"Десятилетний опыт реформирования физкультурно -спортивного движения в России убеждает нас в том, что при выборе стратегии развития необходимо исходить не из абстрактных схем и моделей, а опираться на анализ конкретных социально-экономических и политических условий в стране".
П.А. Рожков, председатель Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму.
Законодательство о физической культуре и спорте - комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства РФ, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного права.
Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан РФ.
Основу законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте составляет Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Как и всякий другой нормативно-пра вовой акт, он принадлежит своему времени, отражая его характерные черты. Переломный этап в реформировании физкультурно-спортивной деятельности - одна из примет нашего времени. В силу этого вышеназванный Закон несет на себе очевидный отпечаток перехода от одних правоотношений к другим, во многом - принципиально новым.
Характерной приметой нашего времени является также и добротное, последовательное гражданское законодательство. Если мысленно представить себе систему российского права и соотнести с ней законодательство о физической культуре и спорте, то станет очевидным, что его значительная часть совпадает с правовым полем гражданского законодательства. Однако правоотношения в этой части, гражданско-право вые по своей природе, еще не вполне созрели в обществе. Особенно это заметно в той части Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", которая регламентирует профессиональный спорт.
Статьи 24-26 названного ФЗ регламентируют правоотношения в профессиональной спортивной деятельности следующим образом:
"Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта и состоит из ассоциаций и союзов, входящих в официально признанную общероссийскую федерацию по виду спорта".
Законодатель включил в структуру профессионального спорта также и спортивные клубы, команды, отдельных спортсменов-профессионалов, заключивших контракт с физкультурно -спортивным объединением, но, сожалению, никак не определил организационно-правовых форм субъектов профессионального спорта, и это обстоятельство не прибавляет четкости формулировкам статьи 24.
Эта же статья устанавливает, что деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ и нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно -спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по видам спорта.
Очевидно, что законодатель совершенно неоправданно усложняет контрактные правоотношения. Ведь сегодняшнее гражданское законодательство позволяет регулировать их достаточно четко, следует лишь признать гражданско-правовую природу этих отношений, а отнесение правоотношений сторон в ходе профессиональной спортивной деятельности к трудовым отношениям порождает ряд неразрешимых вопросов.
Какую должность в штатном расписании федерации занимает спортсмен-профессионал? Является ли профессиональный спорт профессией в прямом смысле этого слова? Какие записи должен вносить работодатель в трудовую книжку спортсмена? Участвует ли на самом деле спортсмен своим трудом в деятельности организации, как того требует законодательство о труде? Что является результатом (продуктом) его труда? Почему спортсмен не должен выполнять правил внутреннего трудового распорядка в организации? Кто сможет подсчитать отработанное им время? В соответствии с какими нормативными актами должна быть разработана его должностная инструкция? Не представляется возможным определить и разряды оплаты труда спортсмена. Да и с продолжительностью рабочего времени, норма которой установлена ФЗ, возникают проблемы. И как быть с охраной труда?
Профессиональный спорт как самостоятельный вид деятельности активно развивается в нашей стране. Поэтому определение в глоссарии ФЗ понятия "профессиональный спорт" как предпринимательской деятельности , целью которой является удовлетворение интересов спортивных организаций, спортсменов-профессионалов и зрителей, сегодня уже не вполне соответствует гражданскому законодательству.
В статье 2 Гражданского кодекса РФ предприни мательская деятельность признается как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, целью предпринимательской деятельности в спорте все же является систематическое получение прибыли, а не удовлетворение интересов.
Если бы в ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" это обстоятельство нашло отражение, то и правоотношения в профессиональном спорте было бы легче регулировать.
Идя таким путем, можно было бы признать, что в основе отношений между спортсменом-профессио налом и его работодателем лежит не трудовой договор, а смежный с ним гражданско-правовой договор возмездного выполнения работ, в соответствии с которым одна сторона (исполнитель) обязуется совершать тренировочную деятельность с целью приобретения качеств, позволяющих достигать высоких результатов в спортивных соревнованиях, а другая сторона (заказчик) берется оплатить эти работы за получение права пользования достигнутыми спортсменом результатами.
