ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет"
Факультет психологии
Контрольная работа по курсу
"Психогенетические исследования темперамента"
Выполнила студентка 5 курса,
специальность 03.03.01
Балтабекова А.Е.
Новосибирск 2011
1. Психогенетические исследования темперамента
К темпераменту традиционно относят формально - динамические быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.
Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:
1) В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, поскольку некоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей (например, регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах.
2) методы диагностики динамических характеристик - вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем например тесты IQ, статистическую надежность и часто дают разные результаты.
3) Существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера. Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой.
Наследственно заданные свойства принадлежат индивидному уровню, объединяющему сложившиеся в эволюции и в индивидуальном развитии биологические, - в частности, кодированные в геноме, - характеристики индивидуальности. Наследуемость - один из критериев, обязательный для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту.
2. Критерии свойств темперамента
Темперамент - формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе. Анализируя темперамент, современные исследователи предпочитают описывать и исследовать его отдельные свойства. Выделение различных типов темперамента, характерное для психологических работ конца XIX и начала XX вв., сменилось анализом черт — поиском таких психологических особенностей, которые присущи всем людям, но выражены у них в разной степени. От изучения крайних групп, каковыми являются дискретные типы, описываемые в ранних работах, исследователи перешли к анализу психологических характеристик, имеющих в популяции непрерывное распределение. Выбор этих характеристик, то есть отнесение тех или иных психологических особенностей к числу свойств темперамента, осуществляется на основании ряда критериев, в которых суммируются теоретические представления о темпераменте, сформулированные за долгую историю его изучения. Эти критерии не полностью совпадают у разных авторов, занимающихся исследованием темперамента, однако они называют близкие по содержанию и не противоречащие друг другу признаки темперамента.
Основные критерии (или признаки) темперамента следующие:
1. Формально-динамический характер, или стиль поведения. 2. Связь с биологическими подструктурами. 3. Генетическая обусловленность. 4. Проявление в раннем детстве. 5. Онтогенетическая стабильность. 6. Проявление в широком классе ситуаций. 7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.
В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темперамента является ее формально-динамический характер. Свойства темперамента "формальны", поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются "динамическими", поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности. Формальный характер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения. В отличие от способностей, которые показывают, что получается у человека лучше всего, каков уровень его достижений, и в отличие от мотивации, свидетельствующей о том, почему человеком совершается то или иное действие, свойства темперамента определяют, как человек действует в самых разных ситуациях (каков темп его деятельности, насколько легко и быстро он адаптируется в разных условиях, свойственна ли ему резкая смена эмоциональных состояний и т.д.). Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека. Поиск природных (физиологических, эндокринных, биохимических) детерминант психологических характеристик человека уходит корнями в далекое прошлое: попытки связать свойства организма и особенности поведения делались уже при создании античных типологий темперамента. Теоретические представления о темпераменте во все времена исходили из предположения о том, что различия между людьми в свойствах темперамента связаны с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах (анатомических, морфологических, физиологических). В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что индивидуальные особенности темперамента тесно связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека. Однако было бы ошибкой сводить свойства темперамента к лежащим в его основе биологическим закономерностям. Темперамент и физиологические механизмы, которые его обусловливают, не тождественны друг другу. Любое свойство темперамента связано с разными физиологическими и нейродинамическими свойствами, то есть любое свойство темперамента нельзя рассматривать как просто поведенческое проявление какого-то конкретного физиологического свойства. Более того, любые физиологические и нейродинамические свойства влияют на особенности проявления разных психологических характеристик, в число которых входят не только свойства темперамента. Обсуждая биологические основания темперамента, многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетически обусловленными или, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическими особенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом. Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых дней жизни. В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например настороженность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и прижимаются к матери, увидев незнакомого человека. Все эти особенности представляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенные особенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей. Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни.
Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени. И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми. Непосредственное влияние свойств темперамента на особенности поведения человека меняется с возрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого изменения отчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, проведенное Александром Томасом и Стеллой Чесе, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастные изменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцев жизни до 30 лет.
