товарной структуры внешней торговли РБ, раскрыть проблемы и, следовательно, выявить пути улучшения товарной структуры.

В соответствии с поставленными задачами построена и структура курсовой работы, которая включает введение, две основных раздела, заключение и список использованных источников.

Первый раздел имеет один подраздел, в котором анализируется внешнеторговая политика РБ.

Во второй главе рассматривается состояние и перспективы развития внешней торговли РБ, пути совершенствования географической и товарной структуры внешней торговли РБ.

Информационной базой исследования являются такие периодические издания как Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, Труды Минского института управления, Веснỉк ГрДУ. А так же был использован статистический сборник внешней торговли РБ.


1. Внешнеторговая политика РБ и ее роль в повышении эффективности национальной экономики

международный торговля экспорт импорт

1.1 Внешнеэкономическая сфера РБ и ее роль в формировании экономического потенциала РБ


Практическое осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами одного государства с другими странами характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она включает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров.

Объем внешней торговли страны представляет собой сумму оборотов по экспорту и импорту.

Экспорт - продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Импорт - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.

Способность страны производить определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры.

Определяющей целью развития экспорта является совершенствование его структуры путем расширения ассортимента и улучшения качества продукции, совершенствования географической структуры и развития прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Достижение этих целей в современных условиях невозможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономические, организационные, правовые и другие условия для развития экспорта, а также оказывающего различные виды поддержки отечественным экспортерам.

Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет на внешних рынках следует отдавать развитым странам, так как они обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода.

Целесообразно постоянное обновление структуры экспорта и продвижение от простой продукции к более сложной, трудоемкой и наукоемкой.

Экспорт, являясь мощным стимулирующим фактором экономического роста, играет роль локомотива в развитии промышленного производства, технологий, рынка создаваемых товаров и услуг, повышении в ВВП доли продукции высокой степени переработки, отвечающей международному уровню и спросу, а также позволяет преодолеть кризисные явления в деятельности предприятий, способствует поддержанию производства и занятости.[8,с.17]

Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые невозможно или нецелесообразно производить в стране.

Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение импорта и достижение экспортно-импортной сбалансированности.

Внешнеторговая деятельность является одним из основных элементов международных экономических отношений и подвергается воздействию негативных факторов и угроз, создает противоречия между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранных партнеров. [11, с.58]

Ситуацию с внешней торговлей Беларуси усугубляют четыре фактора. Во-первых, наших производителей нет среди экспортеров высокотехнологичных товаров. Мы продолжаем производить старые товары не очень высокого качества под малоизвестными брендами. Во-вторых, большинство наших предприятий не работает в принятых на богатых рынках жестких рамках товарных норм и стандартов. В-третьих, Беларусь продолжает оставаться за рамками ВТО, т.е. вне общепринятых правил международной торговли. Мы беззащитны против разного рода протекционистских мер, вводимых против наших товаров. Наличие таможенного союза с Россией и целого ряда других экономических структур на постсоветском пространстве не защитили белорусских производителей от внешнего протекционизма. Собственно, сама Беларусь является региональным лидером по уровню торговой самоизоляции и ограничению потребителей от импорта. В-четвертых, спрос на традиционные товары белорусского экспорта упал и продолжает оставаться на низком уровне. После полного перехода Беларуси на мировые цены и условий торговли энергетическими товарами ситуация еще больше усугубится.

К сожалению, наши власти продолжают делать ставку на агрессивную борьбу с импортом, демпинг промышленных и продовольственных товаров за счет перекрестного субсидирования, бюджетную поддержку отдельных предприятий и административное принуждение к приобретению отечественных товаров. Падение экспорта в первой половине 2009 г., тревожные тренды мировой торговли убеждают нас, что такая экономическая политика ведет в тупик.[4]

С целью защиты экономических интересов товаропроизводителей от импорта товаров, который причиняет или может причинить ущерб отечественному производству, в Республике Беларусь сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, включающая в себя:

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-з "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами";

Постановление Советов Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 612 "Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер и признании утратившим силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 800 и от 26 июня 2002 г. № 859 ".[12]

Имеются некоторые трудности доступа белорусских товаров на внешние рынки. По состоянию на сентябрь 2009 г. в отношении товаров белорусского производства в различных странах действовало 15 ограничительных мер, в том числе 9 антидемпинговых и 6 специальных защитных мер. В рамках работы по данному направлению в 2008-2009 годах Европейской комиссией были отменены две антидемпинговые меры в отношении некоторых белорусских товаров. Также было предотвращено введение новых антидемпинговых мер ЕС. Предотвращено распространение Россией на белорусских производителей спецзащитных мер, также не допущено введение Молдовой спецзащитной меры.

