Содержание
Введение
Понимание термина «одаренный» применяется к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи и учении. Одаренными считаются дети, которые имеют высокие показатели по тестам интеллекта.
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.
Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.
1. Детская одаренность
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой дома, строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
Проблема детерминации одаренности детей является одной из самых дискуссионных в области исследования способностей и одаренности вот уже более ста лет. Еще с конца прошлого столетия ученые, разрабатывая различные методы идентификации одаренных детей, стремились обозначить факторы, оказывающие решающее влияние в возникновении одаренности.
Условно эти факторы можно разделить на две группы: (генотипические наследственно приобретаемые) и средовые (социальные). В отдельные периоды изучения этого вопроса превалировало выделение то одной, то другой группы факторов, но все же большинство исследователей одаренности склоняются к одновременному признанию значительной роли обеих групп факторов, отмечая при этом различную направленность и разные сферы их влияния на одаренность. В психологической науке считается общепризнанным, что начало изучения одаренности детей и создания методов ее выявления положено Ф. Гальтоном. Именно он является основателем подхода к изучению одаренности как к личностной особенности, имеющей природную обусловленность. От Ф. Гальтона берут свое начало и исследования одаренности, выполненные в русле измерительного подхода. Именно им была поставлена проблема создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.
Анализ исследовательских теорий и концепций по вопросу о значимости генетического фактора в формировании и развитии одаренности позволяет сделать вывод о том, что роль генотипа в детерминации одаренности ребенка достаточно высока.
Особенно широко эта точка зрения получила свое распространение в первой половине ХХ века в трудах таких исследователей, как Ф. Гальтон, Дж. Селли, Ч. Спирмен, В.Штерн, Э.Мейман, У.Р. Чарлсворз, А.Гезел и др.1
На счет влияния генотипических факторов данные исследователи относили:
1) “умственный уровень” (Э. Клапаред), который связан, прежде всего, не со знаниями, приобретенными ребенком в школе или в процессе взаимодействия с окружающей его средой, а с природными предпосылками и, следовательно, при диагностике требуется оценивать не знания, а развитие ребенка;
2) “интеллектуальный уровень” (Бине, Симон). Интеллект рассматривался А.Бине как врожденное качество детской психики и развитие ребенка с возрастом не оказывает влияния на его интеллектуальный уровень.
3) “интеллектуальную энергию”, несводимую к материальной деятельности человеческого мозга и лимитирующую развитие одаренности
4) “задатки”, от которых зависит, какое влияние окажут на индивида те или иные внешние условия (В. Штерн). В. Штерн считал одаренность общечеловеческим предрасположением, которое возникло в результате “конвергенции внутренних и внешних условий”.
5) “интеллект”: роль врожденного и приобретенного в интеллекте (А.Р.Дженсен), адаптивные функции интеллекта (У.Р. Чарлсворз), интеллект биологический, индивидуальные различия интеллекта (Г.Ю. Айзенк), изучение биохимических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие интеллектуальной одаренности детей (Т. Глассер, Дж. Эртл, Е. Шафер) и т.д.;
6) “интеллектуальную деятельность” – исследования подтверждают гипотезу о преимущественной генетической детерминации различий в уровне развития общего интеллекта и о меньшем влиянии генотипа на различия в специальных познавательных способностях (Г.Айзенк, В.Вайс, Д.Ройс, В. Шафер) и т.д..
ОДАРЕННОСТЬ
1) общая одаренность - общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных (ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,
2) частная одаренность - психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.
В то же время, необходимо четко обозначить те сферы, на которые генетический фактор, прежде всего, оказывает влияние. Исследования, проводимые особенно интенсивно во второй половине ХХ века при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, позволяют определить, что значительная роль генотипа прослеживается в формировании вербального интеллекта, при этом нужно также учитывать возрастную динамику влияния генетических и средовых факторов на вербальный и невербальный интеллект. Бесспорным признается большинством авторов значительное влияние генотипа на формирование общих интеллектуальных функций.
Интересным является подход Р. Пломина, который предлагает рассмотрение психических особенностей человека с позиций двух аспектов: “универсального” и “индивидуального”. К числу первых относятся исследования влияния депривации социальных контактов на интеллектуальное развитие детей. Однако в том случае, если индивиды обеспечены условиями для нормального развития, то их индивидуальные различия не могут быть объяснены с помощью “общих” закономерностей социального взаимодействия.