Было показано, что свойства темперамента в значительной степени определяют психологический статус ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, непосредственно влияя и на уровень адаптации ребенка к постоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых для ребенка условиях, прежде всего на первых этапах школьного обучения. Начиная с 10—12 лет, основную роль начинают играть не столько свойства темперамента как таковые, сколько так называемые вторичные свойства, то есть свойства, сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например, низкая общительность ребенка и застенчивость, заставляющая его избегать ситуаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести к несформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрасте основной причиной неудач при общении с другими людьми.
Однако влияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и, как было показано в одном из исследований, даже во взрослом возрасте обнаруживаются связи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольном возрасте. Так, в этом исследовании показано, что оценки темперамента ребенка, полученные, когда ребенку было 3 года, оказались значимо связаны с некоторыми аналогичными формально-динамическими особенностями поведения во взрослом возрасте и с успешностью адаптации (удовлетворенностью работой, отношениями в семье и т.д.). Было сделано заключение, что свойства темперамента сохраняются на протяжении длительных периодов жизни и, появившись в раннем детстве, продолжают оказывать влияние на поведение человека и во взрослом возрасте. Однако сохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений. Во-первых, свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям, повышаться или понижаться порог реактивности, изменяться величина общей активности. Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте. Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являются проявлениями одного и того же свойства темперамента. В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как неумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю определить особенности его темперамента. Тем не менее диагностика темперамента у взрослого человека не является неразрешимой задачей. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях, то есть являются кросс-ситуативными. В одних случаях проявление свойств темперамента будет маскироваться больше, в других — нивелирующее воздействие социальных условий на свойства темперамента будет меньше. Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных (хотя и не во всех) ситуациях, и являются проявлениями его темперамента. Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию. Например, такая сторона темперамента, как общительность, более определенно проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомыми людьми, чем при общении со своими близкими. Общаясь с друзьями, даже самые застенчивые и некоммуникабельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаются от тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстро принять решение, справиться с проблемой в условиях дефицита времени уровень эмоциональности человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации. Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответить на вопросы, которые в спокойной ситуации не вызвали бы у них ни малейшего затруднения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна для окружающих. На основании описанных критериев можно выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей человека. Итак, к свойствам темперамента относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Они обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
3. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента
В начале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследование темперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследования состоят в том, чтобы:
1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития; 2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях; 3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося) поведения и патологических состояний (например, неврозов).
На основании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда дети достигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемыми авторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания, настойчивость. Особенности поведения, по которым судят о выраженности того или иного свойства темперамента, меняются с возрастом. Содержание этих характеристик у детей в первые годы жизни следующее. Активность — уровень двигательной активности и соотношение периодов двигательной активности и пассивности. Ритмичность (регулярность) — предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями организма, например хочет ли ребенок есть в одно и то же время, легко ли его приучить засыпать в определенное время и т.д. Приближение или удаление — непосредственная реакция на новые стимулы. Приближение проявляется в положительных эмоциях (например, ребенок улыбается, увидев новую игрушку) и в соответствующей двигательной активности (в желании подойти к этой игрушке и взять ее в руки). Противоположная реакция - удаление - характеризуется возникновением отрицательных эмоций на все новое (настороженностью, плачем, испугом) и желанием от этого нового и незнакомого оказаться как можно дальше (оттолкнуть новую игрушку, убежать).
Адаптивность — легкость привыкания к новым или меняющимся условиям. Интенсивность реакций — энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности (насколько интенсивно выражается радость, недовольство). Порог реактивности— уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал, легко ли ребенка рассмешить, легко ли он расстраивается). Настроение — соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности. Отвлекаемость — эффективность действия новых стимулов для изменения поведения (например, когда ребенок плачет, легко ли его успокоить, показав ему что-то интересное). Устойчивость внимания и настойчивость — две взаимосвязанных характеристики, проявляющиеся в том, насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же и склонен ли он продолжать какую-либо деятельность, если возникают трудности в ее осуществлении. При диагностике темперамента у подростков и взрослых большинство свойств темперамента оценивается по аналогичным особенностям поведения. Например, порог реактивности определяется по чувствительности к жаре, холоду, свету, шуму и т.д.; о настроении судят по преобладанию положительных или отрицательных эмоций; интенсивность реакций оценивается по их внешним проявлениям. Иначе говоря, рассматриваются внешне похожие динамические (в терминологии авторов — стилевые) особенности поведения. Однако есть и такие свойства темперамента, содержание которых при диагностике во взрослом возрасте в значительной степени изменяется. Так, о приближении - удалении судят по тому, насколько легко человек вступает в контакт с другими людьми, предпочитает ли проводить свободное время в одиночестве или же в компаниях, то есть, фактически, по степени его общительности. Таким образом, динамические показатели общительности рассматриваются авторами как "взрослый" аналог приближения — удаления.