Общий эффект от предпринятых действий – создание благоприятных условий для доступа белорусской продукции на рынки указанных стран на сумму около 100 млн. долл. США. [5]

Нужно отметить, что внешнеторговой деятельностью (в частности экспорта) в Беларуси занимаются преимущественно крупные предприятия под патронажем министерств и концернов. На их долю приходится ⅔ стоимостного объема экспорта. Противоположная ситуация в отношении импорта. Удельный вес предприятий, которым доводятся показатели развития производства, не превышает и ⅓ стоимостного объема импорта республики, остальное – сфера деятельности других предприятий.

Такая структура организационно-производственной базы внешней торговли свидетельствует о превалировании в ней административно-субъективного фактора. Методы косвенного государственного регулирования внешнеторговой деятельности используются явно недостаточно. Поэтому импорт оказывается слабоуправляемым и не покрывается экспортом, отрицательное внешнеторговое сальдо -перманентная проблема.[6, с.10]


2. Анализ состояния и перспектив развития внешней торговли РБ


2.1 Анализ географической структуры внешней торговли РБ


Республика Беларусь является страной с малой открытой экономикой, которая поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 150 государствами. В связи с этим развитие внешнеэкономической деятельности в Республике является одним из ключевых факторов экономического роста. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений.[3]

В аспекте расширения географии экспортно-импортных операций необходимо отметить, что количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой имеет тенденцию к увеличению. Если в 2000 г. Беларусь торговала со 130, то в 2008 г. со 147 государствами. Увеличилось число стран, импортирующих из республики (со 123 до 134), экспортирующих в нашу страну (со 119 до 140). Однако анализ статистических данных показывает, что наряду с ростом количества торговых партнеров имеет место такой факт: в 2007 г. Беларусь вывозила 54,3%товаров только в две страны – Россию (36,5%) и Нидерланды (17,8%). Удельный вес 11 основных стран-партнеров республики, как в экспорте, так и в импорте превышает 85%. При этом их доля на протяжении всего анализируемого периода оставалась практически неизменной. [11, с.66]

Основными приоритетными партнерами для Беларуси являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и государства-члены ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). Объем экспорта Республики Беларусь в остальные страны СНГ составляет 11,8% и в остальные страны – 12,1%. Тем не менее, соглашение, заключенное с иностранными торговыми партнерами открыло новые высокие возможности для диверсификации белорусского экспорта и импорта, которые имеют стратегическое значение для страны.

Основными торговыми партнерами республики в январе-ноябре 2008 г. являлись: Россия – 47,5% от общего объема товарооборота, Нидерланды – 8,2%, Украина – 6,9%, Германия – 4,8%, Польша – 1,1%, Латвия – 3,2%, Китай – 2,7%, Великобритания – 2,4%, Бразилия – 1,8%, Италия – 1,6%.

Ниже приведены две таблицы географической структуры экспорта (табл.1.1) и импорта (табл.1.2) за январь-ноябрь 2008 года.[3]


Таблица 1.1 Географическая структура экспорта продукции в январе-ноябре 2008 года


Январь-ноябрь 2008 года, млн. долл. США В % к январю-ноябрю 2007 года В % к общему объему экспорта
Россия 10002,8 124,3 32,0
Нидерланды 5266,1 139,5 16,8
Украина 2718,0 212,2 8,7
Германия 767,1 118,4 2,5
Польша 1743,0 161,1 5,6
Литва 2080,8 239,5 6,7
Китай 525,0 117,8 1,7
Великобритания 1382,9 97,8 4,4
Бразилия 1073,2 в 3,4 раза 3,4
Италия 311,3 181,3 1,0

Латвия

США

Франция

Казахстан

Бельгия

586,5

139,2

75,1

338,3

178,6

110,9

40,9

104,5

100,2

190,1

1,9

0,4

0,2

1,1

0,6

Всего 31256,0 143,4 100

Таблица 1.2 Географическая структура импорта продукции за январь-ноябрь 2008 года


Январь-ноябрь 2008 года, млн. долл. США В % к январю-ноябрю 2007 года В % к общему объему импорта
Россия 22270,8 146,0 60,7
Нидерланды 333,6 148,5 0,9
Украина 1983,1 142,9 5,4
Германия 2517,1 129,9 6,9
Польша 1051,9 144,3 2,9
Литва 126,9 114,2 0,3
Китай 1280,5 182,7 3,5
Великобритания 246,0 147,5 0,7
Бразилия 138,7 151,2 0,4
Италия 754,9 136,6 2,1

Латвия

США

Франция

Казахстан

Бельгия

212,7

483,6

509,7

165,1

255,7

130,6

134,4

163,9

120,3

147,2

0,6

1,3

1,4

0,5

0,7

Всего 36678,4 144,1 100

Внешнеэкономическая сфера, ее состояние и эффективность – важнейший фактор устойчивого развития национально экономики. Она призвана обеспечить организационное и недискриминационное "встраивание" страны в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных интересов. Обоснованность этого утверждения определяется высокой степенью открытости национальной экономики. Результативность внешнеэкономических связей на национальном уровне обеспечивается эффективной деятельностью административно-территориальных единиц государства. В настоящее время активность этих образований во внешнеэкономической сфере значительно возросла. Оставаясь подсистемой национальной экономики, регион становится субъектом международных отношений, частью мировой экономики. Это предполагает актуальность исследования развития региональных внешнеэкономических связей с точки зрения их устойчивости, базирующейся на принципах многовекторности сотрудничества, опережающего развития экспорта, улучшения структуры и повышения экономической эффективности внешнеторговых связей, эффективного использования производственного потенциала и перспективных направлений их развития.