При этом продуктом деятельности станут эти самые особые качества - спортивное мастерство. В гражданском обороте этот продукт займет место объекта собственности, право пользования которым и будет передаваться собственником другим субъектам гражданско-правовых отношений на условиях договора.
Именно поэтому возможно получение заказчиком неустойки за досрочное расторжение договора по инициативе исполнителя и именно в рамках этой правовой конструкции возможно предусмотреть права третьих лиц - государства, федерации, тренера, образовательного учреждения, в котором обучался спортсмен до заключения им договора.
При этом появится также и возможность определения критериев оценки права пользования спортивным мастерством при осуществлении гражданско -правовых сделок. Одним из очевидных критериев уже сейчас являются спортивные достижения и результаты соревновательной деятельности спортсмена.
В статье 25 ФЗ установлены правовые основы контракта о спортивной деятельности. Если проанализировать содержание этой статьи, то получается, что это трехсторонний трудовой договор между спортсменом, тренером и физкультурно-спортивной организацией.
В соответствии с КЗоТ РФ трудовой договор является соглашением между работником и работодателем и третьей стороны здесь не предусматривается. Понятно, что в основе этой нормы лежит попытка обеспечения законных прав тренера. Однако реализовать его права возможно только в рамках гражданских правоотношений, предусматривающих множественность сторон в обязательстве и обязательства перед третьими лицами.
Статья 26 ФЗ, регламентирующая переход спортсменов в другие спортивные организации, сохраняет недостатки общего концептуального осмысления проблемы профессиональной спортивной деятельности.
Что скрыто за необходимостью взаимного согласия спортивных клубов в вопросе перехода спортсмена до истечения срока контракта? Не что иное, как попытка разрешения трудового по определению спора гражданско-правовыми средствами. Иными словами, в случае перехода спортсмена возникает одностороннее нарушение обязательств по гражданско -правовому договору, порождающее дополнительные обязательства по возмещению убытков, причиненных ненадлежащим или неполным исполнением основных обязательств по договору.
Установленная п.3 ст. 26 ФЗ необходимость согласования спортсменом-профессионалом порядка и сроков перехода из одного спортивного клуба в другой в пределах РФ с государственными органами и федерациями нарушает конституционные права спортсмена как гражданина свободно распоряжать ся своими способностями к труду, свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь можно говорить лишь о необходимости государственной регистрации заключаемого контракта.
Вместе с тем в отношениях спортсмена с зарубежными заказчиками необходимо особое правовое регулирование, поскольку Российское государство вкладывает бюджетные средства в развитие физической культуры и спорта и в создание условий для физического воспитания и появления спортивного мастерства у профессиональных спортсменов, следовательно, оно вправе претендовать на часть собственности на их мастерство. Поэтому в целях охраны прав и интересов государства становится возможным введение определенных ограничений на право спортсмена-профессионала заключать контракты с иностранными заказчиками.
Преимуществом гражданско-правового договора является и то, что он сохраняет для сторон свободу выбора формы, а в значительной степени и содержания, устанавливая гибкую и удобную в применении правовую связь.
Следует отметить, что причиной неспособности федераций обеспечить финансирование своей уставной деятельности является именно недостаточность законодательного регулирования профессиональной спортивной деятельности.
Хотелось бы, чтобы эта проблема, а также и другие проблемы законодательства о физической культуре и спорте стали предметом обсуждения российской спортивной общественности и специалистов по правоведению. Ведь не только объективные предпосыл ки, но и социально-экономические условия для этого уже сложились.
А.Ф. Антипов , хаместитель председателя Комитета по спорту, физической культуре и туризму администрации Нижнего Новгорода, кандидат педагогических наук Н.В. Уловистова, консультант-юрист по физической культуре и спорту, муниципальный советник. Профессиональный спорт и закон