Анализируя клинические случаи, авторы пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств, то есть при патологических отклонениях существует определенное сочетание свойств темперамента. Впоследствии этот вывод был подтвержден при статистическом анализе (при факторизации данных, полученных на лонгитюдной выборке), а всего было выделено три синдрома свойств, названных авторами "легкий темперамент", "трудный темперамент" и "темперамент с длительным привыканием". Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцы жизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна, приучаются к новой пище и не боятся новых людей. Становясь старше, они легко адаптируются к детскому саду и школе и легко сходятся с другими детьми. У родителей и воспитателей редко возникают с ними проблемы. Это — "легкие" дети, что и дало название этому синдрому свойств. Взрослые люди, обладающие этими свойствами темперамента, не испытывают проблем в общении и легко привыкают к новой работе. У них преобладает положительный эмоциональный настрой, а выражение эмоций не отличается сильной интенсивностью.
Трудный темперамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. В первые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть к распорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки между кормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими. Они часто плачут, а приучение их к новой пище требует огромных усилий. Подрастая, они остаются "трудными" для окружающих: они настороженно относятся к новым людям, с трудом знакомятся с другими детьми, плохо адаптируются к новым ситуациям, им тяжело привыкнуть к школе. Во взрослом возрасте у них остаются сложности в адаптации к изменяющимся условиям жизни (например, при переходе на новую работу) и в общении. Они подвержены плохому настроению и склонны бурно выражать отрицательные эмоции. Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравится непривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательная реакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новых ситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо, как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этим типом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций. Описанные в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании 9 свойств темперамента и три синдрома свойств (легкий темперамент, трудный темперамент и темперамент с длительным привыканием) оказались онтогенетически стабильными, то есть все эти параметры темперамента, диагностированные в раннем детстве, связаны с аналогичными параметрами в более старших возрастах. При этом особую прогностическую ценность продемонстрировали синдромы свойств: обладатели "легкого" темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворены своей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротические отклонения).
Вместе с тем, те или иные свойства темперамента и синдромы этих свойств не фатальны для будущего их обладателей. Действительно, "трудный" темперамент оказывается статистически чаще, чем "легкий", связан с разнообразными сложностями, возникающими и в детстве, и во взрослом возрасте. Однако, как показали авторы Нью-Йоркского исследования, сложности эти не неизбежны и часто являются результатом ошибок в воспитании. В тех случаях, когда родители учитывают индивидуальные особенности своего "трудного" ребенка и исходят из этих особенностей, им удается помочь ребенку избежать многих сложностей в дальнейшем. Такие родители тщательно подготавливают ребенка к будущим новым ситуациям, например к началу школьного обучения, помогают ему наладить общение с другими детьми, то есть обучают ребенка навыкам общения, которые у него сами собой не складываются. Они стремятся не переломить не нравящиеся им свойства, а изменить их проявления, не ждут быстрых результатов. В этих случаях эффект оказывается поразительным. Дело в том, что, чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет не сам темперамент, а свойства, сформированные на его основе. Так, детский страх общения с незнакомыми людьми продолжает играть деструктивную роль во взрослом возрасте только в тех случаях, когда робость и застенчивость ребенка много раз становились причиной его неудач в общении, что приводит к естественному желанию оказываться в этих ситуациях как можно реже. Но, избегая этих ситуаций, стараясь как можно меньше общаться с незнакомыми людьми, ребенок сокращает свои возможности научиться тому, в чем он и так не слишком