Внешняя торговля и производство взаимодействуют и обуславливают друг друга. Рост регионального производства ускоряет внешнеторговый оборот, в свою очередь, его рост улучшает условия для развития производства.[13,с.66]

В табл.1.3 приведены данные (2006-2008 гг.) товарооборота по областям. Сальдо большинства областей положительное. Это говорит о положительной динамике внешней торговли этих областей.[2, с. 33-34]


Таблица 1.3 Внешняя торговля товарами по областям Республики Беларусь [2]


Миллион долларов США В % к предыдущему году

товарооборот экспорт импорт сальдо товарооборот экспорт импорт
Республика Беларусь
2006 42084,9 19733,7 22351,2 -2617,5 128,7 123,5 133,8
2007 52968,4 24275,3 28693,1 -4417,8 125,9 123,0 128,4
2008 72385,0 32902,1 39482,9 -6580,8 136,7 135,5 137,6
Брестская область
2006 2178,4 1129,0 1049,4 79,6 119,2 114,5 124,7
2007 2479,8 1310,9 1168,9 142,0 113,8 116,1 111,4
2008 3323,8 1647,8 1676,0 -28,2 134,0 125,7 143,3
Витебская область
2006 4067,3 2374,0 1693,3 680,7 120,9 118,2 124,9
2007 5318,2 3135,7 2182,5 953,2 130,8 132,1 128,9
2008 7230,1 3669,0 3561,1 107,9 135,9 117,0 163,1
Гомельская область
2006 5655,5 4062,2 1593,3 2468,9 112,0 118,2 98,7
2007 8072,3 5344,7 2727,6 2617,1 142,7 131,6 171,2
2008 11647,5 7290,2 4357,3 2932,9 144,3 136,4 159,7
Гродненская область
2006 2049,5 1095,9 953,6 142,3 133,4 117,6 157,9
2007 2467,4 1410,8 1056,6 354,2 120,3 128,7 110,8
2008 3072,8 1563,7 1509,1 54,6 124,6 110,9 142,9
Минская область
2006 5716,8 3144,6 2572,2 572,4 118,1 107,4 134,5
2007 6193,9 3656,9 2537,0 1119,9 107,5 116,1 97,1
2008 10492,8 6429,3 4063,5 2365,8 167,6 175,4 156,5
Могилевская область
2006 2310,3 1277,5 1032,8 244,7 143,0 145,9 139,6
2007 2802,1 1575,5 1226,6 348,9 121,3 123,3 118,8
2008 3350,7 1771,2 1579,5 191,7 119,6 112,4 128,8

Внешняя торговля товарами по континентам за 2008 год складывалась следующим образом (млн. долл. США): Европа-экспорт 28289,6; импорт-34814,0; Азия-экспорт 2626,9; импорт3037,0; Северная и Южная Америка-экспорт 1638,0; импорт 892,0; Африка-экспорт 306,8; импорт 83,3; Австралия и Океания-экспорт 26,0; импорт 11,9.[2, c.59-60]


2.2 Анализ товарной структуры внешней торговли РБ


Почти вся внешняя торговля сконцентрирована на очень ограниченной номенклатуре товаров и товарных групп. В частности, на 100 позиций экспорта приходится 90% его общего объема, около 70% экспорта составляют поставки на мировой рынок товаров и товарных групп 15 наименований, удельный вес четырех важнейших товарных позиций (нефть, нефтепродукты, черные металлы, калийные удобрения) в экспорте республики достигает 50%. Такая же ситуация в импорте, половину стоимостного объема которого составляют товары и товарные группы 14 наименований. Удельный вес роста экспорта основной (из 15 наименований) группы товаров за счет увеличения цен в четыре раза больше, чем за счет роста физического объема, - следовательно, ценовые условия их реализации на мировом рынке были очень благоприятными. Противоположная ситуация в импорте, поскольку и там превалировал рост цен, доля этого фактора в два раза превышала долю физического объема. Что хорошо для экспорта, плохо для импорта – ценовые условия для приобретения Беларусью важнейших товаров на мировом рынке были неблагоприятны. [6, с.9-10]