Р.Пломин различает три типа корреляции генотипа и среды:
- пассивное влияние: когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. В этом случае происходит неслучайное сочетание генотипа и среды;
- реактивное влияние: реакция среды на проявления различных врожденных особенностей индивида, которая может привести к формированию определенных личностных черт;
- активное влияние: индивид либо активно ищет, либо создает среду, которая наибольшей степени соответствует его наследственности.
Исследователем выдвигается предположение о том, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых влияний изменяется последовательно от пассивных к активным.
2. Диагностический тест
В качестве объекта исследования выбираем мальчика 10 лет. Исследование проводим по методике Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей».
В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Затем баллы по всем характеристикам суммируются внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») делится на количество вопросов, в результате получается определенное число. Усредненные результаты по всем областям сравниваем между собой. Выделяем 3—4 наивысших показателя.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. В настоящем тесте оценку будут давать три эксперта. Мама ребенка, его старший брат и классный руководитель.
Ниже приведены 10 сфер с включенными характеристиками:
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год — два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
III. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идеи.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов,
VI. Музыкальная сфера.
1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слажено и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера.
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера.
1. Тонкость и точность моторики.
2.Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям(физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол ит.д.)
IX. Сфера художественных достижений.
1.Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2.Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
Результаты оценок экспертами представим в виде сводной таблицы:
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
|
1.1 |
5 | 5 | 5 |
1.2 |
5 | 4 | 5 |
1.3 |
4 | 3 | 4 |
1.4 |
5 | 5 | 5 |
1.5 |
5 | 5 | 4 |
1.6 |
5 | 5 | 5 |
1.7 |
5 | 4 | 5 |
1.8 |
4 | 3 | 3 |
1.9 |
5 | 4 | 4 |
1.10 |
4 | 3 | 4 |
1.11 |
5 | 4 | 5 |
1.12 |
5 | 5 | 5 |
Ср. |
4,75 | 4,16 | 4,08 |
Общ. ср. |
4,33 | ||
2.1 |
5 | 5 | 5 |
2.2. |
3 | 3 | 3 |
2.3 |
5 | 4 | 3 |
2.4 |
5 | 5 | 5 |
2.5 |
5 | 4 | 5 |
2.6 |
5 | 5 | 5 |
2.7 |
5 | 4 | 5 |
2.8 |
5 | 5 | 4 |
2.9 |
4 | 4 | 4 |
2.10 |
4 | 4 | 4 |
2.11 |
5 | 5 | 4 |
2.12 |
4 | 4 | 3 |
Ср. |
4.58 | 4.33 | 4.16 |
Общ. ср. |
4.35 | ||
3.1 |
5 | 4 | 3 |
3.2 |
4 | 4 | 4 |
3.3 |
4 | 3 | 4 |
3.4 |
5 | 5 | 5 |
3.5 |
4 | 5 | 4 |
3.6 |
5 | 4 | 4 |
3.7 |
3 | 3 | 3 |
3.8 |
5 | 4 | 4 |
Ср. |
4.36 | 3.63 | 3.86 |
Общ. ср. |
3.95 | ||
4.1 |
5 | 5 | 5 |
4.2 |
3 | 4 | 4 |
4.3 |
3 | 4 | 4 |
4.4 |
5 | 5 | 5 |
4.5 |
5 | 4 | 4 |
4.6 |
5 | 5 | 5 |
4.7 |
5 | 5 | 5 |
4.8 |
5 | 5 | 5 |
Ср. |
4.5 | 4.63 | 4.63 |
Общ. ср. |
4.59 | ||
5.1 |
3 | 4 | 2 |
5.2 |
3 | 2 | 2 |
5.3 |
4 | 4 | 3 |
5.4 |
3 | 3 | 3 |
5.5 |
5 | 5 | 5 |
5.6 |
4 | 5 | 4 |
5.7 |
4 | 3 | 3 |
5.8 |
4 | 2 | 3 |
Ср. |
3.75 | 3.5 | 3.13 |
Общ. ср. |
3.46 | ||
6.1 |
4 | 2 | 2 |
6.2 |
3 | 3 | 4 |
6.3 |
2 | 2 | 2 |
6.4 |
2 | 2 | 2 |
6.5 |
5 | 4 | 5 |
6.6 |
3 | 3 | 2 |
6.7 |
2 | 2 | 2 |
6.8 |
2 | 2 | 2 |
Ср. |
2.88 | 2.5 | 2.63 |
Общ. ср. |
2.67 | ||
7.1 |
5 | 5 | 5 |
7.2 |
5 | 3 | 4 |
7.3 |
3 | 2 | 3 |
7.4 |
4 | 4 | 2 |
7.5 |
5 | 4 | 4 |
7.6 |
3 | 4 | 4 |
7.7 |
3 | 2 | 3 |
Ср. |
4 | 3.43 | 3.57 |
Общ. ср. |
3.67 | ||
8.1 |
5 | 5 | 5 |
8.2 |
5 | 5 | 5 |
8.3 |
5 | 4 | 3 |
8.4 |
3 | 4 | 3 |
8.5 |
3 | 2 | 2 |
8.6 |
4 | 4 | 3 |
Ср. |
4.17 | 4 | 3.5 |
Общ. ср. |
3.89 | ||
9.1 |
5 | 5 | 4 |
9.2 |
2 | 2 | 2 |
9.3 |
4 | 4 | 4 |