успешен. Именно эти вторичные наслоения на свойства темперамента и приводят к тому, что во взрослом возрасте сохраняются те же проблемы, что были в детстве. Трудный темперамент потому и называется трудным, что для адаптации детей, обладающих им, требуется гораздо больше внимания и усилий со стороны родителей и воспитателей, чем для адаптации детей с более благоприятными свойствами темперамента. Не у всех хватает на это сил и умения, и именно поэтому дети с определенными свойствами темперамента чаще оказываются менее подготовленными ко взрослой жизни. Нефатальный характер свойств темперамента проявляется и в противоположном эффекте. Неблагополучная семейная ситуация, неправильный стиль общения с ребенком могут привести к тому, что дети с синдромом свойств легкого темперамента окажутся впоследствии замкнутыми, невротичными, боящимися любых изменений. Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, оказались онтогенетически устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка. Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности свойств темперамента, выделенных в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании было проведено норвежским психологом А.Торгерсен. Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет. Полученные данные показывают, что внутрипарные различия МЗ близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗ близнецов. Для одних свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ небольшая, для других — значительная и увеличивается с возрастом. Кроме того, по большинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ близнецами имеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего не происходит у ДЗ близнецов. То есть эти данные свидетельствуют о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента. Более традиционный путь анализа данных — вычисление внутриклассовых коэффициентов корреляции для МЗ и ДЗ близнецов — позволяет сделать тотже вывод. Внутрипарное сходство МЗ близнецов, за исключением нескольких случаев в младших возрастах, оказывается выше внутрипарного сходства ДЗ близнецов. С возрастом МЗ близнецы сохраняют высокое внутрипарное сходство (в большинстве случаев оно даже увеличивается). Так, внутрипарные корреляции МЗ близнецов по активности в 2 мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет равны соответственно 0,75; 0,85; 0,93; 0,95. Что же касается ДЗ близнецов, то они с возрастом становятся все меньше похожи друг на друга. Например, внутрипарные корреляции ДЗ близнецов по показателю активности в 2 мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет равны соответственно 0,47; 0,71; 0,14; 0,16.
Поскольку показатель наследуемости зависит от соотношения внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, можно сказать, что, во-первых, большинство свойств темперамента во всех возрастах оказывается генетически обусловленным и, во-вторых, что влияние генотипа на свойства темперамента увеличивается с возрастом. Анализ коэффициента корреляций между близнецами позволяет установить, что соотношение влияния генотипа и среды в разных возрастных группах меняется от 0 до 90%. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что по двум свойствам темперамента (по интенсивности и порогу реактивности) были получены отрицательные корреляции у ДЗ близнецов в 15 лет. Этот факт требует дополнительного анализа: если свойство генетически обусловлено, ДЗ близнецы, которые имеют в среднем половину общих генов, не должны быть настолько не похожи друг на друга. Либо условия развития близнецов способствуют увеличению их различий по этому свойству, либо, что более вероятно в данном случае, причиной этих различий является разное время пубертатных изменений (то есть тех изменений, которые связаны с половым созреванием) у ДЗ близнецов. У партнеров МЗ-пары процессы полового созревания протекают более синхронно. Формально это выражается тем, что выявляется компонента дисперсии, характеризующае влияние систематической монозиготной среды. ДЗ близнецы, находясь в одном и том же хронологическом возрасте, могут находиться на разных стадиях полового созревания. Такие характеристики, как интенсивность реакций и порог их реактивности, могут быть чувствительны к биологической перестройке организма, и именно на них может сказаться разный темп и разное время полового созревания ДЗ близнецов. Таким образом, в работах этого направления было выделено 9 свойств темперамента и получены доказательства их генетической обусловленности.
4. Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структуры темперамента
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность. Для оценки этих свойств темперамента исследователи разработали опросники для разных возрастных групп. При диагностике темперамента взрослых опросники заполняются либо самими испытуемыми, либо экспертами — теми, кто хорошо знает испытуемых. При диагностике темперамента детей опросники заполняются их родителями, воспитателями и учителями. Кроме опросников, исследователи используют и объективные методы, прежде всего наблюдение за поведением человека в естественных условиях. Активность представляет собой проявление общего энергетического уровня в моторике. Об активности свидетельствуют три показателя — темп движений, интенсивность и выносливость испытуемого. О темпе реакций (основном показателе активности) можно судить по быстроте движений. Люди, обладающие высоким темпом, всегда спешат, у них быстрая речь, стремительные движения, они ходят быстрее, чем другие, не могут долго сидеть на одном месте и т.д. Интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений. Люди, которые имеют высокий уровень этого показателя, громко стучат в дверь и широко ее распахивают. У них железное рукопожатие, громкий голос, выразительная жестикуляция. Третий показатель — выносливость — свидетельствует о способности долго оставаться активным, не уставать. Эмоциональность рассматривается авторами как проявление двух негативных эмоций — страха и гнева. О страхе судят по интенсивности стимула, необходимого для возникновения этой эмоции; по длительности последействия (то, что испугало, уже давно исчезло, а страх остался); по разнообразию ситуаций, которые вызывают страх (одни боятся змей, другие — не только змей, но и собак, ос и черных кошек); по физиологическим реакциям, свидетельствующим о состоянии активации. Гнев, так же как и страх, определяется по интенсивности стимула, необходимого для возникновения эмоции, а кроме того — по длине латентного периода (сколько времени проходит между стимулом, вызвавшим реакцию, и появлением реакции) и по продолжительности реакции. Положительные эмоции не включаются в показатель эмоциональности, поскольку авторы этого подхода не согласны с тем, что они образуют самостоятельные проявления свойств темперамента. Положительные эмоции, по их мнению, являются компонентами не эмоциональности, а других свойств темперамента — активности и социабельности. Социабельность (или общительность) — обнаруживается в желании быть среди других людей. Люди с высокой социабельностью избегают одиночества, легко знакомятся с другими людьми, предпочитают деятельность, связанную с общением. Проявление трех этих свойств темперамента может меняться под влиянием внешних воздействий, однако возможности влияния на разные свойства не одинаковы: больше всего подвержены научению внешние проявления эмоциональности, а меньше всего — активности. В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. В настоящее время есть экспериментальные работы, в которых по свойствам темперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (как генетически связанные с родителями, так и приемные). Рассмотрим некоторые из полученных результатов. При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение. Таким образом, при обследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов. Однако, несмотря на это, интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутрипарные корреляции. Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, было предположено, что причиной этого является эффект контраста, играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. По мнению авторов исследования, родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям. Тот, кто чуть-чуть активнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. У МЗ близнецов это не происходит, вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески и противопоставлять их друг другу очень трудно.
Такая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вносит некоторый вклад в индивидуальные различия по активности, эмоциональности и социабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно без дополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг с другом и отношения к ним родителей. Данные, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказались неожиданными. У детей первых лет жизни корреляции между сибсами оказались незначимыми и не отличались по величине от корреляций между приемными детьми, то есть детьми, воспитывающимися в одной семье, но не имеющими общих генов. У детей предподросткового возраста сохранилась та же самая картина. Так, в одном из исследований корреляции между родными сибсами в 7—10 лет по активности, эмоциональности и социабельности оказались равны соответственно -0,18, -0,04 и 0,13 и не отличались значимо от корреляций, полученных у приемных сибсов. Таким образом, с одной стороны, повторяется то же самое, что наблюдалось при исследовании ДЗ близнецов: генетически похожие дети (то есть дети, имеющие в среднем половину общих генов), оказываются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другой стороны, отсутствие различий между родными и приемными сибсами указывает на отсутствие генотипических влияний на эти свойства темперамента. При сравнении родителей и детей результаты оказались противоречивыми. Когда экспертами при оценке темперамента детей выступали учителя и психологи, сходство родителей и их родных детей в 7 и в 10 лет оказалось выше сходства родителей и приемных детей по показателям активности и социабельности, то есть данные указывали на некоторое влияние генотипа на эти характеристики. При оценке темперамента родителями различий между родными и приемными семьями обнаружено не было. В более старшем возрасте, начиная с подросткового, получаемые данные обычно подтверждают гипотезу о генетической обусловленности активности, эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия в величине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойств темперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равны примерно 0.3— 0.5, то показатели наследуемости, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказываются ниже — от 0.2 до 0.4. При анализе этих свойств темперамента у взрослых наблюдается также ассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецов за счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов. Так, на шведской выборке при сравнении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живущих вместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходство выше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь. Это приводит к тому, что показатели наследуемости, вычисленные на основании данных неразлученных МЗ и ДЗ близнецов, оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные на основании данных близнецов, живущих врозь. Более того, по социабельности в двух выборках близнецов получены прямо противоположные результаты: если по данным неразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0.32, то по данным разлученных близнецов он лишь незначительно отличается от 0. В какой степени этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетического влияния на социабельность во взрослом возрасте, трудно сказать, поскольку пока свойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе.