Во втором полугодии 2008г. В промышленности в целом и в большинстве ее отраслей наблюдается замедление темпов роста производства, а с сентября- ежемесячное снижение выпуска продукции. Основной причиной замедления динамики производства стало снижение темпов роста экспорта. В целом по промышленности экспорт продукции увеличивался медленнее, чем ее производство, а по таким видам товаров, как грузовые автомобили, калийные удобрения, прокат черных металлов, телевизоры и холодильники, объемы экспорта по сравнению с январем-ноябрем 2007г. вообще снизились. Обусловлено это падением платежеспособности спроса на основных рынках сбыта белорусской промышленной продукции (прежде всего в России и Украине), а также общемировой тенденцией уменьшения емкости рынков промышленной продукции. Так в связи с сокращением рабочей недели у ведущих автопроизводителей России и Украины уменьшились заказы на комплектующие, производимые белорусскими машиностроительными предприятиями. Другим фактором, сдерживающим закупку новой техники и удобрений сельхозпроизводителями, стало перепроизводство сельхозпродукции и снижение цен на нее. Негативное влияние на динамику экспорта в последние месяцы 2008г. оказала и девальвация российского рубля относительно белорусского. Кроме того, в связи со снижением экспортной пошлины на нефть в России пересмотрены в сторону уменьшения расходы на многие госпрограммы, в том числе и те, в рамках которых производилась закупка белорусской промышленной продукции.[10, с.41-42]

Беларусь является крупным нефтеперерабатывающим комплексом, работающим в основном на закупках нефти в России и в значительных объемах реализующей нефтепродукты в Украине и Прибалтике. Экспорт нефти из России и Казахстана через Республику Беларусь в динамике 2000-2007 годов остается стабильным на уровне 90-100 млн.тонн из-за повышения цен на сырье Казахстаном и снижением цен на нефть Украиной. Доля Беларуси в Российском экспорте составляет только 8,6% (2008 г.).

Объем добычи нефти в Республике Беларусь, ее переработки и экспорт нефтепродуктов остается стабильным на уровне 22 млн. тонн в год.[1, с.101-103]

Рост производства в нефтеперерабатывающей промышленности (115,5%) и в концерне "Белнефтехим" обусловлен увеличением на 7,3% в январе-ноябре 2008 г. поставок нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам, а также увеличением выпуска судового топлива (в 2,6 раза) и автомобильного бензина (на 4,8%) по сравнению с 2007г.

Основным фактором роста производства по итогам 2008 г. в машиностроении и металлообработке выступала благоприятная конъюнктура рынков продукции этой отрасли в первом полугодии. По валообразующим видам продукции экспорт в страны СНГ возрастал в течение девяти месяцев, что позволило увеличить производство тракторов (на 9,3%), грузовых автомобилей (на 3%), автомобильных прицепов и полуприцепов (на 16,2%). Высокие темпа роста были также достигнуты в производстве лифтов (126,1), стиральных машин (132,6%), зерноуборочных комбайнов (158,3%), газовых бытовых плит (111,6%).

Положительная динамика выпуска продукции в химической и нефтехимической промышленности связана с увеличением на 13,9% выпуска автомобильных шин, который объясняется ростом спроса на российском рынке. Объем производства минеральных удобрений снизился на 0,2% к уровню 2007г., что обусловлено снижением спроса на этот вид продукции на внешних рынках, а также высокими ценами на них при падении цен на сельскохозяйственную продукцию. Неблагоприятные тенденции сложились во внешнеэкономической деятельности строительного комплекса и жилищного строительства. Если экспорт товаров за январь-ноябрь 2008г. составил 115,6% при прогнозе 115%, то импорт – 141,6%, прогноз – 110%.

В результате не достигнуто запланированное сальдо по внешней торговле товарами (185,9 при прогнозе 270 млн. долл. США), недополучено 84,1 млн. долл. По строительным услугам за январь-ноябрь 2008г. к соответствующему периоду 2007г. их рост достиг только 110,2% при прогнозе на год 150%, импорт – соответственно 83,9 и 130%. В результате запланированное сальдо по внешней торговле строительными услугами не достигнуто. При прогнозе на год 134 млн. долл. США за январь-ноябрь 2008 г. получено 70,4 млн. долл. США (недополучено 63,6 млн. долл.).

Развитие сельского хозяйства республики осуществляется в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, ряда отраслевых программ.

В 2008 г. сельское хозяйство республики продемонстрировало хорошие темпы развития, превысив прогнозные показатели. Так, в целом по республике индекс физического объема производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2007 г. в сопоставимых ценах составил 108,9%, в том числе продукции растениеводства – 110,5%;животноводства – 106,7% при прогнозе в целом по отрасли 108,5%.

В целом в 2008 г. по республике производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий составило, по предварительным оценкам, в текущих ценах 26,9 трлн. руб.