9.4 |
4 | 3 | 3 |
9.5 |
5 | 4 | 4 |
9.6 |
4 | 4 | 4 |
9.7 |
3 | 4 | 3 |
9.8 |
3 | 2 | 2 |
9.9 |
4 | 4 | 4 |
9.10 |
5 | 5 | 4 |
Ср. |
3.9 | 3.7 | 3.4 |
Общ. ср. |
3.67 | ||
10.1 |
5 | 5 | 5 |
10.2 |
4 | 4 | 5 |
10.3 |
3 | 5 | 4 |
10.4 |
4 | 5 | 4 |
10.5 |
5 | 4 | 5 |
Ср. |
4.2 | 4.6 | 4.6 |
Общ. ср. |
4.47 |
Вывод: как видно из исследования у испытуемого преобладают следующие сферы:
Литературная сфера (4,59)
Общение и лидерство (4,47)
Сфера академических достижений (4,35)
Интеллектуальная сфера (4,33)
К числу наименее развитых относятся:
Музыкальная сфера
По остальным сферам показатели примерно одинаковы.
Из исследования видно, что в ряде характеристик оценки, поставленные классным руководителем, и членами семьи ребенка существенно отличаются. В большинстве случаев максимальные оценки ставила мать мальчика. Это объясняется особенностями субъективного восприятия личности. Кроме того если сравнивать баллы, поставленные братом и матерью, то очевидно различие в оценке некоторых особенностей ребенка. Это так же можно объяснить субъективными взглядами и особенностями. Но в целом все три эксперта сошлись в оценке ребенка.
На мой взгляд, к основным минусам данной методики можно отнести большую зависимость результатов исследования от субъективного восприятия испытуемого. Это, несомненно снижает точность полученных результатов. В числу же достоинств данной методики можно отнести широкий ряд рассматриваемых характеристик.
Заключение
Таким образом, в целом, устоявшейся в психологической науке является точка зрения, согласно которой степень генетической детерминации одаренности у ребенка равна примерно 40-60%. Следует также различать направленность и область генотипического и средового влияния на формирование одаренности: в данном случае, роль генотипа неоспорима в тех случаях, когда: способность является общей, а не специальной; способность тесно связана с общим интеллектом; способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой; способность можно отнести к видовым признакам человека.
Большинством исследователей признается активное воздействие генотипических факторов на развитие умственной одаренности в двух направлениях: во-первых, генотипом определен некий теоретически существующий предел развития способностей, а во-вторых -индивидуальный темп развития. Однако это обстоятельство не следует рассматривать в качестве признания фатальной предопределенности результатов развития, поскольку данные, получаемые в ходе различных психогенетических исследований, свидетельствуют не о наследуемости той или иной характеристики, а лишь о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий.
В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Известны гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности.
Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности способностей речь заходит всякий раз тогда, когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг «врожденных» способностей неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что, в конце концов, такие особые «высшие» способности, как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие, ожидает судьба «грамматических» и «арифметических» способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов.
Список литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 2005 г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб: ТОО «Динамит», 2006 г.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 2005 г.
Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 2006 г.
Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2007 г.
Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ИП РАН, 2006 г.
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Мукова. – СПб.: СОЮЗ, 2006 г.
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души./ пер. с нем.. – М.: Канон, 2006г.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2007 г.
1 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2000.