Таким образом, при исследовании трехкомпонентной структуры темперамента было выделено три его свойства — активность, эмоциональность и социабельность. Все они, как правило, демонстрируют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но по данным семейных исследований и при сравнении приемных детей результаты оказываются противоречивыми. Эти противоречия наиболее остры при исследовании темперамента у младших возрастных групп и уменьшаются при анализе темперамента у более старших возрастных групп. Начиная с подросткового возраста, данные обычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожилом возрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомнительным оказывается влияние генотипа на социабельность. В целом, оценивая вклад генетических факторов в изменчивость показателей темперамента, принимается, что коэффициент наследуемости равен примерно 40%.
психогенетический темперамент генетика эмоциональность
5. Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамента. Основоположниками этого направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, создавшие школу дифференциальной психофизиологии, то есть отрасли психологии, которая изучает физиологические механизмы индивидуальных различий в психологических особенностях человека. Б.М. Тепловым была разработана программа дифференциально-психологического исследования, цель которой состояла в том, чтобы "подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально-психологических различий людей, отправляясь от изучения типологических свойств нервной системы". Сформулирована эта цель в статье Б.М.Теплова, которая была опубликована в 1957 г. и называлась "Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий". Этапы этого пути, как показали исследования, проведенные в этом направлении, представляют собой последовательный переход от изучения собственно физиологических основ индивидуальности (свойств нервной системы) к анализу их соотношения с психологическими характеристиками и далее — к изучению собственно динамических характеристик психической деятельности. К числу последних относятся задатки способностей и темперамент, исследование которых началось в 60 гг. под руководством В.Д. Небылицына.
Темперамент рассматривается В.Д. Небылицыным как "характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний". В структуре темперамента было выделено два основных компонента — активность и эмоциональность. Активность связана с энергетическими потенциалами человека, позволяющими ему с большей или меньшей эффективностью осваивать и преобразовывать окружающий его мир. Поскольку энергетические потенциалы определяют динамику деятельности человека в самых разных ситуациях и в самых разных сферах, активность нельзя ограничивать только особенностями моторики: динамические характеристики активности, по его предположению, могут проявляться и в других сферах, в частности, в общении и в познавательной деятельности. Первые экспериментальные исследования, проведенные в дифференциальной психофизиологии, были связаны с анализом структуры активности и выяснением ее связей с психофизиологическими особенностями человека. Эти исследования показали, что об активности можно судить по трем ее проявлениям — по индивидуальному темпу деятельности (по скорости двигательной реакции, которая свойственна испытуемому и которую он склонен сам выбирать), по склонности к разнообразию реакций и по склонности к действиям в ситуации, когда, по условиям эксперимента, действие не является обязательным (одни люди склонны, а другие — не склонны к проявлениям сверхнормативной активности). В дальнейшем было обнаружено, что эти три показателя активности, называемые в ряде работ скоростным (темп), вариационным (пластичность) и эргическим компонентами активности, хорошо отражают динамические особенности активности в самых разных сферах — в двигательной, когнитивной, волевой и в сфере общения. Кроме объективных (тестовых) показателей, для определения активности используются и опросники. В опроснике структуры темперамента вопросы направлены на диагностику трех описанных компонентов активности в том виде, в котором они проявляются в предметной и социальной сферах деятельности. Например, проявление скоростного показателя активности в предметной сфере определяется по вопросам типа: "Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?", а проявление скоростного показателя в социальной сфере — по вопросам типа: "Нравится ли Вам быстро говорить?" В опросниках для диагностики темперамента дошкольников и младших школьников скоростной, вариационный и эргический компоненты активности не выделяются как самостоятельные. Об активности свидетельствуют три основных компонента (двигательная активность, познавательная активность и