В 2008г. развитие пищевой промышленности имело устойчивую тенденцию роста объема производства. В отраслях проводилась работа по внедрению ресурсосберегающих технологий, рациональному использованию ресурсов, улучшению качества выпускаемых продуктов питания, охране окружающей среды, развитию торговых связей с другими государствами. Однако в октябре-ноябре 2008г. было отмечено замедление темпов роста производства продукции пищевой промышленности. Связано это, прежде всего, со снижением спроса на продукцию на внешних рынках, а также с сокращением внешнего кредитования и инвестиций. Общий объем производства продукции в ноябре 2008г. по сравнению с сентябрем 2008г. снизился на 5.3%.

Экспорт продовольственных товаров за январь-ноябрь 2008г. по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 26,2% ( до 2028,8 млн. долл. США), его доля в общем объеме экспорта составила 6,5%. Главным экспортным партнером Беларуси по продовольственным товарам по-прежнему является Российская Федерация. За указанный период в Россию было экспортировано продукции на сумму 1690,2 млн. долл. США. Однако низкий удельный вес инновационной продукции и высокий износ активной части основных производственных фондов не обеспечивают должную конкурентоспособность отдельных видов продукции пищевой промышленности. В то же время импорт продовольственных товаров вырос на 35,9% и составил 1911,5 млн. долл. США. Определяющее влияние на рост экспорта услуг в 2008 г. оказали транспортные услуги, удельный вес которых в экспорте составил 72,1%. Экспорт транспортных услуг возрос на 27,3%, объем составил 2991,8 млн. долл. США. Объем прироста импорта транспортных услуг составляет 401,3 млн. долл. США (темп роста 151,4%).

Основной целью развития транспорта в 2008г. были обеспечение доступности и качества обслуживания потребностей экономики и населения страны в перевозках и увеличение экспорта транспортных услуг.

Транспорт общего пользования республики в 2008 г. обеспечил платежеспособный спрос на перевозки. Рост грузооборота и объема перевозок грузов составил соответственно 105,2% и 106,8% к уровню прошлого года. Прогнозные показатели, кроме перевозок воздушным транспортом, перевыполнены.

С ноября 2008 г. значительно осложнилась работа экспедиторских фирм, уменьшилось количество транзитных железнодорожных перевозок, в особенности каменного угля и кокса, которые составляют 46% всего транзита. Снизились объемы перевозок нефти, нефтепродуктов, черных металлов. Основной сдерживающий фактор роста экспорта услуг железнодорожного транспорта – недостаточное количество подвижного состава и, как следствие, привлечение импорта услуг, а также недостаточное увеличение объемов грузов, предъявляемых к перевозкам.

Расширение внешнеэкономической деятельности и улучшение сальдо внешней торговли является приоритетным направлением развития транспорта. Однако в 2008 г. выполнение задания по экспорту услуг автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта не обеспечено. Рост показателя – 132,8% к уровню 2007 г. (задание – 170%)

Импорт услуг по Минтрансу превысил ограничительные прогнозные параметры. При задании 145% показатель его роста составил 159,8% к уровню прошлого года. Это произошло в основном из-за недостатка разрешений на проезд по иностранной территории, визовых проблем и увеличения расходов международных перевозчиков за рубежом (технологический импорт).

В 2008 г. сохранились положительные тенденции удовлетворения спроса на услуги связи и информатизация на основе динамичного развития национальных сетей.

Также долговременной положительной тенденцией характеризуется внешнеэкономическая деятельность отрасли. Темпы роста экспорта услуг по Минсвязи в 2008 г. составили 115,2% при задании 115%. Превышение темпов роста экспорта над темпами роста импорта достигло 10,3 п.п. По данным организаций здравоохранения республиканского подчинения, темп роста услуг за январь-октябрь 2008 г. составил 131,6% при доведенном показателе 115%, импорта – 195,1% при доведенном показателе 105%. Увеличение связано с лечением за рубежом, а также с расходами по сервисному обслуживанию и ремонту дорогостоящего оборудования, осуществляемым нерезидентами Республики Беларусь. Деятельность отрасли культуры в январе-декабре 2008 г. была направлена на дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, содействие по подготовке и переподготовке кадров, пропаганду творческих достижений белорусских мастеров искусства.

Министерством культуры не обеспечено выполнение прогнозных показателей по их экспорту (103,6% при прогнозе 120%), что связано со снижением объема реализации имущественных прав на показ фильмов в киноиндустрии, а также с закрытием в четвертом квартале 2008 г. российскими кинокомпаниями проектов, осуществляемых на площадях киностудии "Беларусьфильм". Министерству культуры совместно с Департаментом по кинематографии необходимо вести работу с российскими, а также другими киностудиями и телевизионными компаниями об увеличении объемов реализации имущественных прав на показ фильмов и других спортивно-культурных проектов в нашей республике.

В 2008 г. динамичное развитие получил туризм. Как межотраслевой комплекс, он оказывает позитивное влияние на повышение качества жизни и занятости населения республики. В отчетный период осуществлялась реализация положений Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 годы. Выполнение его прогнозных показателей за январь-ноябрь 2008 г. характеризуется следующими данными:

объем туристско-экскурсионных услуг составил 311039,1 млн. руб., или 158% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2007 г. при установленном на 2008 г. задании 128%;

экспорт туристических услуг – 101,7 млн. долл. США, или 183,4% к уровню аналогичного периода 2007 г. при задании 180%;

импорт туристических услуг – 152,4 млн. долл. США, или 183,9% к уровню аналогичного периода 2007 г. при задании 130%;

сальдо внешней торговли туристическими услугами – минус 50,6 млн. долл. США при задании на 2008 г. минус 13 млн. долл. США.

Ускоренное развитие в 2008 г. получило торговое обслуживание. Статистика свидетельствует об увеличении импортных поставок потребительских непродовольственных товаров, даже тех, которые вырабатываются в республике: синтетических моющих средств, холодильников и морозильников, телевизоров, плитки керамической, одежды текстильной трикотажной, мебели и др. Причиной является не только низкая конкурентоспособность некоторых видов белорусской продукции, но и недостаточное развитие товаропроводящей сети отечественных предприятий, неразвитость активных методов продаж.

Значительный рост экспорта наблюдался по компьютерным услугам, информационным услугам, аренде оборудования, ремонту оборудования и транспортных средств, услугам в области рекламы и маркетинга, по организации ярмарок, выставок.

За исключением строительных услуг в 2008 г. наблюдался значительный рост импорта всех видов услуг.[10, с.42-67]

Конкретные данные внешней торговли услугами представлены в табл.1.4.[2, с.35]


Таблица 1.4 Внешняя торговля услугами [2]


2007 г. (млн.долл.США) 2007 г. в % к 2006 2008 г. (млн.долл.США) 2008 г. в % к 2007
Оборот услуг 5310,2 130,7 6861,0 129,2
Экспорт услуг 3279,4 136,6 4260,4 129,9
Импорт услуг 2030,8 122,1 2600,6 128,1
Сальдо 1248,6 - 1659,8 -

Отмечены следующие тенденции внешнеэкономических операций.

Прирост стоимостных объемов экспорта происходил в основном за счет прироста цен экспорта, а не за счет значительных объемов товарной массы. Снижение цен на внешних рынках привело к падению экспортной выручке по целой группе товаров.

По причине сокращения потребительского спроса по ряду экспортных позиций произошло сокращение объемов товарной массы.

Основу отрицательного внешнеторгового сальдо составляют операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие).

Положительное внешнеторговое сальдо РБ имеет только по группе продовольственных товаров.

Возросли импортные потоки ряда непродовольственных товаров, которые производятся на внутреннем рынке (телевизоры, холодильники, пиво, обувь и др.).[9, с. 42]


2.3 Пути совершенствования географической и товарной структуры внешней торговли РБ


В Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 годы предположены конкретные мероприятия по повышению его эффективности до 2010 г. Однако эти меры не снижают импортной зависимости республики, как в целом, так и от отдельно взятой страны. Решение данной проблемы может быть найдено в переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсы, наукоемкую продукцию и расширение сферы услуг.

Уменьшению импортной зависимости должна способствовать и Государственная программа импортозамещения Республики Беларусь. В то же время следует отметить, что показатели программы импортозамещения, такие, как количество завершенных проектов, величина направляемых из госбюджета средств на их осуществление, объемы произведенной и экспортированной продукции, количество созданных рабочих мест, не в полной мере отражают эффективность проводимой импортозамещающей политики.

Указанные меры не должны устранить полностью конкурентную среду на внутреннем рынке, стимулирующую совершенствование и развитие производства. Для сокращения импорта необходимо также определить приоритетные направления развития потребительских товаров и повышения их конкурентоспособности на отечественном рынке.[7, с.156]

Анализ географической структуры внешнеторговых связей показывает, что самым крупным партнером Беларуси является Российская Федерация. В связи с особенностями развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация указывает на экономическую зависимость республики от России и требует поиска новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси. [11, с.64-65]