общительность) и три дополнительных, важных для понимания темперамента в этом возрастном диапазоне (динамические показатели настойчивости, импульсивность и утомляемость, связанная с порогами реактивности). Эмоциональность (второй компонент темперамента, выделяемый в этом направлении исследований) рассматривается как "особенности возникновения, протекания и прекращения разноообразных чувств, аффектов и настроений", то есть, иначе говоря, эмоциональность связана с динамикой эмоциональной жизни человека. Однако у одного и того же человека эта динамика может быть различной для разных эмоциональных состояний, для положительных и отрицательных эмоций. Невозможно понять индивидуальное своеобразие эмоциональности, если не учитывать качественных различий в эмоциях. В связи с этим исследователи сочли необходимым анализировать не только динамику эмоциональных переживаний, но и вид (модальность) тех переживаний, которые преобладают у того или иного человека. Было предположено, что наиболее важными видами эмоций (первичными, базальными эмоциями) являются три из них — удовольствие (радость), гнев и страх. Базальный характер этих эмоций определяется, с одной стороны, их непосредственной связью с физиологическими особенностями, а с другой — той ролью, которую они играют в эмоциональной жизни: склонность к переживанию эмоций той или иной модальности является устойчивой, а уровни проявления эмоций разных модальностей и их соотношение друг с другом в значительной степени определяют разнообразие эмоциональных переживаний человека. Для диагностики эмоциональности были разработаны разнообразные процедуры — наблюдение, длительное самонаблюдение, в ходе которого велись ежедневные дневниковые записи, проективные методы, опросники, экспертные оценки. Исследования активности и эмоциональности, проведенные в этом направлении изучения темперамента, показали, что темперамент обнаруживает отчетливые связи с психофизиологическими особенностями человека. Так, более высокий уровень активности оказался связан с более высоким активирующим влиянием подкорковых структур, с таким свойством нервной системы человека, как активированность. С другой стороны, было показано, что особенности темперамента определяют своеобразие процессов саморегуляции и связаны с некоторыми личностными особенностями и с успешностью в некоторых видах деятельности. Таким образом, исследования этого направления показали опосредующую роль темперамента: будучи связан с физиологическими закономерностями, темперамент влияет на формирование индивидуальных различий в личностной сфере. Генетические исследования темперамента начались с середины 70-х гг. При исследовании трех компонентов активности (скорости, изменчивости и склонности к продолжению деятельности) у детей 9 — 10 лет внутрипарное сходство МЗ оказалось выше, чем сходство ДЗ по большинству скоростных и результативных показателей, полученных в психомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие между МЗ и ДЗ близнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлении продолжать начатую деятельность. В исследовании, проведенном на взрослых (18 — 25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуальной деятельности, и ее разнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗ близнецов. При анализе изменений в свойствах темперамента у детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные, свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента. По оценкам матерей, воспитателей детских садов и учителей первого класса, МЗ близнецы в большинстве случаев (за исключением одного показателя — утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и по разным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности, свидетельствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкости изменения настроения. При этом от 6 к 7 годам внутрипарные различия ДЗ резко увеличиваются (коэффициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 лет становятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗ и ДЗ близнецами становятся больше. Эти данные свидетельствуют о связи показателей активности и эмоциональности с генотипом и демонстрируют ту же картину, которая наблюдалась в других направлениях исследования темперамента: по некоторым показателям, полученным в 6 лет, и по всем показателям в 7 лет сходство МЗ близнецов превышает сходство ДЗ близнецов больше чем в два раза. В более старшем возрасте, в 13—14 лет, данные Опросника структуры темперамента, заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показатели активности и эмоциональности, связанные в этом опроснике исключительно с легкостью возникновения отрицательных эмоциональных состояний. Анализируя эти данные, следует также обратить внимание на то, что показатели эргичности и эмоциональности, связанные с предметной деятельностью, испытывают большее влияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональности, связанные с социальным взаимодействием. В самом начале этой главы говорилось о том, что по мере взросления человека свойства темперамента "маскируются": их проявления могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от норм общества, предъявляемых человеку. Очевидно, что в ситуациях, связанных с общением, ожидания и требования окружающих влияют на поведение в большей степени, чем в ситуациях, связанных с предметной деятельностью. Именно в результате этого динамические характеристики активности и эмоциональности, касающиеся ситуаций общения, начинают отражать не столько свойства темперамента как таковые, сколько особенности личности, сформированные на базе этих свойств темперамента. В результате этого динамические характеристики общительности утрачивают к 13—14 годам связь с генотипом, которая была в более младшем возрасте - в 6-7 лет. Что касается эмоциональности, то ее подробное исследование на взрослой близнецовой выборке (18—25 лет) демонстрирует большее сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, почти по всем показателям, хотя данные, полученные разными методами, сильно расходятся в оценке внутрипарного сходства и МЗ, и ДЗ близнецов. В целом, можно сказать, что есть некоторое влияние генотипа на особенности проявления базальных эмоций (радости, гнева или страха), хотя дать количественную оценку этому влиянию по имеющимся данным невозможно. Таким образом, по результатам генетических исследований, проведенных в русле концепции темперамента, предложенной В.Д. Небылицыным, можно сказать, что генотип влияет на индивидуальные различия по активности и эмоциональности, однако динамические показатели активности, прежде всего показатели активности, которые проявляются в ситуации общения, к подростковому возрасту оказываются связаны исключительно со средовыми влияниями.
6. Возможности применения знаний из области психогенетики в психологической практике
Психогенетика решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании "первичных", "исходных" особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых . Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально- психологических особенностей ребенка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий. Помимо исследования этиологии индивидуально-психолгических различий, психогенетические исследования помогают решить ряд научных задач, к самой психогенетике не относящихся. Например, понять структуру того или иного психологического признака и ее изменения в онтогенезе, могут стать основой возрастной периодизации и т.д. Поэтому психогенетика, ее методы и результаты весьма информативны не только для дифференциальной, но и для общей психологии и психологии развития. Существуют и вопросы психолого- педагогичесой практики, для которых должны быть важны знания о роли наследственности и среды в формировании индивидуальности ребенка. Методы, которыми располагает психогенетика, позволяют весьма надежно решать ее главную задачу: выяснение той роли, которую играют факторы наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков, индивидуальных траекторий развития и т.д.
Кроме того, методы психогенетики позволяют более надежно решать ряд негенетических задач, связанных с выделением актуальных для различных психологических черт средовых переменных, с более точной оценкой эффектов внешних воздействий и многих других. Движения человека, их индивидуальные особенности – весьма перспективный объект психогенетического исследования, позволяющий достаточно четко задавать и фиксировать психологические условия реализации движения. Менять стимульную среду, задачу, биомеханику, исследовать разные уровни обеспечения движения. С точки зрения психологической, среди продуктивных гипотез выделяются две:
1) об изменении генотип-средовых соотношений в вариативности фенотипически одного и того же движения при изменении механизмов его реализации, т.е. включения его в различные функциональные системы.
2) о динамике этих соотношений при переходе от индивидуального оптимума к предельным возможностям данной функции.
Конечной целью психологического исследования является понимание этиологии и структуры анализируемого признака, обнаружение факторов, влияющих на его индивидуальное развитие, и тех характеристик среды (культурной, социальной, групповой, семейной или индивидуальной), которые позволяют влиять на развитие, а также макро- и микрофункционирование данного признака. Психогенетические исследования подчиняются этим целям, изучая генотип и среду в их непрерывном взаимодействии, объединяя в себе методологию и инструментарий обеих наук.