Можно выделить некоторые отрасли, которые имеют свои конкретные пути улучшения. Например, очевидно, что на фоне определенных успехов в функционировании сельскохозяйственной отрасли республики, и в частности, в производстве продукции растениеводства, имеются проблемы. Для их решения, в стратегическом плане необходимо форсировать структурное реформирование села. В ближайшем будущем, наряду с комплексным развитием отрасли, поддержкой частного сектора, первостепенное внимание следует уделять развитию экспортноориентированных производств. В первую очередь это относится к производству продукции животноводства и реализации на внешних рынках продуктов его переработки. Для устойчивой эффективной работы предприятий пищевой промышленности необходимо обеспечить рост производительности труда и расширение рынков сбыта. Эти задачи невозможно решить без сертификации производств, привлечения инвестиционных ресурсов на ускорение технического прогресса, обновления технологий, увеличение доли инновационной продукции, снижение ее материалоемкости. В 2009 г. начали реконструкцию автодорог по параметрам первой категории. Это активизирует деятельность не только дорожных и транспортных организаций, но и народного хозяйства в целом, что позволит увеличить потребление отечественных строительных материалов, щебня асфальта, создать новые рабочие места. При этом в условиях сокращения мирового производства строительных материалов следует пересмотреть стоимость строительства автодорог и сэкономить финансовые средства. Что касается связи, то будут продолжаться работы по развитию сети стационарной и подвижной электросвязи, ускорению развития сетей цифровой сотовой связи республики; повышению уровня качества, доступности и спектра услуг; увеличение емкости и сбалансированности рынка услуг электросвязи; внедрению новых перспективных информационных и телекоммуникационных технологий; повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций отрасли; увеличению доли высокотехнологичных продуктов на рынке услуг связи и повышению инновационной активности; проведению организационно-правовых реформ рынка услуг электросвязи общего пользования, обеспечению равных условий конкуренции для всех участников рынка услуг связи. Для выполнения мероприятий по развитию туризма требуется активизация деятельности по привлечению в эту сферу частного бизнеса, максимальному использованию туристического потенциала Беларуси, в особенности имеющихся в республике санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Необходимо сделать принципиально важный вывод: если не предпринять результативные меры по ликвидации энергетической зависимости внешней торговли, она обречена на административное регулирование. Опыт социалистического строительства свидетельствует о том, что обеспечить непрерывную адаптацию производства к запросам рынка (потребителей) административными методами невозможно, поэтому рассчитывать на необходимую эффективность таких внешнеторговых связей вряд ли приходится.

Для формирования рыночных условий и конкурентной среды во внешнем секторе экономики целесообразно:

активировать поиск региональных рынков с платежеспособным спросом на нефтепродукты, повысить эффективность маркетинга для их реализации в странах Западной Европы;

в полной мере использовать возможности увеличения экспорта инвестиционных товаров в страны СНГ, особенно в Россию, и развивающиеся государства;

диверсифицировать импорт комплектующих изделий, сырья и материалов, на этой основе повысить качество и конкурентоспособность экспортируемой продукции, не снижая цены, удержать рынок России – основного торгового партнера Республики Беларусь;

создавать международные совместные предприятия с участием белорусской стороны, основная цель которых – передача технологий.

Также можно привести 10 доказательств того, что свободная торговля может гарантировать благополучное будущее Беларуси.

Беларусь – малая открытая экономика. Экономическая наука однозначно заявляет, что нам выгодны четыре базовые экономические свободы (перемещение товаров, услуг, денег и людей) и адаптация стандартов крупных торговых партнеров и международных организаций.

Мы не владеем ни одной передовой, прорывной технологией, не имеем материальной и научной базы для их развития, не являемся источниками стандартов на товарных, научных рынках или сфере услуг. Единственный способ их получить и использовать весь наш внутренний потенциал – торговать со всем миром.

У нас нет природных ресурсов, в том числе энергетических, чтобы даже пробовать создать автаркическую, закрытую модель. Только торговля может обеспечить нас доступом к необходимым ресурсам.

У нас нет емкого, богатого внутреннего рынка. Чтобы набрать силу и вес в экономике, нужно ориентироваться, в первую очередь, на внешние рынки. Свободная торговля – палочка-выручалочка для конкурентного белорусского бизнеса.

Беларусь остро нуждается в модернизации и замене производственных технологий. Поскольку своих нет, надо покупать за границей. Еще лучше – создать условия для тех, кто за свой счет привезет в страну hi-tech и разовьет его в Беларуси.

Беларусь застряла между усталым плановым хозяйством политиков и менеджментом "красных" директоров. Свободная торговля является мощным катализатором обновления, ликвидации старых, затратных методов управления экономикой и бизнесом.

Беларусь богата лесами, озерами, удобрениями и инфраструктурой. С месторасположением нам тоже повезло. Города безопасны и приятны. Использовать наши сравнительные преимущества, в том числе туристический потенциал, можно только через интеграцию в региональную и мировую систему разделения труда. Свободная торговля – базовый принцип взаимодействия Беларуси и мира.

Без современного образования и генерации знаний конкурентную экономику не создашь. Белорусская наука и образование стагнируют. Путь к модернизации – интеграция образовательных, научных и исследовательских центров Беларуси с европейскими и мировыми. Это возможно только при соблюдении принципов свободной торговли. В данном случае речь идет об обмене информацией, технологиями, студентами и учеными.

Транснациональные корпорации – основные источники капитала, технологий и опыта управления. Они гарантируют доступ к товарным сетям мира. Они будут заинтересованы в размещении производств (заказов) в Беларуси, только если мы будем работать в режиме свободной торговли со всеми соседями, ЕС и США.

Белорусская культура, ценностные установки, характер отношений "человек-человек", "человек-государство" требуют модернизации. Гражданское общество, институты государства будут адаптироваться к требованиям глобального рынка гораздо быстрее, если будет гарантирована свобода перемещения товаров, услуг, денег и людей. Изоляционизм тянет в прошлое. Открытость гарантирует благополучное будущее.[14]


Заключение


Специфика прошлого развития белорусской экономики определила ее роль в системе международной торговли как экспортера готовой продукции. В то же время необходимость обеспечения экспортных мощностей и отсутствие многих полезных ископаемых, не позволяющие республике самостоятельно создать необходимую ресурсную базу, обуславливают высокую потребность республики в импортной продукции. Беларусь имеет устоявшуюся производственную структуру, в составе которой преобладает энергоемкие и ресурсозатратные отрасли: машиностроение, металлообработка, нефтепереработка и т.д. Безусловно, частично отрицательное сальдо внешней торговли товарами (а оно на сегодняшний день является одной из основных проблем внешнеэкономической деятельности страны) может быть сокращено за счет оптимизации импорта (речь идет не о простом его сокращении, а о том, что импортировать нужно только те товары, которые жизненно необходимы Беларуси, т.е. энергоресурсы, сырье, комплектующие, не производящиеся в республике потребительские и инвестиционные товары). Но, учитывая, что возможности сокращения импорта страны ограничены, в целях уменьшения отрицательного сальдо торгового баланса усилия должны быть направлены на увеличение экспорта.

Привлечение инвестиций в промышленность, а вместе с ними новых технологий остается крайне актуальной задачей, особенно на фоне ее решения в соседних странах. Речь идет не просто о модернизации производства, а в первую очередь об инновационном пути развития, техническом и технологическом перевооружении производства.

Также назревает настоятельная необходимость организовать сотрудничество с высокоразвитыми зарубежными компаниями, чтобы они организовали собственное производство на территории Беларуси или вступили в кооперационные связи с белорусскими субъектами хозяйствования с целью их реконструкции, повышения научно-технического и технологического уровня производства и выпускаемой продукции. Это позволит расширить внешнеэкономические возможности отечественных субъектов хозяйствования.


Список использованных источников


Аль-Асвади Митак Салех Мухаммед Оценка емкости рынков закупок нефти и объемов продаж белорусских нефтепродуктов/ Аль-Асвади Митак Салех Мухаммед // Труды Минского института управления. – 2008. - №2. – С. 101-104.

Внешняя торговля РБ: стат. сб. 2009.- С. 27-69

Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.export.by. – Дата доступа: 20.04.2010.

Вялая мировая торговля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liberty-Belarus.info. – Дата доступа: 21.04.2010.

Доступ белорусских товаров на внешние рынки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liberty-Belarus.info. – Дата доступа: 25.04.2010.

Малинин, А.С. Современная структура внешнеторговых связей: тенденция развития и направления совершенствования в Республике Беларусь/ А.С. Малинин // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007. - №3. – С. 4-16.

Михолап, С.В. Приоритеты внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь/ С.В. Михолап // Труды Минского института управления. – 2008. - №1. – С.156-159.

Моторина, О.И. Совершенствование механизма стимулирования экспорта Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта/ О.И. Моторина // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007. - №3. – С. 17-25.

Попкова, А.С. Анализ экспортно-импортных торговых потоков Республики Беларусь/ А.С. Попкова // Веснỉк ГрДУ. Сер. 5, Эканомỉка. – 2009. - №1. – С. 41-47.

Развитие и конкурентоспособность отраслей экономики // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. – № 2. – C. 40-67.

Румянцев, В.А. Структура внешней торговли Беларуси в аспекте внешнеэкономической безопасности/ В.А. Румянцев// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - №9. – С. 58-68.

Система защиты национальных производителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by. – Дата доступа: 28.04.2010.

Соркин, С.Л. Алгоритм исследования и методологический инструментарий оценки внешнеторговых связей региона/ С.Л. Соркин // Веснỉк ГрДУ. Сер. 5, Эканомỉка. – 2009. - №1. – С. 66-70.

10 доказательств того, что свободная торговля может гарантировать благополучное будущее Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liberty-Belarus.info. – Дата доступа: 21.04.2010.

Похожие работы:

  1. • Изменение товарной и географической структуры мировой ...
  2. • Динамика, товарная и географическая структура ...
  3. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  4. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  5. • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  6. • Внешнеторговая политика Республики Беларусь
  7. • Определение внешнеторговой политики, механизмы ее ...
  8. • Управление иностранными делами
  9. • Внешнеэкономическое сотрудничество Республики ...
  10. • Направления развития финансовых связей Республики ...
  11. • Внешнеторговая политика государства
  12. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  13. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  14. •  ... инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
  15. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  16. • Организационная структура государственного управления ...
  17. • Совет Министров Республики Беларусь
  18. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  19. • Институты государственной власти в Республике ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com